Баренцево море. 12 июня 1941 года.

«Мы покажем этим ублюдкам, что с Империей их шутки не пройдут!» – так напутствовал премьер‑министр Англии лорд Уинстон Черчилль отправляющуюся для разгрома базы Северного флота Североморска эскадру британских кораблей. Это было всё самое лучшее, что могла выставить отчаянно сопротивляющаяся Великобритания против Нового Тройственного Союза: четыре современных линейных корабля, пять «графств», пятьдесят шесть эсминцев, пять авианосцев, четыре ударных и один эскортный, три десятка судов обеспечения и сопровождения. Сзади следовал второй эшелон, в который входили монстры старой постройки: «Нельсон», «Родни», «Вэлиант», «Ройял Оук» со своей компанией лёгких крейсеров и прочей мелочи. Сзади. Командовал эскадрой возмездия адмирал Мур. Он был полон решимости смешать с землёй все русские поселения на Кольском полуострове, а на обратном пути уничтожить норвежские города, попавшие под власть Союза. Для секретности эскадра, выйдя из Скапа‑Флоу, направилась на запад, к Ньюфаундленду, но не дойдя до него резко изменила курс и обогнув Исландию и остров Ян‑Майен ушла к Медвежьему. Обогнув его с севера и поднявшись к тридцать восьмому градусу восточной долготы, эскадра стала спускаться к югу, держа прямой, как стрела, курс на Кольский залив. К сожалению, англичане забыли тот урок, который им преподали в 1854 году Кольские рыбаки‑поморы и инвалидная команда адъютанта Бруммера…

Уже через сутки на стол Верховного Правителя легла шифровка из Белфаста о выходе «Команды Возмездия» из места базирования. Кутепов сразу же связался с Дуче и Фюрером, а уже к вечеру этого же дня в Кронштадте собрались высшие чины всех трёх флотов. К утру следующего дня план противодействия был готов: решено было доказать всем, что тягаться с Союзом бесполезно. Ни одно вражеское судно не должно было вернуться домой. Постановить то это было легко, но воплощение любой мысли в жизнь всегда наталкивается на множество проблем. Повторить сценарий, по которому был учинен разгром «Токийского экспресса» в данный момент было невозможно. Слишком мало времени на подготовку, а большинство авиации занято на других фронтах. Но именно на данный момент превратить решение в реальность было несложно: экипажи уже месяц осваивали новейшие русские корабли типа «Великая Россия». Заложенные в 1937 году в связи с дальними планами на Востоке в преддверии противостояния японским сверхдредноутам, эти монстры вооружили немецкими орудиями калибром в 456 мм. Данное орудие могло стрелять самой последней новинкой ИВТ: активно‑реактивным снарядом на дальность почти в сто миль. Ничего подобного «лайми» не могли себе даже представить. А вот чего ещё не знали в Британии, так это то, что оба «Измаила», прошедшие в Италию модернизацию, после успешных работ по российским штурмтрегерам, так же оказались готовы. И сейчас форсируя новёхонькие турбины по 250 000 индикаторных сил уже мчатся к намеченному адмиралами месту битвы. Пока эскадра Мура делал свой крюк и пополняла запасы топлива и провизии с американских кораблей, Союзники провели свои суда НАПРЯМУЮ через Ла‑Манш. Пусть для этого и понадобилось устроить гигантскую дымовую завесу, а так же засыпать весь радиус действия британских локаторов фольгой с транспортников, одновременно бросив на все РЛС эскадры бомбардировщиков и штурмовиков. Так что на перехват надменных поедателей лимонов спешили следующие силы: два старых, но прошедших замену силовых и артсистем дредноута типа «Измаил», водоизмещением 32 500 тонн. Два супердредноута типа «Великая Россия» по 65 150 тонн: «Пётр Великий» и «Громовержец», кроме этого с Балтики были срочно отправлены четыре новейших штурмтрегера с двумястами самолётов – первые ласточки конверсии скоростных паровозовозных судов, в сопровождении четырех флотилий эсминцев и четырех лидеров. Ну и, конечно, волчата Деница и сынки Кузнецова. В составе двадцати четырёх подводных лодок проекта «21». Но вся эта армада опережала англичан только на два часа…

Естественно, вся авиация Северного военного округа была приведена в повышенную боеготовность, эскадра немецких «люрсенов», базирующаяся на Александровск, так же ждала своей очереди. Самое же интересное было оставлено напоследок: новейшая разработка скоростных катеров, вооружённая реактивными миномётами, и один очень любопытный корабль, отличающийся от прочих минимумом артиллерии. Взамен он имел несколько десятков радиоантенн. Это было сверхсекретный, первый в мире крейсер РЭБ, «Иоанн Креститель», предназначенный для глушения британских радиопередатчиков… Короче говоря, англичан ждали и практически были готовы воздать им по заслугам.

