Радикальные социально-исторические перемены и велась напряженная социально-политическая борьба, тесно связанная с борьбой религиозных

АНГЛИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVII в.

Чтобы понять своеобразие английской литературы XVII столетия, необходимо учитывать, что в этой стране в течение всего века происходили

Радикальные социально-исторические перемены и велась напряженная социально-политическая борьба, тесно связанная с борьбой религиозных

Течений, в середине столетия вылившаяся в буржуазную революцию.

Английский абсолютизм подошел к кризисному моменту своей истории,

внешняя и внутренняя политика Стюартов вызывала недовольство и

буржуазии, и нового дворянства. В 1629 г. Карл I распустил непокорный ему

Парламент. Созванный вновь 11 лет спустя, он осуществил фактический

Захват верховной власти, а королю была предъявлена «Великая

Ремонстрация», указывавшая на ошибки королевского правительства.

Гражданские войны 1642-1649 гг.закончились поражением роялистов;

король был признан судом «тираном, изменником, убийцей и общественным

врагом народа». 30 января 1649 г. Карл I был казнен, монархия объявлена

«излишней, обременительной и опасной для свободы, безопасности и

общественных интересов народа». Англия провозглашена республикой,

Главой правительства стал Оливер Кромвель. В 1653 г. был установлен

Протекторат, фактически военная диктатура, а Кромвель назначен лордом-

протектором. 1660-1688 гг. – период Реставрации, на троне Карл II, сын

казненного короля. Началось «великое преследование пуритан». В 1689 г.

Произошла так называемая славная бескровная революция, буржуазный

Переворот.

Утверждение новых социальных и экономических отношений, смена

феодальной собственности буржуазной, обострение классовой борьбы, рост

освободительного народного движения и уже дающие себя знать

противоречия складывающегося буржуазного общества – все это, отражаясь

В литературе, определило политическую остроту творчества английских

Писателей XVII в., описавших в своих произведениях судьбу и опыт народа в

Переломный период английской истории.

Творчество Бенджамина (Бена) Джонсона (Benjamin Johnson, 1573 –

Явилось своеобразным итогом в истории английского Ренессанса и

подготовкой к классицизму XVII в. В английскую литературу Джонсон вошел

как создатель комедии нравов. «Каждый со своим нравом» (1589) и «Каждый

вне своего нрава» (1599), из числа первых его пьес, относятся к этому

жанру. В них воплотилась так называемая теория гуморов Джонсона,

напоминающая современные представления о четырех темпераментах:

нрав человека зависит от соотношения в его организме крови, желчи, воды и

флегмы, этих четырех основных жидкостей. В наследии Джонсона

представлена также сатирическая комедия («Развлечения Цинтии», 1600) и

трагедия («Заговор Катилины», 1611), но комедия нравов осталась ведущим

жанром в его творчестве, развитым, например, в комедиях «Вольпоне, или

Хитрый Лис» (1605) и «Алхимик» (1610). Герои обеих пьес наживаются на

слабостях и легковерии окружающих: один заявляет, что смертельно болен,

и обещает наследство самому внимательному, наслаждаясь лестью и

дорогими подарками посетителей, другой за солидную плату дает советы,

как приворожить возлюбленную или привлечь покупателей. В финале их,

конечно, ждет разоблачение.

В 1614 г. им была создана «Варфоломеевская ярмарка» (The

Bartholomew Fair), как считают исследователи, самая близкая к

Шекспировским и вообще ренессансным пьесам. В комедии представлена в

миниатюре современная драматургу Англия. Ярмарка становится символом

продажности, обмана и лжи буржуазного общества. В этом отношении

комедия Джонсона предвосхищает «Ярмарку тщеславия» У. Теккерея.

Важная особенность английской литературы XVII в. – усиление

Морально-религиозной проблематики: библейские мотивы и образы,

Переводы и обработки псалмов, проповеди, постоянное цитирование Библии

Нужды и бедствий» (1623) Донна – один из ярчайших литературных

памятников эпохи. Это сочинение, затрагивающее проблемы богословия,

алхимии, антропологии, соединяет в себе и богословский трактат, и

молитвенник, и дневник, и медицинский бюллетень. «Обращения...» состоят

Из 23 разделов, соответствующих определенной стадии болезни. Каждый

Требовала полного разрыва с англиканской церковью, независимости

(индепенденты). Они прославляют семейные добродетели, религиозность,

трудолюбие, отказываются от мирских удовольствий. Путь к спасению души

Прессы.

Первый роман Дефо вышел в 1719 г., когда автору исполнилось уже 59

ЛИТЕРАТУРА ЗРЕЛОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ

Период зрелого Просвещения в Англии относится к 40-60-м гг. XVIII в.

Если на раннем этапе развития просветительской литературы наиболее

распространенными жанрами были памфлет и очерк, то на следующем

этапе ведущее место принадлежало роману.

Начало зрелого Просвещения связано с творчеством С. Ричардсона,

явившегося создателем семейно-бытового психологического романа.

