Опоры в развитии навыков монологической речи
О характере опор уже было сказано немало, но их роль при формировании продуктивных речевых умений настолько велика, что стоит еще раз остановиться на этом вопросе.
Опоры бывают языковые, речевые и содержательные. Последние подразделяются на вербальные и невербальные. Их1 количество и выбор определяются в зависимости от конкретных условий обучения. Что же лежит в основе выбора опор?
1. Возраст и уровень общей образованности обучаемых.
2. Уровень владения языком всего" класса и отдельных учеников.
3. Особенности речевой ситуации.
4. Характер речевого задания/степень понимания речевой задачи всеми участниками общения.
5. Индивидуальные особенности личности обучаемых.
____________________ - -•■__________________ ^_^ ЗАДАНИЕ
Используя материалы данной лекции и лекции 2 об уроке иностранного языка или свой собственный опыт, объясните, как каждое из перечисленных положений определяет выбор опор, приведите конкретные примеры.
& ОБУЧЕНИЕ ДИАЛОГУ.
ЕГО РАЗНОВИДНОСТИ ■ И ХАРАКТЕРИСТИКИ. . ПУТИ ОБУЧЕНИЯ
|В обучении монологу и диалогу есть много общего, но тем не менее следует признать, что для учебного общения диалогическая речь представляет гораздо больше трудностей, чем монологическая. Безусловно, многое зависит от ситуации, психологических особенностей учащихся, множества других факторов, но у данного утверждения есть вполне объективное обоснование.
В основе специфики формирования именно диалога лежат трудности, обусловленные его характеристиками. |
[Можно, выделить..следующие основные характеристики диалога:
• реактивность;
• ситуативность.
Рассмотрим подробнее каждую из них и определим, как данная характеристика диалога предопределяет объективные и субъективные сложности для учителя и ученика.
/■ Соловова Е. Н.
178 Обучение говорению
Реактивность.Именно данная черта диалогической речи обусловливает объективные трудности овладения данной формой общения на иностранном языке для учащихся. В основе этих трудностей лежат следующие причины.
• Реакция партнера по общению может быть совершенно непред
сказуема, ,например, он может неожиданно перевести разговор
в другое русло. Не менее трудно справиться и с ситуацией,
в которой реакции нет вообще. И в том и в другом случае не
обходимо по ходу общения изменять первоначально намеченную
логику разговора,, подключать разнообразные дискурсивные
.. приемы для осуществления намеченной цели общения.
• Нередки случаи, когда у учащихся нет необходимых социаль-
. ных навыков диалогического общения не только на иностран
ном, но и на родном языке, а следовательно, учитель иност
ранного языка должен уметь их формировать практически
заново. Отсутствие этих навыков проявляется не столько в не
знании лексики, грамматики и т. д., сколько в неумении вхо
дить в контакт с людьми, вежливо отвечать на вопросы, про
являть заинтересованность в том, что говорит собеседник,
поддерживать разговор с помощью простых реплик реагирова
ния, адекватно использовать мимику, жесты, интонацию и дру
гие паралингвистические средства.
• В отличие от монолога, где автор сам определяет не только
логику высказывания, йо и выбор языковых и речевых
средств, в диалоге мы всегда зависим от партнера. Помимо
умения говорить, диалог предполагает умение аудировать.
Здесь вступают в силу новые группы объективных труднос
тей, обусловленных индивидуальными особенностями речи го
ворящего, о которых подробно говорилось в лекции о фор
мировании умений аудирования. Для успешного ведения
диалога в этой связи необходимо иметь определенный уро:
вень развития речевого слуха, компенсаторных умений, веро
ятностного прогнозирования и т. д.- Таким образом, учащимся
необходимо овладеть определенным набором реплик реагиро
вания, сформировать готовность к взаимодействию, в неожи
данных ситуациях, овладеть необходимыми компенсаторными
технологиями.
Ситуативность.Как уже не раз отмечалось, речь не бывает вне ситуации. И в монологе, и в диалоге, именно ситуация определяет, мотив говорения, который, в свою очередь, является источником порождения речи, Учебное общение имеет свою специфику, учебные монологи и диалоги не всегда протекают по тем же законам, что. и в реальном общении. Однако если установки типа «Расскажи нам о своей семье, любимом герое и т.д.» могут спровоциро11 вать более или менее успешное монологическое высказывание, то. вне заданной ситуации аналогичная установка на диалог явно не будет иметь успеха.
Обучение говорению_______ :_________ 179
___________ _^_________________________________ __ ЗАДАНИЕ
А Попробуйте спонтанно на русском или иностранном языке сО-
ставить диалогу товарище*^ по следующей установке: «Пого
ворите о cnopte/кино/здоровОм образе жизни/развитии науки
и т. д.». / '
Ф% Оцените получившийся диалог с точки зрения эффективности
речевого взаимодействий обоих партнеров; содержательной
ценности общения, разнообразия использованных речевых
структур и лексического наполнения. .
£к Попробуйте сформугг'ировать те трудности, с котОбыгйй вы столкнулись при выполнений, данного задания.
0к Сформулируйте речевую установку так, чтобы была понятна ис-^ ходная речевая ситуация, а главное, речевая задача общения
для каждого из,его участников. Попробуйте составить диалог
заново и сравните результаты.
Ситуативность как одна из характерных черт диалога предполагает, что успешность диалогического общения на уроке во многом зависит от заданной ситуаций и. понимания учащимися' речевой задачи общения. В противном случае никакие опоры не помогут, успешно выполнить задание.
Ситуативность составляет суть и предопределяет тлргику
данной формы общения. Г '."!.': .
РАЗНОВИДНОСТИ ДИАЛОГА
В отличие от монолога при обучении диалогу обычно, выделяются всего две разновидности; свободные и стандартные (типовые).
Почему-то на вопрос о том, какие разновидности диалога наиболее часто.встречаются в реальном общении, большинство людей называет свободные диалоги. Мне,же представляется, что это не так. Давайте вспомним тс социальные роли, которые нам в жизни приходится «играть» практически ежедневно. Все мы. выступаем в роли родителей или детей, покупателей или продавцов, пассажиров или водителей, учителей или учеников, врачей или пациентов. Думается, что та:или иная роль достаточно жестко регламентирована типичной ситуацией общения и «вариации на тему» действительно возможны, но очень ограничены. .С сожалением можно утверждать, что даже в роли детей и,родителей мы чаще ведем стандартные диалоги, чем свободные. Очень часто все общение 'Сводится к репликам: «Как дела? Как дела в школе? Ты поел? Уроки сделал? Быстро мой руки/чисти зубы и садись обедать/ложись спать. Опять телевизор смотришь/лежищь \ на диване/играешь на компьютере/забыл купить хлеб?»
Обучение говорению
- ■■■..-.■:__________________________________________ ЗАДАНИЕ
А Составьте список реплик, характерных для роли покупателя, , пассажира, больного.
£Ъ Сравните свой список с аналогичным списком товарища.
£Ь Определите, насколько сильно они отличаются друг от друга и в чем заключается причина различий.
Что же такое свободные диалоги и.бывают ли такие вообще? Традиционно к свободным диалогам относятся беседы, дискуссии, интервью, т.е. те формы речевого взаимодействия, где изначально содержательные границы общения каждого из партнеров, а значит, и общая логика развития разговора жестко не фиксируются социальными речевыми ролями. Следует* однако,, признать, что граница между свободными и стандартными диалогами в реальном общении очень подвижна, эти разновидности диалогов могут легко трансформироваться в ходе развития речевого общения в зависимости от изменений речевой ситуации..