Именно практически, потому, что как выяснилось позже, недостатки в развитии, технической оснащенности и подготовке британского флота, вызванные ограниченным военным бюджетом в предвоенные годы, позволили адмиралу Муру, всего одним распоряжением перечеркнуть столь тщательно подготовленные планы России и Германии. По великой иронии судьбы Великая Морская Держава Британия не имела быстроходных танкеров, а также оборудования для дозаправки судов на ходу. Такие суда и оборудование были заказаны в САСШ, но в связи с полной блокадой Островов рассчитаться Британия не смогла, и эта армада вспомогательных судов была выкуплена Союзом и направлена на Дальний Восток. Поэтому, после серии мытарств, связанных с попыткой заправить эсминцы в районе Исландии, адмирал Мур принял решение – эсминцы на остатках топлива перенацелить к берегам Норвегии, для отвлечения сил противника и дезорганизации морских перевозок – там же у них появлялась возможность перехватить и захватить танкера противника, а остальным судам совершить заправку топливом в спокойной обстановке в каких‑нибудь малопосещаемых фиордах. Морские силы Британского флота, обладавшие большей дальностью плавания, и большей экономической скоростью – линкоры, крейсера, авианосцы, быстроходные транспорты снабжения и войсковые транспорты с десантом, переделанные из пассажирских лайнеров, Мур повел прямиком в Кольский залив. В результате такого решения теперь уже британский флот опережал русско‑германские силы на четыре часа. Северному военному округу оставалось надеяться на свои силы. А сил у него было не очень много – шесть устаревших эсминцев типа «Новик», восемь сторожевиков типа «Ураган», дав десятка подводных лодок устаревших проектов типа «К», «Щ», «М», флотилии торпедных и ракетных катеров, береговые батареи, и около трехсот самолетов (включая три полка «Петляковых», которых успели перебросить из под Питера). Ну и сухопутные войска.

Незадолго до входа в Кольский залив на мачтах флагманского «Дьюк оф Йорк» взвился традиционный для британского флота сигнал: «Англия ожидает, что каждый исполнит свой долг». Вновь, как и при адмирале Нельсоне, под его призывом в Трафальгарском сражении правнуки «героев» шли грабить и уничтожать мирных рыболовов и тружеников. Но теперь их ждал более «горячий прием», чем в 1854 году. Тогда английский фрегат вошёл в Кольский залив и подверг обстрелу древнюю Колу, но получил такие потери, что принуждён был спешно убраться, потеряв почти всю десантную партию, расстрелянную поморами из промысловых дробовиков. Можно вспомнить и безвестного архангелогородца, так же крупно насолившего британцам. И никто из идущих на разбой и грабежи английских моряков не догадывался, что смертный приговор им был уже подписан и утверждён на небесах. Святой Пётр в очередной раз смазал петли на райских воротах, ожидая моряков Союза, а черти в аду заканчивали чистить сковородки для моряков Его Величества.

– Расчётное время входа в залив четырнадцать часов, сэр, – почтительно обратился к адмиралу командир корабля.

– Великолепно, коммодор. Эти скоты ничего не подозревают, так что операция пройдёт успешно.

Коммодор нервно сглотнул. Всё шло СЛИШКОМ гладко: ни разу они не заметили ни одного врага. Даже вездесущие дирижабли союзников, наглухо перекрывшие все подступы к Метрополии ни разу не показались в воздухе. На экранах радаров так же было чисто. Один раз, правда, над ними пролетел высотный разведчик, но вряд ли чего он мог разглядеть с высоты тринадцать тысяч метров, тем более, что небо было закрыто плотной пеленой облаков. Между тем грозная армада замедлила ход, ожидая вторую волну, шедшую гораздо медленнее. С экономических четырнадцати узлов скорость упала до восьми, так как командующий эскадрой Мур хотел ввести весь флот одним отрядом, а старые дредноуты хотя и обладали более мощным, чем новые линейные корабли вооружением, имели гораздо меньшую скорость, чем, скажем, тот же «Худ».

Командир подводной лодки Магомет Гаджиев довольно усмехнулся – пожиратели лимонов шли прямо в расставленную ловушку. Сейчас бы по ним долбануть, но нельзя! Спугнём. Ничего, вот скоро начнётся концерт, тогда и повеселимся, ишь какие самоуверенные: сзади целый конвой транспортников идёт, награбленное вывозить. Будет им сюрприз! Ха‑ароший! Внезапно его взгляд упал на громадный пассажирский лайнер с красными крестами на бортах во всю его величину:

– Самохвалов, видишь?

