Средства обучения иностранному языку в средней школе на современном этапе
Данная методическая категории отвечает на вопрос «С помощью чего обучать иностранному языку?». В методике преподавания иностранных языков выделяются два типа средств обучения :
- основное средство обучения – это естественная языковая среда
- различные вспомогательные средства, которые предназначены для создания иллюзии приобщения учащихся к естественной языковой среде.
Под средством обучения понимается все то материальное (техническое и нетехническое), что оказывает помощь в организации и проведении учебно-воспитательного процесса по иностранным языкам.
В настоящее время учителю не приходится жаловаться на то, что ему негде взять необходимые для эффективной работы средства обучения. Сегодня проблема в том, чтобы из огромного количества предлагаемых средств обучения выбрать те, которые помогут оптимизировать процесс обучения, принесут максимальную пользу.
Учитель должен знать как номенклатуру, имеющихся средств, так и их дидактическое назначение. Эффективное использование каждого из существующих средств обучения возможно лишь в том случае, когда учитель знает что, где и когдацелесообразно использовать в учебно-воспитательном процессе и какие результаты можно получить, а также при необходимости может сам составить учебные и контрольные материалы, адекватные условиям обучениям.
Классификация средств обучения проводится по разным параметрам:
- (1) по роли, которая отводится средствам обучения в учебно-воспитательном процессе: основные и вспомогательные.Иногда в методической литературе неразумно к основным относят только учебник и книгу для учителя, а все остальное к вспомогательным средствам. Такое деление недостаточно верно ориентирует учителя на использование учебно-методического комплекса или комплекта (УМК). Оно как бы оправдывает использование только учебника и книги для учителя, а все остальные компоненты становятся как бы факультативными (хочу - использую, хочу - нет).
Проводя деление на основные и вспомогательные средства обучения, к основным следует относить все компоненты УМК, а к вспомогательным – те средства, которые можно использовать при работе в конкретных условиях, но они не входят в УМК.
Сама идея УМК заключается в том, чтобы максимально активизировать все сферы (интеллектуальные, эмоциональные) личности учащегося, «задействовать» все каналы поступления информации и модернизировать обучение за счет внедрения технических средств обучения. Эта идея и была реализована в комплексе обязательных компонентов УМК. Исключение даже одного компонента комплекса ведет к нарушению системы и снижению эффективности обучения.
Учебно-методический комплект (комплекс) для определенного класса общеобразовательной средней школы составляется в соответствии с Программой по соответствующему иностранному языку и имеет своей целью обеспечить выполнение задач соответствующего года обучения иностранному языку. Он является логическим продолжением предшествующего года обучения, что должно проявляться в следующем:
- преемственности в реализации целей и основных задач обучения иностранному языку в средней школе;
- сохранении принципиальных положений, определяющих основные подходы к обучению иностранному языку (коммуникативная направленность всего процесса обучения, взаимосвязанное обучение всем видам иноязычной речевой деятельности);
- ориентации на дальнейшее развитие личности ученика и его коммуникативных способностей с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого учащегося.
УМК для пятого класса общеобразовательной средней школы включает следующие компоненты
- учебник, который содержит десять параграфов, первый из которых предназначен для повторения материала предыдущего класса. В каждом параграфе выделяются разделы: Устная речь. Чтение. Аудирование. Грамматика. Письмо.
Задания, предлагаемые в учебнике, направлены на подготовку учащихся к грамматическому оформлению высказываний в связи с различными ситуациями. Самостоятельному высказыванию с использованием новых структур предшествует серия упражнений, обеспечивающих понимание этих структур при аудировании и чтении. В конце учебника помещен англо-русский словарь.
- звуковое пособие (комплект аудиокассет) содержит записи следующих материалов
1. Лексические упражнения с заданием «Прослушайте и повторите» (они соответствуют упражнениям учебника, тренирующим лексику каждого параграфа).
2. Тексты стихотворений учебника с заданиями на прослушивание.
3. Тексты диалогов.
4. Отрывки текстов для чтения.
5. Тексты для обучения аудированию.
- рабочая тетрадь (для каждой четверти своя) содержит упражнения для дополнительной тренировки лексико- грамматического материала.
- книга для чтения обеспечивает дополнительную практику учащихся в чтении и устной речи на основе прочитанного. Она содержит рассказы, тематически соотнесенные с соответствующими параграфами учебника. Общность тематики создает условия для повторяемости лексического материала.
- книга для учителя предлагает распределение материала (ориентировочный вариант для тематического планирования), тексты для аудирования, а также методические рекомендации для организации учебного процесса.
К дополнительным средствам обучения можно отнести различные учебные пособия, как профессионально изданные, так и составленные самим учителем.
Это могут быть:
- другие УМК, которые используются лишь частично,
- специальные учебные пособия для развития конкретных видов речевой деятельности,
- книги для чтения,
- разнообразные видео- и аудиоматериалы,
- сборники языковых и речевых игр для различных этапов обучения,
- компьютерные программы,
- таблицы и схемы, карточки и картинки,
- музыка и песни, рифмовки и стихи.
Идеального курса для всех возможных условий обучения не существует, но существует огромное количество учебных пособий, среди которых учитель-профессионал может найти нужные ему материалы, а в случае необходимости и составить свои собственные.
Следующая классификация средств обучения делит средства обучения (2) по адресату: для учителя и для учащихся. такое деление не всегда можно провести четко. Только учителю предназначены программа, книга для учителя, методическая литература. Только для ученика – школьный словарь, рабочая тетрадь. Остальными средствами пользуются вместе и на уроке, и во внеурочное время.
Различают средства обучения и по
- (3) каналу поступления информации: слуховые (звукозапись), зрительные (картинки, предметная наглядность, слайды, диафильмы), зрительно-слуховые (кинофрагменты, видеофильмы). На начальном этапе предпочтительна статическая наглядность (психологические особенности детей);
- по (4) использованию техники: технические и традиционные. К техническим относят все средства обучения, которые требуют использования специальной аппаратуры.
Очевидно, что в настоящее время на уроке иностранного языка трудно обойтись без технических средств обучения. Чтобы успешно решать задачи обучения школьников и реально готовить их к практическому использованию иностранного языка для общения, необходимо не просто использовать ТСО на уроке, но и научить учащихся работать с ними самостоятельно.