Фонетические упражнения. МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ,
МОЛОДЕЖИ И СПОРТА УКРАИНЫ
ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет иностранных языков
З.А. Тарабрина, Ю.Н. Ус
ВВОДНО-ФОНЕТИЧЕСКИЙ КУРС
ДЛЯ СТУДЕНТОВ, ИЗУЧАЮЩИХ НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК
КАК ВТОРОЙ ИНОСТРАННЫЙ
Утверждено
На заседании кафедры
Германской филологии
Протокол №
от
Зав. кафедры
Профессор, д.фил.н.
В.Д. Калиущенко
ДОНЕЦК
З.А. Тарабрина, Ю.Н. Ус, Вводно-фонетический курс для студентов, изучающих немецкий язык как второй иностранный: Учебное пособие. – Донецк: ДонНУ, 2012. – с.
Данное пособие содержит характеристику звуковой системы немецкого языка, фонетические упражнения, скороговорки, рифмовки, пословицы, стихотворения, диалоги и тексты для тренировки в учебном процессе и в качестве самостоятельной подготовки к занятиям по фонетике.
Учебное пособие предназначено для студентов 1 курса факультета иностранных языков специальностей «Английский язык и литература» и «Перевод (английский, немецкий языки)». Полное либо частичное использование материалов возможно также в преподавании немецкого языка как первого иностранного для специальности «Перевод (немецкий, английский языки)» .
Составители: З.А. Тарабрина, преподаватель кафедры германской филологии,
Ю.Н. Ус, к.фил.н., доцент кафедры германской филологии
Рецензенты: Н.Н. Чернышенко, к.фил.н., доц., доцент кафедры германской филологии
И.А. Юшковец, к.фил.н., доцент кафедры германской филологии
Ответственный за выпуск: В.Д. Калиущенко, д.фил.н., профессор
© ДонНУ
З.А. Тарабрина
Ю.Н. Ус
Урок/Stunde 1
Немецкий алфавит.
Правила чтения.
Ударения в простых словах.
Немецкий алфавит.
Буква | Название буквы | Буква | Название буквы |
А а B b C c D d E e F f G g H h I i J j K k L l M m | [’a:] [be:] [t̖s̗e:] [de:] [’e:] [’εf] [ge:] [ha:] [’i:] [jɔt] [ka:] [’εl] [’εm] | N n O o P p Q q R r S s, ß T t U u V v W w X x Y y Z z | [’εn] [’o:] [pe:] [ku:] [’εr] [’εs, ’εs´ t̖s̗εt] [te:] [’u:] [fáò] [ve:] [’iks] [’ypsilɔn] [t̖s̗εt] |
Ää [a: umláòt] Öö [o: umláòt] Üü [u: umláòt] |
Правила чтения.
Все согласные немецкого языка делятся по участию голоса на глухие и звонкие.
Глухие согласные [p], [t], [k] произносятся с напряженнее русских, с придыханием. Придыхание является результатом более сильного выдоха при более слабом напряжении органов, образующих смычку: die Karte ‛карта’, die Tat ‛поступок’.
Звонкие согласные произносятся более слабо и менее звонко, чем русские, особенно в конце слова или после глухого согласного: das Band [bant].
Немецкие согласные звуки никогда не смягчаются (не палатализируются), в то время как русские могут быть твердыми и смягченными (угол-уголь, кон-конь): ветер – Wetter, тишь – Tisch.
Звонкие согласные в немецком языке оглушаются не только в конце слова, но и в конце слога: der Tag – täglich ['ta:k - 'tε:kliç].
Гласные произносятся долго:
1) При удвоении гласной буквы: Saal, Boot, Meer.
2) В открытом ударном слоге: da, wo, 'sa-gen, 'Ta-fel.
3) В закрытом слоге перед одной согласной буквой (позиционно закрытый слог), если при изменении слова данная гласная оказывается в открытом слоге: Tag – Tage, rot – rote (исключения составляют некоторые неизменяемые односложные слова: in, mit, um, ab, an, ob, weg, von).
4) Перед буквой h и в сочетании ie(для долгого i): fahren, Uhr, sieben.
5) В некоторых односложных словах: mir, wir, schon, vor, nun, für, der, dem, den, wer, wem, wen, er.
6) Полудолгие в неударном открытом слоге: Pho'netik, Stu'dent.
Гласные произносятся кратко:
1) Перед удвоенной согласной буквой: denn, Kamm, Mutter.
2) В закрытом слоге: das [das], an [’an].
3) Перед двумя или несколькими согласными: Berg, Tisch, Hemd (исключения: Mond, Wüste, Sprache, nach, Obst, Buch, Städte, Herd, werden и др.).
4) В приставках er-, ver-, zer- и др.: verstehen, erzählen.
Дифтонг – сочетание двух гласных в одном слоге (ei [áè], au [áò], eu [ɔ́ø̀]). При произнесении немецких дифтонгов первый гласный звук произносится с ударением, четко и ясно, второй гласный безударный.
Правила чтения некоторых буквосочетаний
Буквосочетания | Звук | Примеры |
sch | [ʃ] | schön ['ʃø:n] |
tsch, tch | [t̖ʃ̗] | Match ['mεt̖ʃ̗], klatschen ['klat̖ʃ̗ən] |
st, sp в начале слова | [ʃt], [ʃp] | Staat ['∫ta:t] |
qu | [kv] | Quelle ['kvεlə] |
x, chs | [ks] | sechs ['zεks], Text ['tεkst], |
ih, ie, ieh | [i:] | Wien ['vi:n], sie ['zi:] |
s в начале слова или в интервокальной позиции | [z] | sagen ['za:gən], Vase ['va:zə] |
Ударения в простых словах.
Ударение в простом двусложном слове падает на корень слова, т.е. обычно на первый слог. Ударение в немецких словах значительно сильнее, чем в русских, поэтому разница между ударным и безударным слогом достаточно большая. Ударение в слове в транскрипции обозначается значком ́.
Обратите внимание на ударение в сокращениях (Abkürzungen): US'A, '’UNO, 'Kino, 'Foto, 'Kilo, 'Party, 'Hobby, 'Konto.
Фонетические упражнения
1. Выпишите слова в алфавитном порядке:
Haus, Mädchen, Junge, Vater, Kind, Eltern, Familie, leben, Tochter, Deutsch
2. Расставьте слова в алфавитном порядке, и у Вас получится стихотворение Т. Вейнобста «Биография» (Theo Weinobst „Lebenslauf“):
Anfang, Irrwege, Erfahrung, Warten, Mann und Frau, Creme, Grundschule, Traumreise, X, Jugendsünden, Neureich, Y, Posten, Zentralfriedhof, Daumen, Sommerhaus, Hauptschule, Liebe, Untergang, Baby, Verhalten, Fortschritt, Küssen, Ratlosigkeit, Ordnung, Qualität.
3. Прочтите следующие слова с ударением на первый слог:
Ada, ewig, morgen, offen, Pass, Sommer, Tafel, sagen, Tochter, Uwe, Vater, Wohnung
Stunde 2