Один говорит — остальные молчат.

Для того чтобы все ученики имели как можно больше возмож­ностей и времени для общения.на ИЯ на уроке, надо:

• шире использовать групповые и парные режимы работы на Уроке;

• создавать игровые ситуации, где уровень мотивации достаточ­но высок, и даже если говорит один человек, то остальные не* выключены из общего режима работы, а выполняют другие ре­чевые действия: слушают, записывают, выписывают, считают, зарисовывают и т.д.;

• при планировании уроков со значительной долей монологичес­кой речи не забывать об установках на прослушивание для ос­тальных учеников группы. Золотое правило в данном случае гласит: «Каждый ученик в классе, в любой момент урока чет­ко осознает свою задачу, никогда не сидит без дела».

С ЧЕГО НАЧИНАТЬ ОБУЧЕНИЕ ГОВОРЕНИЮ

Обычно начинают обучать говорению.с основ, т. е. со ста­
новления произносительных навыков, формирования лексичес­
ких и грамматических навыков, навыков аудирования. На на­
чальном этапе обучения разъединить процесс формирования,
этих навыков практически невозможно. Учитель знакомит уча­
щихся с новой структурой. Это предполагает изучение .новых,
слов, звуков, интонем. Эту структуру учащиеся слушают и по-,
вторяют за учителем или диктором. Ее же используют в микро-'
диалогах с учителем и товарищами. Когда таких структур в рам­
ках учебной ситуации становится достаточно, то их могут'
соединять в небольшие монологи и диалоги. •-

Это хорошо прослеживается па материале учебников для на-" чального этапа обучения.

Однако хотелось бы подчеркнуть еще раз то, о чем уже неод­нократно говорилось. Для того чтобы речь была речью по сути,л а не только по форме, надо помнить о том, что в основе порожу дения и стимулирования речи лежит мотив, т. е. намерение гово-. рящего участвовать в общении. Для того чтобы появился такой| мотив на уроке, необходимо создать речевую ситуацию. Речевые!; ситуации могут быть реальными, условными или проблемными! (см: лекцию 2 об уроке ИЯ)- На начальном этапе это не менее'] важно, чем на других.

Обучение говорению_______________ 171

__________________________________________________ ЗАДАНИЕ

Ученики начальной школы, изучающие английский первый год, выучили следующие слова по теме «Моя семья»: мама, папа, те­тя, дядя, брат, сестра, двоюродный брат/сестра, бабушка, де­душка. Они также умеют задавать вопросы типа: «У тебя/не­го/нее есть дядя? У. него большая семья? В какой стране он/она/они живут? Это мужчина или женщина/мальчик или девоч­ка?» В ответах они могут использовать утвердительную и отри­цательную формы глаголов.

Сравните два задания на развитие навыков говорения на началь­ном этапе и скажите, какое из них:

• вам нравится больше и почему;

• , имеет большую образовательную и воспитательную ценность;

• в большей степени моделирует реальную речевую ситуацию;

• вызовет больший интерес у учащихся;

• ориентировано на развитие и монолога, и диалога.

Упражнение 1. Расспросите друг друга о ваших семьях./Расска­жите друг другу о ваших семьях.

Упражнение 2. Загадайте одного из следующих сказочных героев: Золушку, Чиполлино, Карлсона, Буратино, Красную Шапочку, Ко­лобка или кого-то еще. Пусть ваши товарищи отгадают задуманно­го вами героя с помощью вопросов о его/ее семье, а также о стра­не, в которой этот сказочный герой родился и живет, или Не называя задуманного сказочного героя, расскажите о его семье и назовите страну, в которой этот сказочный герой родился и жи­вет. Пусть ребята попробуют отгадать вашего задуманного героя.

Как известно, устноречевое общение может иметь монологи­ческую, диалогическую или полилогическую форму. Рассмотрим особенности обучении данным разновидностям устной речи по­дробнее.

ОБУЧЕНИЕ МОНОЛОГУ.

ЕГО РАЗНОВИДНОСТИ

И ХАРАКТЕРИСТИКИ.

ПУТИ ОБУЧЕНИЯ МОНОЛОГУ

Прежде всего давайте определим те разновидности монолога,

которые встречаются в реальном общении. К ним можно отнести:

• приветственную речь;

• похвалу;

• порицание;

172________________ Обучение говорению

• лекцию;

• рассказ;

• характеристику;

• описание;

• обвинительную или оправдательную речь и т. д.

Как же знание существующих разновидностей монолога, может способствовать улучшению процесса обучения данному виду рече­вой деятельности?

Представим себе такую ситуацию. В классе изучается одна из учебных тем, например «Мой родной город». Пройдена лексика, грамматика, прочитан текст, выполнены упражнения. В качестве домашнего задания учитель просит рассказать о родном' городе. Что изменится, если перед тем, как дать такое задание, учитель вспомнит о существующих разновидностях монолога и выберет не­которые из них как наиболее предпочтительные?

__________________________________________________ ЗАДАНИЕ

Какие бы разновидности монолога в данном случае выбрали вы? Как бы это определило характер речевой установки? Попробуйте сформулировать ее.

