Тема 12. Особенности организации и техники внешнеэкономических операций по основным товарным группам

1. Особенности организации международной торговли сырьевыми и продовольственными товарами.

2. Специфика документарного оформ­ления экспортно-импортных операций по поставке товаров массового спроса.

3. Особенности организации и техники внешнеэкономических операций по поставке машинотехнической продукции.

1.

Все многообразие товаров, обращающихся на мировом рынке, можно классифицировать на следующие виды:

• по назначению: товары потребительского спроса и производст­венного назначения;

• по срокам использовани', товары кратковременного и длительно­го пользования; выборочного спроса, престижные, предметы роскоши;

• по характеру потребления и степени обработки: сырье, продо­вольствие, полуфабрикаты, готовые изделия, промежуточная продук­ция (комплектующие изделия, части, детали);

• по способу изготовления: стандартная и уникальная продукция.

Более общая классификация товаров, приводимая в статистике

внешней торговли, делит все товары:

• на сельскохозяйственное сырье и продовольствие;

• топливо, минеральное сырье и металлы;

• химические продукты;

• машины, оборудование, транспортные средства;

• промышленные товары народного потребления.

Чаще всего под сырьем понимают лишь продукты добывающей промышленности и сельского хозяйства, а под основными материала­ми — продукцию обрабатывающей промышленности.

Существует и более широкое представление о сырье как о комплек­се, соединяющем материалы, непосредственно добываемые из окру­жающей природы (нефть, руды, лес и т.д.), и полуфабрикаты, т.е. мате­риалы, подвергшиеся обработке, но не потребляемые как готовые про­дукты, а выступающие в свою очередь сырьем для производства готовой продукции (металлы, химические товары, пряжа, фанера и т.д.).

Статистика ООН относит к сырью продовольствие, сырьевые ма­териалы (кожевенное сырье, каучук, лесопродукты, включая целлюло­зу и бумагу, текстильные волокна и др.), руды и другие минералы, включая природные удобрения, топливные товары и цветные металлы.

В то же время следует заметить, что черные металлы и продукты химии, пряжа, ткани относятся к готовым изделиям.

В современной мировой торговле на сырье и продовольствие, включая минеральное топливо, приходится 18,3% общего товарообо­рота и их доля имеет тенденцию к снижению.

Перечислим основные факторы, влияющие на развитие междуна­родной торговли сырьевыми и продовольственными товарами:

• сокращение спроса за счет внедрения индустриальными страна­ми ресурсосберегающих технологий и роста степени самообеспечения стран продовольствием;

• разработка и использование искусственных заменителей сырья;

• увеличение спроса на сырье и топливо со стороны развиваю­щихся стран, создающих национальную обрабатывающую промыш­ленность;

• фаза экономического цикла, на которой находятся прежде все­го промышленно развитые страны;

• создание экономических группировок стран — экспортеров сырьевых товаров (по типу ОПЕК) и региональных экономических интеграционных объединений (по типу ЕС);

• высокая степень государственного вмешательства в процесс ре­гулирования внешней торговли сырьевыми и продовольственными то­варами;

• факты монополизации рынка крупнейшими ТНК и их дочерни­ми фирмами, доля которых в современной мировой торговле сырьевы­ми товарами составляет '/3;

• погодные условия;

• длительное превышение предложения над спросом на мировом рынке этой товарной группы.

Основные способы торговли сырьевыми и продовольственными товарами:

• аукционная торговля;

• биржевая торговля;

• оптовые закупки;

• торговля в рамках международных товарных соглашений — межправительственных договоров импортеров и экспортеров опреде­ленного вида сырья;

• торговля с использованием услуг посредников;

• товарообменные (бартерные) сделки (особенно по сырью).

