Один говорит — остальные молчат.
Для того чтобы все ученики имели как можно больше возможностей и времени для общения.на ИЯ на уроке, надо:
• шире использовать групповые и парные режимы работы на Уроке;
• создавать игровые ситуации, где уровень мотивации достаточно высок, и даже если говорит один человек, то остальные не* выключены из общего режима работы, а выполняют другие речевые действия: слушают, записывают, выписывают, считают, зарисовывают и т.д.;
• при планировании уроков со значительной долей монологической речи не забывать об установках на прослушивание для остальных учеников группы. Золотое правило в данном случае гласит: «Каждый ученик в классе, в любой момент урока четко осознает свою задачу, никогда не сидит без дела».
С ЧЕГО НАЧИНАТЬ ОБУЧЕНИЕ ГОВОРЕНИЮ
Обычно начинают обучать говорению.с основ, т. е. со ста
новления произносительных навыков, формирования лексичес
ких и грамматических навыков, навыков аудирования. На на
чальном этапе обучения разъединить процесс формирования,
этих навыков практически невозможно. Учитель знакомит уча
щихся с новой структурой. Это предполагает изучение .новых,
слов, звуков, интонем. Эту структуру учащиеся слушают и по-,
вторяют за учителем или диктором. Ее же используют в микро-'
диалогах с учителем и товарищами. Когда таких структур в рам
ках учебной ситуации становится достаточно, то их могут'
соединять в небольшие монологи и диалоги. •-
Это хорошо прослеживается па материале учебников для на-" чального этапа обучения.
Однако хотелось бы подчеркнуть еще раз то, о чем уже неоднократно говорилось. Для того чтобы речь была речью по сути,л а не только по форме, надо помнить о том, что в основе порожу дения и стимулирования речи лежит мотив, т. е. намерение гово-. рящего участвовать в общении. Для того чтобы появился такой| мотив на уроке, необходимо создать речевую ситуацию. Речевые!; ситуации могут быть реальными, условными или проблемными! (см: лекцию 2 об уроке ИЯ)- На начальном этапе это не менее'] важно, чем на других.
Обучение говорению_______________ 171
__________________________________________________ ЗАДАНИЕ
Ученики начальной школы, изучающие английский первый год, выучили следующие слова по теме «Моя семья»: мама, папа, тетя, дядя, брат, сестра, двоюродный брат/сестра, бабушка, дедушка. Они также умеют задавать вопросы типа: «У тебя/него/нее есть дядя? У. него большая семья? В какой стране он/она/они живут? Это мужчина или женщина/мальчик или девочка?» В ответах они могут использовать утвердительную и отрицательную формы глаголов.
Сравните два задания на развитие навыков говорения на начальном этапе и скажите, какое из них:
• вам нравится больше и почему;
• , имеет большую образовательную и воспитательную ценность;
• в большей степени моделирует реальную речевую ситуацию;
• вызовет больший интерес у учащихся;
• ориентировано на развитие и монолога, и диалога.
Упражнение 1. Расспросите друг друга о ваших семьях./Расскажите друг другу о ваших семьях.
Упражнение 2. Загадайте одного из следующих сказочных героев: Золушку, Чиполлино, Карлсона, Буратино, Красную Шапочку, Колобка или кого-то еще. Пусть ваши товарищи отгадают задуманного вами героя с помощью вопросов о его/ее семье, а также о стране, в которой этот сказочный герой родился и живет, или Не называя задуманного сказочного героя, расскажите о его семье и назовите страну, в которой этот сказочный герой родился и живет. Пусть ребята попробуют отгадать вашего задуманного героя.
Как известно, устноречевое общение может иметь монологическую, диалогическую или полилогическую форму. Рассмотрим особенности обучении данным разновидностям устной речи подробнее.
ОБУЧЕНИЕ МОНОЛОГУ.
ЕГО РАЗНОВИДНОСТИ
И ХАРАКТЕРИСТИКИ.
ПУТИ ОБУЧЕНИЯ МОНОЛОГУ
Прежде всего давайте определим те разновидности монолога,
которые встречаются в реальном общении. К ним можно отнести:
• приветственную речь;
• похвалу;
• порицание;
172________________ Обучение говорению
• лекцию;
• рассказ;
• характеристику;
• описание;
• обвинительную или оправдательную речь и т. д.
Как же знание существующих разновидностей монолога, может способствовать улучшению процесса обучения данному виду речевой деятельности?
Представим себе такую ситуацию. В классе изучается одна из учебных тем, например «Мой родной город». Пройдена лексика, грамматика, прочитан текст, выполнены упражнения. В качестве домашнего задания учитель просит рассказать о родном' городе. Что изменится, если перед тем, как дать такое задание, учитель вспомнит о существующих разновидностях монолога и выберет некоторые из них как наиболее предпочтительные?