– Да, командир!

– Не забудь, в него – не стрелять. На абордаж возьмём.

Ответом ему были расширившиеся от изумления глаза штурмана.

– А ты что думал? Мы же не звери, конвенции соблюдаем. Другое дело, что такое судно нашим ребятам на Дальнем Востоке ой как пригодится.

Поручик[8]расцвёл в улыбке:

– Понял, командир!..

В 13.02 оба отряда англичан объединились, и вперёд выдвинулись старые, тяжело вооружённые дредноуты с пятнадцатидюймовой артиллерией, им отводилась роль тарана, который должен был взломать береговые батареи русских, защищающих вход в бухту. Пять авианосцев под прикрытием четырех легких крейсеров Мур решил оставить у входа в Кольский залив – в узком заливе, среди минных полей, маневрировать для подъема авиации было затруднительно. А ровно через десять минут с палуб «Формидабла» и «Викториез» стали взлетать юркие «Блэкберны», которые должны были освободить проход для британских кораблей в минных полях, закрывающих вход в бухту. Одновременно из труб пяти судов‑смертников повалил густой чёрный дым. Это были так называемые «прорыватели»: обычные старые рудовозы, до отказа забитые лесом и пробкой для увеличения плавучести. Они должны были пройти по пробомбленному самолётами фарватеру чтобы устранить угрозу в виде не сдетонировавших от фугасных бомб морских мин. Лёгкие бомбардировщики собравшись в стаю ринулись вперёд. А вскоре, буквально через мгновение по пути их следования в удивительно синее небо рванулись величавые белопенные фонтаны серо‑зелёной морской воды, на мгновение озаряемые изнутри адским пламенем взрывов. Впечатляющее зрелище со стороны. Внезапно среди обычных султанов авиационных взрывов взметнулся первый грязно‑чёрный, на много метров выше бомбовых. На мгновение даже мелькнул какой‑то непонятный обломок, кажется, это было бревно, доплывшее из Туломы. Тяжёлый рокот взрыва почти тонны высококачественного тротила на мгновение перекрыл даже жужжание стремительно удалявшихся самолётов. Затем рванула ещё одна мина, и ещё… Предложенная неизвестным гением прошлого тактика разминирования затаившейся в глубине смерти путём бомбёжки вполне оправдала себя…

– Прорыватели, вперёд! – Отдал команду адмирал. Его распоряжение уже через мгновение было продублировано сигнальщиком, и вскоре от борта первого обречённого на смерть судна отвалили вельботы с экипажами. Сам рудовоз, подчиняясь намертво закреплённому штурвалу покорно двинулся умирать. Офицеры на палубах «эскадры возмездия» торопливо делали ставки, кто из «прорывателей» за сколько уйдёт на дно и сколько мин каждый из них обезвредит.

Через пятнадцать минут, в 13.34 содрогнулся от взрыва идущий первым старый польский угольщик c символическим названием “Pilsudski”: на какой‑то бесконечный миг судно скрылось за сплошной завесой воды и дыма, но когда всё рассеялось, небольшой кораблик упрямо шёл вперёд, постепенно скрывая ранее высоко задранную ватерлинию. Буквально через две минуты угольщик вновь скрылся за фонтаном взрыва. Но на этот раз из него не вышел: лес, набитый в просторный трюм для максимальной плавучести всё же прорвал хлипкую палубу, получив ускорение при помощи тола. Корабль ушёл на дно.

Выдвинулся вперёд второй смертник, настала очередь его команды покинуть свой корабль. Этот продержался ещё меньше: первая же мина проломила днище прямо под машинным отделением и судно потеряв ход долго и мучительно тонуло. Наконец из‑под трюмных крышек вырвались огромные пузыри воздуха, затем раздался пронзительный вскрик рвущегося металла и мелькнув на мгновение вздыбленной кормой судёнышко ушло под воду. Третий «прорыватель» продержался дольше всех, почти десять минут, пока не врезался в бараньи лбы сопок вдоль залива. Обогнув остров остальные два смертника прибавили ход – и ничего не произошло! Есть фарватер!

