Нормандское завоевание Англии и его значение.
Нормандия была в середине XI в. страной, достигшей полного расцвета феодальных отношений. Это сказалось прежде всего в ее военном превосходстве. Более того, герцогство имело лучшую по сравнению с Англией внутреннюю организацию и сильную центральную власть, которая держала в руках и феодалов, и церковь.
Услышав о смерти Эдуарда Исповедника, Вильгельм отправил в Англию к Гарольду послов с требованием вассальной присяги и в то же время повсеместно объявил, что Гарольд —узурпатор и клятвопреступник. Вильгельм обратился к папе Александру II, обвиняя Гарольда в нарушении клятвы и прося папу благословить вторжение Вильгельма в Англию. Папа римский, считая, что английская церковь нуждается в реформе, послал Вильгельму освященное знамя, санкционировав тем поход на Англию. Вильгельм стал готовиться к вторжению.
Пока шла подготовка, английский король Гарольд, прекрасно зная обо всем происходящем в Нормандии, собрал на юге Англии людей и корабли. Внезапно и совершенно неожиданно для него на северную Англию по соглашению с Вильгельмом напали норвежский король Харальд. Норвежский король и Тости (брат короля Англии) были убиты (25 сентября 1066 г.). Но 28 сентября на юге Англии в Пивенси высадилась армия Вильгельма, герцога нормандского.
Гарольд, узнав о высадке неприятеля, поспешил на юг. Его войска были ослаблены и в результате сражения с норвежцами, и в результате похода. Встреча произошла в 10 километрах от Гастингса (14 октября 1066 г).
Разгром англосаксонского войска был предрешен из-за явного превосходства нормандцев. В сражении и погибли Гарольд и многие тены и эрлы. Поражение было полным и окончательным. Вильгельм не торопился с дальнейшими действиями; только через пять дней он пошел на Дувр и Кентербери.
Тем временем в Лондоне прелаты объявили было наследником престола англосакса Эдгара Этелинга, однако северные графы его не поддержали.Лондонские горожане решили не оказывать сопротивления Вильгельму, очевидно, опасаясь разгрома города. В целом южная Англия не оказала заметного сопротивления завоевателям.
На рождество 1066 г. Вильгельм (1066—1087) был помазан на царство в Вестминстрое.Желая снискать поддержку населения, Вильгельм обещал «соблюдать добрые законы Эдуарда». Однако грабежи и насилия нормандских баронов продолжались довольно долгое время. В целом к концу 1068 г. не только южная, но и северная Англия признали Вильгельма.
Меры Вильгельма по организации управления.
Почти сразу же после завоевания началась постройка королевских замков. В начале своего правления Вильгельм выступал как «законный наследник Эдуарда», апеллируя к его законам. В 1067—1068 гг. он действовал на местах, опираясь на англосаксов, но сопротивление и восстания 1069 г. привели к тому, что он стал рассматривать всех англосаксов как мятежников. Земли Англии были объявлены собственностью короля. Были конфискованы земли не только мятежников, но и всех, кто не изъявил покорности королю. Затем Вильгельм, оставив огромные участки земли за короной, стал наделять своих баронов феодами в 10—20 раз большими, чем те, которые были у них в Нормандии. Церковные земли пока остались нетронутыми.Часть участков была выделена для оплаты королевских служащих и т. д.
В 1085 г. была предпринята земельная перепись. В переписи указывается состав земель в каждом графстве и в каждой сотне, доходы с этих земель, число жителей и их состояние. Цель переписи — получить представление о завоеванной стране, о возможных доходах с нее и систематизировать взимание «датских денег».
Условия держания фьефов (феодов) были следующие: все землевладельцы — крупные и мелкие, духовные и светские, нормандцы и англосаксы—держали землю в конечном счете от короля. Он был верховным собственником всей земли в Англии и сюзереном всех держателей, от кого бы непосредственно они ни получали свои фьефы. Все держатели (а не только непосредственные) обязаны были личной присягой королю и служили прямо ему. В 1087 г., собрав всех держателей, Вильгельм потребовал от них непосредственной личной присяги и службы королю, даже если они держали землю не прямо от короля, а от кого-либо из его непосредственных держателей (Солсберийская присяга).