__________________________________________________ ЗАДАНИЕ
Какие бы разновидности монолога в данном случае выбрали вы? Как бы это определило характер речевой установки? Попробуйте сформулировать ее.
На следующий день ученики пришли с выполненным домашним заданием, и вам предстоит его выслушать и оценить. Для этого учителю необходимо знать характеристики, которые отличают монологическое высказывание от любого другого. Именно данные характеристики и составляют основные параметры оценки монолога.
ХАРАКТЕРИСТИКИ МОНОЛОГА
• Целенаправленность/соответствие речевой задаче;
• непрерывный характер;
• логичность; (.
• смысловая законченность;
• самостоятельность;
• выразительность.
. Действительно, прежде чем начать произносить монолог в ре-' альной жизни, человек хорошо понимает, зачем он это делает, и произносит его только в том случае, если действительно хочет выговориться или считает это необходимым. Цель монолога определяется речевой ситуацией, которая, в свою очередь, определена местом, временем,' аудиторией и конкретной речевой задачей.
На уроке все несколько иначе. Ситуацию надо создать, а иначе исчезает самая важная и самая первая характеристика моноло-, га — целенаправленность,которая в значительной степени опреч деляет и все остальное.
Попробуем это доказать. Приведем несколько примеров монс" логических высказываний и определим, как наличие или отсутст-',
Обучение говорению 173
вие четко осознаваемой цели может повлиять на реализацию основных характеристик монолога.
Пример I. Ученики прочитали текст и получили задание пересказать его близко к тексту.
К какой разновидности монолога вы бы могли отнести этот пересказ? Почему? Можно ли сказать, что у такого монолога есть цель, или нет? Цель, безусловно, есть, правда, она, скорее, связана с желанием получить хорошую отметку. Такой монолог будет формально соответствовать всем основным характеристикам мопол-ога. Однако его вряд ли можно назвать речью по сути, так как реальным автором данного произведения был и остается автор текста. Именно ему принадлежит определение логики высказывания, выбор средств выразительности. Это он проявляет самостоятельность, решает, что и как говорить, аргументирует свою позицию и т.. д.
Я отнюдь не хочу сказать, что такое задание, как подробный пересказ текста, не имеет права на существование на уроке иностранного языка, однако пересказ имеет гораздо большее отношение к отработке лексических, грамматических навыков, к проверке умений читать с полным пониманием прочитанного, чем к формированию собственно речевых навыков. Если говорение относится к продуктивным навыкам речи, то формировать его лишь на основе репродуктивных упражнений было бы по меньшей мере неправильно.
Пример 2. Ученики прочитали текст и получили на выбор несколько заданий;
• Рассказать текст от лица одного из героев.
• Дать характеристику одному из героев текста.
• Оправдать/осудить поведение или позицию героев текста.
• Подумать и рассказать, как могло бы измениться действие рассказа, если бы... (Предлагается изменение одного или нескольких параметров конкретной ситуации.)
• Дать'аннотацию текста или коротко изложить его .содержание.
• Сравнить поведение разных героев и дать оценку их поведению и т. д.
Можно ли определить возможные разновидности монолога в данном случае? Как изменится суть речевого высказывания при выборе каждого из предложенных заданий?
Какое бы задание ни выбрал ученик, это будет не просто механическое заучивание текста, а подлинно самостоятельное речевое высказывание, поскольку цель любого из предложенных монологов не дублирует речевую цель автора текста. Целенаправленность, в. свою очередь, определит характер монолога, его логику, структурную организацию, законченность, самостоятельность и выразительность. В любом случае учащийся будет создавать {проектировать, продуцировать) св.ое, неповторимое речевое произведение, основываясь на материале текста, будет учиться интер-
Обучение говорению
претировать и трактовать по-новому факты, слова, поступки и т. д., производить необходимые языковые и речевые трансформации текста.
ПУТИ ОБУЧЕНИЯ МОНОЛОГУ
В отечественной методике обучения иностранным языкам выделяют два основных пути формирования умений говорения:
1) «сверху вниз»;
2) «снизу вверх».
Первый путь предполагает развитие монологических навыков на основе прочитанного текста. Второй путь связан с развитием этих навыков без опоры на текст, отталкиваясь лишь от тематики и проблематики обсуждаемых вопросов, изученной лексики и грамматики, а также речевых структур.
Рассмотрим каждый из них более подробно.
Путь «сверху вниз»
Речь идет о формировании монологических умений на основе . различных этапов работы с текстом. Данный путь имеет целый ряд : преимуществ.
Во-первых, текст достаточно полно очерчивает.речевую ситуацию и учителю не надо придумывать хитроумные способы для ее создания на уроке. В данном случае речь идет лишь о ее использовании для порождения речевых высказываний учащихся и о частичном видоизменении с помощью речевых установок и упражнений.
Уже на дотекстовом этапе учащиеся составляют мини-монологи, предвосхищая содержание текста, комментируя его заголовок1 и т. д.
