Путешествие Гуливера» Дж. Свифт как обобщающая сатирическая картина английской действительности.
В отличие от писателей, поддерживавших буржуазно-аристократический строй Англии XVIII века, Свифт выступил как обличитель всех несправедливостей и пороков общества. Он явился родоначальником радикально-демократического направления в английском просветительстве. Произведение, также пародирует литературу, которая служила цели оправдать существовавший тогда социальный строй, среди них романы путешествия, такие как «Приключения Робинзона Крузо», в которой проявляется буржуазная ограниченность Дефо.
Свифт создавал книгу в течение многих лет, и это сказалось на произведении, менялись взгляды автора и вместе с этим образ главного героя.
Вначале Гулливер во всех отношениях возвышается над лилипутами. Этот сын новой буржуазной Англии ощущает свое превосходство над лилипутами и их общественный строй и жизнь кажутся ему мизерными и отсталыми. Однако затем, когда он попадает в страну великанов, обнаруживается, что и сам Гулливер по сравнению с мудрыми и справедливыми жителями этой страны, оказывается тоже не кем иным как лилипутом. Гулливер становится совсем другим по сравнению с тем каким он был в начале романа. Он проходит путь он безоговорочного признания существующий общественных становлений до полного их отрицания. Гулливер – рядовой англичанин XVIII века. Он противопоставляется Робинзону у Дефо.
Страна Лилипутия, кажется Гулливеру совершенно не похожей на Англию, но читатель вскоре понимает, что это миниатюрная копия Англии, и Лилипутские порядки – это те же самые английские порядки, но доведенные до абсурда. Свифт показывает образ Императора Лилипутии, который выше всех только на 1 ноготь, считает себя повелителем вселенной. Свифт высмеивает то, как достигаются высшие государственные должности. Кто прыгнет выше всех, тот и получает высшую должность. Для того чтобы стать министром большого ума не надо, достаточно быть ловким.
В Лилипутии есть политические партии: одни ходят на высоких каблуках, другие на низких (Тремексенов и Слемексенов). Это пародия на партии тори и вигов в Англии. Он высмеивает и религиозные партии: «остроконечники» и «тупоконечники». Одни разбивают яйца с острого конца, другие с тупого. Их спор вырастает в гражданскую войну. Он показывает, какая несущественная разница между ними.
В Лилипутии царит полицейский режим и достаточно одного проступка, или ложного доноса, что бы быть арестованным. Сам Гулливер вынужден бежать оттуда дабы избежать наказания.
В стране великанов Гулливер увидел другой стой жизни. Жители Бробдингнега не только больше лилипутов ростом, но и умнее. Свифт изображает идеальную, просвещенную монархию. Государь здесь мудр и справедлив и печется о благополучии своих граждан. По просьбе короля Гулливер рассказывает ему о социально-политическом строе в Англии. Он хвалит порядки в своей стране, но король заставляет ему сказать правду и тогда открывается система правительственной коррупции, захватнический характер династических войн, которые вела Англия и несправедливость законов. Особенно большое возмущение у короля вызывает предложение Гулливера ввести в этой стране порох, пушки оружие. Свифт выступает как противник разрушительных войн.
Путешествие Гулливера в Лапуту (3 часть). В ней Свифт высмеивает ложную науку. Ученые Лапуты живут не на земле, а на летающем острове над землей. Свифт этим показывает, что наука оторвана от жизни. Ученые занимаются пустыми и бесплодными делами (прим.: извлечение солнечных лучей из огурцов). Ученые настроены враждебно к народу, и подавляя восстание народа, придавливают их островом к земле. Но жители построили башни, на шпилях которых остров застрял, в попытке подавить очередное восстание. Свифт показывает, что наука должна служить народу, а не быть средством для правящих классов в борьбе с народом. В третьей части также содержится описание страны Глаббдобдриб, населенной чародеями и волшебниками. Гулливеру показывают здесь картины всей предшествующей истории человечества. Он встречает Цезаря и Брута, которые помирились. Свифт осуждает принцип монархии и приходит к утверждению республиканского строя. По просьбе Гулливера волшебники показывают ему римский сенат и английский парламент. Первый – собрание героев и полубогов, второй – грабители и буяны. Гулливер прослеживает генеалогию королей и знатных дворянских фамилий. И перед ним открывается ужасная картина бесчестия. Все титулы достигнуты через обман, вероломство и подобные мерзости.
Критикуя и осуждая господствующие классы, Свифт противопоставляет им простой народ. Здесь со всей силой проявляется демократизм Свифта.
В четвертой части Гулливер попадает на остров, жители которого делятся на звероподобных людей – еху (yahoo) и наделенных разумом и обладающие способностью речи лошадей – гуигнгнмы (houyhnhnms).
Йеху – воплощение пороков буржуазной среды: жадные, завистливые и злые. У них слабость к разноцветным блестящим камням, они вырывают их из земли и зарывают у себя, действуя осторожно. Чтобы никто их не видел. Постоянно дерутся друг с другом. Осуждая пороки Йеху Свифт выражает свое отрицательное отношение к буржуазии.
Гуигнгнмы – разумны и живут патриархальной общиной, царит идеальная справедливость. Они не знают что такое ложь.
В конце Гулливер возвращается в Англию, и если раньше он гордился своей страной, то теперь он не выносит общества себе подобных. Его соотечественники – йеху, к которым он не может привыкнуть. Свифт целью своего произведения видел в том, чтобы сделать общество йеху более выносимым.