Тема 12. Особенности организации и техники внешнеэкономических операций по основным товарным группам
1. Особенности организации международной торговли сырьевыми и продовольственными товарами.
2. Специфика документарного оформления экспортно-импортных операций по поставке товаров массового спроса.
3. Особенности организации и техники внешнеэкономических операций по поставке машинотехнической продукции.
1.
Все многообразие товаров, обращающихся на мировом рынке, можно классифицировать на следующие виды:
• по назначению: товары потребительского спроса и производственного назначения;
• по срокам использовани', товары кратковременного и длительного пользования; выборочного спроса, престижные, предметы роскоши;
• по характеру потребления и степени обработки: сырье, продовольствие, полуфабрикаты, готовые изделия, промежуточная продукция (комплектующие изделия, части, детали);
• по способу изготовления: стандартная и уникальная продукция.
Более общая классификация товаров, приводимая в статистике
внешней торговли, делит все товары:
• на сельскохозяйственное сырье и продовольствие;
• топливо, минеральное сырье и металлы;
• химические продукты;
• машины, оборудование, транспортные средства;
• промышленные товары народного потребления.
Чаще всего под сырьем понимают лишь продукты добывающей промышленности и сельского хозяйства, а под основными материалами — продукцию обрабатывающей промышленности.
Существует и более широкое представление о сырье как о комплексе, соединяющем материалы, непосредственно добываемые из окружающей природы (нефть, руды, лес и т.д.), и полуфабрикаты, т.е. материалы, подвергшиеся обработке, но не потребляемые как готовые продукты, а выступающие в свою очередь сырьем для производства готовой продукции (металлы, химические товары, пряжа, фанера и т.д.).
Статистика ООН относит к сырью продовольствие, сырьевые материалы (кожевенное сырье, каучук, лесопродукты, включая целлюлозу и бумагу, текстильные волокна и др.), руды и другие минералы, включая природные удобрения, топливные товары и цветные металлы.
В то же время следует заметить, что черные металлы и продукты химии, пряжа, ткани относятся к готовым изделиям.
В современной мировой торговле на сырье и продовольствие, включая минеральное топливо, приходится 18,3% общего товарооборота и их доля имеет тенденцию к снижению.
Перечислим основные факторы, влияющие на развитие международной торговли сырьевыми и продовольственными товарами:
• сокращение спроса за счет внедрения индустриальными странами ресурсосберегающих технологий и роста степени самообеспечения стран продовольствием;
• разработка и использование искусственных заменителей сырья;
• увеличение спроса на сырье и топливо со стороны развивающихся стран, создающих национальную обрабатывающую промышленность;
• фаза экономического цикла, на которой находятся прежде всего промышленно развитые страны;
• создание экономических группировок стран — экспортеров сырьевых товаров (по типу ОПЕК) и региональных экономических интеграционных объединений (по типу ЕС);
• высокая степень государственного вмешательства в процесс регулирования внешней торговли сырьевыми и продовольственными товарами;
• факты монополизации рынка крупнейшими ТНК и их дочерними фирмами, доля которых в современной мировой торговле сырьевыми товарами составляет '/3;
• погодные условия;
• длительное превышение предложения над спросом на мировом рынке этой товарной группы.
Основные способы торговли сырьевыми и продовольственными товарами:
• аукционная торговля;
• биржевая торговля;
• оптовые закупки;
• торговля в рамках международных товарных соглашений — межправительственных договоров импортеров и экспортеров определенного вида сырья;
• торговля с использованием услуг посредников;
• товарообменные (бартерные) сделки (особенно по сырью).
Особенности организации и техники экспортно-импортных операций по сырьевым и продовольственным товарам:
1) широкое использование типовых контрактов, разработанных биржевыми комитетами, ассоциациями экспортеров и импортеров, в частности:
• Лондонской ассоциацией какао;
• Федерацией ассоциаций масла, семян и жира (FOSFA);
• Торговой ассоциацией пищевого и кормового зерна (GAFTA);
• Ливерпульской хлопковой ассоциацией;
• Европейской экономической комиссией ООН по купле-продаже зерновых, цитрусовых, картофеля, топлива, пиломатериалов и др.;
2) необходимость оформления достаточно большого количества сертификатов на экспортируемые товары: помимо сертификатов происхождения и качества на продовольственные товары оформляются ветеринарные, санитарные, фитосанитарные, карантинные и другие сертификаты, подтверждающие безопасность данного товара для человека;
3) цены, как правило, не фиксируются и довольно часто устанавливаются по результатам окончательной приемки-сдачи товара;
4) в качестве базисных мировых цен на отдельные виды сырьевых товаров используются:
• биржевые котировки, например Лондонской биржи металлов по меди, свинцу и цинку;
• цены крупнейших экспортеров, например стран — членов ОПЕК по нефти, Австралии, Бразилии, Канады — по железной руде и т.д.
5) часто в международных контрактах для товаров этого вида устанавливается опционная оговорка, дающая право продавцу отгрузить несколько большее или меньшее количество товара;
6) очень детально прописывается статья «Качество», которое для этой товарной группы чаще всего устанавливается по содержанию отдельных веществ в товаре с указанием максимального предела примесей;
7) для торговли сырьевыми товарами характерно заключение контрактов с длительными сроками исполнения, что приводит к необходимости ежегодно индексировать цены.
2.
Товары массового спроса (ТМС) — это готовые изделия потребительского назначения, которые можно классифицировать по ряду критериев:
• по назначению: одежда, обувь, мебель, бытовая техника;
• по характеру спроса: повседневного массового спроса (продукты питания, предметы гигиены) и выборочного спроса (видеокамеры, компьютеры);
• по срокам использования: кратковременного (парфюмерия, косметика) и длительного (холодильники, телевизоры).