Линкоры и крейсера Гранд‑Флита устремились вглубь залива по протраленному фарватеру. На авианосцах начали готовить авиагруппы к повторному взлету – подвешивались бомбы, самолеты заправлялись горючим. В тот момент, когда концевой линкор британцев миновал траверз острова Седловатый произошло одновременно два события. На радиочастоте британской палубной авиации зазвучала песня какой‑то русской певички, со словами «Я из пушки в небо уйду…», одновременно с этим берега Кольского залива по всей длине, а также остров Седловатый окрасились многочисленными вспышками орудийных выстрелов. На экранах радаров крейсеров, прикрывавших британские авианосцы, внезапно появилось около двухсот или трехсот целей. Это, подкравшись со стороны солнца, заходили в атаку эскадрильи Северного военного округа. Дежурная эскадрилья «Гладиаторов» висевшая в воздухе, сразу же была растерзана эскадрильей истребителей «Хе‑112», поэтому теперь все зависело от мастерства английских зенитчиков. Небо окрасилось облачками разрывов. Эскадрильи «Петляковых» и «Юнкерсов» с воем устремились вниз. Сквозь зенитный огонь сумели прорваться не все – несколько самолетов мелькнули огненными шарами в воздухе, пять или шесть дымя поврежденными моторами пытались вырваться из огненного ада и отчаянно тянули в сторону берега…

– Поднять перископ! Боцмана на горизонтальные рули!

– Есть, командир!

– Аппаратам с первого по третий, товсь! Двигатели – стоп!

– Угол растворения три градуса, очерёдность стрельбы согласно нумерации, интервал между выпуском торпед четыре секунды. Глубина хода торпед – метр двадцать (инструкции русско‑германских ВМС рекомендовали атаковать авианосцы в море торпедами с малой глубиной хода, в расчете, что заполнение водой верхних палуб приведет либо к опрокидыванию, либо к крену, делающим невозможным применение авиации). Контроль?

– Есть контроль!

– Коррекция?

– Есть коррекция!

– До залпа?

– Семь секунд, дистанция тысяча сто. Пять, четыре, три, одна. Пуск! Первая пошла! Вторая торпеда из аппарата вышла! Третья торпеда из аппарата вышла!..

Торпеды вышли!

– Слушать в отсеках!..

После того, как лодка успокоилась от близких разрывов, Магомет Гаджиев вновь поднял перископ и не мог налюбоваться на градом сыплющихся за борт британских моряков с тонущего «Индомитебла».

«М – 25» под командованием Фёдора Видяева повезло меньше – после пуска двух торпед в крейсер «Эдинбург» боцман не смог удержать лодку на глубине и ее выбросило на поверхность, как раз под острый форштевень «Шеффилда». Удар, скрежет, растекающееся пятно мазута – все, что осталось от русской субмарины, экипаж которой так и не узнал, что «Эдинбург», получивший два ее гостинца в район машинного отделения, быстро и неуклонно заваливался на борт. Лишенный возможности справиться с поступлением воды внутрь корпуса, так как все водоотливные насосы беспомощно стояли, корабль был уже обречен.

Потери авиации, штурмующей авианосцы, были бы гораздо больше, если бы не один молчавший до начала атаки довод. Довод королей. Британским авианосцам и крейсерам пришлось отражать налет под огнем внезапно проявивших себя береговых батарей. Крейсера с калибром 180 мм не прижились на русском флоте – больше легких, но слабее тяжелых «вашингтонских», они оказались своего рода изгоями. Два построенных корабля в итоге переоборудовали под классические шестидюймовки, а 180 мм артсистемы, которых успели навыпускать аж на всю предполагаемую серию из двадцати крейсеров раскидали по береговым районам всего Союза. Когда же выяснилось, что орудия обладают отвратительной баллистикой, к расследованию по факту саботажа была привлечена госбезопасность и Святая Церковь. Однако всё это мало что значило сейчас: фугасные снаряды с короткой дистанции превратили корабли авианосного соединения в пылающие руины.

Одновременно в глубине Кольского залива, куда втянулись линейные силы, происходили следующие события. Вокруг британских линкоров и крейсеров взметнулись водяные столбы от разрывов снарядов береговых батарей. Адский грохот перекрыл всё вокруг, и тут же идущие концевыми «Энсон» и «Ринаун» вспухли облаками накрытий.

Повинуясь приказам «латунных шляп» британские истребители и бомбардировщики со всех четырёх ударных авианосцев и одного эскортного, имеющего всего пятнадцать «Гладиаторов» срочно ушли на взлёт и выстроившись в колонну бросились к острову. Но никто не ожидал того, что практически весь остров был утыкан сорокамиллиметровыми счетверенными установками «Эрликонов», в течение секунды выбрасывающими в воздух почти пятьдесят килограммов стали и аммотола. И таких установок на острове оказалось семьдесят штук. Причём управляли ими самые отмороженные стрелки из всех государств, имеющие на своём счету не по одному сбитому французу или поляку. А кое‑кто и англичанину. Перед винтами бросившихся в атаку самолётами выросла завеса из огня и стали. Мгновенно эфир наполнился воплями и стонами раненых и горящих:

– Bail out, man!

– Got it!!!

– Watch it, pal!

– God, oh God!!!..

