Тип сентиментального романа.
Лоренса Стерна (Laurence Sterne, 1713-1768), называют создателем
сентиментально-юмористического романа. Стерн выступал против
рационалистического стремления изучать и изображать «человека вообще»,
против отвлеченных рассуждений и твердо установленных правил. Стерн не
доверял идее разумности мира и человека. Он во всем сомневался, все
подвергал анализу. Предметом своего анализа он делал человеческую
Натуру, объектом изображения – сложный мир человеческих чувств и
эмоций. С не меньшим энтузиазмом углублялся Стерн в самоанализ.
Субъективно-лирическое начало занимает в его романах важное место.
Наблюдения и исследования Стерна в конечном счете ведут к мысли о
неразумности и пошлости буржуазного бытия.
Известность ему приносит роман «Жизнь и мнения Тристрама
Шенди, джентльмена» (The Life and Opinions of Tristram Shandy, Gentleman,
1760-1767), первая книга которого появилась, когда автору исполнилось 47
лет. Роман отличается новой манерой письма, неожиданной, даже
парадоксальной. Вместо привычного уже слова «приключения» в заглавии
фигурируют «мнения». Одно это уже указывает на интроспекцию,
созерцательность, противопоставленную действию. Герои все время что-то
обсуждают, о чем-то говорят, не выходя из дома. Повествование здесь явно
не соответствует «эпосу больших дорог». Авторская ирония звучит даже в
фамилии героя, которая на йоркширском диалекте означает «человек со
странностями», даже «с придурью». Перед читателем открывается мир
усадьбы: хозяева и их слуги, немногочисленные соседи и те, кто связан с
появлением на свет ребенка. – врач, повитуха, священник. К концу романа
Тристраму Шенди (он и есть тот самый ребенок) исполняется 5 лет. И если о
жизни его нам известно мало, то о его мыслях мы как будто не знаем ничего.
Однако Стерн здесь предпринимает попытку соединить разные временные
пласты: рассказ о прошлом и настоящем от первого лица ведет уже
взрослый Тристрам Шенди. В одном образе совмещаются несколько: герой –
рассказчик – человек, пишущий роман. Последовательность событий
определяется здесь только ходом авторской мысли. И мы наблюдаем сам
процесс создания романа, обнажающий многие писательские приемы.
Характерные для просветительского семейно-бытового романа темы
решены у Стерна совершенно иначе. Рассказ о событиях и поступках героев
уступает место «биографии души». Основным объектом изображения
становится сложный внутренний мир героя. Среди героев романа
появляется трагикомическая фигура сельского пастора Йорика.
Предромантизм, бывший реакцией на кризис просветительских идей,
ранее всего заявляет о себе в английской литературе. Им подготавливается
становление романтизма в начале XIX в. Для него характерен интерес к
национальной истории, культуре, фольклору.Большое значение имели
изданные Томасом Перси «Памятники старинной английской поэзии» (1765).
Это свод народных баллад, в том числе из цикла о Робине Гуде,
обработанных в духе английской поэзии середины XVIII в. Популярными в
связи с повышенным интересом к народному творчеству становятся
подражания и литературные мистификации. Общеевропейскую известность
приобрели «Поэмы Оссиана» (The Works of Ossian, the Son of Fingal, 1765)
Джеймса Макферсона (1736-1796).
Готический роман, «роман ужасов и тайн», был одним из
популярнейших жанров предромантической литературы. Название связано с
особым интересом к средневековью с его «готикой». В подобном романе
обязателен авантюрный сюжет, атмосфера ужасов, тайн, мелодраматизм,
гиперболизация пороков и добродетелей. Кладбище, старый замок,
потайные ходы, таинственный монах в черном одеянии, с капюшоном,
надвинутым по самые глаза, зловещий пейзаж – непременные атрибуты
готического романа.
В начале XIX в. развивается также нравоописательный реалистический
роман, продолжающий некоторые традиции просветительской литературы.
Это романы Мэри Эджуорт «Замок Рекрент» (Castle Rackrent, 1800),
«Белинда» (Belinda, 1801) и Джейн Остин «Чувство и чувствительность»
(Sense and Sensibility, 1811), «Гордость и предубеждение» (Pride and
Prejudice, 1813). В семейно-нравственном романе ставятся проблемы любви,
Брака, морали, затрагиваются имущественные отношения героев.