На следующий день ученики пришли с выполненным домашним заданием, и вам предстоит его выслушать и оценить. Для этого учителю необходимо знать характеристики, которые отличают мо­нологическое высказывание от любого другого. Именно данные ха­рактеристики и составляют основные параметры оценки монолога.

ХАРАКТЕРИСТИКИ МОНОЛОГА

• Целенаправленность/соответствие речевой задаче;

• непрерывный характер;

• логичность; (.

• смысловая законченность;

• самостоятельность;

• выразительность.

. Действительно, прежде чем начать произносить монолог в ре-' альной жизни, человек хорошо понимает, зачем он это делает, и произносит его только в том случае, если действительно хочет выговориться или считает это необходимым. Цель монолога опре­деляется речевой ситуацией, которая, в свою очередь, определена местом, временем,' аудиторией и конкретной речевой задачей.

На уроке все несколько иначе. Ситуацию надо создать, а ина­че исчезает самая важная и самая первая характеристика моноло-, га — целенаправленность,которая в значительной степени опреч деляет и все остальное.

Попробуем это доказать. Приведем несколько примеров монс" логических высказываний и определим, как наличие или отсутст-',

Обучение говорению 173

вие четко осознаваемой цели может повлиять на реализацию ос­новных характеристик монолога.

Пример I. Ученики прочитали текст и получили задание переска­зать его близко к тексту.

К какой разновидности монолога вы бы могли отнести этот пересказ? Почему? Можно ли сказать, что у такого монолога есть цель, или нет? Цель, безусловно, есть, правда, она, скорее, связана с желанием получить хорошую отметку. Такой монолог будет фор­мально соответствовать всем основным характеристикам мопол-ога. Однако его вряд ли можно назвать речью по сути, так как реаль­ным автором данного произведения был и остается автор текста. Именно ему принадлежит определение логики высказывания, выбор средств выразительности. Это он проявляет самостоятельность, ре­шает, что и как говорить, аргументирует свою позицию и т.. д.

Я отнюдь не хочу сказать, что такое задание, как подробный пересказ текста, не имеет права на существование на уроке ино­странного языка, однако пересказ имеет гораздо большее отноше­ние к отработке лексических, грамматических навыков, к провер­ке умений читать с полным пониманием прочитанного, чем к формированию собственно речевых навыков. Если говорение от­носится к продуктивным навыкам речи, то формировать его лишь на основе репродуктивных упражнений было бы по меньшей ме­ре неправильно.

Пример 2. Ученики прочитали текст и получили на выбор несколь­ко заданий;

• Рассказать текст от лица одного из героев.

• Дать характеристику одному из героев текста.

• Оправдать/осудить поведение или позицию героев текста.

• Подумать и рассказать, как могло бы измениться действие рас­сказа, если бы... (Предлагается изменение одного или несколь­ких параметров конкретной ситуации.)

• Дать'аннотацию текста или коротко изложить его .содержание.

• Сравнить поведение разных героев и дать оценку их поведению и т. д.

Можно ли определить возможные разновидности монолога в данном случае? Как изменится суть речевого высказывания при выборе каждого из предложенных заданий?

Какое бы задание ни выбрал ученик, это будет не просто ме­ханическое заучивание текста, а подлинно самостоятельное ре­чевое высказывание, поскольку цель любого из предложенных монологов не дублирует речевую цель автора текста. Целенаправ­ленность, в. свою очередь, определит характер монолога, его логи­ку, структурную организацию, законченность, самостоятельность и выразительность. В любом случае учащийся будет создавать {проектировать, продуцировать) св.ое, неповторимое речевое про­изведение, основываясь на материале текста, будет учиться интер-



Обучение говорению

претировать и трактовать по-новому факты, слова, поступки и т. д., производить необходимые языковые и речевые трансфор­мации текста.

ПУТИ ОБУЧЕНИЯ МОНОЛОГУ

В отечественной методике обучения иностранным языкам вы­деляют два основных пути формирования умений говорения:

1) «сверху вниз»;

2) «снизу вверх».

Первый путь предполагает развитие монологических навыков на основе прочитанного текста. Второй путь связан с развитием этих навыков без опоры на текст, отталкиваясь лишь от тематики и проблематики обсуждаемых вопросов, изученной лексики и грам­матики, а также речевых структур.

Рассмотрим каждый из них более подробно.

Путь «сверху вниз»

Речь идет о формировании монологических умений на основе . различных этапов работы с текстом. Данный путь имеет целый ряд : преимуществ.

Во-первых, текст достаточно полно очерчивает.речевую ситу­ацию и учителю не надо придумывать хитроумные способы для ее создания на уроке. В данном случае речь идет лишь о ее исполь­зовании для порождения речевых высказываний учащихся и о ча­стичном видоизменении с помощью речевых установок и упраж­нений.

Уже на дотекстовом этапе учащиеся составляют мини-моноло­ги, предвосхищая содержание текста, комментируя его заголовок1 и т. д.

