Роль фонетики в изучении иностранных языков

План лекции.

Строй английского языка.

Фонетические особенности произношения и артикуляции английского языка.

Интонация и ритм нейтральной речи.

Правила чтения и чтение транскрипции.

Роль фонетики в изучении иностранных языков

1. Определение слова «фонетика» как науки о звуке заложено в самом названии, образованном от греческого сло­ва cpwvri [fo:ne:] — «звук». Начало развития фонетики в России связывается с именами выдающихся лингвистов Бодуэна де Куртенэ, профессора Петербургского университета, и его по­следователя Л. В. Щербы. Л. В. Щерба сформулировал поня­тие фонемы (phoneme) и оттенка фонемы (shade of phoneme): «В живой речи произносится значительно большее, чем мы это обыкновенно думаем, количество разнообразных звуков, которые в каждом данном языке объединяются в сравни­тельно небольшое число звуковых типов, способных диффе­ренцировать слова и их формы, т. е. служить целям челове­ческого общения. Эти звуковые типы и имеются в виду, когда говорят об отдельных звуках речи. Мы будем называть их фо­немами. Реально же произносимые различные звуки, являю­щиеся тем частным, в котором реализуется общее (фонема), будем называть оттенками фонем». В современной лингви­стике оттенки или варианты фонем называются аллофонами (allophones). Однако известно, что человеческая речь с физи­ческой стороны состоит не из отдельных звуков, а из звуковых потоков, разделенных паузами и имеющих определенное ин­тонационное оформление. Они являются формой выражения человеческой мысли. В потоке речи звуки взаимодействуют, меняют свою окраску и характер звучания. Эти явления также изучаются фонетикой.

Фонетика — одна из областей лингвистики, предметом ко­торой является изучение звучащей речи.

2. Овладение иностранным языком необходимо начи­нать с изучения фонетической системы данного языка. Правильное произнесение звуков обуславливает верную переда­чу мысли, с одной стороны, и правильное понимание речи, с другой. Этому способствует сопоставление звуков родно­го и иностранного языка. Например, в русском языке от­сутствует такая характеристика звуков, как долгота и крат­кость, и, следовательно, долгое или краткое произнесение звука не обладает смыслоразличительной функцией в русском языке.

Другой пример — произнесение звонких согласных в кон­це слов. В русском происходит оглушение, и слова «кот» и «код» звучат одинаково — [кот]. В английском языке конеч­ные фонемы имеют смыслоразличительную функцию в сло­вах cot [kоt] и cod [kоd] — «детская кроватка» и «треска». На­рушение нормы произношения может приводить к полному искажению смысла.

3. Звуки производятся в результате работы органов речи, находящихся в определенных положениях. Положения и движения органов речи при произнесении определенных звуков называются их артикуляциями (articulations), измене­ния тона голоса — интонацией (intonation). Запись речи с помощью системы знаков звукового обозначения называется транскрипцией (transcription). Транскрипционная запись обыч­но помещается в квадратные скобки.

Каждый язык обладает особым, специфическим набо­ром укладов и движений органов речи, а также особым ре­жимом дыхания и голосового напряжения, что позволяет го­ворить об артикуляционной базе языка (articulatory basis of the language).

Органы речи

4. Совокупность ряда органов, выполняющих артикуля­ционную работу, называется речевым аппаратом. На рисун­ках 1 и 2 представлена схема поперечного сечения органов речи человека — так называемый сагиттальный разрез (sagittal cross-section).

Роль фонетики в изучении иностранных языков - student2.ru Движущиеся органы речи являются активными, непо­движные — пассивными.Рис.1

I - полость рта (mouth cavity)

II - носовая полость (nasal cavity)

III - глотка (pharynx)

IV - гортань (larynx)

Активные органы речи Пассивные органы речи

1 — губы (lips) 6 — верхние и нижние зубы

2— язык (tongue) (upper and lower teeth)

a — кончик (tip) 7 — альвеолы

б — передняя часть (alveolar, teeth ridge)

(blade) 8 — твердое нёбо

в — средняя часть (hard palate)

(middle pan)

г — задняя часть

(back part)

3 — мягкое нёбо (soft palate)

4 — язычок (uvula)

5— голосовые связки

(vocal cords)

5. Звуки человеческой речи возникают путём приведе­ния органов речи в различные положения при прохождении струи воздуха из легких. В процессе возникновения звука за­действован механизм создания воздушной струи, механизм вибрации голосовых связок, механизм создания резонанса и механизм создания препятствий на пути воздушного потока.

Механизм создания воздушной струи обеспечивается ра­ботой органов дыхания — легких, бронхов, трахеи, гортани. Различают два типа дыхания — простое биологическое и фо­национное, обеспечивающее звукообразование.

При прохождении струи воздуха между сближенными го­лосовыми связками возникает их дрожание, именуемое вибра­цией (vibration). Вибрации голосовых связок воспринимаются на слух как голос. Таким образом при вибрации голосовых связок возникают гласные и звонкие согласные. В условиях отсутствия вибрации голосовых связок возникают глухие со­гласные.

Резонансные колебания выдыхаемого воздушного потока возникают в фарингальной, ротовой и носовой полостях. Препятствия при прохождении воздушной струи создаются языком, губами, зубами,'мягким нёбом и язычком, твердым нёбом, альвеолами.

Интонация Intonation

Интонация (intonation) — это сложное единство просодических элементов речи: мелодики, фразового ударе­ния, временных характеристик (длительности, темпа, паузации), ритма и тембра голоса.

Интонация структурирует предложение, определяет его коммуникативный тип, делит предложение на синтагмы. Ин­тонация имеет две основные функции: коммуникативную (функцию передачи информации) и экспрессивную (функ­цию передачи отношения говорящего к высказыванию). В составе интонационного строя предложения выделяет ряд структурных частей.

Предударное начало составляют все неударные слоги, стоящие перед первым ударным. Шкалой называются все слоги, следующие после предударного начала вплоть до тонального завершения, именуемого ядром. Все слоги, стоящие после ядра (ударные и неударные), называются заядерной частью.

Всё многообразие английской речевой интонации в свое основе строится на видоизменении, наличии или отсутствии каких-либо структурных частей.

Многочисленные попытки систематизировать основные типы интонационных структур привели к созданию целого ряда классификаций. Однако сколько бы типов интонационных структур ни выделялось, во всех классификациях в числе основных упоминаются структуры с нисходящим и восходящим тоном. Представляется оправданным считать их базисными, так как они интонационно оформляют основный коммуникативные типы предложений.

Утвердительные предложения, специальные вопросы, восклицания, команды, приветствия имеют в своей основе постепенно нисходящую шкалу (gradually descending scale).

Не 'doesn't 'speak \English |

___________________

Роль фонетики в изучении иностранных языков - student2.ru

Общие вопросы, просьбы, вежливые замечания, ответы на приветствия, фразы прощания имеют в основе постепенно нисходящую шкалу с восходящим завершением. Если восходящий тон падает на последний ударный слог, на тонограмме он обозначается плавной линией. Если постепенно нисходящая шкала заканчивается не­ударными слогами, тонограмма имеет следующий вид:

'Arе you listening? Роль фонетики в изучении иностранных языков - student2.ru Те же самые коммуникативные типы предложений могут произноситься и по модели постепенно восходящей шкалы (gradually ascending scale).

В утвердительных предложениях восходящая шкала может передавать самые разные оттенки: неуверенности, осторож­ности, одобрения, недосказанности, готовности продолжить разговор и пр.

В вопросительных предложениях восходящая шкала может передавать интерес к ответу, одобрение, насмешливость, же­лание уточнить или переспросить и т. д.

Приказания и восклицания в данном случае приобретают значение порицания, выговора, запрещения или побуждения к действию. Например:

"'I don't mind", my 'father said with a ,smile. Роль фонетики в изучении иностранных языков - student2.ru

'What did you say? Роль фонетики в изучении иностранных языков - student2.ru

Where? Роль фонетики в изучении иностранных языков - student2.ru

Две основные интонационные структуры, т. е. по­степенно нисходящая и постепенно восходящая шкала, могут иметь различные завершения. Наиболее часто встречающи­мися разновидностями завершений постепенно нисходящей шкалы являются низкий падающий тон (low fall), высокий па­дающий тон (high fall) и восходяще-падающий тон (rise-fall) Приведём примеры.

