Фонетические упражнения. МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ,

МОЛОДЕЖИ И СПОРТА УКРАИНЫ

ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет иностранных языков

З.А. Тарабрина, Ю.Н. Ус

ВВОДНО-ФОНЕТИЧЕСКИЙ КУРС

ДЛЯ СТУДЕНТОВ, ИЗУЧАЮЩИХ НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК

КАК ВТОРОЙ ИНОСТРАННЫЙ

Утверждено

На заседании кафедры

Германской филологии

Протокол №

от

Зав. кафедры

Профессор, д.фил.н.

В.Д. Калиущенко

ДОНЕЦК

З.А. Тарабрина, Ю.Н. Ус, Вводно-фонетический курс для студентов, изучающих немецкий язык как второй иностранный: Учебное пособие. – Донецк: ДонНУ, 2012. – с.

Данное пособие содержит характеристику звуковой системы немецкого языка, фонетические упражнения, скороговорки, рифмовки, пословицы, стихотворения, диалоги и тексты для тренировки в учебном процессе и в качестве самостоятельной подготовки к занятиям по фонетике.

Учебное пособие предназначено для студентов 1 курса факультета иностранных языков специальностей «Английский язык и литература» и «Перевод (английский, немецкий языки)». Полное либо частичное использование материалов возможно также в преподавании немецкого языка как первого иностранного для специальности «Перевод (немецкий, английский языки)» .

Составители: З.А. Тарабрина, преподаватель кафедры германской филологии,

Ю.Н. Ус, к.фил.н., доцент кафедры германской филологии

Рецензенты: Н.Н. Чернышенко, к.фил.н., доц., доцент кафедры германской филологии

И.А. Юшковец, к.фил.н., доцент кафедры германской филологии

Ответственный за выпуск: В.Д. Калиущенко, д.фил.н., профессор

© ДонНУ

З.А. Тарабрина

Ю.Н. Ус

Урок/Stunde 1

Немецкий алфавит.

Правила чтения.

Ударения в простых словах.

Немецкий алфавит.

Буква Название буквы Буква Название буквы
А а B b C c D d E e F f G g H h I i J j K k L l M m [’a:] [be:] [t̖s̗e:] [de:] [’e:] [’εf] [ge:] [ha:] [’i:] [jɔt] [ka:] [’εl] [’εm] N n O o P p Q q R r S s, ß T t U u V v W w X x Y y Z z [’εn] [’o:] [pe:] [ku:] [’εr] [’εs, ’εs´ t̖s̗εt] [te:] [’u:] [fáò] [ve:] [’iks] [’ypsilɔn] [t̖s̗εt]
Ää [a: umláòt] Öö [o: umláòt] Üü [u: umláòt]

Правила чтения.

Все согласные немецкого языка делятся по участию голоса на глухие и звонкие.

Глухие согласные [p], [t], [k] произносятся с напряженнее русских, с придыханием. Придыхание является результатом более сильного выдоха при более слабом напряжении органов, образующих смычку: die Karte ‛карта’, die Tat ‛поступок’.

Звонкие согласные произносятся более слабо и менее звонко, чем русские, особенно в конце слова или после глухого согласного: das Band [bant].

Немецкие согласные звуки никогда не смягчаются (не палатализируются), в то время как русские могут быть твердыми и смягченными (угол-уголь, кон-конь): ветер – Wetter, тишь – Tisch.

Звонкие согласные в немецком языке оглушаются не только в конце слова, но и в конце слога: der Tag – täglich ['ta:k - 'tε:kliç].

Гласные произносятся долго:

1) При удвоении гласной буквы: Saal, Boot, Meer.

2) В открытом ударном слоге: da, wo, 'sa-gen, 'Ta-fel.

3) В закрытом слоге перед одной согласной буквой (позиционно закрытый слог), если при изменении слова данная гласная оказывается в открытом слоге: Tag – Tage, rot – rote (исключения составляют некоторые неизменяемые односложные слова: in, mit, um, ab, an, ob, weg, von).

4) Перед буквой h и в сочетании ie(для долгого i): fahren, Uhr, sieben.

5) В некоторых односложных словах: mir, wir, schon, vor, nun, für, der, dem, den, wer, wem, wen, er.

6) Полудолгие в неударном открытом слоге: Pho'netik, Stu'dent.

Гласные произносятся кратко:

1) Перед удвоенной согласной буквой: denn, Kamm, Mutter.

2) В закрытом слоге: das [das], an [’an].

3) Перед двумя или несколькими согласными: Berg, Tisch, Hemd (исключения: Mond, Wüste, Sprache, nach, Obst, Buch, Städte, Herd, werden и др.).

4) В приставках er-, ver-, zer- и др.: verstehen, erzählen.

Дифтонг – сочетание двух гласных в одном слоге (ei [áè], au [áò], eu [ɔ́ø̀]). При произнесении немецких дифтонгов первый гласный звук произносится с ударением, четко и ясно, второй гласный безударный.

Правила чтения некоторых буквосочетаний

Буквосочетания Звук Примеры
sch [ʃ] schön ['ʃø:n]
tsch, tch [t̖ʃ̗] Match ['mεt̖ʃ̗], klatschen ['klat̖ʃ̗ən]
st, sp в начале слова [ʃt], [ʃp] Staat ['∫ta:t]
qu [kv] Quelle ['kvεlə]
x, chs [ks] sechs ['zεks], Text ['tεkst],
ih, ie, ieh [i:] Wien ['vi:n], sie ['zi:]
s в начале слова или в интервокальной позиции [z] sagen ['za:gən], Vase ['va:zə]

Ударения в простых словах.

Ударение в простом двусложном слове падает на корень слова, т.е. обычно на первый слог. Ударение в немецких словах значительно сильнее, чем в русских, поэтому разница между ударным и безударным слогом достаточно большая. Ударение в слове в транскрипции обозначается значком ́.

Обратите внимание на ударение в сокращениях (Abkürzungen): US'A, '’UNO, 'Kino, 'Foto, 'Kilo, 'Party, 'Hobby, 'Konto.

Фонетические упражнения

1. Выпишите слова в алфавитном порядке:

Haus, Mädchen, Junge, Vater, Kind, Eltern, Familie, leben, Tochter, Deutsch

2. Расставьте слова в алфавитном порядке, и у Вас получится стихотворение Т. Вейнобста «Биография» (Theo Weinobst „Lebenslauf“):

Anfang, Irrwege, Erfahrung, Warten, Mann und Frau, Creme, Grundschule, Traumreise, X, Jugendsünden, Neureich, Y, Posten, Zentralfriedhof, Daumen, Sommerhaus, Hauptschule, Liebe, Untergang, Baby, Verhalten, Fortschritt, Küssen, Ratlosigkeit, Ordnung, Qualität.

3. Прочтите следующие слова с ударением на первый слог:

Ada, ewig, morgen, offen, Pass, Sommer, Tafel, sagen, Tochter, Uwe, Vater, Wohnung

Stunde 2

Наши рекомендации