Эта непосредственная присяга и непосредственная служба королю через головы промежуточных лордов являются специфически английской особенностью, в значительной мере способствовавшей укреплению королевского авторитета. Условия пожалования были те же, что и в Нормандии: 1) оммаж королю и клятва верности; 2) служба с военным отрядом определенных размеров в течение 40 дней в году в пределах страны; 3) присутствие в королевской курии по вызову для совета и суда; 4) помощь деньгами в определенных случаях (посвящение в рыцари старшего сына короля, выдача замуж его старшей дочери, выкуп короля из плена).
Если условия держания не выполнялись, фьеф мог быть отнят. Барон не мог передать баронию по наследству сам, наследник получал баронию от короля, только внеся за допуск к наследованию особый платеж, именуемый рельефом. Если наследников не было, то барония отходила к короне. Все фьефы были неделимы и передавались на основе права майората старшим сыновьям. Король обладал правом опеки в случае несовершеннолетия наследника и правом распоряжаться браками наследников и наследниц. За каждые. 200 фунтов дохода в год барония должна была поставлять ежегодно для 40-дневной службы отряд в 40 рыцарей. В целом все фьефы могли дать 4200 рыцарей. При Вильгельме баронских замков не было; замки были только королевские. В остальных отношениях баронам была предоставлена полная свобода. Каждый барон сам выбирал, какие фьефы оставить себе, какие субинфеодировать, т. е. передать от себя в держание рыцарям. Впрочем, барон не обязан был сажать на фьефы только рыцарей, он мог принять и невоенных держателей — сокменов, на условиях выплаты денежной ренты и выполнения некоторых сельскохозяйственных работ. Сокмены были англосаксами, рыцари зачастую также были англосаксонского происхождения.
Итоги нормандского завоевания.
Завоеватели не собирались окончательно разорять крестьянство, так как своих крестьян они в Англию не привезли, а им необходимо было увеличивать население поместий ради получения ренты и налогов. Но завоевание ускорило закрепощение крестьянства, т. е. способствовало быстрейшему завершению процесса феодализации, начавшегося в предшествовавший нормандскому завоеванию период. Это был настоящий переворот, в результате которого число свободных крестьян резко уменьшилось. Каждый лорд получил право иметь судебную курию для всех своих держателей, что дало ему дополнительные возможности подчинять население поместий. Новые лорды и бароны начали активно хозяйничать: восстанавливать разрушенные усадьбы, осушать болота, строить мельницы, основывать рынки и города. Завершение феодализации стало фактором, который способствовал дальнейшему прогрессу общества.
В результате завоевания установилась вполне законченная по форме феодальная система земельных держаний и вассальных связей. Эта система была в значительной мере перенесена в Англию из Нормандии. Феодальный строй в Англии был более совершенным, поскольку он перенесен в готовом виде, чем во Франции, где он сложился естественным путём.
Английские отношения отличались тем, что здесь в силу самого факта завоевания и необходимости удержаться на захваченной территории среди враждебного населения создались условия для укрепления королевской власти. Король здесь —верховный собственник всей земли в королевстве, ему непосредственно приносят присягу все держатели, бароны не имеют права строить замки, получают землю в разных графствах, что исключает возможность их политического усиления, бароны не имеют государственной власти над держателями, не обладают верховной юрисдикцией, правом ведения частных войн. В противовес баронам Вильгельм сохраняет и поддерживает судебные собрания графств и сотен. Сохраняется фирд — пешее ополчение свободных держателей, которые платят налоги королю. Королевский совет не принимает характера феодального совета французского образца, в нем заседают лица, желательные королю и проводящие его политику. Вильгельм правит Англией сам, посредством своих письменных приказов, изготовляемых капелланами под надзором канцлера. Приказы рассылаются шерифам, представляющим власть короля в графствах. В результате всех этих обстоятельств возникает монархия, настолько сильная, что уже можно говорить об определенном единстве Англии. Этому способствовало и то, что королевскую власть поддерживали мелкие и средние феодалы, церковь, купечество и сохранившееся в некоторых районах свободное крестьянство. Сыграло роль и наличие у Вильгельма значительных доходов от его доменов в Нормандии.
Вильгельм проводил весьма целенаправленную политику в отношении церкви: с одной стороны, она получила большие земельные пожалования и ряд привилегий (создание церковных судов), с другой — все претензии папы на верховенство были отвергнуты. Вильгельм отказался принести вассальную присягу Григорию VII и заявил, что никто, кроме короля, не может контролировать дела английской церкви и что без его разрешения нельзя повиноваться папе и папским приказам
Вильгельм умер в 1087 г. в Руане, завещав Англию своему сыну Вильгельму.