Низкий падающий тон:

'Open your 'books at 'page \seven. Роль фонетики в изучении иностранных языков - student2.ru

Высокий падающий тон:

This 'story was Wonderful. Роль фонетики в изучении иностранных языков - student2.ru

'This is for "you. Роль фонетики в изучении иностранных языков - student2.ru

Постепенно восходящая шкала также может иметь три разновидности завершений: низкий восходящий тон (low rise высокий восходящий тон (high rise) и нисходяще-восходящий тс (fall-rise). Сравните примеры.

Низкий восходящий тон: 'Did you 'clearly /see? Роль фонетики в изучении иностранных языков - student2.ru

Высокий восходящий тон: 'Do you 'say it's /real? Роль фонетики в изучении иностранных языков - student2.ru

Падающе-восходящий тон: 'Don't you 'think it's" nice? Роль фонетики в изучении иностранных языков - student2.ru

Если нисходяще-восходящий тон распределяется на несколько слогов, то тонограмма выглядит иначе:

'Wait a vminute. Роль фонетики в изучении иностранных языков - student2.ru

Ещё одним возможным вариантом завершения как дл; постепенно нисходящей, так и для постепенно восходящей шкалы является ровное завершение (level tone). Чаще всего он встречается в поэзии при делении одной синтагмы на две строки или в разговорной речи в случае её неожиданной прерывания.

But 'I 'thought... Роль фонетики в изучении иностранных языков - student2.ru

Все виды интонационных структур несут определён­ную семантическую нагрузку. Тональное завершение конеч­ной синтагмы выражает коммуникативный тип предложения. Тональное завершение неконечной синтагмы выражает её соотнесённость с последующими синтагмами.

Падающий тон выражает самостоятельность и завершённость высказывания. Такие синтагмы чётки и категоричны.

Восходящий тон обозначает незавершённость высказыва­ния, зависимость высказывания от последующей синтагмы, вопрос или вопрос-утверждение. Структуры с восходящим то­ном не категоричны. Восходяще-падающий тон выражает эмфатическое ударение слова. Подобные структуры несут оттенок взволнованности.

Падающе-восходящий тон также передаёт эмфатической ударение и оттенок дружелюбного отношения, побуждения, поддержки.

Ровный тон, как уже говорилось выше, в разговорной речи выражает нерешительность, неожиданную остановку, незначительность синтагмы или нежелание её акцентировать.

Существуют два основных вида записи интонационной структуры предложения — запись в виде тонограммы (stave) и система тонетических символов (tonetic symbols). Как правило, тонограммы сопутствуют транскрипционной записи предложения. Они помещаются справа от строки, при этом чётко соблюдается соответствие записей в транскрипции и тонограмме.

Система тонетических символов удобна для интонационной разметки текста, когда отсутствует запись в транскрипции. Для целей самостоятельного интонирования текстов целесообразно провести параллель между двумя системами обозначений.

Ниже приводятся фрагменты тонограмм. Они полностью произвольны и являются лишь иллюстрацией способа обозначения того или иного интонационного явления.

Три латинских буквы abc условно обозначают фрагменты речевой цепи, которые произносятся данным способом.

Низкий падающий тон Роль фонетики в изучении иностранных языков - student2.ru \abc

Высокий падающий тон Роль фонетики в изучении иностранных языков - student2.ru \xabc

Восходяще-падающий тон Роль фонетики в изучении иностранных языков - student2.ru ^abc

Низкий восходящий тон Роль фонетики в изучении иностранных языков - student2.ru ֽabc

Высокий восходящий тон Роль фонетики в изучении иностранных языков - student2.ru /abc

Падающе-восходящий тон Роль фонетики в изучении иностранных языков - student2.ru ˇabc

Низкий ровный тон Роль фонетики в изучении иностранных языков - student2.ru abc∩

Высокий ровный тон Роль фонетики в изучении иностранных языков - student2.ru abc∩

Подъём-спад-подъём Роль фонетики в изучении иностранных языков - student2.ru ֿabc

Специальный подъём Роль фонетики в изучении иностранных языков - student2.ru ↑abc

Пауза между предложениями Роль фонетики в изучении иностранных языков - student2.ru abc || abc

Пауза между синтагмами Роль фонетики в изучении иностранных языков - student2.ru abc | abc

предложения

Краткая пауза Роль фонетики в изучении иностранных языков - student2.ru abc } abc

Пауза после слов автора Роль фонетики в изучении иностранных языков - student2.ru abc ¦abc

Правила чтения.

