Героический эпос англосаксов. «Беовульф».

Древнеанглийская поэзия.

Средние века, время между античностью и ренессансом. В 1 в.н.э. Британия была завоёвана римлянами. Владычество Римской империи продолжалось вплоть доV века. Затем произошло вторжение англосаксов. Они оттеснили кельтов в западные и северо-западные части острова и обосновались в южных и центральных и восточных р-нах Британии. Падение Римской империи - начало ренессанса.5-10 век, варварское общество героического типа. Характерен культ героики и силы, англосаксонский период. Приходят германские племена - виглы, саксы, юты, произошла битва при Гастингсе, завершившаяся завоеванием норманнами. В 6 веке в Британию вторглись Кельты Они продержались до1066г. На протяжении этих 6 веков были созданы наиболее ранние дошедшие до наших нас литературные памятники, написанные на англосаксонском языке, на основе которого развивался английский язык.. Англосаксонские племена принесли свой язык, быт и культуру дальнейшее Отношение англосаксов с кельтами носили хар-тер глубокой национальной войны. кельтские сказания легли в основу средневековых рыцарских романов Стихи 1-9век (Беовульф, песнь о Короле Артуре и рыцарях круглого стола, сохранились памятники рунической письменности. Рунический алфавит-процесс выцарапывания рунн.

Понятие рунны в древнеанглийском означает тайна , секрет, тайный совет.

Характер поэзии устно-песенный. Поэзия англосаксов - аллитерационная система стихосложения для объединения 2 стишей в единый: Его особенность состоит в наличии четырех ударений в стихе (по два в каждом полустишии) и в повторении одинаковых звуков в начале ряда слов, составляющих стих (строку); при этом ударение падает на слоги, начинающиеся с одинаковых звуков.

Характерно употребление Кеннинги - перифраз, заменяющий существительное несколькими словами (корабли, оружие, украшение, битва)море- дорога китов, тропа лебедей, дерево-ясень битвы. При Генрихе VIII и Кромвеле было многое уничтожено.

Фута́рк — общее наименование германских и скандинавских рунических алфавитов.

Так, самое значительное из сохранившихся произведений средневековой поэзии – поэма Беовульф– дошла до нас в списках Х в., а возникновение этого памятника относится примерно к VIII в. Первое английское издание поэмы осуществлено в 1833г.

Помимо “Беовульфа” сохранились образцы лирической англосаксонской поэзии. Это небольшие стихотворения. Элегия- герой женщина, не имеет власти на судьбой-“Сетования жены”, примерно VIII в.Образ элегической героини),“Послание супруга” Высшие ценности мира германцев: личная слава, воинская доблесть, преданность лорду, безропотное принятие судьбы. “МореСтранник” и др. Эти стихи вошли в рукописный Эксетерский кодекс, относящийся к середине XI в.; точная датировка стихотворении затруднена. В этих произведениях созданы яркие картины природы, бушующего моря, темного леса.

С конца VI в. в связи с распространением католичества в Англии развивается христианско-церковная литература на латинском языке. Ее центрами становятся монастыри в Кенте, Уэссексе, Нортумбрии, бывшие в средние века очагами науки и культуры. С монастырями была связана деятельность таких представителей христианской религиозной поэзии на англосаксонском языке, как Кэдмон и Кюневульф. Жанры исконные, древние и более поздние:

-заклинания

-загадки (подробное описание но не называние предмета).

-гномические стихи (свод знаний об этикете)

-тулы (свод знаний о современной геополитике, окр.мир. «Видсид»)

Новые жанры:

-элегия

-бестиарии (книга о животных)

-лопидарии(о драгоценных камнях)

-гербарии (о растениях)

Битва при Мэлдоне" — конфликт языческих германских и христианских ценностей. Самая яркая историческая песня поздней англосаксонской литературы. Написанная в классическом стиле др.-англ. героического эпоса, песня повествует о жестоком сражении между дружиной дат. викингов, вторгшейся в пределы графства Эссекс, и англ. отрядом во главе с олдерменом Эссекским, в финале погибающим на поле брани. Реальные события, послужившие основой для песни, относятся к 991, когда в правление короля Этельреда Нерешительного Англию захлестнула очередная волна сканд. нашествий. Основные рукописи ("Эксетерская книга", "Верчелльская книга", "Кодекс Беовульфа", "Кодекс Юниус"). Жанры англосаксонской поэзии: гномические стихи, заклинания, загадки, героическая поэзия. "Видсид".
Ви́дсид— древнеанглийская поэма примерно IX века, состоящая из 144 строк и опирающаяся на более древнюю устную традицию. Видсид — имя поэта, от лица которого ведётся рассказ, который фактически представляет собой каталог королей и народов героического века германцев. Поэма представляет собой своего рода послужной лист и по большей части состоит из трех каталогов:

· списка тридцати семи королей и народов, о которых поэт слыхал;

· перечисления пятидесяти восьми племен, у которых, по его утверждению, он бывал;

· списка тридцати девяти хозяев, которых он развлекал своим пением.