Особенности организации и техники экспортно-импортных опе­раций по сырьевым и продовольственным товарам:

1) широкое использование типовых контрактов, разработанных биржевыми комитетами, ассоциациями экспортеров и импортеров, в частности:

• Лондонской ассоциацией какао;

• Федерацией ассоциаций масла, семян и жира (FOSFA);

• Торговой ассоциацией пищевого и кормового зерна (GAFTA);

• Ливерпульской хлопковой ассоциацией;

• Европейской экономической комиссией ООН по купле-прода­же зерновых, цитрусовых, картофеля, топлива, пиломатериалов и др.;

2) необходимость оформления достаточно большого количества сертификатов на экспортируемые товары: помимо сертификатов про­исхождения и качества на продовольственные товары оформляются ве­теринарные, санитарные, фитосанитарные, карантинные и другие сер­тификаты, подтверждающие безопасность данного товара для человека;

3) цены, как правило, не фиксируются и довольно часто устанавли­ваются по результатам окончательной приемки-сдачи товара;

4) в качестве базисных мировых цен на отдельные виды сырьевых товаров используются:

• биржевые котировки, например Лондонской биржи металлов по меди, свинцу и цинку;

• цены крупнейших экспортеров, например стран — членов ОПЕК по нефти, Австралии, Бразилии, Канады — по железной руде и т.д.

5) часто в международных контрактах для товаров этого вида уста­навливается опционная оговорка, дающая право продавцу отгрузить несколько большее или меньшее количество товара;

6) очень детально прописывается статья «Качество», которое для этой товарной группы чаще всего устанавливается по содержанию отдельных веществ в товаре с указанием максимального предела примесей;

7) для торговли сырьевыми товарами характерно заключение кон­трактов с длительными сроками исполнения, что приводит к необхо­димости ежегодно индексировать цены.

2.

Товары массового спроса (ТМС) — это готовые изделия потреби­тельского назначения, которые можно классифицировать по ряду кри­териев:

• по назначению: одежда, обувь, мебель, бытовая техника;

• по характеру спроса: повседневного массового спроса (продук­ты питания, предметы гигиены) и выборочного спроса (видеокамеры, компьютеры);

• по срокам использования: кратковременного (парфюмерия, косметика) и длительного (холодильники, телевизоры).

Особенности мирового рынка товаров массового спроса:

• рынок ТМС чрезвычайно сегментирован не только по виду об­ращающихся товаров, но и по различным категориям покупателей (молодых и пожилых, богатых и менее состоятельных и т.п.);

• конъюнктура мирового рынка ТМС характеризуется превыше­нием предложения над спросом;

• рынку ТМС присуще быстрое моральное старение товаров, в силу чего последние очень быстро заменяются новыми, более совер­шенными и дешевыми;

• в производстве ТМС преобладают малые и средние предпри­ятия, которые более гибко реагируют на изменения рыночной конъ­юнктуры. Поскольку возможности их самостоятельного выхода на внешний рынок ограниченны, они прибегают к услугам специализи­рованных внешнеторговых посредников или заключают союзы с круп­ными ТНК;

• реализации потребительских товаров предшествует более ак­тивная рекламная кампания, чем другим товарным группам;

• практикуется продажа пробных партий товара для выявления реакции конечных потребителей.

Основные способы торговли товарами массового спроса:

• оптовые закупки у производителя;

• закупки через торговые компании и дома;

• использование услуг рознично-посылочных фирм.

Особенности организации и техники экспортно-импортных операций

по товарам массового спроса:

1) для оформления сделок чаще всего заключаются индивидуаль­ные (не типовые) разовые контракты. Для сделок на товары длитель­ного пользования могут быть использованы документы, разработан­ные ЕЭК ООН, в частности «Общие условия купли-продажи для им­порта и экспорта потребительских товаров длительного пользования и других металлоизделий серийного производства; ориентиром для контрактных цен служат прейскурантные цены, цены каталогов экспортных фирм;

2) при формулировании статьи «Качество» поставляемого товара часто используется практика его установления «по образцу»;

3) на случай обнаружения дефекта в товаре в контракте может быть предусмотрена не только его замена, но и уценка;

4) широко практикуется система скидок с цены за покупку допол­нительного количества товара, сезонные скидки и др.;

5) контракт обычно дополняется спецификацией с перечнем всех видов, сортов, моделей, артикулов поставляемых товаров;

6) реже, чем в других сделках, практикуется продажа ТМС в кредит.

