Краткая характеристика иноязычной грамматики в методической трактовке

Роль и место грамматики при обучении иностранным языкам

Под грамматическим уровнем языка понимаются синтаксиче­ские закономерности организации текстов из слов, синтагм и пред­ложений, а также правила слово - и формообразования.

Грамматика имеет первостепенное практическое значение, так как с ее помощью обеспечивается формирование умений устного и письменного общения.

История преподавания иностранных языков свидетельствует о том, что отношение к грамматике определяло специфику того или иного метода, принципы и приемы обучения. Роль грамматической теории при этом либо преувеличивалась, как это имело место в пе­реводных методах, либо недооценивалась или вовсе исключалась (в прямых и непрямых методах).

В коммуникативно-функциональном подходе наблюдалась ана­логичная картина. Первоначально превалировала точка зрения, согласно которой грамматическая компетенция формируется сама по себе, независимо от того, будет ли осуществляться спе­циальное обучение грамматике. Другая точка зрения сводилась к тому, что при обучении иностранным языкам следует создавать прочную структурную базу, на основе которой формируются грамматические навыки. В первом случае предпочтение отдава­лось беглости речи, во втором — точности и правильности вы­сказывания.

Выбор приемов обучения зависит от характера грамматическо­го явления. При объяснении, например, сложных конструкций, когда соотношение между формой и функцией не совсем ясно, важ­но, чтобы учащиеся, опираясь на теорию, поняли коммуникатив­ную значимость и формальные свойства грамматического явления. При изучении простых конструкций теоретические пояснения необязательны, так как с помощью упражнений можно раскрыть значение грамматической формы и ее использование в речевом общении. Беглость речи развивается в данном случае одновремен­но с языковой и стратегической компетенцией (см.: Shells J., 1994, pp. 269-272).

Базовый минимум грамматических средств изучается в школе концентрически. Ряд явлений и конструкций может на младшем и среднем этапах усваиваться как рецептивные, а на старшем и про­фильно-ориентированном — как продуктивные.

Систематизация грамматических средств проводится с учетом основных коммуникативно-функциональных признаков:

· средства описания понятий, явлений, предметов;

· средства выражения количества;

· средства сравнения;

· средства выражения действий повествования при порождении текста;

· средства выражения временных, причинно-следственных, ло­гических и других отношений;

· средства выражения образа действия, характеристики действий;

· средства выражения модальности;

· средства выражения логико-смысловой связи;

· средства выражения пространственных и условных отношений;

· средства выражения просьбы, предложения, совета и др.;

· средства выражения цели действия.

За курс обучения в школе учащиеся должны овладеть:

а) продуктивными навыками грамматического оформления по­рождаемого текста при говорении и письме:

· образовывать грамматические формы и конструкции;

· выбирать и употреблять грамматические конструкции в зави­симости от ситуации общения;

· уметь варьировать грамматическое оформление высказывания при изменении коммуникативного намерения;

· владеть способами интерпретации значений и перевода основных грамматических категорий на родной язык;

· формулировать грамматическое правило с опорой на схему или таблицу;

· различать грамматическое оформление устных и письменных текстов;

б) рецептивными грамматическими навыками (аудирование, чте­ние):

· узнавать / вычленять из речевого потока грамматические кон­струкции и соотносить их с определенным смысловым значением;

· дифференцировать и идентифицировать грамматические яв­ления (по формальным признакам и строевым словам);

· соотносить значение грамматических форм/конструкций со смыслом контекста;

· различать сходные по форме грамматические явления;

· прогнозировать грамматические формы слова/конструкции;

· устанавливать группы членов предложения (подлежащего, ска­зуемого, обстоятельства);

· определять структуру простого предложения (по строевым элементам, порядку слов и др.);

· определять структуру сложного предложения, границу прида­точных предложений и оборотов (инфинитивных, причастных, ге­рундиальных, определительных, обстоятельственных и т.д.);

· устанавливать логические, временные, причинно-следствен­ные, сочинительные и подчинительные отношения и связи между элементами предложений;

· устанавливать связи между предложениями внутри абзаца или сложного синтаксического целого в опоре на связующие средства языка (см.: Программа обучения иностранным языкам..., 2000, с. 14, 15).

Краткая характеристика иноязычной грамматики в методической трактовке

Изучаемые иностранные языки (английский, немецкий, фран­цузский) обладают рядом общих черт с русским языком и вместе с тем серьезными отличиями.

Черты общности объясняются тем, что все четыре языка входят в группу индоевропейских языков и имеют, следовательно, общий язык-основу.

Общность проявляется прежде всего в наличии ряда сходных грамматических категорий. Система частей речи состоит из знаме­нательных (имя существительное, прилагательное, местоимение, числительное, глагол, наречие) и незнаменательных/служебных частей речи (предлог, союз, частица).

Части речи в большинстве случаев имеют общие грамматичес­кие категории. Имя существительное характеризуется наличием числа, рода (немецкий, французский), падежа (немецкий), прила­гательные обладают степенями сравнения, глаголу свойственны категории лица, числа, времени, наклонения, залога.

Черты сходства обнаруживаются и в синтаксисе. Например, под­лежащее стоит в именительном падеже (немецкий), сказуемое мо­жет быть именным и глагольным; виды дополнения — прямое и косвенное. Члены предложения связаны между собой теми же сред­ствами синтаксической связи: управлением, согласованием, поряд­ком слов, интонацией.

Наличие сходных явлений облегчает обучение иностранным язы­кам, так как позволяет использовать знания учащихся по грамма­тике родного языка.

Однако при ближайшем рассмотрении легко обнаружить, что грамматические категории имеют и целый ряд особенностей, кото­рые можно свести к двум группам:

1) наличие в иностранных языках грамматических явлений, ко­торые не присущи русскому языку;

2) наличие сходных явлений, но отличающихся в плане функ­ций и значения.

Для грамматического строя русского языка характерно преобла­дание синтетических форм, т. е. широкое использование внешней и

внутренней флексии. Английский и французский являются языка­ми аналитического строя. Немецкий язык ближе по сравнению с русским кязыкам аналитического строя, так как для оформления грам­матической стороны высказывания в нем используются не столько флексии, несмотря на наличие четырех падежей, сколько служебные слова: артикль, вспомогательные глаголы, предлоги, частицы. Боль­шую роль играют предложные конструкции и порядок слов.

Среди грамматических средств, отсутствующих в русском язы­ке, следует в первую очередь назвать артикль, который во всех трех языках сопровождает имя существительное и выполняет три взаи­мосвязанные функции: семантическую, морфологическую и син­таксическую. Семантическая функция артикля — выражение оп­ределенности и неопределенности предмета. В русском языке оп­ределенность и неопределенность в большинстве случаев опреде­ляются по контексту, а также с помощью местоимений тот, этот, какой-то, некий и др.

Морфологическая функция артикля проявляется в образовании множественного числа и рода существительных, а в немецком язы­ке — падежа.

Синтаксическая функция артикля состоит в том, что с его помо­щью оформляются именное словосочетание и коммуникативное членение предложения.

Глагол — наиболее сложная для учащихся грамматическая кате­гория в силу значительного расхождения в системе времен.

Для выражения действия в прошедшем и будущем времени все три языка в отличие от русского имеют несколько временных форм. Особой грамматической категорией глагола является категория предшествования (относительность времен), для выражения кото­рой используются специальные временные формы:

В настоящем времени:

· англ, язык — Present Perfect;

· нем. язык — Perfekt;

· фр. язык — Imparfait (present dans le passe).

В прошедшем времени:

· англ, язык — Past Perfect;

· нем. язык — Plusquamperfekt;

· фр. язык — Plus-que-perfait.

В будущем времени:

· англ, язык — Future Perfect;

· нем. язык — Perfekt, Futur II;

· фр. язык — Conditionnel (future dans le passe).

В русском языке предшествование выражается с помощью кон­текста. Например: Сначала мы зашли в библиотеку, потом поспеши­ли на урок.

