Дидактические возможности учебного мультимедийного комплекса
В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года одним из приоритетных направлений обозначена информатизация, обеспечение профессиональной школы современной компьютерной техникой, применение новых информационных технологий, подготовка молодежи к жизнедеятельности в современном информационном пространстве. Новые информационные технологии выступают факторами, реализующими взаимные потребности теории и практики.
Мультимедиа технологии рассматриваются нами как информационная технология обучения, интегрирующая аудиовизуальную информацию любых форм (текст, графика, анимация и др.), реализующая интерактивный диалог пользователя с системой и разнообразные формы самостоятельной деятельности по обработке информации. Мультимедиа технология, являясь составляющей современных информационных технологий, открывает учащимся доступ к нетрадиционным источникам информации, позволяет моделировать явления и процессы, повышающие качество обучения, эффективность самостоятельной работы. Она имеет огромный диапазон возможностей для совершенствования учебного процесса и системы образования в целом. При этом эффективность обучения мы понимаем как меру совпадения реально достигнутых результатов с целями, предусмотренными образовательной программой в соответствии с требованиями стандарта [7, с.7].
Настоящий учебный мультимедийный комплекс по дисциплине, предусмотренной государственным образовательным стандартом, разработан на основе современных компьютерных технологий. Использование первоклассной методической основы и передовых методов обучения позволили создать систему, позволяющую в короткий срок изучить предмет, усвоить пройденный материал и т.д. [10].
Учебный мультимедийный комплекс может эффективно использоваться как отдельными лицами при изучении материала, так и корпоративными клиентами (школа, колледж, вуз). Курс будет одинаково полезен в виде учебного пособия и в роли справочника по дисциплине. Материалы комплекса позволят учащимся понять важнейшие аспекты предмета, а преподавателям - расширить практику применения мультимедиа-технологий и сделать учебный процесс максимально производительным.
Учебный мультимедийный комплекс позволяет просто и максимально эффективно задействовать новые технологии в образовательном процессе. Учебный мультимедиа комплекс представляет собой готовое решение для оснащения современных учебных аудиторий и кабинетов. Он был разработан в результате плотного сотрудничества с преподавательским составом РГПУ им. А.И. Герцена и СПбГУ с целью максимальной оптимизации работы преподавателей. Основной особенностью комплекса является то, что все технологические устройства, задействованные в учебном процессе, объединены в единую систему.
Мультимедийный учебный комплекс содержит следующие разделы:
1) Электронное учебное пособие. Ссылки позволяют быстро перейти от чтения книги к другим информационным источникам (презентация, практикум, резюме) и организовать работу с ними.
2) Лекции. Мультимедийные лекции разработаны по главным темам курса. В них используется следующие форматы данных: текст, фотографии, анимация, звуковые эффекты, ресурсы Интернет. Так же можно скопировать и обработать различную информацию, изменить и актуализировать материалы курса применительно к своим потребностям.
3) Практикум. Содержит два блока: практические задания и тесты. Для изучения соответствующих тематических рубрик при тестировании, составлении алгоритма решения задач, даются отсылки к материалам электронного учебного пособия или к законодательной базе [1].
Одна из важнейших задач обучения в настоящее время - отказ от ряда традиционно сложившихся технологий преподавания и переориентации на способы обучения, ведущую роль в которых занимают компьютерные технологии и интернет. Именно в этом направлении учебные заведения делают шаги в сторону реформирования учебного процесса, поиска моделей образования адекватных современному типу общества и отвечающих новому этапу развития европейской цивилизации.
Данный мультимедийный учебный комплекс является гибким и высокоэффективным инструментом, позволяющим не отставать от современных тенденций. По существу это базовый вариант мультимедиа-продукта по учебной дисциплине. Такой полуфабрикат дорабатывает, дополняет и настраивает сам преподаватель с учетом своего видения предметной области, а также специфики подготовки учащихся. В этой работе могут участвовать и сами обучаемые. Подобные партнерские отношения по перестройке учебного процесса заставляют по иному переосмыслить и образовательные функции.
Комплекс способствует разработке и внедрению новых технологий в процесс образования, сделав его максимально производительным и удобным к восприятию. Комбинируя различные части обучающего пакета необходимым образом, можно сделать гибкую систему методических материалов различных форматов, гармонично вписывающуюся практически в любой учебный курс [10].
Относительно иностранного языка мы считаем, что учебный мультимедийный комплекс должен состоять из следующих составляющих:
· учебники и учебные пособия для учащихся в электронном виде;
· книга для преподавателя в электронном виде;
· мультимедийная обучающая программа;
· аудиофайлы для электронных учебников;
· видео-практикум;
· электронные словари.
Основой мультимедийного комплекса может являться мультимедийная обучающая программа, если она содержит необходимый теоретический и практический материал, или же за основу следует взять практический и теоретический курс электронных учебников, расположив их страницы в соответствии с программой обучения, добавив необходимые гиперссылки на аудиофайлы, видео-практикум, дополнительный справочный материал.
Порядок и условия подготовки учебного мультимедийного комплекса является единым для большинства наук и дисциплин, преподаваемых в вузе и в школах. Обычно в университете такой комплекс готовит преподаватель: ведь именно он знает имеющуюся в университете техническую базу, знает опыт класса и объем предшествующих знаний, уровень сформированности тех или иных компетенций, состояние их активности, интерес к науке или дисциплине, трудолюбие, начитанность, личностные особенности учеников.
