Висячие или купированные уши

Взрослые особи диких представителей семейства собачьих, будь то волк, шакал, койот, динго, лиса или дикая собака, имеют прямостоячие уши, а у их щенков они согнуты и свисают наподобие откидных клапанов. У некоторых домашних пород висячие уши сохраняются и во взрослом возрасте. Любопытно, почему у этих пород остается такая «юношеская недоразвитость» ушей? Так как все сигналы ушей, рассмотренные нами, касаются собак с прямостоячими ушами, возникает вопрос, как висячие уши у взрослых собак повлияли на их общение с другими.

Важно помнить, что породы, известные нам сегодня, были созданы в ходе поведенческого генетического отбора. Этот процесс изучает прикладная генетика поведения[2]. Есть определенные особенности, которые люди хотели закрепить в тех или иных породах собак и для этого производили отбор в процессе их приручения. Люди хотели иметь возле себя не слишком агрессивных и поддающихся контролю собак, признающих приоритет человека. Генетические манипуляции — процесс довольно сложный. Когда вы желаете усилить тот или иной признак породы, вы часто обнаруживаете, что он генетически связан с другими характеристиками, которые не всегда могут быть желательными. Например, набор генов, определяющий белый окрас шерсти у собак, может нести также предрасположенность к глухоте. Разведение собак с доминантой послушания (что является основной чертой поведения щенков) также ведет к появлению собак, физически больше похожих на щенков, — с более короткой мордой, менее развитыми зубами, большими глазами, маленькой и более округлой головой и, что особенно важно для нас в данном случае, висячими ушами у некоторых пород.

Вначале форма уха не была важной характеристикой большинства пород собак. Это не влияло на способность собаки охотиться, выслеживать, искать или пасти. Поэтому люди, разводившие собак для определенных целей, не обращали особого внимания на их уши. Форма уха влияет в первую очередь на мимику животного. Многим людям вид длинных мягких ушей кажется весьма привлекательным, возможно потому, что они напоминают длинные волосы, обрамляющие человеческое лицо, или просто потому, что это делает взрослую собаку похожей на щенка.

С развитием такого явления, как собачьи выставки, где собаки оценивались исключительно по их внешности, форма ушей стала очень значимой. В 1880 году Франком Джонсом (Наездником) был выведен нориджтерьер. Он использовал рабочих терьеров из нескольких английских кеннел-клубов, отдавая предпочтение трудно скрещиваемым кернтерьерам и ирландским терьерам. В конечном итоге он создал прекрасного маленького терьера, который мог работать один или в своре, ловить лис и грызунов. Однако нориджтерьеры существовали двух разновидностей: вислоухий и со стоячими ушами. Хотя это не имело никаких последствий для первых владельцев породы, позже это стало важным для показов. Когда поняли, что от типа уха зависит истинная порода, собак с прямостоячими ушами стали спаривать только с собаками с прямостоячими ушами, а вислоухие собаки производили вислоухих собак. Так, в 1979 году Американский кеннел-клуб (АКС) разделил породы, позволив собакам с прямостоячими ушами продолжать существовать под названием «нориджтерьер», переименовав вислоухую разновидность в Норфолк-терьера. Я, чтобы отличить эти породы, обычно использую такие ассоциации: «норидж» похож на «norwich» (ведьму), традиционное одеяние ведьм включает заостренную шляпу, напоминающую заостренные уши нориджтерьера.

В плане коммуникации собак вислоухость — не простой вопрос. Прямостоячие уши обеспечивают более видимые сигналы, чем висячие. Изменение положения ушей во время общения даже на расстоянии легче заметить у собак с прямостоячими ушами, знаки более уверенные и более явные тоже принадлежат им. Нельзя сказать, что невозможно прочесть изменение положения ушей у вислоухих собак, но их сигналы менее заметны для наблюдателя — человека или другой собаки.

Посмотрите на рис. 4, иллюстрирующий примеры различного положения ушей у вислоухой собаки. Первой изображена собака, положение ушей которой говорит о внимании и спокойствии. Справа — вислоухий эквивалент поднятых и направленных вперед прямостоячих ушей. Часто этот сигнал сопровождается соответствующим выражением морды и положением тела, характерный взгляд может значительно увеличивать степень доминирования и возможной агрессии. Эта картинка всегда напоминает мне вид слона спереди, с его ушами, расставленными в стороны. На нижнем рисунке вы видите выражение покорности — это вислоухий эквивалент прижатых ушей. Мне кажется, будто уши собаки оттянули вниз. Заметьте, что, хотя сигналы и не столь отличаются друг от друга, все же можно заметить изменения в положении ушей, позволяющие собакам сообщать о своих чувствах и намерениях.

Висячие или купированные уши - student2.ru

Рис. 4. Основные положения ушей у вислоухой собаки

Есть некоторые грустные аспекты в истории о собачьих ушах. Как мы знаем, селекционеры генетически вывели племя вислоухих собак и такие собаки от рождения лишены возможности подавать заметные и важные сигналы. Но люди не остановились на достигнутом. После «создания» висячих ушей селекционеры решили хирургическим путем изменить внешность многих из этих собак, купируя многострадальные длинные уши. Подрезание ушей — это удаление большой части внешнего уха. Обычно такая операция делается собакам с висячими от рождения ушами, и в дальнейшем она становится причиной снижения коммуникативных способностей этих собак.

Есть несколько причин купирования внешней части ушей у определенных пород типа боксеров, доберманов-пинчеров, ротвейлеров или датских догов, которых разводят как сторожевых собак. У всех собак уши и прилегающие к ним области чрезвычайно чувствительны, и любое повреждение вызывает сильнейшую боль. Висячие уши для сторожевой собаки потенциально опасны, поскольку в единоборстве являются слабым местом. Эта проблема устраняется простым подрезанием ушей так, чтобы оставались только короткие корешки, слишком маленькие, чтобы их ухватить зубами и порвать.

Недавно купирование ушей стало центральным вопросом международной дискуссии. Некоторые страны запретили эту практику, некоторые лишь рассматривают такую возможность. Сторонники купирования дали рациональные объяснения такой практики. Одно из них состоит в том, что определенные породы являются «слухачами» (подразумевается, что острый слух является их главным достоинством и помогает выполнять специфические задания) и им требуется максимальная чувствительность. А большое ухо закрывает слуховой канал и снижает уровень звука, достигающего внутреннего уха собаки. Удаление внешнего уха позволяет звуку попадать непосредственно в слуховой канал, отчего слух у собаки становится острее.

Другой аргумент в пользу удаления заключается в том, что купирование ушей обеспечивает лучшую гигиену, так как собаки с длинными висячими ушами больше подвержены разнообразным ушным инфекциям. Прикрывающие ухо клапаны удерживают в ушах влагу, не давая им высохнуть, что может стать причиной заболевания.

Однако множество собак типа спаниелей и ретриверов имеют более длинные и толстые уши, чем рабочие породы, у которых уши обычно купированы. И никто не считает, что этим породам надо обрезать уши, хотя многие охотничьи и поисковые породы обучаются работать по свистку, что позволяет классифицировать их как «слухачей». Относительно аргумента о гигиене ушей — гораздо вероятнее, что именно спаниель или ретривер, а не боксер и ротвейлер будут вынуждены работать в воде, подвергаясь опасности подхватить инфекцию. И все же у селекционеров, похоже, не возникает проблем с висячими ушами этих собак, ни один из них Не предлагал подрезать их длинные красивые уши с целью Улучшения слуха или из гигиенических соображений.

Помимо того что хирургическая процедура подрезания ушей болезненна, она негативно влияет на способность собаки общаться. Теоретически можно выбрать такой метод подрезания, при котором уши, обладающие соответствующей мускулатурой, оставались бы прямостоячими, что могло бы улучшить их коммуникативность. Некоторым нравится длина, получаемая посредством «шоу-купирования», которое используется иногда для доберманов-пинчеров, делая их уши полуприкрытыми. Однако такое купирование — трудная и дорогостоящая процедура, к тому же она не служит практической цели купирования ушей. Например, у сторожевой собаки после подобной операции уши не становятся более защищены от возможного захвата. Стандарт и практичность в купировании ушей, как в случае с охранными собаками — то, что мы наблюдаем у большинства представителей этих пород, — оставляют слишком малую видимую часть, чтобы были заметны изменения положения уха. Получается так, что породы собак, способности к коммуникации у которых уже и без того снижены из-за генетических изменений, подаривших им висячие уши, теперь вовсе лишаются возможности коммуникации. Мне кажется, что купированные уши сегодня, за исключением ушей сторожевых собак, — это главным образом вопрос эстетики, которая радует человека, но вредна для собаки.

К сожалению, свое мнение по этому вопросу я вынужден изложить кратко. Дело в том, что я не слышал ни о каком научном исследовании относительно коммуникативности собак с купированными или, напротив, некупированными ушами. Но могу предложить ряд наблюдений, на которые можно опираться в данном случае. У одного моего знакомого есть два красивых кастрированных боксера — Зеро и Нот. Когда им было приблизительно по три года, оба отличались дружелюбием и общительностью, как и положено боксерам. Главное видимое различие между ними состояло в том, что у одного уши были купированы, а у другого — нет. Я с интересом наблюдал за ними на одном пикнике, поскольку они находились там в компании других собак. Зеро — пес с купированными ушами — приближался к другим собакам с опаской. Незнакомые собаки разглядывали корешки его ушей и часто напрягались, похоже, принимая их положение за сигнал вызова доминирующего животного, поскольку приближались и приветствовали его осторожно. Нот с обычными висячими ушами подбегал к другим собакам без колебаний.

Такому поведению есть следующее объяснение. Вообще большие собаки воспринимаются как доминирующие и потенциально угрожающие меньшим собакам. Но для кобеля боксер Зеро был небольшим (рост примерно 60 сантиметров). Нот — как минимум на пять килограммов тяжелее и на пять сантиметров выше. Из-за своей массивности Нот казался более угрожающим, и я ожидал, что собаки не рискнут даже приблизиться к нему. Зеро отличался от своего мощного приятеля пассивностью и покорностью, и поэтому реакция других собак несколько озадачивала. Хотя у меня нет никаких научных доказательств в поддержку этого заключения, я чувствую, что несколько прохладная реакция на Зеро была вызвана именно тем, что сигналы его ушей трудно читались, а их форма так напоминала наклоненные вперед прямостоячие уши, что казалось, будто они сигнализируют о доминировании. Кроме того, такое неудобочитаемое изменение в положении купированных ушей Зеро воспринималось как отказ принимать дружественные жесты приближавшихся собак и могло быть понято как предупреждение о возможной агрессии.

Я полагаю, что убедил читателя в том, что мы должны оставить вислоухих собак в покое. Передачу сигналов и так блокируют их висячие уши, так давайте позволим им использовать другие возможности общения. У нас нет никакой сколько-нибудь значимой причины вмешиваться в их жизнь хирургическим методом.

Размышления о сигналах собачьих ушей заставили меня пересмотреть мое утверждение, что люди никогда не используют свои уши в целях коммуникации. Они, конечно, обращают внимание на уши, поскольку украшают их кольцами, серьгами и клипсами. Конечно, с помощью безделушек человек может сообщить о себе что-либо, но язык украшений такой же искусственный, как и сами украшения. У меня когда-то была подруга, имевшая два набора золотых сережек, каждый со словом, висящим на крошечной цепочке на гвоздике. Один набор говорил «да», другой — «нет». Она имела обыкновение напоминать: «Если вы хотите узнать мое отношение к вам, просто посмотрите на мои уши».

Однажды вечером я приехал, чтобы вытащить ее на ланч. Мое настроение улучшилось, когда я заметил «да» на ее ухе. Я долго и весело болтал с ней, потом помог ей надеть пальто. В тот момент я заметил, что другое ухо украшала серьга со словом «нет». Сообщения, посланные собаками, даже с купированными и висячими ушами, более динамичны и уж, конечно, более определенны, чем тот сигнал, что посылала моя подруга.

Язык глаз

У большинства животных лицевая часть имеет примерно одно и то же строение. Первоначально длинный нос у собаки предназначался для поиска пищи. Три главных органа чувств — зрения, обоняния и вкуса — также разместились вокруг рта. Такое строение морды позволяет наземным животным есть кусочки пищи, предварительно обнюхивая и осматривая, съедобно ли то, что они хотят проглотить.

Хотя общее строение лицевой части и одинаково для большинства видов животных, глаза у всех расположены по-раз-ному. Животные, на которых охотятся и чьим спасением может быть только бегство, нуждаются в системе дальнего видения. Поэтому у кроликов и антилоп глаза расположены по бокам головы, предоставляя им полную панораму окружающего пространства, их обзор достигает порой 360°. И благодаря этому к ним сложно подкрасться. У хищников, например, тигров или волков, глаза находятся впереди, как фары у автомобиля. Это дает возможность бинокулярного видения, что облегчает расчет расстояния до объекта. Точно зная, как далеко или близко находится объект, хищник может прицельно атаковать. Собаки — тоже хищники, и глаза, как у других хищников, расположены у них спереди.

Глаза, однако, служат не только для того, чтобы видеть окружающие предметы. Люди знают, что самое примечательное у них — это лицо, а наиболее выразительная часть лица — глаза. Актеры и режиссеры прекрасно понимают, что глаза способны передать все оттенки чувств, и используют это свойство в своих работах. Классический режиссер триллеров Альфред Хичкок однажды сказал: «Диалог — только звуки, выходящие изо рта, настоящую историю рассказывают глаза». Он любил съемки крупным планом, где акцент делался именно на глаза, на взгляд, угрожающий или, наоборот, передающий атмосферу опасности, страха. Актер Генри Фонда понимал, что его глаза должны посылать зрителю сильный импульс, и всегда настаивал на использовании «блика» для своих крупных планов. В киноиндустрии это называют «инкидинк» — миниатюрная лампа накаливания, крошечный источник света, помещаемый возле лица актера. Когда актер смотрит на него, его глаза словно пылают и передают более сильную эмоцию. Строение собачьего глаза позволяет обеспечить коммуникацию, поддающуюся толкованию. Цветная часть глаза — радужная оболочка. Темное пятно в центре — зрачок. Белую часть глаза называют склерой, это наружная оболочка глаза. Наконец, форма глаза, которая меняется по мере открытия или закрытия век.

Наши рекомендации