Оккультная и каббалистическая символика
В заключение своего краткого руководства я хотел бы сказать несколько слов об оккультном и каббалистическом значении этой удивительной колоды — карт Таро. Давно замечено, что даже обычная игральная колода из 52 карт обладает особыми нумерологическими соответствиями, а именно:
52 карты в колоде соответствуют 52 неделям года.
13 карт в каждой масти соответствуют 13 лунным месяцам года и 13 неделям сезона.
4 масти в колоде соответствуют 4 временам года, или сезонам.
12 придворных карт в колоде соответствуют 12 месяцам года и 12 знакам зодиака.
Далее, если сложить количество очков, изображаемых на картах, мы получим:
Сумма очков на всех числовых картах четырех мастей = 220
Сумма очков на двенадцати придворных картах = 12
Сумма достоинств двенадцати придворных карт, каждая из которых соответствует 10 очкам, = 120
Количество карт в каждой масти = 13
В совокупности мы получим число дней в году: 220 + 12 + 120 + 13 = 365
Однако в картах Таро, за кажущейся произвольностью и причудливостью их изображений, скрывается гораздо более сложная и глубокая символическая система. В основе ее лежит произведение числа десять и мистического числа четыре в сочетании с древним иероглифическом алфавитом из двадцати двух букв.
Элифас Леви в своей «Истории магии» пишет: «В основе абсолютной иероглифической науки лежал алфавит, буквами которого были боги, а сами буквы, в свою очередь, были идеями, идеи — числами, числа же — совершенными символами. Этот иероглифический алфавит Моисей претворил в великую тайну каббалы, вынеся его из Египта и возвратив [евреям], ибо, согласно “Сефер Йецира”, он происходит от Авраама; и этот алфавит, утверждаем мы, есть не что иное, как знаменитая Книга Картин, сохранившаяся, по предположению Кура де Жеблена, до наших дней в виде особой карточной колоды, которую он именует “Таро”. […] Десять чисел и двадцать две буквы суть то, что в каббале именуется тридцатью двумя путями мудрости, а философское их описание составляет содержание древнего и почтенного труда, известного под названием “Сефер Йецира” и сохранившегося в собрании Пистория[27] и других источниках. Этот Алфавит Картин был прообразом нашего Таро, хотя последнее приобрело иные формы. Таро в том виде, в каком мы его знаем сейчас, имеет еврейское происхождение, а типы изображаемых в нем фигур не встречаются ранее эпохи правления Карла VI».
Упомянутый в этой цитате трактат «Сефер Йецира» недавно перевел мой друг, доктор Уинн Уэсткотт, сведущий и образованный исследователь каббалы, так что теперь эту книгу можно прочитать на английском[28]. В ней, по моему мнению, содержится каббалистический ключ к Таро и очевидное — по непосредственной аналогии —подтверждение древних религиозных истоков его причудливой символики. «Сефер Йецира» состоит из пяти частей, разделенных на тридцати три пункта. Тридцать два основных пункта, именуемые «Путями», излагают сведения оккультного характера (тридцать третий представляет собой краткое повторение изложенного). В сущности, эту книгу можно назвать трактатом о десяти и двадцати двух. Сообщается, что числа от 1 до 10 включительно символизируют Дух, Воздух, Воду, Огонь, Высоту, Глубину, Восток, Запад, Север и Юг. Двадцать две буквы подразделяются на три Материнские Буквы — A, M, SH, соответствующие Воздуху, Воде и Огню; семь двойных букв — B, G, D, K, P, R, TH, соответствующих семи планетам и т.д.; и двенадцать простых букв — H, V, Z, CH, T, I, L, N, S, O, TZ, Q, соответствующих двенадцати знакам зодиака и т.д.
Поль Кристиан, ученик Леви, в своем недавно опубликованном труде по магии[29], утверждает, что разъяснение двадцати двух священных символов Таро составляло часть посвятительных церемоний в египетских мистериях, описанных в «Крата Репоа»[30].
Элифас Леви восстановил три из двадцати двух Старших арканов Таро следующим образом:
7. Колесница. — Кубическая колесница, увенчанная четырьмя столпами с лазурным, усыпанным звездами, балдахином. На колеснице, между четырьмя столпами, стоит Завоеватель. На голове его — венец, украшенный тремя сияющими золотыми пентаграммами. На панцире его изображено три прямых угла; на плечах его — Урим и Туммим, символически обозначенные двумя лунными серпами — растущим и убывающим. В руке — скипетр, увенчанный шаром, квадратом и треугольником. Осанка Завоевателя горделива и безмятежна. Колесница запряжена двойным сфинксом или, точнее, двумя сфинксами, соединенными вместе; один из них повернул голову к другому, но оба смотрят в одну сторону. Сфинкс, повернувший голову, — черный и грозный; второй — белый и спокойный. На квадратной пластине, образующей переднюю сторону Колесницы, изображен индийский лингам, увенчанный египетским крылатым шаром.