21. Начало процесс образования централизованного государства в Англии. Возникновение парламента, его структура, функции и роль в политической жизни.
Государственный строй Англии после нормандского завоевания отличался существенной особенностью. Если во Франции победа феодальных отношений привела к тому, что в первые века существования феодализма для Франции была характерна раздробленность, слабость центральной королевской власти, то в Англии сразу же после нормандского завоевания складывается централизованное государство.
Английское феодальное государство не знало периода феодальной раздробленности. В этом заключалась его первая особенность, объясняемая во многом экономической силой королевской власти. Вильгельм Завоеватель в ходе завоевания Англии захватил в свою собственность примерно 1/7 часть всех пахотных земель и 1/3 всех лесов Англии; у него имелось около 1500 поместий. Королевский домен был самым крупным земельным владением в Англии, что определяло силу королевской власти. Кроме того, сильная королевская власть объяснялась необходимостью сохранять господство над покоренным англосаксонским населением.
Во главе государства стоял король.Как правило, все важнейшие решения английский король принимал совместно с королевской курией. Компетенция этого органа не была достаточно четко определена. Как правило, королевская курия выступала в трех формах. Во-первых, как съезд феодалов (большая королевская курия), созывавшийся для решения важнейших политических вопросов. Во-вторых, как высший судебный орган Англии, разрешавший споры между непосредственными вассалами короля и рассматривавший апелляции на решения нижестоящих судов. Из королевской курии как судебного органа выделился финансовый орган - «палата шахматной доски». И, наконец, королевская курия выступала как орган управления - малая курия короля, являвшаяся постоянно действующим органом, состоявшим из королевских советников. Среди них наибольшее значение имел юстициарий - руководитель администрации и финансов. Помимо юстициария (затем канцлера) в состав малой королевской курии входили казначей, коннетабль (начальник королевской конницы), маршал (начальник ополчения) и т.д.
Представителями центральной власти на местах являлись шерифы. Функции их были многообразны: они ведали сбором налогов и поборов в пользу короны, наблюдали за охраной общественного порядка.
Во время переписи требовалось говорить только правду, как на «страшном суде». Отсюда и название книги.
В комнате, где заседала палата, стоял стол, покрытый скатертью, разделенной на клетки подобно шахматной доске.
Сильная королевская власть, сложившаяся в Англии после нормандского завоевания, еще более укрепилась после реформ, проведенных в XII в. королем Генрихом II.Реформы Генриха II охватывали военную и судебную области деятельности государства.
В военной области Генрих II установил, что все свободные люди Англии обязаны иметь вооружение для участия в военных походах. Характер вооружения зависел от размера личных доходов. Король предоставил феодалам право вместо личного участия в военных походах уплачивать «щитовые деньги». Тем самым он стал независимым от феодальных военных дружин и получил возможность содержать наемное войско.
В судебной области Генрих II ограничил сферу деятельности сеньориальных судов, введя должности разъездных королевских судей. Судьи периодически объезжали графства Англии и рассматривали широкий круг уголовных дел (умышленное убийство, грабеж, поджог и др.). Из решений разъездных королевских судей постепенно складывалась единая для всей страны система английского «общего права».
Разъездные королевские судьи при рассмотрении ряда дел выслушивали даваемые под присягой показания 12 свободных людей -присяжных. Это повысило авторитет королевских судей, и свободные люди стали предпочитать обращаться к ним, а не в суд феодала. Постепенно образуется суд присяжных, принимавший решение (вердикт) о виновности или невиновности подсудимого, на основе которого королевский судья выносил приговор. В XIII в. в Англии появляются мировые судьи, которые часть дел рассматривали сами, а часть предварительно проверяли для передачи суду присяжных.В период сословной монархии в Англии сложилось учреждение, которое стало неотъемлемой и со временем все более значительной частью государственной организации страны – представительный парламент. Своим возникновением он был обязан как установившимся к XIII – XIV вв. политическим формам взаимоотношений сословий Англии с королевской властью, так и особенностям ситуации в условиях кризиса власти второй половины XIII в. Немалое значение в этом длительном процессе сыграли и традиции привлечения короной высшей знати к решению государственных дел, восходящие к ленной монархии.
