Слог как фонетическая и фонологическая единица.
Различные трактовки слога. Теории слогообразования.
Исходя из выбранного аспекта, можно рассмотреть и различные трактовки слога, а также связанные с ними теории слогообразования.
Так, анализируя артикуляторный или моторный аспект, можно начать рассказ с так называемой теории экспирации (пульсации грудной клетки), которая была экспериментально обоснована Р. Х. Стетсоном. Согласно этой теории выдох в потоке речи представляет собой пульсирующий процесс, где каждый слог соответствует одному выдоху, т.о., количество слогов в высказывании должно соответствовать количеству выдохов в процессе производства этого высказывания. Эта теория подвергалась критике со стороны советских и зарубежных фонетистов на том основании, что иногда на одном выдохе можно произнести несколько слогов, а то и слов подряд.
Другая распространённая теория слога называется теорией сонорности, её разработал О. Есперсен. Он считал, что каждый звук можно охарактеризовать определённой степенью сонорности. Сонорность является акустической характеристикой звука, которая определяет его способность быть воспринятым. (Т.е., теория сонорности рассматривает звук с акустической и перцептивной точки зрения.) В соответствии с этой теорией, все звуки можно классифицировать по степени сонороности, которой они обладают. Начинают ряд открытые гласные (низкого подъёма), как обладающие наибольшей степенью сонорности, за ними следуют закрытые гласные (низкого подъёма), затем сонанты, далее – звонкие фрикативные, звонкие взрывные, глухие фрикативные и, наконец, глухие взрывные как обладающие наименьшей степенью сонорности. При любом порядке следования друг за другом звуки, обладающие наибольшей степенью сонорности, образуют ядро слога, а звуки, обладающие наименьшей степенью сонорности, - его крайние сегменты, т.е., слогораздел происходит в местах наибольшего контраста по сонорности. Например, в слове plant степень сонорности меняется от минимальной на звуке [р], к болей высокой на звуке [l] и достигает наивысшей степени на [a:]. Затем она снова начинает уменьшаться сначала до уровня [n], а потом и до второго минимального порога на [t].
Где, по этой теории, проходит слогораздел? В местах наибольшего контраста по сонорности. Это правило дополняется другим: согласный, непосредственно предшествующий гласному, всегда с этим гласным составляет слоговое единство.
Возникает вопрос, не противоречат ли данной теории такие слова как мхи, рдеть, рвы – явно односложные, хотя по теории сонорности они должны состоять из 2 слогов. Несогласие с теорией мнимое! У слов, где в начале сонорный согласный + шумный, всегда впереди (до сонорного) длительный гласный призвук: [әмх’и], [әржат’] и т.д. Записи с помощью аппаратов это хорошо показывают. Призвук нейтрального гласного в такой позиции нормален, обычен в нашем произношении.
Такой подход можно было бы считать универсальным, если бы в различных языках не существовали слоги, которые ему противоречат. Например, английское слово stops должно иметь 3 слога вместо совершенно очевидного одного.
При членении на слоги таких слов как моржи, коржик, возможны 2 способа: мор-жи, кор-жик; либо мо-ржи, ко-ржик. Во втором случае выделяется слог [ржы], в котором 2 сонорные вершины. Получается, что слог – не волна сонорности, а впадина сонорности. В нём подъём на [р] и подъём на [ы], провал на [ж]. Каждый подъём – это особый слог; значит в слове моржи последний слог [ржы] – состоит из 2 слогов!
По мнению Васильева, наиболее серьёзный недостаток этой теории состоит в том, что она не объясняет, в чём состоит механизм слогообразования и слогоделения. Кроме того, само понятие сонорности не совсем чётко определено, что проявляется в некоторой непоследовательности данной теории.
Многочисленные эксперименты были нацелены на описание слога как фонетического явления, и эта работа получила своё отражение в теории де Соссюра, теории румынского лингвиста А. Розетти, теории чеха В.Халы. В качестве примера разберём эксплозивную теорию Соссюра.
Произнесите медленно какое-нибудь длинное слово. Заметьте: его произношение состоит из раскрытий и закрытий ротовой полости; в каждый момент проход для воздушного потока то сужается, то расширяется. Каждый звук произносится либо во время сужения прохода для воздуха во рту, либо во время расширения. Будем называть звуки, которые произносятся при смыкании органов речи, - имплозивными, а звуки, которые произносятся при размыкании органов речи, - эксплозивными.
Энергично произнесите аппа. Замечаете, что в сочетании [аппа] произносится первый [п] – во время смыкания («захлопывания») ротовой полости, а второй [п] – во время её раскрытия? Первый согласный – имплозивный, второй – эксплозивный.
Обозначим это в транскрипции так: ап ><па.
Щелевые согласный могут быть смыкательными и размыкательными. В сочетании асса долгий согласный [с:] в середине другой, чем в начале и конце. В середине сжатие органов речи (язык +зубы) становится энергичнее. Первую часть этого [с:] произносим с усиливающимся сжатием, вторую – с ослабевающим: долгий [с:] состоит из [с><с].
