Развитие отдельных именных категорий имени сущ.

Общий ход развития словоизменительных категорий в с-а и р-на определялся:

  1. редукцией неударных слогов. Во всех герм.языках ударение фиксированное. Оно закреплялось на 1 корневом слоге. Значит, словоизменительные морфемы оказывались в неударной позиции, что приводило к редукции, отпадению неуд.слогов. Происходило ослабление качества звучания, ослабление различий. В течение ср-англ. все неуд.гласные сводились к двум – /ə/ (буква e) и /i/ (буква i). Если окончани сводятся к одной гласной – e, то существует омонимия падежных форм. Хорошо сохраняются те окончания, у которых еще есть согласный (“защищенные окончания”) – es.
  2. В этих условиях продуктивные индуцирующие основы начинают активно втягивать в свою систему окончания существительных, которые принадлежали ранее другим основам. Даже в пределах продуктивной основы на –а, ср.р начинал вытягиваться по м.роду. Т.о, 2-й фактор – фактор логического влияния одних форм на другие.
  3. переход от однообразия форм словоизменения к группировке новых форм. Непродуктивные основы с уменьшающимся охватом словаря
  4. окончательные перестройки структуры слова: дописьм эпоха – корень+суфф =основа+окончание; письм, конец др.а – корень=основа+окончание; ср.а, ново-а – корень=основа. Слово становится одночастным.

Окончание было словореализующим. Теперь оно обретало новую форму. Оно может прибавляться к словосочетанию: professor of chemistry’s lecture. Т.е. формант слову уже не принадлежит, в отличие от флективных языков.

История категории рода

Уже в д.а.период проявляются признаки размывания. Сущ разных родов в поздних д.а.текстах часто отходили от своей ист.парадигмы рода. Мы понимали, какой род только так: деревянный (согласованное прил) стол; стол, он (местоименная референция). Уже в д.а. сущ начинает расставаться с категорией рода.

История категории падежа

В ср.а Им.падеж и Вин.сливаются. Система становится трехчастной: Им/Вин, Род, Дат. Конец ср-а периода – остаются Основной и Родит.падежи. Род.п в ср-а образуется по образцу парадигмы на –а муж.р. Окончание –s начинает распространяться на все сущ.

Некоторые сущ ж.р. сопротивляются, особенно те, которые обозначают существа ж.пола.

In hope to stondon in his lady grace. Но это именно Род.п, он отличается от современной притяжательной формы. Род.п в принципе существует у любого сущ и употребляется не только в конструкциях с принадлежностью, но и в конструкциях с другими объектными отношениями. Однако постепенно он становится обязательно только препозитивным определением, а в дальнейшем переосмысливается как выражающий только принадлежность, поэтому закрепляется за сущ, выражающими одуш.существа. Во всех остальных случаях появляется of-phrase. Это тоже показывает, что в совр.а.я. говорить о категории падежа сложно.

Написание с апострофом появляется с 17 века с целью подчеркнуть редукцию гласного в окончании. Появление апострофа в мн.числе уже чисто графический прием, специально изобретенный в 18 веке. Girls’ hats. Окончание –s попадает в мн.число сущ, у которых нет –s в окончании: men’s hats.

История категории числа

К концу с-а окончание –s (сначала как слог -es) проникает из основы на –а м.р. во все другие парадигмы: и в ср.р основы на –а, и в ж.р.: shire – shires (ж.р.), lond – londes (ср.р).

Параллельно с выделением нового отношения между корнем и окончанием совершенно пересматривается роль категории мн.ч. по сравнению с д-а. В д-а, как и в совр.русском, вопрос, какое окончание у данного сущ в мн.ч был бессмысленным, т.к. в разных падежах были разные окончания. В с-а категория числа получает свой формант, который выражает только число. Он распространяется на все новые слова, особенно на заимст.лексику.

Есть исключения:

    1. сохраняется 3 сущ ср.р. долгосложных, которые так и не приняли окончания –s во множ.числе: deer, swine, sheep is/are... Не путать с теми, у которых нет категории мн.ч: water, salt is…
    2. сущ с бывшей основой на –n. Она долгое время конкурировала с основой на –а по своей продуктивности. В течение всего с-а периода, особенно в южных графствах, формы мн.ч с основой на –n сохранялись и распространялись на др.сущ, которые исторически к этому типу не относились.

Tōn (toes), fōn(foes), eyen (eyes), shōn (shoes). Сейчас осталось только oxen.

    1. некоторые сущ корневой основы сохраняют свой специфический способ образования мн.ч: man-men, goose-geese, foot-feet, mouse-mice, louse-lise.

Когда все эти процессы происходили, некоторые сущ прошли по незаконному пути. Это плеоназмы – многократное выражение одной и той же гр.категории.

Д-а cild – cild-ru

С-а child – chulder, childer – child-r-en

Д-а brōÞor – brōÞor. Дат.п. ед breÞer (нач.восприниматься как форма мн.ч.)

С-а brōÞor – brēÞer+en – brethren (братия)

Д-а cū – cŷ

С-а kow – ky /ki:/+n = kine (сейчас поэт. “коровки”)

На смену категории рода приходит категория биологического пола. Теперь местоимениями м.р. и ж.р. могут замещаться только такие сущ, которые выражают биол.существа, обладающие полом, преимущественно человека.

Наши рекомендации