В английском языке 26 букв, которые дают 44 звука: из них 20 гласных и 24 согласных звука. Гласных букв всего 6. В зависимости от положения в слове гласные читают по-разному, поэтому они дают столько гласных звуков.

В английском языке существует четыре основных типа чтения ударных гласных.

1. Первый тип чтения – открытый или условно-открытый. Гласные читаются также как в алфавите. К нему относятся:

А) односложные слова, оканчивающиеся на гласную – go, my, me, lie.

Б) многосложные слова, в которых после ударной гласной стоит 1 согласная

и опять идет гласная – take, side, note, student.

(прим. Конечная –е не читается)

2. Второй тип чтения – закрытый. Гласные читаются коротко и не так как в алфавите. К нему относятся:

А) односложные слова, оканчивающиеся на согласную – got, myth, met, lit.

Б) многосложные слова, в которых после ударной гласной стоит 2 и/или более согласных и опять идет гласная – mantle, bottle, system.

3. Третий тип чтения. Гласные читаются долго и не так как в алфавите. К нему относятся слова, в которых после ударной гласной стоит буква –r и затем согласная или ничего – car, girl, turn, for.

4. Четвертый тип чтения. Гласные дают сложные звуки (дифтонги и трифтонги). К нему относятся слова, в которых после ударной гласной стоит буква – r и затем гласная - care, cure, before, tired.

Чтение ударных гласных.

гласная I тип II тип III тип IV тип
a [ei] – gate   [æ ] -map [a: ] - farm [εə ] - fare
e [i: ] – he   [ e ] – get [ə: ] - her [i:ə] - here
i, y [ai] – tie, my [i] – kill, myth [ə:] – girl, Byrd [aiə] – fire, tyre
o [ou] - note [o] – not [o:] – for [o:], [oə] – more
u [ju:] – tune   [٨] – bun, bus [ə: ] - fur [ju:ə ] - pure

Чтение транскрипции.

[i] [e] [æ] [o] [٨] [ə] [υ] [a:] [o:] [з:]   pin pen pan pot but above look part port girl [i:] [ei] [ai] [oi] [aυ] [oυ] [u:] [εə] [υə] [iə] Tree play time boy town tone moon hair tour here
[m] [b] [p] [n] [d] [t] [g] [k] [l] [ŋ] [w] [h]   my by pay no do too go key lay sing win he [r] [j] [z] [s] [v] [f] [ð] [θ] [З] [∫] [dЗ] [t∫] red you zed see verb fan this thin genre he jug chess

Литература раздел 4 [1, 14]

СРС - ___4__час

План лекции.

Строй английского языка.

Фонетические особенности произношения и артикуляции английского языка.

Интонация и ритм нейтральной речи.

Правила чтения и чтение транскрипции.

Роль фонетики в изучении иностранных языков

1. Определение слова «фонетика» как науки о звуке заложено в самом названии, образованном от греческого сло­ва cpwvri [fo:ne:] — «звук». Начало развития фонетики в России связывается с именами выдающихся лингвистов Бодуэна де Куртенэ, профессора Петербургского университета, и его по­следователя Л. В. Щербы. Л. В. Щерба сформулировал поня­тие фонемы (phoneme) и оттенка фонемы (shade of phoneme): «В живой речи произносится значительно большее, чем мы это обыкновенно думаем, количество разнообразных звуков, которые в каждом данном языке объединяются в сравни­тельно небольшое число звуковых типов, способных диффе­ренцировать слова и их формы, т. е. служить целям челове­ческого общения. Эти звуковые типы и имеются в виду, когда говорят об отдельных звуках речи. Мы будем называть их фо­немами. Реально же произносимые различные звуки, являю­щиеся тем частным, в котором реализуется общее (фонема), будем называть оттенками фонем». В современной лингви­стике оттенки или варианты фонем называются аллофонами (allophones). Однако известно, что человеческая речь с физи­ческой стороны состоит не из отдельных звуков, а из звуковых потоков, разделенных паузами и имеющих определенное ин­тонационное оформление. Они являются формой выражения человеческой мысли. В потоке речи звуки взаимодействуют, меняют свою окраску и характер звучания. Эти явления также изучаются фонетикой.