Распуская тугие дымные хвосты, теряя по пути плоскости, хвосты и фезюляжи, а главное, лётчиков, тем не менее «лайми» не отворачивали от курса, повинуясь приказу. За мгновение до падения первой сброшенной бомбы внизу раздалась резкая команда и расчёты укрылись в выдолбленных в гранитных сопках убежищах. Если бы англичане только знали, что бомбят орудия без личного состава… В это время массивные башни батареи совершили плавный поворот, вводя поправку, мгновение пошевелили хоботами чудовищных пушек, ловя жирные цели и бахнули. Адский грохот вновь перекрыл всё вокруг…

…Вельзевул внизу довольно потёр руки и крикнул, отдавая команду бесенятам: «Принимайте первую партию! Сковородки готовы?» «Так точно, начальник!» – отрапортовала нечисть, двадцать три британских моряка из носовых башен старых броненосцев покорно улеглись на сияющие медью раскалённые ложа. Апостол Пётр наверху довольно усмехнулся при виде начавшейся в аду суеты. Ему‑то приниматься за работу совсем не хотелось…

Доселе скрытая русская береговая батарея, прикрывающая вход в Залив продолжила свою работу. Законченная совсем недавно. Ещё и месяца не прошло, как эта имеющая шесть двухорудийных башен калибром 380 мм производства Круппа надёжно перекрыла фарватер. Самое главное, что о ней англичане не знали. Но чего они не знали ещё, так это того, что внутри остров был пустой! Сотни грешников исправительных монастырей начиная с 1936 года превращали остров в базу подводных лодок. В 1940‑м году гигантское, но одновременно тайное строительство было завершено, и внутри острова теперь находился огромный ангар, вмещающий одновременно двадцать подводных лодок со всеми необходимыми службами ремонта и обеспечения. Вход для них представлял приводимую в движение колоссальными механизмами скалу пятиметровой толщины. Сейчас база была забита не лодками, а катерами с реактивными установками, ждущими, когда британцы втянутся в Кольский Залив, представляющий собой огромную ловушку для «Гранд Флита»… И самонадеянные британцы сделали именно то, что от них ожидали – угодили в неё по самое некуда. Классические схемы боя здесь никакой роли уже не играли. Адмиралы Гранд Флита потратили годы на разработку требований к кораблям: сравнивались различные модели боя с различными линкорами противника, защищенность на носовых углах, защищенность на кормовых углах, оптимальная дистанция для боя с «Лютцовым», с «Измаилом», с «Гнейзенау». Но сейчас это было никому не нужно. Четыре километра двести метров – двадцать три кабельтовых – дистанция пистолетного выстрела для корабельных орудий, недостижимая мечта русских адмиралов в русско‑японскую войну при Цусиме. Стрельба практически прямой наводкой. Как в тире. Шесть башен произвели три залпа за две минуты. МИНУС ДВА – ярко полыхнул «Энсон», «Ринаун» рассыпал вокруг множество обломков. Перераспределение целей.

Две массивные башни батареи надрывая приводные моторы совершили плавный поворот, вводя поправку, мгновение пошевелили хоботами чудовищных пушек, ловя жирные цели и бахнули. Адский грохот перекрыл всё вокруг, и тут же идущие первыми «Родни» и «Вэлиант» вспухли облаками накрытий.

…Вельзевул внизу довольно потёр руки и крикнул, отдавая команду бесенятам: «Принимайте следующую партию! Сковородки готовы?» «Так точно, начальник!» – отрапортовала нечисть, и ещё пятьдесят шесть британских пилотов улеглись на сияющие надраенной медью раскалённые ложа. Апостол Пётр наверху довольно усмехнулся при виде начавшейся в аду суеты. Ему всё ещё приходилось отдыхать…

Поразив несколько кораблей первыми же пристрелочными залпами, батарея перешла к стрельбе на поражение. Гулко выли вентиляторы, очищая накалившийся от беспрерывной стрельбы воздух. Моргали при близких разрывах заключённые в специальные колпаки лампочки, визжали элеваторы, извлекая из глубоко вырубленных в скале погребов картузы зарядов и огромные чушки бронебойных и фугасных снарядов. Главный артиллерист батареи находился поодаль от бронированных башен в вырубленном в скале НП и тщательно следил за британцами, корректируя огонь.

– Я не оставлю никого живого в этом проклятом Романове‑на‑Мурмане! Всем открыть огонь по батареям! Стереть их с лица земли!

Повинуясь исступленному гневу Мура англичане открыли ураганный огонь по батареям. Чего и добивались русские. Пусть «лайми» расстреливают боезапас. И побольше.

