В творческой лаборатории поэта.

1. Самостоятельная работа.

(Учитель раздает карточки со стихотворениями А. Фета и С. Есенина.)

А. Фет

Печальная береза

У моего окна,

И прихотью мороза

Разубрана она.

Как гроздья винограда,

Ветвей концы висят,—

И радостен для взгляда

Весь траурный наряд.

Люблю игру денницы

Я замечать на ней,

И жаль мне, если птицы

Стряхнут красу ветвей.

С. Есенин

Белая берёза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит берёза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

А заря, лениво

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром.

З а д а н и е.

1) Найдите сходство и отличие в этих стихотворениях.

2) Какие изобразительные средства помогли поэтам создать свой образ березки?

3) Какой предстает есенинская березка? А у А. Фета?

(С х о д с т в о: описание зимней березки.

О т л и ч и е: у А. Фета береза печальная («траурный наряд», «краса ветвей» скоро исчезнет); у С. Есенина — радостная (береза-невеста, «белая бахрома», «золотые огни»).

2. Создаем образ предмета Литература.

Ребята, мобилизуйте на одну минуту все свои творческие способности. Докажите, что в душе каждого из вас живет поэт и поклонник литературы.

Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово литература?

Продолжите предложение: «Литература — это (мудрость, любовь, размышление, понимание, сопереживание, дружба, …)».

3. Творческая работа «Проба пера!»

Послушайте отрывок из воспоминаний К. Паустовского о поэте В. Луговском.

«Зимой 1935 года мы шли с Луговским по пустынной Массандровской улице в Ялте.

…Было пасмурно, тепло, дул ветер. Обгоняя нас бежали, шурша по мостовой, высохшие листья клена. Они останавливались толпами на перекрестках, как бы раздумывая, куда бежать дальше. Но пока они перешептывались об этом, налетал ветер, завивал их

в трескучий смерч и уносил. Луговской с мальчишеским восхищением смотрел на перебежку листьев, потом поднял один лист и показал мне:

— Посмотри, у всех кленовых листьев кончики согнуты в одну сторону под прямым углом. Поэтому лист и бежит от малейшего движения воздуха на этих загнутых своих концах, как на пяти острых лапках. Как маленький зверь!..

Вечером в тот день, когда рядом с нами бежали по улицам листья клена, Луговской пришел ко мне и, явно смущаясь, сказал:

— Понимаешь, какой странный случай. Я только что ходил на телефонную станцию звонить в Москву, и от самых ворот нашего парка за мной увязался лист клена. Он бежал у самой моей ноги. Когда я останавливался, он тоже останавливался. Когда я шел быстрее, он тоже бежал быстрее. Он не отставал от меня ни на шаг, но на телефонную станцию не пошел: там слишком крутая для него гранитная лестница, и к тому же это учреждение. Должно быть осенним листьям вход туда воспрещен. Я погладил его по спинке, и он остался ждать меня у дверей. Но когда я вышел, его уже не было. Очевидно, его кто-то прогнал или раздавил. И мне, понимаешь, стало нехорошо, будто я предал и не уберег смешного маленького друга…»

— Почему кленовый листок кажется нам живым и трогательным существом?

— Что помогло писателю создать такое впечатление?

— В чем заключается волшебная сила художественного слова?

Ребята, попробуйте и вы придумать историю о желтом листике.

Расскажите, где и когда вы его встретили, о чем он вам поведал, какие мысли и чувства вызвал у вас. Пусть это будет ваша первая проба пера. Удачи вам!

(Учащиеся могут не только рассказать историю желтого листочка, но и нарисовать его.)

VI. Итоги урока

VII. Домашнее задание

Написать сочинение «История желтого листика».

Урок № 3

Тема.Мифы Древней Греции. Верования древних греков. Миф «Дедал и Икар».

Цель:рассказать учащимся о возникновении древнегреческих мифов, об отражении в них представлений древних греков об окружающем их мире; познакомить учащихся с героями мифа «Дедал и Икар», показать символичность образа Икара.

Оборудование:книга Н. А. Куна «Легенды и мифы Древней Греции».

Ход урока

Наши рекомендации