Даже гласные могут быть эксплозивные, если произносятся в момент раскрывания ртовой полости, или имплозивные, закрывающиеся. Например, в междометии: А-а… гласный эксплозивный. В ах! – гласный имплозивный. После [а] следует согласный – «ртосмыкатель»; произнося [а], мы готовимся к [х] – и произносим гласный, смыкая рот. Гласные в русском языке, как правило, имплозивны.
В сочетании аппа слоговая граница проходит так: [ап-па]. Первый [п] – имлозивный, он – продолжение того движения, которым производится [а]. Второй [п] произносится в момент размыкания. Это движение – подготовка к произношению широкого звука - [а]. Оно продолжается и на гласном [а], но основная часть гласного – смыкательная (перед каждой паузой.
Так же произносятся акта, лапта и т.д. Слогораздел – там, где «птички « повёрнуты носами друг к другу, где переход от эксплозии к имплозии.
Слог – волна эксплозии-имплозии.
Эксплозивно-имплозивная теория позволяет понять факты, без неё непонятные. Слогоделение мо-ржи, ко-ржик объясняется тем, что звук [р] –смычный, [ж] – щелевой. Они могут быть двумя моментами увеличивающегося размыкания (а третий момент – начало гласного) Такое единство размыкательного движения облегчено тем, что [р] и [ж] артикулируются в одном месте.
Но и эта теория не может овладеть всеми фактами. Например, слово вздор должно бы состоять из 2 слогов, на самом деле оно односложно. Факты здесь расходятся с теоретическими предположениями.
Существование стольких теорий и подходов к слогу доказывает только то, что это явление – очень сложное. Именно поэтому, каждая из теорий объясняет лишь ограниченное количество примеров, с ним связанное. Так, например, теория сонорности принимает во внимание только степень восприятия звука, теория пульсации – силу выдоха, и т.д. Резюмируя всё вышесказанное, заметим, что вопрос о том, что представляет собой артикуляторный (физиологический) механизм слогообразования, до сих пор открыт, и можно только предположить, что этот механизм одинаков во всех языках и принадлежит к так называемым фонетическим или физиологическим универсалиям.
Среди советских лингвистов принято придерживаться теории, которую в общем виде сформулировал Л.В. Щерба. Она называется теорией мускульного напряжения. Её суть состоит в том, что в большинстве языков в центре слога находится так называемая слогообразующая фонема, чаще всего – гласная, а иногда – сонант. Фонемы, предшествующие или следующие за слоговым пиком, называются крайними или маргинальными. Энергичность или напряжённость артикуляции увеличивается при переходе от превокалических согласных к центру слога и затем уменьшается на поствокалических согласных. Т.о., слог можно определить, как дугу артикуляторного (мускульного) напряжения.
Стоит отметить, что позднее теорию дорабатывал Васильев, в частности, он заметил, что слог, как и любую другую произносимую единицу, можно охарактеризовать с помощь 3 физических величин: высоты тона, мощности и длительности. В пределах слога эти величины меняются от минимума на превокальных согласных до максимума в центре слога, а затем снова уменьшаются на поствокальных согласных. Отсюда следует вывод, что если мы принимаем во внимание напряжённость артикуляции и вышеупомянутые акустические данные, то на уровне речепорождения слог можно рассматривать как дугу артикуляторного усилия.
До сих пор мы говорили о теориях, которые описывают слог либо с точки зрения артикуляции, либо с точки зрения восприятия. Так называемая теория громкости советского лингвиста Жинкина Ник. Ив. сочетает оба эти подхода. Эксперименты, проведённые этим учёным, показали, что дуга громкости на перцептивном уровне формируется в процессе изменения объёма полости зева, это происходит при сокращении стенок зева. Сужение фарингального прохода и, как результат, усиление мускульного напряжения, увеличивает первоначальную громкость гласного, т.о. формируя пик слога. Отсюда слог можно рассматривать как дугу громкости, которая соответствует дуге артикуляторного напряжения на уровне речепроизводства, поскольку изменения громкости являются результатом работы всех речевых механизмов.
Итак, трудности адекватного описания слога обусловлены многообразием подходов к этому явлению. Все точки зрения можно разделить на 2 группы:
- Некоторые считают слог артикуляторной единицей, не имеющей никакой функциональной значимости. Эту точку зрения доказывает тот факт, что границы слогов не всегда совпадают с границами морфем.
- Большинство учёных считают слог минимальной произносимой единицей, которая может обладать некими лингвистическими функциями.
Когда мы определяем слог с артикуляторной точки зрения, то можем говорить об универсалиях, т.е. категориях, применимых к любому языку. Когда мы определяем функциональный аспект слога, необходимо делать это с оглядкой на структуру данного конкретного языка, не обращая внимания на всеобъемлемость теории, поскольку, как указывает Джимсон, схожие звукосочетания в разных языках можно разделить по-разному.
Определение слога с функциональной точки зрения в современной лингвистике выделяет в слоге следующие черты:
a) Слог – это цепочка фонем разной длительности.
b) Слог формируется на основе контрастных компонентов (обычно гласный/согласный).
c) Ядром слога является гласный, присутствие согласных не обязательно; не существует языков, в которых гласные не используются как ядро слога, однако, есть такие языки, в которых слогообразующая функция присуща согласным.
d) Дистрибуция фонем в слоговой структуре происходит в соответствии с правилами каждого отдельного языка.