Историческим началом сословного представительства были собрания вассалов короля, которые с середины XII в. стали обязательной частью государственной жизни. В 1146 г. с участием баронов и епископов (как светских и духовных вассалов короны) были утверждены Кларендонские статьи. Согласие такого собрания на законодательные предложения королей впредь стало считаться более чем желательным. Созываемое королем такое собрание стало играть и роль высшего суда – суда пэров (равных). Во второй половине XII в. в собраниях участвовали уже не только высшие, но и средние вассалы («старшие и меньшие бароны»). В Великой хартии 1215 г. была специально оговорена обязанность короны созывать в необходимых случаях и в специальном порядке «архиепископов, епископов, аббатов, графов и старших баронов... и кроме того... всех тех, кто держит от нас непосредственно... к определенному дню и в определенное место» (ст. 14). В дальнейшем, опираясь на Хартию, сословия не только неоднократно требовали от короны ее подтверждения, но и повели политическую борьбу за влияние этого собрания на распределение королевских должностей.
Во второй четвертиXIIIв.совет магнатов (духовных и светских баронов) стал обязательным спутником королевской власти. В 1236 – 1258 гг. совет созывался по два-три раза в год для совещаний по политическим вопросам; нередки были требования магнатов ставить и снимать королевских должностных лиц. В условиях кризиса и начавшейся гражданской войны в Англии (1263 – 1267) влияние совета магнатов усилилось. По Вестминстерским провизиям 1258 г. собрание установило даже своеобразную сословную опеку над королевским управлением, создав исполнительный совет 15-ти.
Стремление знати поставить только под свой контроль королевскую власть вызвало оппозицию среди более широких кругов рыцарства и горожан. Политическим и военным лидером оппозиции выступил выходец из французской знати граф Симон де Монфор. Он стал инициатором организации более широкого представительства для формирования новой политической структуры. После захвата оппозицией значительной территории и поддержки ее Лондоном в июне 1264 г., де Монфором был созван парламент в г. Лондоне, куда, помимо прелатов и знати, были приглашены по 4 представителя от графств. Это представительство приняло особый акт – «Форму управления», составленную де Монфором, где по-новому решались вопросы власти короля и представительства. (Эпизодически рыцарей на государственные собрания призывали и ранее, на протяжении первой половины XIII в.) В новый созванный де Монфором парламент – в январе 1265 г. – были приглашены не только рыцари от графств, но и представители поддержавших оппозицию городов. Это стало рождением нового учреждения, где были представлены основные сословия Англии.
Окончательное утверждение парламента в государственно-политической жизни Англии заняло длительное время: 35 – 40 лет. Только в 1290-е гг. он оформился как постоянно действующее учреждение. Тогда же за представительством закрепляется и название parliamentem. В правление короля Эдуарда I (1272 – 1307) сложились и основные принципы организации представительства.
Некоторое время деятельность общенационального (конечно, в рамках реалий сословной монархии) представительства не разделялась от традиционного для короны собрания знати. Из 55 собранных при Эдуарде I парламентских представительств 21 было с участием общин, 21 – чистыми собраниями знати, остальные – или заседаниями королевского совета, или случайными по составу, в основном судебными заседаниями. В обстоятельствах очередного кризиса корона, созывая парламент 1295 г., была вынуждена признать государственную обязательность для себя общинного представительства: «Касающееся всех всеми должно быть и одобрено». Спустя год, по требованию нового парламента король подтвердил новую редакцию Великой хартии. Так было положено начало влиянию представительства на законодательство.
На протяжении нескольких десятилетий парламент продолжал играть еще двоякую роль: и сословного совещательного органа, и высшего суда. Это было взаимосвязано и с тем, что парламент состоял и из высшей знати, пэров,и из представителей общин. Разделение произошло в 1341 – 1343 гг.: с этого времени бароны и представители графств и городов стали заседать отдельно и по-разному участвовать в общей парламентарной деятельности. Это стало началом разделения напалату лордов и палату общин.
Разделение на две палаты повлекло дополнительную самоорганизацию парламента. Ранее совместным представительством руководил канцлер, который выступал от имени парламента перед королем, делал заявления и т. п. Теперь канцлер стал руководителем только палаты лордов. С 1376 – 1377 гг. в палате общин появляется своя должность руководителя – «говорильщика» от ее имени перед короной (speeker – спикер). Его определяла сама палата.
В продолжение XIV в. парламент стал уже неотъемлемой частью системы власти.