Приоритетное развитие интеллекта.
К сожалению, часто при ориентации на раннее обучение именно интеллектуальным занятиям отдается приоритет, а остальное – если успеется, если хватит сил у мамы и ребенка. Взрослый, увлекшись методиками Глена Домана, кубиками Зайцева, наивно полагает, что, уча ребенка читать, развивает и его речь.
Чрезмерная информативная нагрузка.
Бывают случаи, когда речевое развитие опережает все возрастные нормы. И тогда, взрослые, воодушевленные успехами ребенка, пытаются насытить малыша как можно большим объемом информации, не понимая, что слабая, еще неокрепшая нервная система малыша не справляется с потоком информации. Чтобы предотвратить появление невроза:
· Оградите ребенка от лишних впечатлений (прежде всего речевых);
· Больше гуляйте с ребенком и играйте в простые детские игры
4. Недостаточный опыт общения с взрослымбудет влиять тогда, когда взрослые очень мало говорят с малышом и ребенку не хватает услышанных слов. Он не получает удовольствия от общения со взрослым, который сводит свое общение с ребенком до минимума. Малышу необходимо слышать речь взрослого, причем именно слова, обращенные непосредственно к нему. Только в этом случае они будут способствовать развитию малыша:
· С первых дней жизни ребенка должна окружать полноценная речевая среда. Старайтесь вашу повседневную деятельность сопровождать правильной речью, называйте свои действия, предметы домашнего обихода;
· Дополняйте все сказанное малышом, но не принуждать его к повторению — вполне достаточно того, что он вас слышит. Отвечая ребенку распространенными предложениями с использованием более сложных языковых форм богатой лексики, вы постепенно подводите его к тому, чтобы он заканчивал свою мысль, и, соответственно, говорите почву для овладения контекстной речью;
· Описывайте все действия ребенка: что он видит, слышит, чувствует, трогает. Используя «параллельный разговор», вы как бы подсказываете ребенку слова, выражающие его опыт, слова, которые впоследствии он начнет использовать самостоятельно;
· Говорите достаточно громко, медленно и немного растягивая слова (с этой манерой речи можно будет покончить примерно в два года, когда сам ребенок начнет говорить предложениями более или менее уверенно);
· Не поправляйте речь ребенка, просто повторите ту же фразу правильно.
Преобладание в речи взрослого при общении с ребенком «детских слов».
Стадия активной речи у ребенка начинается с так называемой автономной речи, когда ребенок использует аморфные слова – корни, затем использовать звукоподражания и облегченные слова. К 1году 6месяцам ребенка нужно побуждать к называнию общеупотребительных слов. Если на этом этапе взрослый в общении с ребенком продолжает пользоваться «детскими словами» или сюсюкать, искусственно коверкая свою речь под детский лепет, не давая образца общеупотребительных слов, у малыша происходит замедленное развитие произносительных навыков и развития речи в целом.
Ошибка предвосхищения.
Часто близкие взрослые, стремясь показать свою любовь к ребёнку, угадывают каждое желание малыша по первому взгляду и звуку и тут же стараются удовлетворить все его потребности. Возникнет ли у такого малыша необходимость заговорить? Ответ один - нет. В таком случае у ребенка исчезает стимул, потребность заговорить первым и сформулировать свои желания словом: зачем говорить, если тебя и так понимают. В этом случае приходиться немного хитрить: делать вид, что вы не понимаете, чего от вас хочет малыш до тех пор, пока он не попытается сказать об этом.
Усвоил сколько или усвоил как…
(об оценке детских достижений)
Родители зачастую оценивают достижения своих детей в сравнении с соседскими мальчиками и девочками, либо с нормативными данными, о которых прочитали в журнале или учебнике. Хочу вас, уважаемый педагог, предостеречь от подобной ошибки и не измерять результаты своей работы, сравнивая детей. Оценивая темпы развития речи ребенка, не следует опираться на чужие достижения. Да, к году малышу хорошо бы произносить 10 слов. Так написано в учебнике. Но у Пети - 15, Насти - 7, а Марина – до сих пор молчит. Все мы разные, как ни банально это звучит. И дети тоже! Я предлагаю не подсчитывать количество слов, сказанных малышом – ребенок может легко воспроизвести то или иное слово, но вместе с тем никогда не использовать его в реальной и живой ситуации воздействия с окружающим миром. А оценивать нужно насколько прочно вошло это слово в активный словарь малыша, как и в каких ситуациях, он употребляет его (только отвечая на просьбу «Скажи…», по побуждению взрослых или по собственной инициативе, в общении с близкими людьми, знакомыми взрослыми или своими сверстниками).
Поэтому, уровень речевого развития малыша я предлагаю оценивать по следующим показателям: