Герберт Уэллс – основополжник жанра научной фантастики.

Герберт Джордж Уэллс (1866-1942) закончил Лондонский унив., предпочел научной карьере занятия журналистикой и лит тв-ом. Его первый фант роман «Машина времени» имел большой успех. Какое-то время входил в Фабианское об-во. Считал, что если бы ученые и техники осущ-ли рук-во общ-ом, они смогли бы разрешить все противоречия; был сторонником реформирования об-ва. После 1 мир войны обратился к религии в поисках ответа на вопросы обществ жизни, что нашло отражение в книгах «Бог-невидимый король», «Неугасимый огонь».

В значит части своих романов Уэллс использовал различ научные и техн идеи, реальное осущ которых он предвидел. На этом основании его считают продолжателем фр писателя Ж Верна, а его романы научно-фант. Однако Уэллса в большей степени чем вопросы осуществ тех или иных научно-фант идей, интересовали соц последствия технического прогресса. Общественные противоречия и конфликты стоят на перв плане в его романах. «Мои рассказы не имеют в виду возмож осуществление научных гипотез; это – опыты воображения в совсем ином роде.». Он считал себя продолжателем иной лит традиции: «Золотой осел» Апулея, «Правдивая история» Лукиана. «Такие фант повествования не ставят себе целью изобразить в самом деле возможное; их цель добиться не большего правдоподобия, чем то, какое бывает в хорошем увлекательном сне. Они завхватывают читателя искусством и иллюзий, а не доказат и аргум…» Фантазии оказываются проекцией дествительно существ жизненных явлений. Образцом для Уэллса был Свифт, чья сатира «Путешествия Гулливера» также построенная на фантастике, содержит класссич пример ее использования для соц критики. Уэллс написал несколько романов-утопий, изобр идеальное состояние общ-ва; романы, в центре которых несовершенство соц отношений, изображ с помощью гротескных персонажей, гиперболизации. «Машина времени», «Остров доктора Моро» (чистый интеллект без гуманности ведет к потере человечности), «Борьба миров» (мрачное предчувствие гряд катастроф, причиной кот будут открытия, созданные разумом без души), «Человек-невидимка» – двойственная роль технич открытий и изобретений, нарушение естественного хода жизни.

Наряду с фант он создал ряд социально-бытовых романов, в кот больше вним уделял той или иной соц или быт проблеме, нежели созданию образов персонажей. «Колеса счастья», «Киппс». В центре этих книг – изображение «маленьких» людей, обывателей, они тяготятся своей скудной и неинтер жизнью.

Во вр 1 мир войны Уэллс становится пацифистом, что находит отражение в романе «Мистер Бритлинг пьет чашу до дна». Кроме того он подводит своего героя к мысли что только через нравственное обновление посредством религии мир придет к разумной обществ организации.

«Мир Вильяма Клиссольда» - философский роман. Во многом автобиографичен, содержит рассуждения Уэллса по вопр философии, экономики, политики, религии, морали, искусства и пр. Часто в романах Уэллса кошмарные сны, которые видят герои, иногда в болезненном бреду, становятся явью. Среди тем фант романов Уэллса есть и размышления на тему возможн фашизма в Англии («Самодержавие мистера Паргэма» и др); война; цивилизация, прогресс – все это самообман. Техн прогресс приобретает в романах Уэллса отриц значение, ибо достиж науки используются в разрушит целях

АНТИУТОПИЯ,

современное течение общественной мысли (литературы), которое ставит под сомнение возможность достижения социальных идеалов и исходит из убеждения, что произвольные попытки воплотить эти идеалы в жизнь сопровождаются катастрофическими последствиями. Осуществление утопии рассматривается как насилие над действительностью и человеческой природой. В антиутопии нашли выражение острая критика различных форм тоталитаризма, угрозы рационализированной технократии и бюрократизации общества. Если утопия - средство заглянуть в будущее и предугадать пути развития общества, то антиутопия - мрачное предсказание, которое под увеличительное стекло помещает тревожные симптомы современности. Английские авторы утопий - Томас Мор, Шелли, Моррис ("Вести ниоткуда"). Наиболее известные авторы антиутопий - Олдос Хаксли ("О, дивный новый мир", "Обезьяна и сущность"), Джордж Оруэлл ("Ферма животных", "1984"), У. Голдинг ("Повелитель мух").

"О дивный новый мир" (1932) Олдос Хаксли (1894-1963) - один из наиболее интересных и самобытных английских писателей начала XXв. Писателем двигал поиск веры, достойной человека, идеала, к которому могла бы стремиться не только отдельная личность, но и человечество в целом. Отсюда - при всей беспощадной ироничности и нелицеприятной суровости его суда над современностью - никогда не покидавшее Хаксли упование на человека и на присущее ему доброе начало. В современном ему мире, охваченном на рубеже 30-х годов кризисом перепроизводства и уже грозившем взорваться новой мировой войной, он увидел первые ростки тех явлений, которые становятся структурообразующими принципами постиндустриального общества. Высокотехнологичного, но антигуманного по своей социальной и политической сути. Начиная отсчет "эры Форда" с момента введения конвейерного производства автомобилей, Х переносит действие в романе на 600 лет вперед и изображает этот мир в его полном развитии. Человечество разделено на классы в соответствии с различными биологическими признаками. Рабочие стали роботами, механически исполняющими физическую работу, а интеллигенты превратились в думающих роботов, подчиняющихся "великим инквизиторам", которые управляют обществом. В романе "Обезьяна и сущность" Х рисует мрачную картину 22века, когда человечество на земле, испепеленной атомными бомбами, вернулось к первобытной дикости. Но даже здесь продолжает биться гуманистическая мысль - она проявляется в той человеческой симпатии, перерастающей в любовь, которую доктор Пул, ученый, прибывший на зараженный американский континент из не затронутой катастрофой Новой Зеландии, испытывает к девушке из деградировавшей до уровня полуобезьян местной общины, возрождая и в ней силой своего воздействия человеческие черты. Именно на человеческое в человеке, на любовь человеческую возлагает Х свои упования - как ни слаба эта веточка надежды в современном жестоком мире.

Самый известный роман Уильяма Голдинга "Повелитель мух" (1945) повествует о деградации английских мальчиков, оказавшихся на необитаемом острове без взрослых. Его книги, особенно романы-притчи конца 50-x начала 60-х годов, стали крупнейшим явлением не только в истории английской литературы, но и в европейской словесности, о чем свидетельствует присуждение писателю Нобелевской премии в 1983 и титул рыцаря в 1988.
Голдинг родился в Корнуэлле, Англия, во время войны служил морским офицером на торпедном катере. После войны вернулся на пост учителя, который покинул в 1961, когда успех пришел к его роману "Повелитель мух" - пародии на классический идеалистический роман БАЛЛАНТАЙНА "Коралловый остров". `Повелитель мух` - притча о современных мальчиках, попавших на необитаемый остров и превратившихся в настоящих дикарей; роман снискал Голдингу мировую известность и был переведен на все ведущие языки. История цивилизации как бы прокручена в нем в обратном направлении: английские подростки, попавшие в результате катастрофы на необитаемый остров, с поразительной быстротой утрачивают все весьма поверхностно усвоенные ими навыки цивилизованного образа жизни и отношения друг к другу. Дикарство – глубоко запрятанная сущность человека, зло изначально присутствует в его душе и в экстраординарных обстоятельствах разум оказывается перед ним бессилен – к такому неутешительному выводу приходит писатель.

Джордж Оруэлл. В сатире «Скотный двор» показал перерождение революционных принципов и программ. В романе-антиутопии «1984» изобразил будущее мировое общество как тоталитарный иерархический строй, основанный на изощренном физическом и духовном порабощении, пронизанный всеобщим страхом и ненавистью.

Наши рекомендации