Как сделать занятие развивающим?
Чтобы легче было понять, какими идеями мы руководствуемся, организуя образовательный процесс, расскажем сказку Дмитрия Соколова о фиолетовом котёнке. Эта сказка об отношении автора к воспитанию.
« Фиолетовый котенок мыл лапы только в лунном свете.
- Ну что мне с ним делать? – отчаивалась кошка и всплескивала лапами.
- Да что с ним цацкаться? – рычал кабан. – Макнуть его в солнечный ушат или просто в речку. Ишь ты – все котята как котята, а этому лунный свет подавай!
- Он просто глупый, - каркала ворона. – Голова маленькая, мозгов немного. Вырастет, его из солнечного света не вытащишь!
Фиолетовый котенок мыл лапы только в лунном свете. Луна была большая, белая, яркая.
- Милый котенок, - говорила Луна, - а почему ты фиолетовый?
- А как бывает еще? – удивлялся котенок.
- У меня есть брат, - сказала Луна, - он очень большой и ярко-желтый. Хочешь на него посмотреть?
- Он похож на тебя? Конечно, хочу.
- Тогда не ложись спать, когда я стану таять в небе, а немножко подожди. Он выйдет из-за той горы и займет мое место.
Ранним утром котенок увидел Солнце.
- Ух, какой ты теплый! – воскликнул котенок. – А я знаю твою сестру Луну!
- Передай ей привет, - сказал Солнце. – А то мы редко видимся…
Фиолетовый котенок теперь умеет мыть лапки не только на солнце, а даже в мыльной ванне».
«Кошка, кабан и ворона, - говорит автор сказки – это обычные методы воспитания. Это, в сущности, вина, угроза, насмешка. А Луна – это символ веры. Она не воспитывает котенка, а расширяет его мир».
Мы солидарны с автором сказки. Для нас главное вовсе не в том, что ребенок научится тому, чему мы хотим его научить. Главное – расширить для ребенка мир, помочь ему реализовать все его сегодняшние возможности и создать условия для развития завтрашних.
Речевые задачи необходимо решать в единстве с задачами по формированию таких качеств личности, как самостоятельность, коммуникативность, инициативность.
Поэтому главные цели нашей работы по активизации и развитию речи детей раннего возраста следующие:
1. Создать ситуации для осуществления ребенком самостоятельных действий и проявления собственной речевой инициативы.
2. Побудить ребенка активно использовать слово в качестве единственного адекватного средства общения.
3. Формирование у ребенка начального детского лексикона (пассивного и активного).
Создав ситуации, в которых ребенок может проявить собственную инициативу, сделать выбор, педагог тем самым дает ему возможность для проявления речевой активности. Такие ситуации можно создавать на игровых занятиях, которые должны подчиняться следующим требованиям:
1. Занятие проводится в отдельном, лучше специальном помещении с одним или несколькими детьми.
2. Не перенасыщайте предметную среду на занятии, постарайтесь использовать только тот игровой материал, который необходим для решения поставленных задач. Эффективное развитие ребенка достигается при небольшом количестве игрушек, т.к. ребенку нужно овладеть всеми свойствами и способами обращения с каждой из них. Главная задача взрослого должна заключаться в выработке у ребенка установки на поиск основных назначений игрушки.
3. Длительность самого занятия, как специально организованного процесса, целесообразно ограничить до 20 минут. Но не следует ограничивать самостоятельные инициативные действия, которые возникают у детей после занятия. Наоборот, следует стимулировать такие действия, давая детям, возможность поиграть тем материалом, который использовался на занятии.
4. Не старайтесь подчинить занятие определенной структуре. Создайте для ребенка обстановку, в которой он имеет возможность выбирать и словом подтверждать свой выбор. Старайтесь уловить интерес ребенка, и на этом интересе построить дальнейшую игру.
5. Разговаривайте с малышом не «сверху вниз», а на одном уровне. Именно в игре на равных уровнях можно добиться речевого сопровождения, а заодно стать другом личности маленького роста и возраста…
6. Не забывайте, что маленькому ребенку свойственно постигать мир при помощи чувств, эмоций и фантазий, причем постигать его целостно, во всей полноте, а не анализировать информацию, раскладывая ее «по полочкам». Малыш должен получать достаточное количество зрительной и тактильной информации об окружающем мире.
7. Если вы с тоскливым видом играете и поглядываете на часы, не обольщайтесь – из топора каши не получится. Занимаясь с детьми раннего возраста, вы не должны забывать о том, что эмоции подкрепляют познание и усиливают активность восприятия.
Каждое занятие с малышами предполагает решение ряда определенных задач, которые в ходе речевого развития ребенка постепенно усложняются.