Категория залога свойственна всем языкам, однако в англий­ском и немецком страдательный залог имеет более строгую сисхему и ббльшую распространенность, в том числе и в устном об­щении.

В русском языке нет единой залоговой формы. Страдательный залог образуется с помощью суффикса -ся и страдательного прича­стия, которое образуется не от всех глаголов. В ряде случаев при переводе страдательного залога на русский язык используется действительный залог в форме 3-го лица множественного числа с неопределенно-личным значением, например:

Das Haus wurde gebaut —Дом строился (Дом строили).

Очень частой ошибкой русских учащихся является замена пас­сивного залога активным, что совершенно несвойственно носите­лям английского и немецкого языков.

Порядок слов также отличается большим своеобразием, особен­но в немецком языке, где он выполняет не только стилистическую, но и грамматическую функцию (как различитель видов предложе­ний по цели высказывания, как оформитель отдельных частей слож­ноподчиненного предложения). Его место в предложении строго фиксировано. Кроме того, порядок слов в немецком предложении характеризуется стремлением к четкому выделению словосочета­ний внутри простого и сложного предложения, наличием разного рода рамок.

Имеются различия и в оформлении вопросительных предложе­ний без вопросительных слов. В русском языке такие предложения оформляются с помощью интонации, в немецком и французском языках — с помощью интонации и порядка слов, а в английском языке для этой цели используются интонация и вспомогательный глагол to do:

· Parle vous Franc.ais?

· Sprechen Sie deutsch?

· Do you speak English?

Характерной особенностью изучаемых иностранных языков яв­ляется наличие в предложении одного отрицания.

Например:

· Ich habe ihn friiher nie gesehen. Я его раньше никогда невидел.

· I haven't read anything about it. Я никогда ничегооб этом нечитал (в русском языке троекратное отрицание).

В данном параграфе упомянута лишь незначительная часть рас­хождений, являющихся источником межъязыковой интерференции.

Под грамматической межъязыковой интерференциейследует по­нимать замену системы грамматических признаков изучаемого язы­ка другой, построенной под влиянием системы грамматических признаков родного языка.

Следует заметить, что причиной ошибок учащихся является не только межъязыковая, но и внутриязыковая интерференция, если речь идет о синонимичных грамматических формах (как, например, отрицания nicht, kein в немецком языке, Passe compose и Imperfait во французском языке и др.) или воспринимаются на слух и при чтении явления грамматической омонимии, связанной с много­функциональностью вспомогательных глаголов to be, werden, etre (например, Futur Aktiv и Prasens Passiv в немецком языке).

Внутриязыковая грамматическая интерференцияпредставляет со­бой, следовательно, замену системы грамматических признаков изучаемого языка другой системой, построенной под воздействи­ем дифференциальных признаков изучаемого языка.

Сравнение грамматических средств родного и изучаемого язы­ков показывает, что трудности «зависят от сложности самого явле­ния, богатства и разнообразия морфологических форм, наличия многофункциональных и омонимических явлений (внутриязыко­вая интерференция); от интерферирующего влияния родного язы­ка, наличия или отсутствия аналогичных или близких явлений в родном языке (межъязыковая интерференция); от сложности мыс­лительных операций, количества и характера умственных действий, необходимых для употребления или опознания грамматического явления» (Миролюбов А. А., 1982).

Сопоставление грамматических форм не должно проводиться на уроке. Грамматические особенности контактирующих языков должны учитывать в первую очередь авторы учебников и соответ­ственно определять последовательность введения материала, пре­дусмотренного программой, типы упражнений и характер грам­матических опор. Учителю следует помнить о зонах межъязыко­вой и внутриязыковой интерференции при подготовке к уроку, в процессе подбора / составления дополнительных упражнений, пра­вил - инструкций и т. д., руководствуясь известным ему «отрицатель­ным материалом», т.е. наиболее типичными ошибками, которые легче прогнозировать и предотвращать, если учитывается не толь­ко специфика грамматических явлений, но и объективные трудно­сти их усвоения.

Наши рекомендации