Фонетика — одна из областей лингвистики, предметом ко­торой является изучение звучащей речи.

2. Овладение иностранным языком необходимо начи­нать с изучения фонетической системы данного языка. Правильное произнесение звуков обуславливает верную переда­чу мысли, с одной стороны, и правильное понимание речи, с другой. Этому способствует сопоставление звуков родно­го и иностранного языка. Например, в русском языке от­сутствует такая характеристика звуков, как долгота и крат­кость, и, следовательно, долгое или краткое произнесение звука не обладает смыслоразличительной функцией в русском языке.

Другой пример — произнесение звонких согласных в кон­це слов. В русском происходит оглушение, и слова «кот» и «код» звучат одинаково — [кот]. В английском языке конеч­ные фонемы имеют смыслоразличительную функцию в сло­вах cot [kоt] и cod [kоd] — «детская кроватка» и «треска». На­рушение нормы произношения может приводить к полному искажению смысла.

3. Звуки производятся в результате работы органов речи, находящихся в определенных положениях. Положения и движения органов речи при произнесении определенных звуков называются их артикуляциями (articulations), измене­ния тона голоса — интонацией (intonation). Запись речи с помощью системы знаков звукового обозначения называется транскрипцией (transcription). Транскрипционная запись обыч­но помещается в квадратные скобки.

Каждый язык обладает особым, специфическим набо­ром укладов и движений органов речи, а также особым ре­жимом дыхания и голосового напряжения, что позволяет го­ворить об артикуляционной базе языка (articulatory basis of the language).

Органы речи

4. Совокупность ряда органов, выполняющих артикуля­ционную работу, называется речевым аппаратом. На рисун­ках 1 и 2 представлена схема поперечного сечения органов речи человека — так называемый сагиттальный разрез (sagittal cross-section).

Роль фонетики в изучении иностранных языков - student2.ru Движущиеся органы речи являются активными, непо­движные — пассивными.Рис.1

I - полость рта (mouth cavity)

II - носовая полость (nasal cavity)

III - глотка (pharynx)

IV - гортань (larynx)

Активные органы речи Пассивные органы речи

1 — губы (lips) 6 — верхние и нижние зубы

2— язык (tongue) (upper and lower teeth)

a — кончик (tip) 7 — альвеолы

б — передняя часть (alveolar, teeth ridge)

(blade) 8 — твердое нёбо

в — средняя часть (hard palate)

(middle pan)

г — задняя часть

(back part)

3 — мягкое нёбо (soft palate)

4 — язычок (uvula)

5— голосовые связки

(vocal cords)

5. Звуки человеческой речи возникают путём приведе­ния органов речи в различные положения при прохождении струи воздуха из легких. В процессе возникновения звука за­действован механизм создания воздушной струи, механизм вибрации голосовых связок, механизм создания резонанса и механизм создания препятствий на пути воздушного потока.

Механизм создания воздушной струи обеспечивается ра­ботой органов дыхания — легких, бронхов, трахеи, гортани. Различают два типа дыхания — простое биологическое и фо­национное, обеспечивающее звукообразование.

При прохождении струи воздуха между сближенными го­лосовыми связками возникает их дрожание, именуемое вибра­цией (vibration). Вибрации голосовых связок воспринимаются на слух как голос. Таким образом при вибрации голосовых связок возникают гласные и звонкие согласные. В условиях отсутствия вибрации голосовых связок возникают глухие со­гласные.

Резонансные колебания выдыхаемого воздушного потока возникают в фарингальной, ротовой и носовой полостях. Препятствия при прохождении воздушной струи создаются языком, губами, зубами,'мягким нёбом и язычком, твердым нёбом, альвеолами.

Наши рекомендации