Особенности мирового рынка товаров массового спроса:
• рынок ТМС чрезвычайно сегментирован не только по виду обращающихся товаров, но и по различным категориям покупателей (молодых и пожилых, богатых и менее состоятельных и т.п.);
• конъюнктура мирового рынка ТМС характеризуется превышением предложения над спросом;
• рынку ТМС присуще быстрое моральное старение товаров, в силу чего последние очень быстро заменяются новыми, более совершенными и дешевыми;
• в производстве ТМС преобладают малые и средние предприятия, которые более гибко реагируют на изменения рыночной конъюнктуры. Поскольку возможности их самостоятельного выхода на внешний рынок ограниченны, они прибегают к услугам специализированных внешнеторговых посредников или заключают союзы с крупными ТНК;
• реализации потребительских товаров предшествует более активная рекламная кампания, чем другим товарным группам;
• практикуется продажа пробных партий товара для выявления реакции конечных потребителей.
Основные способы торговли товарами массового спроса:
• оптовые закупки у производителя;
• закупки через торговые компании и дома;
• использование услуг рознично-посылочных фирм.
Особенности организации и техники экспортно-импортных операций
по товарам массового спроса:
1) для оформления сделок чаще всего заключаются индивидуальные (не типовые) разовые контракты. Для сделок на товары длительного пользования могут быть использованы документы, разработанные ЕЭК ООН, в частности «Общие условия купли-продажи для импорта и экспорта потребительских товаров длительного пользования и других металлоизделий серийного производства; ориентиром для контрактных цен служат прейскурантные цены, цены каталогов экспортных фирм;
2) при формулировании статьи «Качество» поставляемого товара часто используется практика его установления «по образцу»;
3) на случай обнаружения дефекта в товаре в контракте может быть предусмотрена не только его замена, но и уценка;
4) широко практикуется система скидок с цены за покупку дополнительного количества товара, сезонные скидки и др.;
5) контракт обычно дополняется спецификацией с перечнем всех видов, сортов, моделей, артикулов поставляемых товаров;
6) реже, чем в других сделках, практикуется продажа ТМС в кредит.
3.
Машины и оборудование — наиболее динамично развивающаяся статья современной мировой торговли, на долю которой сегодня приходится 40% всего товарооборота. В экспорте промышленно развитых стран доля машин и оборудования достигает 80%.
Особенности мирового рынка машинотехнической продукции:
• снижается срок морального износа машин и оборудования (с 10—15 лет до 5—8 лет в настоящее время);
• в каналы международной торговли поступают новые, ранее неизвестные рынку изделия;
• развивается торговля машинами, бывшими в употреблении;
• практикуется обратный выкуп устаревшей техники производителями;
• появляются такие новые формы торговли, как продажа оборудования в разобранном виде, комплектного оборудования, финансовая аренда, встречная торговля и др.;
• отношения между продавцом и покупателем с поставкой оборудования не заканчиваются, а начинаются, так как далее следует техническое обслуживание, поставка запчастей и т.д.;
• определяющими факторами покупки машинотехнического оборудования являются не только цена, но и величина эксплуатационных расходов, экологичность, возможность получить качественный сервис.
Основные способы торговли машинотехнической продукцией:
• закупки на международных выставках и ярмарках;
• консигнационная торговля;
• прямой сбыт;
• компенсационные сделки;
• поставки в рамках соглашения о промышленном сотрудничестве, о разделе продукции;
• финансовый лизинг.
Особенности организации и техники экспортно-импортных операций по поставке машин и оборудования:
1) нормативная правовая база структуры и содержания заключаемых международных контрактов по этой товарной группе представлена «Общими условиями экспортных поставок и монтажа машинного оборудования», выработанными ЕЭК ООН;
2) контракт международной купли-продажи машинотехнической продукции содержит такие специфические статьи, как монтаж, проверка и испытание оборудования, подготовительные работы, обучение персонала покупателя, приемочные испытания, гарантии, пересмотр цен, техническая документация и др.;
3) часто контракты на поставку оборудования дополняются контрактами на поставку деталей и запасных частей в течение всего срока его использования;
4) при поставках комплектного оборудования и машинотехнической продукции с длительными сроками изготовления используются скользящие цены. В момент подписания контракта обычно устанавливаются цены на каждую часть поставки, которые в дальнейшем корректируются с учетом изменения цен на сырье и материалы;
5) чаще, чем в других контрактах, используются авансовые платежи и последующий коммерческий кредит. Условия кредита включаются в контракт либо заключается отдельное кредитное соглашение;
6) платеж за поставки оборудования может осуществляться как в денежной, так и товарной форме (в рамках компенсационных сделок);
7) качество машин и оборудования в контракте традиционно связывается с его техническими характеристиками.
Для случаев, когда экспортные поставки машинного оборудования сопровождаются его монтажом, «Общие условия экспортных поставок и монтажа машинного оборудования» рекомендуют прописывать в контракте условия:
• монтаж и формы его оплаты, монтаж с оплатой постатейно (в счет оплаты включаются отдельные статьи — оплата проезда, суточные, отработанное время и т.д.) и монтаж за аккордную оплату;
• условия работы (безопасные условия работы и проживания, возможность получить горячую пищу и медицинскую помощь и т.п.);
• подготовительные работы (обязанность одной из сторон подготовить фундамент для монтируемого оборудования, предоставить необходимые для монтажа приспособления и т.п.);
• правила безопасности, с которыми заказчик должен ознакомить представителей поставщика по монтажу.