3.

Машины и оборудование — наиболее динамично развивающаяся статья современной мировой торговли, на долю которой сегодня при­ходится 40% всего товарооборота. В экспорте промышленно развитых стран доля машин и оборудования достигает 80%.

Особенности мирового рынка машинотехнической продукции:

• снижается срок морального износа машин и оборудования (с 10—15 лет до 5—8 лет в настоящее время);

• в каналы международной торговли поступают новые, ранее не­известные рынку изделия;

• развивается торговля машинами, бывшими в употреблении;

• практикуется обратный выкуп устаревшей техники производи­телями;

• появляются такие новые формы торговли, как продажа обору­дования в разобранном виде, комплектного оборудования, финансо­вая аренда, встречная торговля и др.;

• отношения между продавцом и покупателем с поставкой обору­дования не заканчиваются, а начинаются, так как далее следует техни­ческое обслуживание, поставка запчастей и т.д.;

• определяющими факторами покупки машинотехнического оборудования являются не только цена, но и величина эксплуатацион­ных расходов, экологичность, возможность получить качественный сервис.

Основные способы торговли машинотехнической продукцией:

• закупки на международных выставках и ярмарках;

• консигнационная торговля;

• прямой сбыт;

• компенсационные сделки;

• поставки в рамках соглашения о промышленном сотрудничест­ве, о разделе продукции;

• финансовый лизинг.

Особенности организации и техники экспортно-импортных операций по поставке машин и оборудования:

1) нормативная правовая база структуры и содержания заключае­мых международных контрактов по этой товарной группе представле­на «Общими условиями экспортных поставок и монтажа машинного оборудования», выработанными ЕЭК ООН;

2) контракт международной купли-продажи машинотехнической продукции содержит такие специфические статьи, как монтаж, про­верка и испытание оборудования, подготовительные работы, обучение персонала покупателя, приемочные испытания, гарантии, пересмотр цен, техническая документация и др.;

3) часто контракты на поставку оборудования дополняются кон­трактами на поставку деталей и запасных частей в течение всего срока его использования;

4) при поставках комплектного оборудования и машинотехниче­ской продукции с длительными сроками изготовления используются скользящие цены. В момент подписания контракта обычно устанавли­ваются цены на каждую часть поставки, которые в дальнейшем кор­ректируются с учетом изменения цен на сырье и материалы;

5) чаще, чем в других контрактах, используются авансовые плате­жи и последующий коммерческий кредит. Условия кредита включают­ся в контракт либо заключается отдельное кредитное соглашение;

6) платеж за поставки оборудования может осуществляться как в денежной, так и товарной форме (в рамках компенсационных сделок);

7) качество машин и оборудования в контракте традиционно свя­зывается с его техническими характеристиками.

Для случаев, когда экспортные поставки машинного оборудования сопровождаются его монтажом, «Общие условия экспортных поставок и монтажа машинного оборудования» рекомендуют прописывать в контракте условия:

• монтаж и формы его оплаты, монтаж с оплатой постатейно (в счет оплаты включаются отдельные статьи — оплата проезда, суточ­ные, отработанное время и т.д.) и монтаж за аккордную оплату;

• условия работы (безопасные условия работы и проживания, воз­можность получить горячую пищу и медицинскую помощь и т.п.);

• подготовительные работы (обязанность одной из сторон подго­товить фундамент для монтируемого оборудования, предоставить не­обходимые для монтажа приспособления и т.п.);

• правила безопасности, с которыми заказчик должен ознакомить представителей поставщика по монтажу.

Наши рекомендации