Этап | Рекомендуемые темы | Задачи этапа | Результат |
«Части тела», «Животные», «Бытовые процессы», «Домашние животные», «Игрушки», «Семья», «Предметы быта» | 1. Установление и поддерживание доверительных отношений во время игр-занятий с взрослым. 2. Вызвать у ребенка потребность в общении со взрослым любыми доступными для него средствами, как вербальными так и невербальными. 3.Формирование умения в пассиве соотносить предметы и действия с их словесным обозначением, овладевая смысловой стороной речи. | 1.Эмоциональное принятие взрослого в свой «ближний круг». 2. Ребенок умеет некоторое время фиксировать свое внимание на определенных движениях, действиях взрослого, его мимике, жестах и возможности подражать им. 3.Выполняет обращенные к нему простые речевые инструкции «Иди», «Дай», «Принеси», «Возьми» и т.д. | |
«Дикие животные», «Домашние животные», «Домашние птицы», «Транспорт», «Предлоги НА, В», сказка «Теремок» | 1. Вызывать речевую деятельность детей в форме любых звуковых проявлений, как по побуждению взрослого, так и по собственной инициативе. 2. Расширять пассивный предметный и глагольный словарь с помощью предметных и сюжетных картинок | 1. Ребенок активно употребляет слова в виде звукоподражаний (облегченных слов) и начинает активно употреблять их в конкретных ситуациях общения. Начинает осваивать ситуативную речь (первые слова) как по побуждению взрослого, так и по собственной инициативе. 2. У ребенка возрастает пассивный словарный запас, ребенок понимает многие глаголы, основные прилагательные, некоторые местоимения. | |
Сказки, «Домашние животные и их детеныши», «Домашние птицы и их детеныши», «Дикие животные и их детеныши», «Одежда», «Посуда», «Мебель», «Предлоги ПОД, В, НА» | 1. Создание ситуации для осуществления ребенком самостоятельных действий и проявление собственной речевой инициативы. | 1. Ребенок осваивает самостоятельную инициативную речь в виде вопросов, побудительных высказываний, простейших диалогов, которые обращены сначала ко взрослым, а затем и к своим сверстникам. |
· Стимулирование у ребенка проявления собственной речевой инициативы.
У не говорящих детей еще нет потребности подражать слову взрослого. Поэтому на первых этапах необходимо вызвать у ребенка потребность в общении со взрослым любыми доступными для него средствами (жест, мимика). А затем вызывать речевую деятельность в форме любых звуковых проявлений (например, звукоподражания, облегченные и общеупотребительные слова, предложения) как по побуждению взрослого, так и по собственной инициативе.
Постепенно в ходе занятий ребенок осваивает самостоятельную инициативную речь в виде вопросов, побудительных высказываний, простейших диалогов, которые обращены сначала к взрослым, а затем к своим сверстникам.
· Развитие понимания речи.
Известно, что развитие понимания речи ребенком намного опережает появление у него активной речи и является базой и предпосылкой для возникновения последней.Решая эту задачу, я формирую у ребенка умение в пассиве соотносить предметы, признаки, действия с их словесным обозначением, помогая овладеть смысловой стороной речи.
В ходе занятий идет постепенное расширение пассивного словаря по лексическим темам.
· Развитие активной речи.
Задачи по развитию активной речи ребенка решаются в соответствии с закономерностями ее развития в онтогенезе.
Стадия активной речи начинается с появлением у ребенка так называемой автономной речи. Ребенок использует аморфные слова – корни, и он в дальнейшем одним таким однокорневым словом обозначает целый ряд предметов.
На смену автономной речи приходит так называемая «телеграфная речь». Это одно- или двухсловные сочетания, выполняющие роль предложений. «Телеграфную речь» ребенок начинает осваивать после того, как употребление отдельных слов стало для него привычным делом. «Телеграфный стиль» предполагает в основном использование существительных и глаголов, и лишь иногда – других частей речи. Ребенок сам конструирует словосочетания, которые представляют собой устойчивые речевые единицы, образование которых подчиняется некоторым грамматическим правилам.
Для эффективного решения поставленных задач очень большое значение имеет лексический материал, на котором строится игра. На первом этапе, когдамаксимальное значение уделяется смысловой стороне речи, целесообразно использовать темы, близкие к социальному окружению детей (например, «Части тела», «Предметы быта» и т.д.). На этапе вызывания первых слов у ребенка, на мой взгляд, нужно использовать лексический материал, максимально похожий на первые автономные слова ребенка (например, звукоподражания животных, птиц, некоторых видов транспорта). На третьем этапе, который характеризуется тем, что малыш осваивает употребление отдельных слов, ребенок сам конструирует словосочетания, другими словами – осваивает «телеграфную речь». Я предлагаю использовать короткие сказки и рассказы, понятные малышу. На последующих этапах занятии можно использовать любые темы, усложняя материал в зависимости от речевых возможностей ребенка.
Как помочь ребенку заговорить, об этом в следующем секрете.