Составляя комплекс средств для изучения темы, раздела науки, преподаватель должен руководствоваться принципом упреждающей обратной связи, т.е. предусматривать реакцию учеников на те или иные мультимедийные средства, предвидеть характер действий учеников. Преподаватель будет связывать свое слово с системой мультимедийных средств обучения, обеспечивать их сцепление. Подбор средств обучения определяется взаимодополняемостью слова преподавателя, учебной мультимедийной комплекс, видео-практикума, и различных иных мультимедийных средств. Такое взаимодополнение позволяет скреплять занятие, делать его целенаправленным и единым по своей сути.
Разработка учебного мультимедийного комплекса обычно начинается с изучения доступных мультимедийных средств, затем проводится примерный отбор данных средств для отдельных занятий. На этих этапах разработки мультимедийного комплекса весьма важно установить связи между темами и разделами, по возможности вывести эти связи и за пределы данной науки или дисциплины к другим наукам, изучаемым в учебных заведениях, и даже за его пределами – к будущей профессиональной деятельности учащихся, что особенно важно для них, ведь не за горами тот час, когда им придется применить свои знания на практике.
Практические задачи разработки учебного мультимедийного комплекса заключаются в следующем (возьмем в качестве примера планирование по теме):
· установить, какие мультимедийные средства необходимы для проведения конкретного занятия;
· выявить какие мультимедийные средства используются в практике университета, и какие следует создать своими силами;
· выяснить, возможно, ли организовать учебный процесс теми мультимедийными средствами обучения, которые разработаны и уже используются при изучении тем данного курса или применяются при изучении смежных наук [15, c.58].
Современный учебный мультимедийный комплекс - это целостная дидактическая система, состоящая из различных электронных учебных материалов, использующая компьютерные технологии и возможности сети Интернет и обеспечивающая обучение и управление процессом обучения студентов по индивидуальным и оптимальным учебным программам.
К электронным учебным материалам курса относятся:
· материалы по темам учебной дисциплины (курсы лекций, виртуальные лабораторные работы, практические работы, тесты и др.);
· справочники и базы данных учебного назначения;
· методические пособия с упражнениями и примерами решения типовых задач;
· наглядные пособия (компьютерные иллюстрации) для поддержки различных видов занятий (диаграммы и схемы, атласы конструкций и т.п.);
· хрестоматийные сборники;
· обучающие и контролирующие компьютерные программы;
· методические указания по проведению учебного эксперимента, лабораторного практикума, по курсовому и дипломному проектированию и др.
Электронный учебный комплекс должен включать на базовом (основном) уровне:
· основной теоретический материал, отвечающий требованиям Государственного образовательного стандарта;
· системы упражнений и задач, позволяющих выработать практические умения и навыки;
· методы и средства итоговой оценки усвоения базовых знаний.
На дополнительном уровне:
· учебный материал, к которому студент может обратиться для углубленного изучения вопросов курса;
· учебный материал, к которому студент может обратиться для удовлетворения профессиональных запросов;
· учебно-методические пособия по решению задач повышенной сложности.
Процесс создания учебного комплекса требует одновременно знаний как в предметной области, для которой создается учебник, так и в области информационных технологий, что на практике чаще всего предполагает сотрудничество двух специалистов: преподавателя-практика (отвечающего за само содержание курса) и программиста-консультанта (заведующего основными техническими аспектами).
Основные этапы работы:
· разрабатывается черновой вариант текста учебника;
· разрабатывается "сценарий" взаимодействия отдельных частей сетевого курса (продумывается последовательность изложения материала, места возможных перекрестных ссылок и т.п.), а также разрабатывается начальная подготовка сценария аудио- и видеосюжетов, разнообразных иллюстраций, располагаемых в тексте статически, или появляющихся динамически в процессе прохождения сетевого курса;
· реализация составных частей сетевого курса на компьютере.
При этом любые знания по информационным технологиям преподавателя-практика являются чрезвычайно полезными, но отнюдь не обязательными. Более того, на первых двух этапах большую (если не решающую) роль имеют квалификация автора в предметной области и его способности педагога и методиста. Причиной этого является то, что в процессе написания не только электронного учебника, но и обычного учебного пособия или книги, автору приходится сталкиваться с заметными трудностями, связанными с превращением знаний автора в знания читателя или обучающегося.
Важным моментом при подготовке сетевого курса является подготовка сценария взаимодействия отдельных частей сетевого курса и сценария аудио- и видеосюжетов, когда особенно, могут быть задействованы мощные аудио- и видео возможности компьютера. Слабые знания о программном обеспечении у преподавателя-практика, как уже отмечалось, не являются препятствием, однако необходимо ознакомиться с существующими учебниками и обучающими программами не только в своей предметной области, но и в других областях. Основная цель - изучить возможности современных информационных технологий, обратив особое внимание на аудио- и видео фрагменты, способы визуализации формул, графиков, рисунков, таблиц и т.д. Главное здесь - сами средства передачи знаний обучающемуся, а не то, как их программно реализовать [10].