10. Колесо Фортуны. — Колесо с семью спицами — космогоническое колесо Иезекииля, — с одной стороны которого понимается вверх существо с головой пса (Анубис, египетский Меркурий), а с другой — опускается вниз некий демон (злое божество египтян, Тифон); у первого в руке кадуцей, у второго — трезубец; оба привязаны к колесу. Над ними, на верхней точке колеса, восседает сфинкс, сжимающий в львиный когтях обнаженный меч.
11. Дьявол. — На кубе, возвышающемся над Вселенной, восседает сатироподобное существо с головой козла. На лбу его изображена пентаграмма, обращенная вершиной вверх, — символ Света. Одной рукой Дьявол указывает вверх, на символ растущей Луны, второй — вниз, на символ Луны убывающей; тем самым символически передается идея вечного равновесия между Милосердием и Правосудием; большой, указательный и средний пальцы обеих рук вытянуты в жесте благословения. Одна рука — женская, другая — мужская. Между рогами сияет факел разума — Магический Свет Вселенского Равновесия. Кадуцей на месте половых органов символизирует вечность жизни; брюхо покрыто чешуей — обозначением воды; круг над головой — знак воздуха; Крылья — эмблема Летучего начала; уродливые козлиные копыта прочно стоят на земле.
Ограниченный объем этой книги не позволяет мне углубиться далее в ее предмет, который, впрочем, не удалось бы исчерпать и во множестве томов. Мне остается лишь надеяться, что это краткое руководство поможет моим читателям составить хотя бы самое общее представление о сокровенном значении карт Таро и о том, как использовать их для гадания.
[1] Впервые опубликовано отдельной брошюрой в 1888 г. Настоящий перевод выполнен по изданию: S.L. MacGregor Mathers. The Tarot: A Short Treatise on Reading Cards. York Beach, Maine: Samuel Weiser Inc., 1993. — Примеч. перев.
[2] Жакмен Грингоннёр (Gringonneur) — французский художник XIV в., изготовивший три колоды карт для короля Карла VI (правил 1380—1422). Ходили слухи о его дружбе со знаменитым алхимиком Никола Фламелем. — Примеч. перев.
[3] Эттейла (Etteilla, наст. имя Жан-Батист Альетт [Alliette], 1738—1791) — французский эзотерик, автор первых в истории книг, посвященных гаданию на Таро и включавших стихийные и астрологические соответствия карт. Около 1788 г. создал первую колоду Таро, предназначенную специально для гадания. Развивал и пропагандировал гипотезу о древнеегипетских оккультных истоках Таро. — Примеч. перев.
[4] Поль Кристиан (Christian, наст. имя Жан-Батист Питуа [Pitois]) — французский оккультист конца XIX в., ученик и последователь Элифаса Леви. Придерживался мнения, что карты Старших арканов восходят к изображениям на колоннах древнеегипетских галерей. Разрабатывал параллели между Таро и каббалистической астрологией. — Примеч. перев.
[5] Кур де Жеблен (Court de Gébelin, 1728—1784) — французский лингвист, протестантский священник, франкмасон, оккультист, автор 22-томной энциклопедии «Первобытный мир: исследование и сопоставление с миром современности», в 8-й том которой вошел первый известный истории очерк о Таро. В этой статье Кур де Жеблен впервые высказал предположение, что Таро в зашифрованном виде содержит в себе тайную мудрость древнеегипетских жрецов, а также соотнес Старшие арканы с буквами еврейского алфавита. — Примеч. перев.
[6] Уильям Хьюз Уиллшир (Willshire, 1816—1899) — английский историк искусства, составитель «Описательного каталога игральных и прочих карт из коллекции Британского музея» (в двух томах, 1879-1883), к которому прилагалась «Краткая общая история предмета с замечаниями по вопросу карточных гаданий и соображениями политико-исторического характера». — Примеч. перев.
[7] Minchiate (от итал. «бессмыслица, ерунда, вздор») — название карточной игры, популярной во Флоренции XV в., и типа колод, использовавшихся для этой игры. Minchiate во многом подобны Таро, но содержат большее количество Старших арканов. — Примеч. перев.
[8] Леопольдо Чиконьяра (Cicognara, 1767—1834) — итальянский историк искусства, владелец знаменитой библиотеки книг по искусству и архитектуре, насчитывавшей более 5 тыс. томов XVI—XIX вв. В 1831 г. описал полную колоду Таро XV в., ныне утраченную. — Примеч. перев.
[9] Уильям Эндрю Чатто (Chatto), автор книги «Факты и домыслы о происхождении и истории игральных карт» (Лондон, 1848). — Примеч. перев.
[10] Сюань-хэ — не личное имя, а девиз правления императора Хуэйцзуна (1119-1125). — Примеч. перев.
[11] Жан-Александр Вэйян (Vaillant) — французский историк и писатель, исследователь истории и быта цыган, автор книг «Ромале: подлинная история настоящих цыган» (Париж, 1857), «Цыганская Библия» (1860), «Магический ключ к воображению и действию» (1863). Популяризировал гипотезу о том, что Таро попало в Европу из Египта через посредство цыган. — Примеч. перев.
[12] Эту идею Вэйян частично заимствовал из «Первобытного мира» Кура де Жеблена (Court de Gébelin, Monde Primitif, vol. 8, p. 387). — Примеч. автора.
[13] Ату (фр. atout, мн. ч. atouts) — одно из наименований Старших арканов, принятое во французской литературе XIX в. и использовавшееся также некоторыми англоязычными авторами. Происходит от французского выражения bon á tout, что буквально переводится как «годится на все», а в карточных играх означает джокера. В оккультной трактовке это слово возводилось к древнеегипетскому atu — «дом» или «ключ». — Примеч. перев.
[14] Контаминация имен: Вэйян путает гностического верховного бога IAO с героем китайской мифологии, носившим имя Юй и прославившимся как усмиритель потопа. — Примеч. перев.
[15] Le Mat — французское название карты Шут (от итал. matto — «сумасшедший, безумец»). — Примеч. перев.
[16] Использовавшееся в некоторых странах Европы название карты Маг; происхождение его неясно, но некоторые исследователи связывают его с итал. Bagatella — «пустяк, безделица» (на том основании, что Маг — первый и, следовательно, «самый младший» из Старших арканов). Ср. итальянские названия этого аркана: Bagatino, Bagatto, Bagattel, Bagat, Bagotti, Bigatto. — Примеч. перев.
[17] В большинстве европейских языков слово «Таро» пишется как «Tarot». — Примеч. перев.
[18] Таур — искаженное имя Таурт, древнеегипетской богини материнства и детства, изображавшейся в облике самки бегемота с головой крокодила. — Примеч. перев.
[19] Атор — искаженное имя Хатор, древнеегипетской богини изобилия, радости и плодородия. — Примеч. перев.
[20] См. примечание к тому III настоящего издания («Вторая лекция», раздел «Некоторые соответствия карт Таро»). — Примеч. перев.
[21] Аллюзия на Песнь Песней 2:1: «Я нарцисс Саронский, лилия долин!» В оригинале подразумевается сирийская разновидность гибискуса, которая в английском переводе Библии передана словами «Rose of Sharon» — «роза Саронская». — Примеч. перев.
[22] Хнуфис (Chnuphis), или Кнеф (Kneph), — искаженное др.-егип. Кем-Атеф, змеиная ипостась солнечного бога Амона. Мазерс вслед за Е.П. Блаватской отождествляет его с львиноголовым змеем Офисом, которому поклонялись приверженцы гностической секты офитов. — Примеч. перев.
[23] Vesica piscis (лат. букв. «рыбий пузырь»), или мандорла (от итал. mandorla — «миндаль») — священное сияние, изображаемое в виде овала, заостренного с узких сторон. — Примеч. перев.
[24] Т.е. первое отличное от единицы число, являющееся кубом другого числа в натуральном ряду, а именно — двойки. — Примеч. перев.
[25] В системе Золотой Зари приняты иные соответствия между Старшими арканами Таро и буквами древнееврейского алфавита: Шуту соответствует Алеф, Магу — Бет и т.д., вплоть до соответствия Суд — Шин; единственное совпадение между двумя этими системами — Мир — Тав. См. таблицу «Названия и соответствия старших арканов Таро» в томе IX настоящего издания. — Примеч. перев.
[26] См. примеч. 15. — Примеч. перев.
[27] Иоганн Писторий-младший (Pistorius, 1546—1608) — немецкий богослов, врач и каббалист. В 1587 г. опубликовал собрание «Artis cabalisticae» — свод основных каббалистических текстов эпохи Возрождения, сочетающих в себе элементы иудейского и христианского мистицизма. — Примеч. перев.
[28] Перевод У.У. Уэсткотта был впервые опубликован в 1887 г. (Sepher Yetzirah. The Book of Formation and the Thirty-Two Paths of Wisdom, translated from the Hebrew. Bath, 1887) и неоднократно переиздавался позднее. Рус. пер. см. в издании: Книги Еноха. Сефер Йецира — Книга Созидания. Пер. И.Р. Тантлевского. СПб.: Мосты культуры / Гешарим, 2002. — Примеч. перев.
[29] Имеется в виду труд Кристиана «История магии, сверхъестественного мира и превратностей судьбы, постигающих времена и народы» (Christian P. Histoire de la magie, du monde surnaturel et de la fatalité à travers les temps et les peuples. Furne, 1870). В английском переводе неоднократно переиздавалась под названием «История и практика магии» (The History and Practice of Magic). — Примеч. перев.
[30] «Крата Репоа» («Krata Repoa») — название книги, опубликованной в 1782 г. в Берлине с подзаголовком «Посвящение в древние мистерии египетских жрецов». В книге описывается система псевдоегипетских ритуалов масонского образца, разработанная К.Ф. Кёппеном (Köppen, 1734 — ок. 1797), одним из основателей масонского ордена Африканских Зодчих, и Й.В.Б. фон Гимменом (von Hymmen, 1725—1786). — Примеч. перев.