Задания после прочтения текста предполагают более продол*., жительные высказывания. Здесь же происходит установление логико-смысловых связей речи, анализ использованных средств, вы-' разительности, речевых приемов, способов аргументации и т.д.'; Вспомним лишь некоторые из заданий:
• Ответить па вопросы на понимание содержания и смысла про-': читанного текста. ., -4.J
• Согласиться с утверждениями или опровергнуть их. ..;.|
• Выбрать глаголы, прилагательные, идиоматические выражения?,;; тропы, с помощью которых автор описывает/выражает своё;* отношение к людям, событиям, природе и т. д.
• Доказать, что...
• Определить основную идею текста.
• ■ Охарактеризовать...
• Кратко изложить содержание текста, составить аннотации
■ к тексту, дать рецензию на текст.
Обучение говорению
• Рассказать текст от лица главного героя (злодея, наблюдателя,
сплетника, журналиста и т.д.).
• ' . Придумать другой конец, И т. д. -
Во-вторых, грамотно отобранные, тексты имеют высокую степень информативности, а значит, и предопределяют содержательную ценность речевых высказываний, учащихся, способствуют реализации образовательных целей обучения.
В-третьих, аутентичные тексты различных жанров дают хоро
шую языковую и речевую опору, образец для подражания, осно
ву для составления собственных речевых высказываний по об
разцу. .;
Путь «снизу вверх»
В данном случае монолог строится без опоры на конкретный текст.
В. каких случаях данный путь может быть выбран учителем? . 1. На начальном этапе обучения, когда ученики еще не умеют читать или когда учебные тексты для чтения вряд ли могут предложить серьезную содержательную основу для развития навыков говорения.
2. На среднем и старшем этапах обучения, когда языковой и содержательный уровень знаний по обсуждаемой теме или проблеме достаточно высок. В данном случае предполагаемые монологи могут строиться не столько на материале одного конкретного текста, сколько на основе многих текстов, прочитанных или прослушанных на родном и иностранном языках. Как правило, в данном случае предполагается использовать, межпредметные связи, общее понимание вопроса, его индивидуальную трактовку и т. д.
Для того чтобы получить желаемый уровень монологической речи в данном случае, учитель должен быть уверен, что:
• у учащихся есть достаточный информационный запас по данной теме (с учетом межпредметных связей);
• уровень языка (лексический и1 грамматический) достаточен для успешного обсуждения данной темы на иностранном языке;
• в речевом репертуаре учащихся имеется необходимый запас средств реализации различных речевых'функций (согласия, несогласия, :передачи или запроса информации и т.д.);
• . учащиеся владеют речевыми умениями (способами связи раз-
личных речевых высказываний, дискурсивными приемами,.композицией речи и т.д.),
В соответствии с принципом интеграции и дифференциации обучение практически всем аспектам языка и видам речевой деятельности тесно взаимосвязано. Если при обучении монологу путем «сверху вниз» мы установили тесную связь с работой над текстами, то в данном случае можно проследить аналогичные параллели
176________________ Обучение говорению__________________
с формированием лексических навыков речи, особенно на этапе работы на уровне предложения и сверхфразового, единства.
Вспомним некоторые задания и постараемся проследить логику развития монологической речи на начальном и продвинутом этапах.
Начальный этап
Этапы работы | Примеры заданий и упражнений |
1. Ознакомление со словами и их первичная отработка на уровне слова и словосочетаний | • Назвать слово, глядя на картинку. • Выбрать слово, которое не подходит к данной группе слов. :' • Прочитать слова. • Составить словосочетания из предложенных слов. • Заполнить пропуски в предложении. • Найти ошибки. • Отгадать слово по его дефиниции. |
2. Отработка слов на уровне предложения | • Ответить на вопросы, предполагающие использо вание новой лексики. • Сформулировать вопросы к имеющимся ответам. • Заполнить пропуски/закончить предложения. • Соединить разрозненные части предложения. • Перефразировать предложения с использовани ем предложенных слов. |
3. Работа на уровне сверхфразового единства | • Описать картинку. • Использование различных языковых и речевых игр (на отгадывание, описание; командные со ревнования и т. д.). |
Средний и старший этапы
Этапы работы | Примеры заданий и упражнений |
1. Повторение изученного материала по данной теме . | • Фронтальное обсуждение темы/беседа. • Ответить на вопросы. • Составить спайдограмму/план-схему темы. • Подбор/повторение лексики по теме, |
2. Ознакомление с новым языковым материалом и его первичная отработка | • Лексические упражнения на уровне слова и сло восочетания. • Языковые игры (бинго, игры на отгадывание, языковое лото и т. д.). |
3. Речевые упражнения | • Высказать свое мнение по вопросу/утвержде нию/цитате и т. д. • Прокомментировать пословицу. • Подготовить доклад/сообщение на тему и т. д. |
Обучение говорению_________________ 177