Задания после прочтения текста предполагают более продол*., жительные высказывания. Здесь же происходит установление ло­гико-смысловых связей речи, анализ использованных средств, вы-' разительности, речевых приемов, способов аргументации и т.д.'; Вспомним лишь некоторые из заданий:

• Ответить па вопросы на понимание содержания и смысла про-': читанного текста. ., -4.J

• Согласиться с утверждениями или опровергнуть их. ..;.|

• Выбрать глаголы, прилагательные, идиоматические выражения?,;; тропы, с помощью которых автор описывает/выражает своё;* отношение к людям, событиям, природе и т. д.

• Доказать, что...

• Определить основную идею текста.

• ■ Охарактеризовать...

• Кратко изложить содержание текста, составить аннотации
■ к тексту, дать рецензию на текст.

Обучение говорению



• Рассказать текст от лица главного героя (злодея, наблюдателя,
сплетника, журналиста и т.д.).

• ' . Придумать другой конец, И т. д. -

Во-вторых, грамотно отобранные, тексты имеют высокую сте­пень информативности, а значит, и предопределяют содержатель­ную ценность речевых высказываний, учащихся, способствуют ре­ализации образовательных целей обучения.

В-третьих, аутентичные тексты различных жанров дают хоро­
шую языковую и речевую опору, образец для подражания, осно­
ву для составления собственных речевых высказываний по об­
разцу. .;

Путь «снизу вверх»

В данном случае монолог строится без опоры на конкретный текст.

В. каких случаях данный путь может быть выбран учителем? . 1. На начальном этапе обучения, когда ученики еще не умеют читать или когда учебные тексты для чтения вряд ли могут пред­ложить серьезную содержательную основу для развития навыков говорения.

2. На среднем и старшем этапах обучения, когда языковой и содержательный уровень знаний по обсуждаемой теме или про­блеме достаточно высок. В данном случае предполагаемые моно­логи могут строиться не столько на материале одного конкретно­го текста, сколько на основе многих текстов, прочитанных или прослушанных на родном и иностранном языках. Как правило, в данном случае предполагается использовать, межпредметные свя­зи, общее понимание вопроса, его индивидуальную трактовку и т. д.

Для того чтобы получить желаемый уровень монологической речи в данном случае, учитель должен быть уверен, что:

• у учащихся есть достаточный информационный запас по данной теме (с учетом межпредметных связей);

• уровень языка (лексический и1 грамматический) достаточен для успешного обсуждения данной темы на иностранном языке;

• в речевом репертуаре учащихся имеется необходимый запас средств реализации различных речевых'функций (согласия, не­согласия, :передачи или запроса информации и т.д.);

• . учащиеся владеют речевыми умениями (способами связи раз-

личных речевых высказываний, дискурсивными приемами,.ком­позицией речи и т.д.),

В соответствии с принципом интеграции и дифференциации обучение практически всем аспектам языка и видам речевой дея­тельности тесно взаимосвязано. Если при обучении монологу путем «сверху вниз» мы установили тесную связь с работой над текста­ми, то в данном случае можно проследить аналогичные параллели

176________________ Обучение говорению__________________

с формированием лексических навыков речи, особенно на этапе ра­боты на уровне предложения и сверхфразового, единства.

Вспомним некоторые задания и постараемся проследить логи­ку развития монологической речи на начальном и продвинутом этапах.

Начальный этап

Этапы работы Примеры заданий и упражнений
1. Ознакомление со словами и их пер­вичная отработка на уровне слова и сло­восочетаний • Назвать слово, глядя на картинку. • Выбрать слово, которое не подходит к данной группе слов. :' • Прочитать слова. • Составить словосочетания из предложенных слов. • Заполнить пропуски в предложении. • Найти ошибки. • Отгадать слово по его дефиниции.
2. Отработка слов на уровне предложения • Ответить на вопросы, предполагающие использо­ вание новой лексики. • Сформулировать вопросы к имеющимся ответам. • Заполнить пропуски/закончить предложения. • Соединить разрозненные части предложения. • Перефразировать предложения с использовани­ ем предложенных слов.
3. Работа на уровне сверхфразового единства • Описать картинку. • Использование различных языковых и речевых игр (на отгадывание, описание; командные со­ ревнования и т. д.).

Средний и старший этапы

Этапы работы Примеры заданий и упражнений
1. Повторение изучен­ного материала по данной теме . • Фронтальное обсуждение темы/беседа. • Ответить на вопросы. • Составить спайдограмму/план-схему темы. • Подбор/повторение лексики по теме,
2. Ознакомление с но­вым языковым ма­териалом и его пер­вичная отработка • Лексические упражнения на уровне слова и сло­ восочетания. • Языковые игры (бинго, игры на отгадывание, языковое лото и т. д.).
3. Речевые упражнения • Высказать свое мнение по вопросу/утвержде­ нию/цитате и т. д. • Прокомментировать пословицу. • Подготовить доклад/сообщение на тему и т. д.

Обучение говорению_________________ 177

Наши рекомендации