Эти каталоги перемежаются отрывочными сведениями, в частности, о том, какими подарками, но его словам, поэта награждали. автор использует этот образ для утверждения важнейших составляющих своего искусства. В нем заключены суть и задачи поэзии. Благодаря своему мастерству поэт узнает весь мир таким, каким он предстает в героической песни, и получает щедрое воздаяние. Перечисленные правители и народы могли бы стать героями песен воображаемого певца; на самом деле, это значит, что он располагает невероятным разнообразием тем. Рисуя своего идеального певца подобным образом, автор, возможно, до некоторой степени опирается на древнее представление о поэте, наделенном особым знанием, недоступным для обычных людей. За этим могло скрываться туманное и неясное ощущение того, что певец подобен шаману…

Аллитерационный стих.

Характер поэзии устно-песенный. Поэзия англосаксов - аллитерационная система стихосложения для объединения 2 стишей в единый: Его особенность состоит в наличии четырех ударений в стихе (по два в каждом полустишии) и в повторении одинаковых звуков в начале ряда слов, составляющих стих (строку); при этом ударение падает на слоги, начинающиеся с одинаковых звуков.

Как и другие памятники англосаксонской литературы, песнь о Беовульфе написана аллитерационным стихом. Подобные повторы играют организующую роль в стихе, являясь одним из видов начальной рифмы. Стих с конечной рифмой пришел на смену аллитерационному стиху много позже. Аллитерационная поэзия просуществовала до 1066 г.

Помимо “Беовульфа” сохранились образцы лирической англосаксонской поэзии. Это небольшие стихотворения. Элегия- герой женщина, не имеет власти на судьбой-“Сетования жены”, примерно VIII в.Образ элегической героини),“Послание супруга” Высшие ценности мира германцев: личная слава, воинская доблесть, преданность лорду, безропотное принятие судьбы.

“МореСтранник” и др. Эти стихи вошли в рукописный Эксетерский кодекс, относящийся к середине XI в.; точная датировка стихотворении затруднена. Стихотворения интересны и значительны силой переданных в них чувств, богатством эмоций и переживаний. В этих произведениях созданы яркие картины природы, бушующего моря, темного леса.

С конца VI в. в связи с распространением католичества в Англии развивается христианско-церковная литература на латинском языке. Ее центрами становятся монастыри в Кенте, Уэссексе, Нортумбрии, бывшие в средние века очагами науки и культуры. С монастырями была связана деятельность таких представителей христианской религиозной поэзии на англосаксонском языке, как Кэдмон и Кюневульф. Жанры исконные, древние и более поздние:

-заклинания

-загадки (подробное описание но не называние предмета).

-гномические стихи (свод знаний об этикете)

-тулы (свод знаний о современной геополитике, окр.мир. «Видсид»)

Новые жанры:

-элегия

-бестиарии (книга о животных)

-лопидарии(о драгоценных камнях)

-гербарии (о растениях)

Вымысел не отделен от реальности,

«Кит»-отношение к реальности,(черты реальные и аллегорические)

Битва при Мэлдоне" — конфликт языческих германских и христианских ценностей. Самая яркая, с точки зрения художественных достоинств, историческая песня поздней англосаксонской литературы. Написанная в классическом стиле др.-англ. героического эпоса, песня повествует о жестоком сражении между дружиной дат. викингов, вторгшейся в пределы графства Эссекс, и англ. отрядом во главе с олдерменом Эссекским, в финале погибающим на поле брани. Реальные события, послужившие основой для песни, относятся к 991, когда в правление короля Этельреда Нерешительного Англию захлестнула очередная волна сканд. нашествий. Основные рукописи ("Эксетерская книга", "Верчелльская книга", "Кодекс Беовульфа", "Кодекс Юниус"). Жанры англосаксонской поэзии: гномические стихи, заклинания, загадки, героическая поэзия. "Видсид".
«Деор» -Герой англосаксонской поэмы "Сетование Д." (8-9 вв.), странствующий бард. Д. с грустью рассказывает о том, как некогда он был в чести при дворе своего повелителя, но теперь его место занял др. певец, а он обречен на скитания и нужду. В утешение себе Д. вспоминает одного за др. героев древних герм, легенд и преданий, на долю которых тж. выпадало немало разных бедствий, но в конце концов все обходилось благополучно. Каждая строфа поэмы заканчивается меланхолическим рефреном: "Они пережили все эти невзгоды; переживу их и я".

Ви́дсид (буквально «широкостранствующий» или «далёкий путь») — древнеанглийская поэма примерно IX века, состоящая из 144 строк и опирающаяся на более древнюю устную традицию. Видсид — имя поэта, от лица которого ведётся рассказ, который фактически представляет собой каталог королей и народов героического века германцев. Поэма представляет собой своего рода послужной лист и по большей части состоит из трех каталогов:

· списка тридцати семи королей и народов, о которых поэт слыхал;

· перечисления пятидесяти восьми племен, у которых, по его утверждению, он бывал;

· списка тридцати девяти хозяев, которых он развлекал своим пением.

Эти каталоги перемежаются отрывочными сведениями, в частности, о том, какими подарками, но его словам, поэта награждали. автор использует этот образ для утверждения важнейших составляющих своего искусства. В нем заключены суть и задачи поэзии. Благодаря своему мастерству поэт узнает весь мир таким, каким он предстает в героической песни, и получает щедрое воздаяние. Перечисленные правители и народы могли бы стать героями песен воображаемого певца; на самом деле, это значит, что он располагает невероятным разнообразием тем. Рисуя своего идеального певца подобным образом, автор, возможно, до некоторой степени опирается на древнее представление о поэте, наделенном особым знанием, недоступным для обычных людей. За этим могло скрываться туманное и неясное ощущение того, что певец подобен шаману…

4. Англо-нормандская литература и становление жанра рыцарского романа.

Аллитерационная поэзия просуществовала до 1066 г.В результате завоевания страны норманнами, надолго Англия оказалась в рамках завоевателей. норманны задолго до вторжения в Англию обосновались на северо-западе Франции, восприняв язык и культуру этой страны. В 1066 г. под предводительством герцога Вильгельма они вторглись в Британию и в битве при Гастингсе одержали победу над англосаксонскими войсками.

Официальным языком в стране стал нормандский вариант французского. На нем говорил правящий класс; он употреблялся в парламенте, суде, школах, на нем говорили те слои населения, которые переселились из Франции. В церковных кругах пользовались латынью. Коренное население говорило на англосаксонском языке, претерпевшем после нормандского завоевания значительные изменения. Трехъязычие сказалось на развитии литературы. Возникали литературные произведения на латинском, французском и англосаксонском языках. На латинском языке писались научные труды, исторические хроники, антицерковные сатиры. Литература на французском языке была представлена рыцарской поэзией. На англосаксонском языке от этого периода сохранились произведения народнопоэтического творчества, а также ряд поэм, стихотворений и рыцарских романов, относящихся к XIII—XIV вв.

Среди памятников литературы (XI—XII вв.) на латинском языке важное место принадлежит трудам по истории Британии. Таковы “Новейшая история” англосаксонского монаха Эдмера Кентерберийского, “История английских королей” , написанная библиотекарем монастыря в Мальмсбери Уильямом Мальмсберийским, “История Англии” Генриха Гентингдонского.

В конце 11 века в Южных областях Франции складывается культ куртуазной любви. Женщина возносится на пьедестал, согрешение -естественный основной смысл жизни. Времена крестовых походов. Образ идеального рыцаря и кодекс куртуазного поведения. Куртуазная любовь (Андрей Капеллан, "Искусство куртуазной любви")

Возникает среднеанглийская поэзия.

Робер де Боррон, Мария Французская. Развитие рыцарской поэзии в Англии и возникновение куртуазного рыцарского романа. «Принцесса грёз» - осн. Содержание-тема любви в возвышенном понимании, редко меняется образ героя своего времени - рыцарь, воин, храбрый, Дама - для него некая истина, конфликт с вассальным долгом играть на инструментах, знать поэзию, разбираться в геральдике, охоте, турнирах. Определённый путь от низшей точки к высшей. Воля дамы не оспаривается, идеальное рыцарство, явление общедоступное, неизменное, мировое.

В моде романы Кретьена ДеТруа, рассвет рыцарского романа (Ланселот, рыцарь Текеги) На смену эпосу приходит рыцарский роман, его источники:

-Риимский\античный материал (роман о Трое)

-французский мат-л (пересказы песни о Роланде)

-британский мат-л (Легенды о короле Артуре),

Латинский пласт(12 век)-историческое развитие в науке об истории Британии "Уильяма Мальмсберийского, Гальфрида Монмутского.История становится полноценной наукой, становится всё более светской. Гальфрид придумал короля Лира, он родоначальник артурологии (сначала во Франции потом в Британии)

-политический момент

-история любви

-мудрые советы Мерлина (мистический момент)

-тема святого Грааля (христианский элемент)

Биография.

Родился в семье богатого виноторговца, в результате оказывается пажом при дворе Елизаветы жены Лионеля, сына Эдуарда III, благодаря связям отца. Пример человека из среднего торгового сословия. Жизнь Ч. напрямую связана с жизнью королевского двора. Участвовал в военных походах на Францию, попал в плен и был выкуплен за значительный выкуп. Ч. выполнял ряд дипломатических миссий во Франции и Италии. В Европе к этому времени уже утвердилось Возрождение, хотя в Англии еще нет. Знакомится с литературой Данте, Петрарки, Боккаччо, затем становится успешным чиновником.

Прославился как переводчик, перу Ч. принадлежат переводы выдающихся произведений средневековья: «Утешение философии» Боэция и французский «Роман о Розе» Гийома де Лорриса.

Первые произведения: «Книга герцогини» посвященная Бланки (супруге Джона Гонтаб оплакивает ее смерть ), «Птичий парламент» отражают жизнь двора (куртуазная литература). Этот же период поэмы «Дом славы», «Легенда о добрых женщинах», «Троил и Хризеида» (сюжет заимствован из «Филострато» Боккаччо). Если для Боккаччо главное действие, для Ч. описание характера, каждое движение души точно проанализировано Ч.)

«Кентерберийские рассказы» - картина литературной жизни XIV в. – это своего рода энциклопедия жанров, существующих во времена Ч. Жанры построены на диахронии (видим какие жанры устарели, какие входят в моду). Основное ядро к.р. написано в 80-е годы, в том виде в котором они существуют на данный момент (17 000 стихотворных строф). Рассказы не закончены из-за смерти автора. К.Р. очень походи на «Декамерон» Боккаччо. Но в к.р. центром становится паломничество в город Кентербери, где хранятся мощи Фомы Беккета. Группа паломников собирается в таверне «Табард», она существовала в действительности. Перед нами череда портретов всех сословий, «всех слоев и профессий». Всего цикл насчитывает 24 рассказа. 2 рассказа прозой. 5-ти стопный ямб с парной рифмовкой.

Трагедии У.Шекспира.

История человеческого конфликта, острых личностных противоречий, разлад героя с соц порядками и его окружением; выход из конфликта—смерть. Трагедии называются по имени главного персонажа. Шек опирается на достижения Кристефера Марло—сильная, титаническая личность, кот задаёт действие и вокруг кот оно разворачивается. «Гамлет», «Отелло», «Король Лир». Елизаветинская трагедия опирается на античные образцы. Драматурги ориентируются на «Кровавые трагедии» Сенеке. Именно такие трагедии публике по душе. «Тит Андронник»—слабая личность, но все условия жанра присутствуют. Считается одной из слабых Шек трагедий. Это трагедия в классическом её варианте, где наглядно показан процесс снисхождения героя с более высокого уровня на более низкий—что и составляет трагедию у Шек. «Король Лир»--исключение, именно он возвышается в моральном плане. «Отелло»—от справедливого, гуманного, любящего супруга, до убийцы любящей, беспомощной женщины, жертва клеветы. Перестал верить реальному и очевидному. «Макбет»—от верного талантливого полководца, сторонника короля до заговорщика, убийцы. «Гамлет»—из гуманиста в орудие, не может оставаться человеком, принимая на себя месть, зачёркивает то лучшее, что в нём есть. «Тит Андронник»—персонаж преклонных лет, 40 лет защищал Рим, потерял сыновей, деградация задана с самого начала. Влюбляется в одну из пленниц. Одержал победу—предоставлено место у Цезаря, он отказывается. Царица Тамора—супруга нового цезаря. Тит Анд становится жертвой его происков, мести. Его сыновей казнят. Он терпит, чаша переполняется и в какой-то момент он решает мстить. Этот момент наглядно изображён. Он стоит на балконе (строение театра), царица—на сцене, уверена, что он сошёл с ума. Она призывает его спуститься, что он и делает—деградация, уподобляется врагам. Путь деградации—решение мстить—методами его же врагов, духовно становится меньше, хуже. Когда готов распахнуть объятия мести—деградация. Трагедия героя—он опускается на уровень своей противницы. Все герои трагедий проходят путь деградации, кроме короля Лира—торжество духа над материальным. Тело гибнет, моральный вверх, одерживает победу над жестокими законами. Общее у героев трагедий—фигуры титанические, возвышаются над окружающими, главный герой одинок, не понят (Гамлет), и он деградирует (3 черты). "Гамлет"(1600-1601)-самая знаменитая и глубокая трагедия, по сей день не утратила своей силы. Первоисточник, история заимствована из «Истории датчан» Саксона Грамматика. Это трагедия мести, в чём повторяет законы жанра—традиционная трагедия мести—гора трупов. Чаще всего в Гамлете видят «болезнь воли», неспособность воплотить свои намерения в жизнь: «Что ж медлю я и без конца твержу о надобности мести. Но другие, например философ Карл Ясперс, видят в нём борца за истину в мире лжи. Меланхолический характер и особенно трагическое одиночество Гамлета было высоко оценены романтиками. Гёте, например, увидел в нём существо, раздавленное, громадностью действия, кот ему приписывает рок. Политический контекст, заложенный в тексте перекликается с современностью Шек. В некоторых своих подробностях «Гамлет» явл соц заказом—отстаивает права правящей династии. Конфликт трагедии—мать Гамлета Гертруда, выходит замуж за брата мужа. Этот факт возмущает сына—она придаёт память супруга. Имеет огромный политический резонанс. Елизавета--дочь Анны Болейн, на кот Генрих женился после развода. Основа развода—он осознал, что женат на родственнице—Екатерина Арал была помолвлена с братом Генриха ( женат на вдове брата). Если это явление нейтральное, то жениться на супруге брата можно—развод незаконен. Такие моменты прослеживаются у Шек. Почему Гамлет не мстит? Правильно ли он поступает принимая месть на себя?—вопросы всех времён. Факты не в пользу главного героя. Отношение к женщине—негласный закон Елизаветинской драмы, условность елизавет восприятия. Жестокость Гамлета губит Офелию, хотя она никоем образом не причастна к убийству. Её судьба как бы повторяет судьбу Гамлета ( она теряет рассудок на самом деле, он же притворяется). Губит женщину—персонаж отталкивающий, отрицательный. Огромное количество деталей. Деградация: от гуманиста, кот ужасается происходящим в Датском государстве, до –зачёркивает в себе всё человеческое. Он превращается в орудие, тем самым зачёркивая в себе всё лучшее. Образ Фортинбраса (принц норвежский, на смену династии)—воин, солдат, нерассуждающее действие. Он приходит на смену эпохе, требует действия. Гамлет—воплощениерефлексии, просчитывает каждое действие. Ф—контраст с Г. это пьеса двойников, дублирования сюжетных линий. Лаэрт и Фортинбра мстят ха убитых отцов. Месть Фор—успех (отец Гамлета убил его отца в поединке). В русс литературе—резонанс. В лит-ре множество романов, пьес и новелл представляют в различных формах тему «Гамлета или написаны по его мотивам. Поэма Артюра Рембо «Офелия, сатирич пьеса немца Георга Бриттинга (189101964) «История толстяка по имени Гамлет», обработка в виде детективного рассказа Анри Виара «Окутанный туманом» (1966). Оригинальная интерпретация английского драматурга Тома Стоппард (род. в 1937)—пьеса «Розекранц и Гильденстерн мертвы». Перевод «Гамлета» Пастернаком. «Мрачные комедии»—приближаются к мировосприятию трагедий, более трезвый и безжалостный взгляд на жизнь, нечто циничное, отрицание всех ценностей. «Троил и Крессида» (1601-2)—пьеса обманутого ожидания—новое восприятие. Источник «История Троянской войны» Бенса де Сенмора—трактовка отличается. Последний период творчества Шек—автор шексп пьес научился по-новому смотреть на вещи. После 1608 г. опять меняет свой взгляд на мир. Он становится мудрее и снисходительнее (1 период—мир хорош как есть, 2-й—открыл сущность зла, потрясений). Осознаёт наличие зла в мире, он порочен, корыстен, но способен надеется и верить, худшая и лучшая стороны борются и последняя одерживает победу. Мир не обречён, есть в нём и красота и справедливость. «Зимняя сказка» (1610), «Буря» (1612).идеалы гуманизма обретают форму мечты о будущем, прекрасном, новом мире. «Буря»—один из персонажей воплощает это. «Как хорош морской прилив и как хорош тот мир, где есть такие люди» (Миранда)—эпиграф к этому периоду. Миранда—дочь волшебника, воспитанная на одиноком острове. Мечты автора о торжестве идеалов воплощены в фантастическом элементе. Новый художественный метод—слияние жанров—драмы, аллегории, комедии, сказочных сюжетов и трагедии. Смешаны фантастическое и реальное, используется фольклор, утопические ситуации. Над всем доминирует любовь к человеку, восхищение его красотой. «Буря» --исповедь Шек, стало его завещанием, последнее самостоятельное произведение Шек. Символичен конец—волшебник Проспер ломает свой волшебный жезл, отрекаясь от этой разрушительной власти, кот приобретал всю жизнь, книги читал. В этом образе видят прообраз самого Шек –отказ от художественного творчества, умения сочинять и писать. «Буря» основывается на реальных путевых заметках, открытие Бермудских (чёртовых) островов. Название символично, не только феномен природы, но и буря в душе главного героя Проспера. И здесь миропорядок нарушен в начале, потом возвращается обратно. Финал воспринимается как нечто исключительное, вызванное силами волшебства. Счастливый финал во многом искусственен. Просперо принадлежит к той же группе героев, что и Гамлет гуманист. Становится жертвой несправедливости. В отличие от Гамлета, Просперо имеет силы и средства бороться с врагами, но не опускается на их уровень. Он стал великим учёным. В елизаветенские времена знания напрямую ассоциировались с силами магии, чернокнижниками. Благодаря волшебному жезлу Просперо одерживает победу над врагами. Корабль с врагами крушится, попадают на тот же остров, где и Просперо—они в его власти. Понимает, что все люди несовершенны, небезнадёжны. Месть в том, что восстанавливается справедливость, нарушенный порядок вещей, заставляет раскаяться врагов. Это наиболее сценичная пьеса, пригодная к театральным постановкам—много спецэффектов. Огромное количество музыки, она активный участник событий. Старая тема заимствована и адаптирована к собственному художественному замыслу. Контраст реальности и вымышленного, на волшебном острове эти границы размыты, видишь ли ты реальную вещь или какое-то, магическое построение. Несколько уровней создания иллюзий. 1—маг—создать из небытия то, что покажется реальным. Иллюзия собственного чувства—любовь Фердинада к Миранде—думает, что она фея острова. Физическая реальность может обернуться иллюзией. Эта трактовка реальности—жизнь—сон. Шек любит сравнивать жизнь и пьесу. «Сон и явь смешаны как в романах Барокко. «Буря»—единство времени и места. События –в один день. Сильное эмоциональное воздействие, в сюжет слаб. Персонажи—аллегории на те или иные явления жизни. Отголоски «Бури» у Мильтона, Оден «Море и зеркало». Образы «Бури» снова воспроизводятся в современной литературе. В творчестве Шек елизаветинская драма достигает своего апогея.

Комедии Шекспира

В ранних комедиях (Как вам это понравится, Два веронца, Сон в летнюю ночь, Много шума из ничего, Двенадцатая ночь, Бесплодные усилия любви, Укрощение строптивой, Комедия ошибок, Виндзорские насмешницы) в полной мере присутствует гармоничное отражение совершенства мироздания, жизнерадостный, оптимистический взгляд на мир. В них нет плутовских мотивов, столь распространенных в литературе того времени. Здесь веселятся ради веселья, шутят ради шутки. Поражает разнообразие жанровых вариаций комедий – романтическая комедия, комедия характеров, комедия положений, фарс, «высокая» комедия. При этом все персонажи поразительно многогранны, психологические ходы – сложны и разнообразны. Герои шекспировских комедий всегда незаурядны, в их образах воплощены типично ренессансные черты: воля, острый ум, стремление к независимости, и, конечно, сокрушающее жизнелюбие. Даже на чисто фарсовых ситуациях комедии положений (как, скажем, в Комедии ошибок) Шекспир строит сложные реалистические характеры. Особенно интересны женские образы этих комедий – равные мужчине, свободные, энергичные, активные и бесконечно обаятельные.

В период меланхолии 1601-1608 Шекспир пишет две комедии: Конец – делу венец и Мера за меру, причем вторая из них фактически относится к драме)

«Комедия ошибок» — ранняя, «ученическая» комедия, комедия положений. По обычаю того времени, переделка пьесы современного английского автора, источником для которой стала итальянская версия комедии Плавта «Менехмы», описывающая приключения братьев-близнецов. Действие происходит в Эфесе, мало похожем на древнегреческий город: автор переносит приметы современной ему Англии в античную обстановку. Шекспир добавляет сюжетную линию двойников-слуг, тем самым запутывая действие ещё больше. Характерно, что уже в этом произведении присутствует обыкновенное для Шекспира смешение комического и трагического: старику Эгеону, невольно нарушившему эфесский закон грозит казнь и только через цепь невероятных совпадений, нелепых ошибок, в финале к нему приходит спасение. Перебивка трагического сюжета комической сценой даже в самых мрачных произведениях Шекспира — это уходящее корнями в средневековую традицию напоминание о близости смерти и, в то же время, непрекращающемся течении жизни и постоянном её обновлении.
На грубоватых комических приёмах построена пьеса «Укрощение строптивой», созданная в традициях фарсовой комедии. Это вариация популярного в лондонских театрах в 1590-х годах сюжета об усмирении жены мужем. В увлекательном поединке сходятся две незаурядные личности и женщина терпит поражение. Автор провозглашает незыблемость установленного порядка, где главой семьи является мужчина.
В последующих пьесах Шекспир отходит от внешних комедийных приёмов. «Бесплодные усилия любви» — комедия, созданная под влиянием пьес Лили, которые тот писал для постановки в театре масок при королевском дворе и в аристократических домах. При довольно простой фабуле пьеса представляет собой непрерывный турнир, состязание персонажей в остроумных диалогах, сложной словесной игре, сочинении стихов и сонетов (к этому времени Шекспир уже владел непростой стихотворной формой). Язык «Бесплодных усилий любви» — вычурный, цветистый, так называемый эвфуизм, — это язык английской аристократической верхушки того времени, ставший популярным после выхода в свет романа Лили «Эвфуэс или Анатомия остроумия».

Литература английской буржуазной революции. (Общий обзор).

Особенности определяются английской буржуазной революцией 1640 -1660г. В 1660г. республика оказывается неспособной существовать, перестала существовать. На троне Стюарты до 1689г., затем Вильгельм III.

Поэт Джон Мильтон (1608-1674) Идеология английской буржуазной революции- пуританство. Золотой век английской драматургии остался в прошлом. Жанры XVII века начиная с гражданской войны 1640-50-ых годов. (первая половина XVII – публицистика (политический трактат и памфлета) Авторы XVII века чужды экспериментам с формой. По-прежнему в почете поэзия, но уже другая (серьезный белый стих без иронии).

Мильтон выбирает белый стих. («Потерянный рай”, «Рай обретен (вариант перевода: Возвращенный Рай)», «Самсон-борец»). Основная функция поэзии не развлекательная, а назидательная (преподать урок достойной христианской жизни). Ключевой прием аллегория. Авторы охотно обращаются к библейским героям и сюжетам.

Мильтон – поэт, мыслитель, политический деятель, оставивший богатое художественное наследие. В том числе и на латыни. Мильтон – автор политических, философских и социальных трактат.

Прозаик Джон Беньян – второй автор литературы XVII века. «Путь паломника» Начиная с XVII века до XX – это настольная книга высших кругов. Сейчас она забыта. Написан в тюрьме, находился там за несанкционированные проповеди. Герой «П.п.» уснул и увидел события, которые описаны в книге. Он прочитал, что город его обречен, ему надо двигаться к небесному городу. Он видит многих людей на своем пути. Он видит Ярмарку Тщеславия, болото Сомнения, леди Притворство, мадам Болтунья, мистера Великодушие. Основные функции книги преподать пример правильного христианского поведения.

Литература Просвещения. Периодизация, общая характеристика.

Основное содержание литературы XVIII века составило художественое освоение новых форм общественной жизни, сложившихся в Англии, в результате буржуазных революций. Господствующим литературным направлением XVIII века явился реализм. То была новая форма реализма весьма отличная от реализма
эпохи Возрождения. Реализм Возрождения отличался большой поэтичностью. Он рисовал могучие титанические образы людей. Изображение быта играло в нём второстепенную роль. Реализм XVIII

века был отнюдь не поэтичным. Писатели изображали весьма прозаическую действительность окружавшего их буржуазного общества. Их герои были рядовые люди. В центре внимания писателей стояли вопросы повседневного быта.
Это отличие проявилось внешним образом уже в том, что если в литературе Возрождения преобладали поэтические жанры, то в литературе Просвещения господство перешло к жанрам прозаическим. Правда, критика XVIII века считала подлинным искусством лишь произведения, написанные в поэтической форме, игнорируя прозаические произведения, однако наибольшую популярность получила именно прозаическая литература, ибо в ней читатели на­ходили гораздо более полное отражение жизни, чем
в поэзии. Преобладание прозы над поэзией в литературе XVIII века объясняется тем, что прозаическая действительность буржуазного общества не могла стать благодарным материалом для создания
поэтических произведений.

XVIII был эпохой зарождения и расцвета романа. Писатели-просветители создали жанр социально-бытового и нравоучительного романа, который занял господствующее положение в литературе XVIII века.

Вплоть до начала XVIII века героями литературных произведе­ний были, как правило, лица, принадлежавшие к наиболее приви­легированным сословиям общества. Даже у таких народных писате­лей эпохи Возрождения, как Марло (док. Фауст) и Шекспир, главные герои произведений были по преимуществу людьми высокого общественного положения — королями, знатными феодалами, дворянами. Ге­роями литературы XVIII века явились люди из буржуазной и даже из народной среды. Мы и раньше отмечали появление в литературе такого рода героев, но до XVIII века они составляли единичные явления. В XVIII веке герой из демократической среды занимает главное место в литературе: в центре романов английских писателей XVIII века, а также в драмах и поэмах стоят фигуры выходцев из буржуазии, обедневших мелких дворян и даже бедняков без роду и племени.

На протяжении своего развития английская литература в XVIII веке прошла через три этапа.

Первый период —раннее Просвещение- длился от «славной революции» до конца 30-х годов. В этот период происхо­дит сформирование общих принципов просветительской идеологии.
В художественном отношении эти десятилетия характеризуются господством в поэзии стиля классицизма, крупнейшим представителем которого был Александр Поуп. Наряду с этим в начале XVIII века возникает новая прозаическая литература: появляются нравовоспитательные очерки Стиля и Аддисона и первые реалистические романы Дефо и Свифта.

Второй период - Зрелое Просвещение — приходится на 40-е и 50-е годы XVIII века. В этот период утверждается господство реалистического социально-бытового и нравоучительного романа, представленного произведениями Ричардсона, Фильдинга и Смоллета.

Третий период, охватывающий последние десятилетия XVIII века, отмечен появлением нового литературного направления — сентиментализма, - главными представителями которого в области романа были Гольдсмит и Стерн. В этот же период достиг высшего расцвета реалистическая просветительская драма (Шеридан).

Последние десятилетия XVIII века отмечены возрождением поэзии. Наконец, литературные явления, объединяемые общим названием «предромантизма», предвещают начало новой эпохи английской ли­тературы — романтизма.

У Шелли-

Сложная символика, яркая метафоричность. Осмысление процесса познания.

Бегство в золотое будущее -утопии (из мифического прошлого в неопределённое будущее).

«Королева Маб», «Восстание Ислама»- утопии-показана тема прошлого, настоящего и будущего. Шелли берет имя и образ и трансформирует до неузнаваемости. Маб-волшебница, «уносящая девушка в будущее, где она показывает девушке падение лжи человеческой, и царствующую любовь. «Королева Маб» - традиционный образ английского фольклора, сюжет в диалоге девы и Королевы Маб. Прошлое – падение, будущее – правление любви. Общество – панорама человечества.

Антическая тема Шелли «Освобожденный Прометей» - не пересказывает миф, а даёт свою интерпретацию. Оптимистическое развитие античной истории

Прометей – воплощение свободного человека. Прекрасное будущее воплощается в Прометее.

«Адонаис»- посвящен смерти Китса. Он гибнет, он оплакан, он воскресает. Шелли обращается к мифологии Востока и Азии. Для Шелли Адонаис- ипостась духа, творчество, способное восстать над хаусом. Под Китсом оплаканы и др. поэты.

Адонаи<

Наши рекомендации