Течений, в середине столетия вылившаяся в буржуазную революцию.

Английский абсолютизм подошел к кризисному моменту своей истории,

внешняя и внутренняя политика Стюартов вызывала недовольство и

буржуазии, и нового дворянства. В 1629 г. Карл I распустил непокорный ему

Парламент. Созванный вновь 11 лет спустя, он осуществил фактический

Захват верховной власти, а королю была предъявлена «Великая

Ремонстрация», указывавшая на ошибки королевского правительства.

Гражданские войны 1642-1649 гг.закончились поражением роялистов;

король был признан судом «тираном, изменником, убийцей и общественным

врагом народа». 30 января 1649 г. Карл I был казнен, монархия объявлена

«излишней, обременительной и опасной для свободы, безопасности и

общественных интересов народа». Англия провозглашена республикой,

Главой правительства стал Оливер Кромвель. В 1653 г. был установлен

Протекторат, фактически военная диктатура, а Кромвель назначен лордом-

протектором. 1660-1688 гг. – период Реставрации, на троне Карл II, сын

казненного короля. Началось «великое преследование пуритан». В 1689 г.

Произошла так называемая славная бескровная революция, буржуазный

Переворот.

Утверждение новых социальных и экономических отношений, смена

феодальной собственности буржуазной, обострение классовой борьбы, рост

освободительного народного движения и уже дающие себя знать

противоречия складывающегося буржуазного общества – все это, отражаясь

В литературе, определило политическую остроту творчества английских

Писателей XVII в., описавших в своих произведениях судьбу и опыт народа в

Переломный период английской истории.

Творчество Бенджамина (Бена) Джонсона (Benjamin Johnson, 1573 –

Явилось своеобразным итогом в истории английского Ренессанса и

подготовкой к классицизму XVII в. В английскую литературу Джонсон вошел

как создатель комедии нравов. «Каждый со своим нравом» (1589) и «Каждый

вне своего нрава» (1599), из числа первых его пьес, относятся к этому

жанру. В них воплотилась так называемая теория гуморов Джонсона,

напоминающая современные представления о четырех темпераментах:

нрав человека зависит от соотношения в его организме крови, желчи, воды и

флегмы, этих четырех основных жидкостей. В наследии Джонсона

представлена также сатирическая комедия («Развлечения Цинтии», 1600) и

трагедия («Заговор Катилины», 1611), но комедия нравов осталась ведущим

жанром в его творчестве, развитым, например, в комедиях «Вольпоне, или

Хитрый Лис» (1605) и «Алхимик» (1610). Герои обеих пьес наживаются на

слабостях и легковерии окружающих: один заявляет, что смертельно болен,

и обещает наследство самому внимательному, наслаждаясь лестью и

дорогими подарками посетителей, другой за солидную плату дает советы,

как приворожить возлюбленную или привлечь покупателей. В финале их,

конечно, ждет разоблачение.

В 1614 г. им была создана «Варфоломеевская ярмарка» (The

Bartholomew Fair), как считают исследователи, самая близкая к

Шекспировским и вообще ренессансным пьесам. В комедии представлена в

миниатюре современная драматургу Англия. Ярмарка становится символом

продажности, обмана и лжи буржуазного общества. В этом отношении

комедия Джонсона предвосхищает «Ярмарку тщеславия» У. Теккерея.

Важная особенность английской литературы XVII в. – усиление

Морально-религиозной проблематики: библейские мотивы и образы,

Переводы и обработки псалмов, проповеди, постоянное цитирование Библии

Религиозными и политическими ораторами.

Джон Донн (1572-1631) – английский поэт, оказавшийся на рубеже двух

разных литературных эпох. От радостного, чувственного восприятия жизни

он приходит к религиозному осмыслению мира. Его ранняя поэзия –

любовная лирика, пронизанная чувственной страстью, преклонением перед

возлюбленной. Затем у Д. Донна возникает мрачное трагическое

мироощущение, религиозная поэзия. Около 1610 г. Донн создает цикл

стихотворений «Священные сонеты» (HolySonnets): теперь его любовь

обращена не к земной женщине, а к Богу. В поэмах «Путь души» и

«Анатомия мира» утверждается зависимость человека от провидения,

тщетность земных усилий человека, мысль о бренности мира. В 1615 г. Джон

Донн принимает сан священника, а в 1621 становится настоятелем собора

Св. Павла, прославившись в этот период как один из самых популярных

проповедников в духе англокатолицизма. «Обращения к Господу в час

Наши рекомендации