Как выполнить анализ программы?
Анализ программы (1-4) по русскому языку является одним из обязательных заданий, которое вам предстоит выполнить.
Для начала составьте тезисы к пояснительной записке (стр.11-32).Отдельно составляются тезисы по грамматике и правописанию.
Отразите содержание программы по классам в таблице (повторение не включать):
Вопросы/ класс | 1 кл. | 2 кл. | 3 кл. | 4 кл. |
| ||||
| ||||
| ||||
| ||||
| ||||
| ||||
|
Вывод: о построении программы, ее особенностях, зачем нужно знать требования программы учителю и т.д.
Ваша задача – разделить те сведения, которые относятся к грамматике и те, которые относятся к орфографии.
БЛОК № 1
Методика обучения грамматике.
Наш урок обучения грамматике мы начнем с целеполагания.
Цель: освоить лингвистические и психолого-педагогические положения, на которых базируется современная методика грамматики, научиться проектировать урок русского языка, связанный с изучением языкового понятия.
Для достижения этой цели вам необходимо:
Знать методические термины, структуру уроков изучения и закрепления нового материала, этапы формирования лингвистического понятия.
Понимать цель каждого этапа урока по формированию лингвистического понятия, требования программы 1-4 к знаниям, умениям и навыкам учащихся.
Применять теоретические знания при проектировании урока русского языка, связанного с изучением лингвистического понятия.
Анализировать задания к упражнениям, предоставленным в школьных учебниках.
Синтезировать полученные знания и умения при составлении конспекта урока русского языка.
Оценивать значимость изученного материала для профессиональной деятельности.
Грамматика – раздел языкознания, который изучает различные лингвистические понятия: фонетические, орфоэпические, морфологические, синтаксические.
План изучения раздела
1. Формирование лингвистических понятий:
• лингвистическая основа обучения русскому языку;
• этапы формирования языкового понятия;
• ход урока по объяснению языкового понятия;
• показатели усвоения языкового понятия.
2. Упражнения при изучении и закреплении лингвистических понятий.
Тема №1.
Формирование лингвистических понятий.
I. Лингвистическая основа обучения русскому языку.
Система обучения русскому языку в начальных классах строится с учётом связи между фонетикой, лексикологией, словообразованием и грамматикой. Данное положение реализуется как при определении последовательности изучения материала (порядок изучения разделов программы), так и в самом содержании обучения (органическая связь между разделами программы, обусловленная их лингвистическими особенностями).
Своеобразие каждой из сторон языка проявляется в специфике языковых единиц.
Для фонетикив качестве таких единиц выступают звуки речи, фонемы,
для лексикологии- слово с точки зрения его семантического значения и употребления, для грамматики— слово в своих формах,а также словосочетание и предложение,
для словообразования— морфема и слово со стороны его строения и способа образования.
Фонетические понятия- особые понятия, формирование которых происходит практическим путём. ПРИМЕР: звуки, слоги, ударение. |
Лексические понятия- изучаются практическим путем в общей системе занятий русским языком посредством наблюдений за смысловой стороной слова без сообщения теоретических сведений. ПРИМЕР: синонимы, антонимы, многозначные слова. |
Грамматические понятия 1) Морфологические ПРИМЕР: части речи и их категории: имя существительное, глагол и т.д. 2) Синтаксические ПРИМЕР: словосочетания, однородные члены предложения. |
Словообразовательные понятия ПРИМЕР: родственные слова, приставка, корень, суффикс, окончание. |
II. Этапы формирования языкового понятия.
Грамматические и словообразовательные понятия формируются индуктивнымспособом: учащиеся производят анализ конкретных фактов, типичных для данного языкового понятия, и приходят к общим выводам.
Задача учителя -обеспечить достаточный подбор убедительных языковых фактов, чтобы на основе их анализа произвести отбор существенных признаков
языкового понятия (отличительных, необходимых, без них понятия быть не может), подвести учащихся к обобщению, т.е. формулировке лингвистического понятия.
Пример: Синонимы- это близкие по смыслу слова, которые обозначают
признак предметов. ( данное правило и все, используемые в дальнейшем, взяты из учебников русского языка Т.Г. Рамзаевой)
Существенный признак: близкие по смыслу слова.
Несущественный признак: слова, обозначающие признак предмета.
( могут быть и глаголы: нестись – мчаться)
Процесс формирования языковых понятий условно делится на четыре этапа: