Контроль и учет знаний, навыков и умений в системе управления учеб. деят-ю уч-хся по овлад-ю и.я

Контроль – выявление уровня сформир-сти реч. навыков и умений, опр-ние хар-ра протекания этого процесса, диагностика трудностей, проверка эфф-сти исп-ния способов и приемов обуч-я. Фомр-ние навыков и умений происх. успешно в том случае, если уч-йся знает, прав. ли он осущ-ет действия, способ-щие становл-ю навыка. Если об этом не поступило инф-ции, то оценку св. действиям дает сам уч-йся, а это часто приводит к ошибочным выводам и, след-но, к закрепл-ю неправ. навыков. Оценка преп-ля составляет подкрепление. А квалифицир-е наблюд-е и составляет то, что наз. к-лем. Сами по себе ?сы, задания и др. стимулы, побужд-е уч-хся к действиям, не явл. еще К. К. нач. с началом рецептив. действий преп-ля. Любые продуктив. действия обучающего (?, задания, исправление, подсказка и т.д.) не К., а управление, подкрепл-е, объяснение и тд.

Виды к-ля: 1. Взаимок-ль – вид к-ля, направл-й на взаимную проверку и оценку того или иного задания, к. предусматр. форм-ние навыков и умений. 2. Самок-ль в учеб. пр-се – это пост. установка уч-гося на сравнение рез-тов св. деят-ти с заданной программой, т.е. эталоном. Он имеет 2 формы реализации: 1) произвольную (неосозн., подсознат. деят-ть) и 2) непроизв. (связан с осознанностью, произвольностью вним-я). Если уч-йся сумел вкл. изученную ед-цу в выск-ние, значит у него сформ-лся навык самок-ля, т.е. самок. и форм-ние навыков и ум-й взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Функции к-ля: 1) обучающая (собственно обуч-я, повторительно-закрепляющая и развив-щая) (но нет ни объяснения, ни показа), 2) информацион-я (исследовательская, учебно-инф.), 3) диагностич. (измерение достижений в учеб. деят-ти и анализ причин ее неуспешности), 4) корректировоч. (выявл-е степ. овлад-я с целью улучшения, соверш-ния), 5) оценочная, 6) получение обратной связи (главная), 7) стимулирующая, 8) планирующая. Объекты к-ля (что проверяется) – реч. навыки и умения, кот. д/б сформированны в про-се обуч-я. Виды к-ля: 1) текущий, 2) тематич., 3) периодич., 4) итоговый. Формы к-ля: 1. устные (ролевая игра, рассказ на тему, описание картинки, беседа на тему) и письм. (тесты, реферат, аннотация, письмо другу); 2. беспереводные – одноязычные (вопросно-ответные, цифровое кодирование, тесты, ситуации) и переводные - двуязычные (перевод на род.я., передача сод-я на род.я.); 3. Групповые, индивид. и фронтальные. Фронтальная проверка удобна для текущего К. и для выявления степени усвоения или автоматизации мат-ла, выявления общей картины успеваемости. Эта проверка носит целенапрвл. хар-р, проводится под рук-вом уч-ля и осущ-ся в виде вопр.-отв. упр-я. Индивид. К. исп-ся для выявл-я уровня влад-я каким-л. видом РД. Выбор формы К. с т.зр. исп-я род.я. зав-т от цели К. (проверки точности и глубины, полноты пони-я осн. сод-я), от объема и информат. насыщенности текста, от степени подготовл-сти уч-хся и т.д.

Способы и приемы К: 1) традиц. (уч-ль): вербальный, неверб., вопр.-отв., ролев. игра, пересказы, 2) тестовый, выборочный, конструирующий, сопоставит., 3) самок-ль: программир-ние, традиционное; 4) взаимок-ль: круглый стол, парный, групповой.

Требования: 1. Регулярность проверки. Позволяет избегать случайности в выборе объектов контроля, обеспечивает равномерность проверки. 2. Дифференцир. подход – в зав-сти от уч-ка. 3. Владение всеми видами РД – всесторонность проверки. 4. Объективность. 5. Соблюдение восп. возд-вия оценки: ср-во восп-я уч-хся, влияния на мотивационно-побудит. базу.

Конечным звеном всей с-мы К. явл. внесение коррекции в обучающую деят-ть. Коррекция сост. не только в исправлении ошибок, но и в орг-ции доп. тренировки в выполнении действий с единицами я. (речи). Под проверкой и оценкой зн., ум.и навыков уч-хся поним. выявление и сравн-е на том или ином этапе обуч-я рез-та учеб. деят-ти с требованиями, заданными программой. Оценка – процесс деят-ти оценивания уровня сформир-сти навыков и ум-й. Отметка – рез-т этой деят-ти. Зн., ум. и нав. оцениваются не только с целью наметить пути их совершенств-я, углубления, акт. вкл-я шк-в в творч. деят-ть, но также и для поощрения и побуждения, иногда и для принуждения уч-хся к учению. Оценка и отметка способствуют усиленю чувства отв-сти, созд. мотивац. основу, влияют на обществ. полож-е детей. В то же вр. оценки и отметки не должны порождать у уч-хся чувство страха.

Тест – совокупность заданий, им-щих специф. орг-цию (одновр. охват всех обучаемых, равные усл-я вып-ния, однозначность ответов и др.) и позволяющих опр-ть осн. параметры кач. и кол. сост-я обученности уч-хся на каж. этапе овладения ин.я. Осн. роль тест-ния в препод-ии и.я. закл. в обратной связи (в шир. смысле) и в К-ле (в узком). Виды тестов: üна множеств. выбор, üда-нет-тесты, üclose-тесты (в зав-ти от объема текста пропускается каж. 5, 3, 8… слово), üна перефразир-е, üна синонимы/ антонимы, üна установл-е соотв-вий, üна перенос инф-ции, üна заполнение пропусков, üс переводом, üна контекстуальную üна завершение, догадку, üна трансформацию, üна исправление ошибок, üна сравнение и т.д. Требования, предъявл-е к тестам: 1) объективность, 2) валидность (адекватность проверки тому, что нужно проверять), 3) надежность (у всех уч-хся, прав.вып-ших тест, д/б одни и те же ответы), 4) экономичность (фин. и орг. затраты), 5) нормативность (критерии оценки д/б однозначны).

Наши рекомендации