Наблюдавший за боем с КП командующий Северным военным округом удовлетворенно хмыкнул: пусть в полной мере создать комплекс укрепленных позиций на Кольском полуострове Россия и не успела, но «лайми» получат всё положенное и без этого. Похоже, что вся их дутая слава существовала только потому, что русские моряки просто никогда не брались за дело ПО‑НАСТОЯЩЕМУ… Очень многие из гигантских бетонных колпаков, способных защитить орудия даже от прямого попадания пятитонных авиационных бомб сейчас пустовали – орудия просто не успели привезти и установить (Северный театр считался второстепенным направлением, поэтому поставки вооружения шли с задержками по остаточному принципу). Но бетонные укрытия и окрестные сопки не пустовали абсолютно: по обоим берегам Кольского залива были разбросаны команды альпийских егерей, переброшенные с помощью транспортной авиации. В считанные сутки они возвели и оборудовали множество ложных позиций, соорудив наскоро из бревен «береговые батареи». Стрельба из таких батарей имитировалась подрывом специальных взрывпакетов, так называемых ШИРАСов, дающих яркие вспышки, очень похожие на артогонь тяжелых орудий…

Самое страшное для флота – это береговые укрепления. Во‑первых, малый размер (по сравнению с атакующим кораблем) цели. Во‑вторых, гранитное основание – это не палуба линкора, и на законы Архимеда о плавучести можно не заморачиваться, то есть, броню береговых башен можно увеличить в два‑три раза, без риска, что гранитный линкор «Кольский залив» перевернется от потери остойчивости. В‑третьих, корабли в Кольском заливе очень стеснены в маневре – в некоторых местах он насквозь простреливается из обычной винтовки, то есть игра практически идет в одни ворота. С учетом же команд егерей, имитирующих ложные цели, семьдесят процентов снарядов британской эскадры летело практически в никуда, откалывая куски от гранитных сопок.

Крейсер «Девоншир», прикрываемый «Худом» устремился в губу Кислая, где по данным британцев, базировались русские субмарины. Медленно и плавно повернулся замаскированный в скалах у самого среза воды, береговой торпедный аппарат. Залп! Три сигары выбросило в воду, в недолгий, но веселый путь.

Адской силы взрыв прямо подбросил «Девоншир», на секунду стало видно отлетающий массивный форштевень корабля и обросшее зелёное днище, затем крейсер тяжело повалился в воду и не останавливаясь, мгновенно оказался под водой. Спасшихся не было… Но враг должен быть уничтожен во что бы то ни стало, и великий и прекрасный корабль, слава британского флота, стал осторожно подрабатывая машинами втягиваться в узкий фарватер. С борта «Худа» стреляло по окрестным сопкам все, что могло стрелять. Поэтому, появившиеся словно из ниоткуда и ринувшиеся в торпедную атаку два сторожевика «Ураган» и «Метель», были мгновенно накрыты и моментально превратились в куски искореженной стали, исчезнув под водой… Мур довольно потёр руки, наконец‑то! Но он поспешил – застывшая в позиционном положении подводная лодка «К‑3» под командованием Лунина сделала свой залп: из шести торпед выпущенных в упор до цели успели дойти три, прошившие кумулятивной струёй всю защиту и угодившие в крюйт‑камеру… Громадное судно подбросило, и оно исчезло в облаке огня, дыма и пара. В разные стороны хлестнула вода, образовав на мгновение мощную волну, которая выбросила лодку Лунина на прибрежные камни, покорежив и изуродовав легкий корпус и надстройку…

Иосиф Виссарионович Джугашвили занимал в русском правительстве пост министра по делам национальностей и со своими обязанностями справлялся успешно. В молодости он был одним из вождей большевиков, но вовремя успел сообразить что к чему и, забыв грехи молодости, стал на путь служения новой власти. Но именно он уничтожил всю «троцкистскую гвардию», и был награжден за это орденом. Ещё поговаривали, что Джугашвили должен был наследовать Кутепову, и что отец‑наказатель из ОО РПЦ по сравнению с этим чудовищем – Пресвятая Богородица. Несомненно одно: Иосиф Виссарионович, отец двоих сыновей, постарался обеспечить своим детям в это жестокое и кровавое время теплые и очень защищенные места в жизни…