Вершина просветительского реализма – произведения Г. Филдинга, который

выступил как теоретик романа и автор социально-бытовых романов,

определив их как «комические эпопеи».

Поздний этапв развитии зрелого Просвещения связан с творчеством

Т. Смоллета, в котором обозначилось начало кризиса просветительского

оптимизма, свойственного Г. Филдингу. Романы-жизнеописания Т. Смоллета

начали видоизменяться, поскольку автор стремился представить панораму

общественно-политической жизни и нравов.

Сэмюэл Ричардсон (1689-1761). Сын столяра, прошедший путь от

подмастерья до владельца типографии. Лишь в 50-летнем возрасте написал

свою первую книгу – письмовник.Чуть раньше его выхода в свет был

опубликован роман «Памела, или Вознагражденная добродетель»

(Pamela, or Virtue Rewarded, 1740-1741). Роман имел подзаголовок «Ряд

частных писем молодой особы к ее родителям, публикуемых с целью

укрепления принципов добродетели в умах представителей обоего пола».

Показательно внимание Ричардсона к эпистолярному жанру, а значит, к

душевному миру личности.

Генри Филдинг (Henry Fielding,1707-1754) верил в то, что именно обстоятельства формируют человеческий характер, и отличался типичным для просветителя стремлением привести условия жизни в соответствие с требованиями разума. Филдинг учился в Лейденском университете в Голландии. Получил юридическое образование, писал научные сочинения в этой области, служил мировым судьей. Известен в том числе своей драматургией, написал около 25 комедий сатирической направленности. В 1737 г. был принят закон о театральной цензуре. В пьесах не позволялось критиковать политиков и вообще обсуждать политические, государственные вопросы. Театр, созданный Филдингом, был закрыт, комедии его запрещены. В романах Филдинга очевидно драматическое начало, его опыт драматурга: жизнь как театральное представление, взаимоотношения режиссера и зрителя (автора и читателя), постоянные обращения к читателю.

Г. Филдинг – автор ряда прославленных романов, которые он

определяет как «комические эпопеи в прозе». Комические потому что

изображается в них не возвышенное, а смешное, жизнь простых людей, в

том числе низших сословий. В эпопеях просматривается значительный

временной и пространственный охват действительности, широкий круг

событий. К этому типу произведений относятся, прежде всего, «Приключения

ЛИТЕРАТУРА ПОЗДНЕГО ПРОСВЕЩЕНИЯ

Период Позднего Просвещения в Англии приходится на 60–80-е гг.

XVIII в. Развитие позднего английского Просвещения определяется

существенными социальными, философскими, художественно-эстетическим

переменами, отразившимися, прежде всего, в новом литературном

направлении – сентиментализме. Сентиментализм с характерным для него

анализом внутреннего мира, созерцательностью, элегической тональностью

родился именно в Англии. Свое название это направление получило после

Франции и Италии».

Поэтика сентиментализма складывалась как реакция на нормативность

эстетики классицизма и рассудочность просветительского реализма.

Сентименталисты стремились воздействовать на эмоции читателей.Они

рисовали идиллические картины сельской жизни, восторгались красотой природы, оплакивая ее гибель под воздействием цивилизации. Они

стремились к простоте и непосредственности выражения чувств;заставляли

читателя сопереживать героям и сочувствовать им.

В романе английского сентиментализма (прежде всего в творчестве

Стерна) человек изображен в его противоречивости и сложности; его

«природа» лишена той определенности и преобладающей «господствующей

страсти», которые декларировались Драйденом и другими писателями

классицизма. Сентименталисты не стремятся к изображению общего, к

изображению «вида»; их интересует неповторимое, конкретное, частное во

всей его прихотливой и неожиданной сложности. В передаче чувств

сентименталисты с вниманием относятся к их переходам, к их движению. В

связи с этим важное значение приобретают оттенки слов и интонация,

помогающие передать многогранность чувства. Произведениям

сентименталистов свойственна лирическая проникновенность.

Первые сентименталистские тенденции появились еще в 1830-е гг. в

английской поэзии: обостренная чувствительность, склонность к

созерцательности, к размышлениям на лоне природы, меланхолические

настроения, поэтизация смерти. Это была в том числе так называемая

кладбищенская поэзия, в которой земная жизнь человека – это бесконечные

страдания, счастливы лишь мертвецы «в безмолвье мертвом». Утешение же

находится в мысли о бессмертии души. Две основные темы сентиментализма

– смерть и природа.

Позднееэлементы сентиментализма проникают в прозу. Формируется

СЕМИНАР

1. Философия и эстетика просветительства. Основные жанры и литературные направления эпохи.

2. Творчество Александра Поупа (27 мая 1688-30 мая 1744). Философско-дидактическая поэма "Опыт о человеке".

АНГЛИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVII в.

Чтобы понять своеобразие английской литературы XVII столетия, необходимо учитывать, что в этой стране в течение всего века происходили

радикальные социально-исторические перемены и велась напряженная социально-политическая борьба, тесно связанная с борьбой религиозных

Наши рекомендации