Учет и контроль знаний, навыков и умений в обучении иностранному языку
Одним из условий интенсификации обучения является управление учебной деятельностью или контроль. В результате контроля учитель получает информацию о качестве своей работы, эффективности приемов обучения, более правильно планирует процесс обучения за счет его дифференциации и индивидуализации. Задача контроля – получение определенных сведений, которые призваны выявить на каждом этапе успех или неудачу в осуществлении деятельности обучения конкретным знаниям, навыкам и умениям.Функция контроля– это его роль, которая определяет воздействие контроля на обучение и которую он играет в зависимости от условий и задач обучения на конкретном этапе педагогического процесса.
Объектом контроля в процессе обучения иностранным языкам при ведущей практической цели является уровень владения учащимися языком во всех видах иноязычной речевой деятельности: диалогической и монологической речи, аудировании, чтении и письменной речи.
Контроль речевых умений, как основных целей обучения ИЯ в СШ, занимает ведущее место. На практике контроль речевых умений и контроль усвоения языкового материала постоянно смешиваются и ведущее место часто принадлежит контролю усвоения языкового материала. Такое смешивание языкового материала и речевых умений обусловлено тем, что умения опираются на ЗН лексики, фонетики, грамматики и при проверке трудно отделить ЗН от умений.
Более перспективным следует считать подход к контролю как проверке умения пользоваться языковым материалом практически для решения коммуникативных задач в рамках программы. Если учащийся может построить и произнести предложения с пройденными словами, значит, он усвоил эти слова и предложения. И нет необходимости проверять знание изолированных слов, произнесение отдельных звуков. Нет необходимости выносить на контроль грамматические правила, если проверено умений учащихся употреблять глаголы в нужных временных и залоговых формах в соответствии с коммуникативным заданием или понимать предложения с соответствующими глагольными формами при аудировании и чтении. Контроль аспектов языка, изолированных друг от друга, и знания правил, не дают реального представления о том, насколько усвоен языковой материал и насколько свободно и адекватно он будет использован учеником в иноязычной речевой деятельности.
Для различных ступеней обучения уровень владения навыками и умениями является различным, требования по уровням, стадиям и этапам обучения, а также конечные требования к выпускникам средней школы представлены в соответствующем разделе действующей программы по иностранным языкам. (См. программу)
В методической литературе разработаны основные критерии оценки практического владения различными видами речевой деятельности.
Для монологической и диалогической речи качественными показателями
являются степень соответствия высказывания учащихся теме, полнота ее раскрытия, связность, характер используемого материала, разнообразие речевых моделей, степень речевого творчества, а также языковая правильность. Количественные показатели, т.е. объем или количество речевых единиц, использованных учеником, темп речи, указываются в программе по каждому классу. Для аудирования и чтения качественными показателями выступают степень точности и полноты понимания текста, их соответствие заданным параметрам.
В педагогической литературе различают контроль слитый с обучением – это текущий и тематический контроль, и итоговый контроль.
Текущий контроль в ходе урока нужен для проверки первичного усвоения языковых единиц. К концу выполнения тренировочных упражнений уже можно судить, насколько учащиеся овладели навыками использования нового языкового материала в речевых образцах. Большинство упражнений могут применяться как в целях обучения, так и в целях контроля. Учитель может не отводить специального времени на уроке для этого контроля, учащиеся могут и не знать, что их контролируют.
Текущий контроль охватывает также и речевые НВ, В процессе развития на уроке УМ устной речи, в процессе чтения и письма происходит и проверка уровня овладения этими умениями.
Тематическое планирование материала предусматривает контроль после изучения каждой темы на контрольно-итоговых уроках. Такой специально организованный контроль может быть устным или письменным. Контроль должен проходить в тех же формах, что и обучение.
Итоговый контроль – контроль НВ и УМ в конце года, может проводиться в разных формах, это и выпускной экзамен. Содержание и форма экзамена определяется программой.
Контроль может быть устным или письменным. У письменных форм контроля есть ряд преимуществ:
- можно одновременно охватить всех учащихся;
- учителю удобнее обрабатывать письменные ответы;
- ошибки легче классифицировать и анализировать.
Методика использует традиционные формы контроля: индивидуальный, фронтальный и групповой.
21. Тестовые формы контроля при обучении иностранному языку в средней школе.
Тест – это задание, имеющее специфическую организацию, которая занимает немного времени, позволяет всем учащимся работать одновременно в одинаковых условиях, записывать выполнение заданий символами, которые затем проверяются экзаменатором по ключам и результаты выполнения поддаются арифметическому подсчету.
Функции контроля реализуются тестовыми заданиями только в том случае, если тесты соответствуют следующим показателям качества тестов:
-адекватность или пригодность для проверки заданных знаний, умений и навыков;
- надежность (определенная стабильность и устойчивость результатов теста, количество заданий, их трудность) ;
- систематичность (плановый характер проверки);
- массовость (обеспечивает обратную связь и исключает пассивно-созерцательную форму деятельности).
Контролирующие тесты должны обеспечивать однократное повторение тестируемой единицы; противопоставлять такую единицу другим только по одному признаку; выполняться один раз.
Наибольший интерес для учителя средней школы представляют тесты учебных достижений или успешности. Они составляются точно по программе (учебнику) или пройденному материалу и используются для осуществления текущего, тематического и итогового контроля
Они делятся на объективные и субъективные. В объективных тестах определение правильности ответа осуществляется механически, по заранее заготовленному ключу. К данному виду относят следующие задания:
(1) тесты множественного выбора (multiple choice technique), когда из трех или четырех альтернатив следует выбрать один правильный; в последнее время разработчики тестов предлагают такие варианты возможных ответов, из которых правильными могут быть два или даже три ответа;
(2) тесты на соотнесение (matching technique), когда языковые или речевые единицы объединяются по заданному принципу. Обычно это два столбика, в одном из которых могут быть даны слова, а в другом их определения (временные формы и наречия, с которыми они употребляются; синонимы; слово и его производные и т.д. )
(3) тесты верно-неверно (true-false technique). В ответах требуется поставить «+» или «-»; «T» или «F» рядом с порядковым номером предложения. Такие тесты могут содержать лексические единицы и их перевод; грамматические явления и перечень условий их употребления; предложения по содержанию прочитанного или прослушанного текста;
(4) тесты на восстановление целого из частей, предложенных в произвольном порядке (slashed technique). Обычно это набор слов, данный в произвольном порядке, из которых следует составить предложение или набор абзацев, из которых необходимо составить небольшой текст. В последнее время достаточно широко используются задания на формирование орфографических навыков, дается набор букв из которых следует составить как можно больше слов.
В субъективных тестах определение правильности ответа основывается на мнении проверяющих, результаты таких текстов не поддаются арифметическому подсчету. Субъективные тесты включают задания
(1) на дополнение (completion), материал для дополнения может предлагаться (более легкий вариант), может не даваться;
(2) на восстановление пропущенного (cloze technique), когда в тексте пропускается каждое 5-ое или 7-ое слово, независимо от того является ли оно структурным или знаменательным.
К субъективным тестам еще относят сочинение (essay writing) и участие
в интервью (controlled-guided interview). Результаты таких тестов определяются на основе заключения «компетентных судей» (в комиссию обычно входит три человека).