Старший, штабс‑капитан Яков, командовал ранее батареей ПТО и был укрыт за стальным щитом противотанкового орудия, доходившего до пояса стоявшего человека среднего роста. Второй, Василий, командовал морской штурмовой эскадрильей «Петляковых», и был защищен бронеспинкой сиденья, а также имел, на случай посадки на воду, надежную надувную резиновую лодку. Незадолго до описываемых событий, Яков Джугашвили прошёл переподготовку – осваивал новое противотанковое орудие конструктора Грабина калибром 76 мм. Ввиду острой нехватки кадров, его и его батарейцев срочно перебросили на Север, и буквально за сутки до прихода англичан ознакомили с новой материальной частью – батареей стотридцаток, установленных на берегу Кольского залива. Его брат Василий так же оказался на Севере, в числе переброшенных авиаполков. И сейчас, шесть сто тридцати миллиметровых орудий лупили по одному из «графств» почти в упор. Командир «Сассекса» был не робкого десятка. Убедившись, что артиллерийская дуэль складывается не в его пользу, он направил свой крейсер к берегу, одновременно начав готовить с противоположного, необстреливаемого батареей борта, шлюпки и катера с десантом. Скрежет камней по днищу убедил британского командира, что ближе уже не подойти. Сто пятьдесят метров. Именно столько нужно преодолеть десанту под вражеским огнем, прежде чем он высадится на берег. Надстройки его «графства» потеряли форму под ливнем мощных снарядов батареи, но из всех оставшихся в строю стволов на позиции «сто тридцаток» велся непрерывный огонь. Несколько пушек было подавлено, но уцелевшие бойцы и командиры, все в бинтах дрались до последнего…

Не обращая внимания на ведущийся по ним огонь «лайми» сумели достичь берега, не все, но сумели. И сейчас британская морская пехота перебежками, под огнем пулеметов МГ‑34 немецкого отделения егерей, прикрывавших батарею, не считаясь с потерями, рвалась на позиции. Врагов оказалось слишком много… Вот они подавили сопротивление прикрытия, уже видны их перекошенные ненавистью лица. Но прежде чем британцы ворвались позиции батареи, Яков Джугашвили успел кинуть гранату в блиндаж, где хранился боезапас батареи, а сам бросился с автоматом наперевес. Адской силы взрыв смешал в одно целое отчаянно дерущихся в этот последний момент русских, немцев, англичан…

На траверзе Александровска шедшие впереди британские линкоры‑ветераны открыли перекидной огонь по городу. Но в этот момент откуда‑то из‑за сопок вынырнула эскадрилья неуклюжих «Хе‑115», и, летя над самой водой, среди поднимающихся водяных столбов начала ставить дымзавесу. Несмотря на кромешный шквал огня, который «лайми» обрушили на новых гостей, все они оказались словно заговоренные – ни один из самолетов не был сбит. На пути британской эскадры, перегораживая залив поперек, повисла стена густого дыма, одновременно радары англичан затянула пелена – в дело вступил «Иоанн Креститель».

В это же время из губы города навстречу им ринулись, быстро набирая скорость полосатые туши эсминцев. Это были ветераны первой мировой, доживающие свой век в качестве береговой охраны. В их девяти торпедных аппаратах покоились малокалиберные модернизированные подарки для «лайми» калибром 450 мм. Каждый из них имел кумулятивный заряд тринитротолуола весом в двести семьдесят килограммов. ВСЕГО. На полосатых мачтах старых кораблей гордо реял голубой с белым Андреевский флаг, все экипажи от трюмного машиниста до командира корабля сияли чистотой формы первого срока. Ещё не обмятой. Они знали, что идут на смертельный риск, но одновременно помнили и строки из приказа, зачитанного перед выходом: «Ваша задача состоит не в том, чтобы умереть за Родину. Вы должны заставить английских мерзавцев умереть за свою Империю!» И эти слова повторяли сотни моряков, на всех русских судах идя в бой. На пирсах оркестр, сияя начищенными трубами, играл песню, написанную немецким композитором, но про русский корабль «Варяг». Шесть эсминцев выскочили из полосы дыма, короткая циркуляция, залп! Хорошо смазанные сигары плюхнулись в воду. Но британцы попытались доказать, что не зря на протяжении нескольких столетий считались великой морской державой. Из шести русских дестроеров, в спасительное облако дыма сумели вернуться только трое. Трем другим не повезло – два были сразу же разорваны на куски главным калибром линкоров, а третий, получив попадание в рубку, лишенный управления выскочил на камни на виду у британцев. Через несколько мгновений беглого огня взбешённых от потерь «лайми» от него не осталось даже груды железа. Однако, пятьдесят четыре торпеды выпущенные эсминцами проскользнули навстречу британцам и полностью отомстили за погибших.

