Легкий танк «Виккерс» Mk IV, Mk V

Состояние Принят на вооружение в 1930 г Максимальная мощность, л.с. 88

Удельная мощность, л.с./т 18,3

Максимальная скорость, км/ч 52

Боевая масса, т 4,4–4,8 – лоб башни 10

Длина, мм 3902 Экипаж, чел 2

Ширина, мм 2136 Вооружение:

Высота по крышу башни 1847 – число?калибр, мм и тип пулеметов 1?7,7 мм или 1?12,7 мм «виккерс»

Тип двигателя «Медоус» ESTE/ESTL 6‑цилиндровый, карбюраторный, жидкостного охлаждения

Легкий разведывательный танк, дальнейшее развитие танков Mk II, Mk III. Всего построено около 100 машин этого типа. Эти машины активно использовались на начальном этапе Второй мировой войны в Китае, Норвегии и Франции, где и были полностью уничтожены.

Кроме приведенных выше в описываемый период в Англии были разработаны и в ограниченных количествах приняты на вооружение многочисленные экспериментальные танки. Они были выпущены в количествах не превышающих десятка единиц каждой модификации и не принимали участия в боях кроме сражения за Англию, в котором также не сыграли заметной роли.

Танки Франции

1. Легкий танк «Рено» R‑35

Состояние Принят на вооружение в 1935 г Максимальная мощность, л.с. 82

Удельная мощность, л.с./т 8,2

Максимальная скорость, км/ч 20

Боевая масса, т 10,0 – лоб башни 39

Длина, мм: Экипаж, чел 2

– с «хвостом» 5000 Вооружение:

– без «хвоста» 4200 – число?калибр, мм и тип орудия 37 мм «Пюто» SA 18 L/21

Ширина, мм 1850

Высота по крышу башни 2376 (боекомплект, шт) (100)

Ср. уд. давление на грунт, кг/см2 0,67 – число?калибр, мм и тип пулеметов 7,5 мм «шательро»

Преодолеваемые препятствия:

– подъем, град 35 (боекомплект, шт) (2400)

– брод 0,6 Прицел диоптрический

– ширина рва 1,6 (2 – с «хвостом) Радиостанция нет

Тип двигателя «Рено» 4‑цилиндровый, карбюраторный

Легкий «пехотный» танк, разработанный по техническому заданию 1933 года. Обладал хорошей броневой защитой, необходимой для непосредственного сопровождения пехоты. Вместе с тем имел слабое вооружение и крайне малочисленный экипаж. Всего было выпущено около 1800 таких танков. Малая скорость и слабость вооружения делала «Рено» R‑35 не слишком опасным противником даже для германского разведывательного танка PzKpfw II, не говоря уже о Т‑26 и БТ. Машины «Рено» R‑35 вместе с аналогичными «Гочкис» Н‑35 составляли основу французской экспедиционной армии в Испании, где понесли значительные потери от действия русских и немецких танков, а также противотанковой артиллерии.

2. Легкий танк «Гочкис» Н‑35

Состояние Принят на вооружение в 1935 г Максимальная мощность, л.с. 75–120

Удельная мощность, л.с./т 6,25 – 10

Максимальная скорость, км/ч 36

Боевая масса, т 12,0 – лоб башни 37

Длина, мм: 4225 Экипаж, чел 2

Ширина, мм 1850 Вооружение:

Высота по крышу башни 2145 – число?калибр, мм и тип орудия 37 мм «Пюто» SA 18 L/21

Ср. уд. давление на грунт, кг/см2 0,90

Преодолеваемые препятствия: (боекомплект, шт) (100)

– подъем, град 35 – число?калибр, мм и тип пулеметов 7,5 мм «шательро»

– брод 0,6

– ширина рва 1,8 (боекомплект, шт) (2400)

Тип двигателя «Гочкис» 6‑цилиндровый, карбюраторный Прицел диоптрический

Радиостанция нет

Легкий «кавалерийский» танк, разработанный по техническому заданию 1934 года. Имел практически те же достоинства и недостатки, что и «Рено» R‑35. Всего было выпущено около 1000 таких танков. Отсутствие радиостанции, слабая пушка и неудачный прицел не позволяли танкам «Гочкис» Н‑35 эффективно бороться с танками Союза, за исключением итальянских танкеток «Фиат‑Ансальдо». Машины «Гочкис» Н‑35 вместе с аналогичными «Рено» R‑35 составляли основу французской экспедиционной армии в Испании, где понесли значительные потери от действия русских и немецких танков, а также противотанковой артиллерии.

Средний танк «Рено» D1/D2

Состояние Принят на вооружение в 1931 г Максимальная мощность, л.с. 150

Удельная мощность, л.с./т 8,24

Максимальная скорость, км/ч 25

Боевая масса, т 18,5 – лоб башни 40

Длина, мм: 5770 Экипаж, чел 3

Ширина, мм 2660 Вооружение:

Высота по крышу башни 2205 – число?калибр, мм и тип орудия 47 мм SA 35 L/34

Ср. уд. давление на грунт, кг/см2 0,74

Преодолеваемые препятствия: (боекомплект, шт) (108)

– подъем, град 30 – число?калибр, мм и тип пулеметов 7,5 мм «рейбель»

– брод 0,8

– ширина рва 2,1 (боекомплект, шт) (2000)

Тип двигателя «Рено» 6‑цилиндровый, карбюраторный Прицел перископический

Радиостанция Маркони SC1

Средний танк, с хорошей броневой защитой и мощным вооружением был, пожалуй, одним из самых грозных противников, с которым танкистам Союза пришлось столкнуться в Испании. Выпущенный в количестве около 100 экземпляров, танк «Рено» D1/D2 был принят на вооружение колониальных войск и иностранного легиона. Не слишком быстроходный, он мог с уверенностью вести дуэль с танками противника на дистанции до километра. Однако эта машина не отличалась надежностью и после Испании использовалась, в основном, в частях второй линии.

Кроме приведенных выше, во Франции в указанный период использовались устаревшие легкие танки «Рено» FT‑17 и тяжелые FCM 2C, а также были разработаны и выпускались легкие танки FCM 36, средние танки SOMUA S‑35 и тяжелые танки B1bis

[1]милисианос – бойцы отрядов Народной милиции Мадрида

[2]командир батальона специального назначения

[3]иносказательное название архитектуры

[4]В госпитале есть зуавы? (фр.)

[5]на немудреном армейском арго так именуют пехоту

[6]исторический факт: последним начальником Павловского юнкерского училища был однофамилец знаменитого германского полководца

[7]Джут – массовый падеж скота от бескормицы

[8]Офицеры штурманской службы Российского ВМФ, еще со времен Петра I имели не морские а пехотные звания.

Наши рекомендации