Течений, в середине столетия вылившаяся в буржуазную революцию.
Английский абсолютизм подошел к кризисному моменту своей истории,
внешняя и внутренняя политика Стюартов вызывала недовольство и
буржуазии, и нового дворянства. В 1629 г. Карл I распустил непокорный ему
Парламент. Созванный вновь 11 лет спустя, он осуществил фактический
Захват верховной власти, а королю была предъявлена «Великая
Ремонстрация», указывавшая на ошибки королевского правительства.
Гражданские войны 1642-1649 гг.закончились поражением роялистов;
король был признан судом «тираном, изменником, убийцей и общественным
врагом народа». 30 января 1649 г. Карл I был казнен, монархия объявлена
«излишней, обременительной и опасной для свободы, безопасности и
общественных интересов народа». Англия провозглашена республикой,
Главой правительства стал Оливер Кромвель. В 1653 г. был установлен
Протекторат, фактически военная диктатура, а Кромвель назначен лордом-
протектором. 1660-1688 гг. – период Реставрации, на троне Карл II, сын
казненного короля. Началось «великое преследование пуритан». В 1689 г.
Произошла так называемая славная бескровная революция, буржуазный
Переворот.
Утверждение новых социальных и экономических отношений, смена
феодальной собственности буржуазной, обострение классовой борьбы, рост
освободительного народного движения и уже дающие себя знать
противоречия складывающегося буржуазного общества – все это, отражаясь
В литературе, определило политическую остроту творчества английских
Писателей XVII в., описавших в своих произведениях судьбу и опыт народа в
Переломный период английской истории.
Творчество Бенджамина (Бена) Джонсона (Benjamin Johnson, 1573 –
Явилось своеобразным итогом в истории английского Ренессанса и
подготовкой к классицизму XVII в. В английскую литературу Джонсон вошел
как создатель комедии нравов. «Каждый со своим нравом» (1589) и «Каждый
вне своего нрава» (1599), из числа первых его пьес, относятся к этому
жанру. В них воплотилась так называемая теория гуморов Джонсона,
напоминающая современные представления о четырех темпераментах:
нрав человека зависит от соотношения в его организме крови, желчи, воды и
флегмы, этих четырех основных жидкостей. В наследии Джонсона
представлена также сатирическая комедия («Развлечения Цинтии», 1600) и
трагедия («Заговор Катилины», 1611), но комедия нравов осталась ведущим
жанром в его творчестве, развитым, например, в комедиях «Вольпоне, или
Хитрый Лис» (1605) и «Алхимик» (1610). Герои обеих пьес наживаются на
слабостях и легковерии окружающих: один заявляет, что смертельно болен,
и обещает наследство самому внимательному, наслаждаясь лестью и
дорогими подарками посетителей, другой за солидную плату дает советы,
как приворожить возлюбленную или привлечь покупателей. В финале их,
конечно, ждет разоблачение.
В 1614 г. им была создана «Варфоломеевская ярмарка» (The
Bartholomew Fair), как считают исследователи, самая близкая к
Шекспировским и вообще ренессансным пьесам. В комедии представлена в
миниатюре современная драматургу Англия. Ярмарка становится символом
продажности, обмана и лжи буржуазного общества. В этом отношении
комедия Джонсона предвосхищает «Ярмарку тщеславия» У. Теккерея.
Важная особенность английской литературы XVII в. – усиление
Морально-религиозной проблематики: библейские мотивы и образы,
Переводы и обработки псалмов, проповеди, постоянное цитирование Библии
Религиозными и политическими ораторами.
Джон Донн (1572-1631) – английский поэт, оказавшийся на рубеже двух
разных литературных эпох. От радостного, чувственного восприятия жизни
он приходит к религиозному осмыслению мира. Его ранняя поэзия –
любовная лирика, пронизанная чувственной страстью, преклонением перед
возлюбленной. Затем у Д. Донна возникает мрачное трагическое
мироощущение, религиозная поэзия. Около 1610 г. Донн создает цикл
стихотворений «Священные сонеты» (HolySonnets): теперь его любовь
обращена не к земной женщине, а к Богу. В поэмах «Путь души» и
«Анатомия мира» утверждается зависимость человека от провидения,
тщетность земных усилий человека, мысль о бренности мира. В 1615 г. Джон
Донн принимает сан священника, а в 1621 становится настоятелем собора
Св. Павла, прославившись в этот период как один из самых популярных
проповедников в духе англокатолицизма. «Обращения к Господу в час