– Проклятые пацифисты и миротворцы! Будь ты проклят, Вильсон! – заорал Мур, разбивая очередной бинокль о стенку боевой рубки. «Ривендж», «Ройал Оук», «Резолюшн», «Рэммилиес» на его глазах исчезли в огненно‑черных облаках взрывов. Вудро Вильсона британский адмирал поминал не зря. Именно его цветистые речи о мире во всем мире, и об отказе от войн, стали гнусной отравой для британских политиков, которые подчиняясь новым веяниям политической моды, урезали до минимума военный бюджет. Как следствие, у лордов Адмиралтейства не нашлось средств даже на то, чтобы оснастить старые линкоры противоторпедными булями, поэтому новейшие 450 мм торпеды оказались для стариков серии «R» роковыми. Только «Ройал Соверен» продолжил движение вперед и уже наполовину скрылся в облаке дыма…

Явление британца оказалось неожиданным, и его форштевень разрезал пополам небольшой сторожевик «Вьюга», прикрывавший отход ветеранов «Новиков». Однако три 533 миллиметровые торпеды выпущенные с СКР «Буран» поставили точку в истории кораблей данного типа: и без того избитый снарядами русских батарей, старый линкор практически моментально повалился на борт. Раздался глухой взрыв, вывернувший часть обшивки и обнаживший изуродованные шпангоуты – это вода попала в раскалённые добела топки котлов. Финиш. Мур понял, что эта призрачная стена дыма стала тем камнем, о который сокрушилась за полчаса вся многовековая мощь британской империи. Он уже потерял половину – ПОЛОВИНУ!!! своих линкоров, так и не встретив серьезного противника. Оставшиеся же представляли собой жалкое зрелище: изуродованные надстройки, сбитые мачты, дырявые трубы… Он скомандовал эскадре «поворот все вдруг». Но веселье только начиналось, точнее продолжалось.

На аэродроме недалеко от Ура‑губы раздался звонок. Выслушав, капитан морской авиации Рогов дал сигнал отбоя, и через мгновение над лётным полем завыла сирена, затем в небо взлетела ракета алого цвета, по которой закрутились винты хищных «Хе‑112» и пикирующих «Ю‑87» и «Пе‑2». Тем временем над взлётной полосой промчался летательный аппарат необычного вида – это было пластмассовое летающее крыло братьев Хортен, невидимое для английских радаров. Именно с этих машин и велось наблюдение за Эскадрой вторжения. С него сбросили капсулу с картой, на которой указывались расположение и порядок британских судов. Сунув карту в сапог, Рогов запрыгнул в кабину флагманской «пешки» и вывел свой самолёт на взлёт. Полетела пыль. Покачиваясь на незаметных неровностях и шевеля элеронами машина начала разбег. Следом за ней, соблюдая строгую очерёдность пошли остальные самолёты эскадры…

Зрелище было жуткое: не обращая внимания на сплошную завесу зенитного огня из автоматов и главного калибра самолёты беспрерывно ШЛИ на цель. С воем сирен «Юнкерсы» сваливались почти до двусот метров и бронебойно‑зажигательные бомбы летели точно в цель. Вот одна из бомб сорвала массивную крышку палубного люка, тут же в появившуюся брешь попала вторая, угодив в носовой топливный танк. Выводя машину из пикирования, Рогов на мгновение успел охватить взглядом палубу «Кента». Зрелище разбегающихся прочь горящих заживо людей запомнилось ему надолго. В этот момент всё вокруг просто вздрогнуло от ужасающе силы взрыва: к небу взметнулся гигантский купол бело‑красного дыма и огня, это взорвалось отдельно идущее судно с боезапасом, мгновенно разложив на атомы свой экипаж… Самое страшное, что при этом взрыве было задето ещё шесть вспомогательных судов, уже пускающих пузыри. Море вокруг тонущих кораблей заполнилось разноцветными головами тонущих, с палуб летело всё, что могло держать на воде. Вокруг многих расплывались тёмно‑багровые круги крови. Вопли и стоны раздались над свинцовой поверхностью залива, впрочем, быстро скрывшейся под плёнкой хлынувшей из пробитых цистерн соляркой и мазутом.

Но и это было еще не всё: стая старичков «Хе‑115» с неуклюжими поплавками несмотря на огонь британцев и своих батарей, стремительно неслась над гребнями волн. Вот один из них разнесло в клочья восьмидюймовым снарядом с «Лондона». Другой с оторванной половиной крыла плюхнулся в воду и стал тонуть. Его экипаж выбрался на крыло, и стал надувать оранжевую лодку. Гибель каждого из атакующих самолетов сопровождалась громкими яростными криками «лайми». Но свое дело эти неуклюжие гидропланы сделали – их торпеды поразили «Рипалс», «Нельсон», «Энсон» и «Вэлиант» – двум последним оказалось этого достаточно – «Энсон» погрузился в воду по верхнюю палубу и устремился к берегу в отчаянной попытке спастись, «Вэлиант» исчез с поверхности моря. Внезапно, один из «Хейнкелей» устремился на повторный заход, но это была не торпедная атака – пробравшись сквозь кромешный ад, он остановился у рез

Наши рекомендации