Что является положительной характеристикой уроков формирования устноречевых умений

• Ученики говорят подавляющую часть урока. Соотношение речи учителя и учеников идет явно в пользу последних. Учитель лишь направляет и моделирует различные формы речевого вза­имодействия.

• Все учащиеся принимают равное участие в общении. Учитель не допускает монополизации внимания и учебного времени группой наиболее раскованных и продвинутых учеников, уме­ет вовлечь в общение даже слабоуспевающих и етеснитель:' ных.

• ■ Учащиеся хотят говорить. Уровень мотивации на уроке очень

высок благодаря использованию различных источников созда­ния мотивации.

• Языковой уровень соответствует реальным возможностям дан­
ной группы.

Определив положительные моменты, давайте рассмотрим и те, которые потенциально препятствуют успешному проведению уро­ков говорения на ИЯ-

ВОЗМОЖНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

• Ученики стесняются говорить на ИЯ, боятся сделать ошибки и таким образом подвергнуть себя критике со стороны учителя и соучеников.

• Учащимся нечего сказать по обсуждаемой проблеме, у них нет достаточной информации по данному вопросу и на родном языке.

• Учащиеся не понимают речевую задачу, а значит, и то, что надо делать.

• У учашихся не хватает языковых и речевых средств для реше­ния поставленной задачи.

• Когда говорит один ученик, остальные молчат, а значит, есть опасность их исключения, из учебного общения, неэффективно­го использования времени урока. .

• При парных и групповых формах работы учащиеся часто пе­реходят на использование родного языка и допускают много ошибок.

Обучение говорению______________ 167

ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ТРУДНОСТЕЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИИ УРОКОВ ГОВОРЕНИЯ

1. Боязнь совершить ошибку, стеснительность, чрезмерная критика.

Для того чтобы минимизировать данное отрицательное явле­ние, учителю достаточно создать атмосферу доброжелательности и доверия. Мне очень понравилось, как сказала Т. А. Кузнецова, учитель английского языка одной из подмосковных школ: "Mistakes are OK, everybody makes them." («Ошибки — это нор­мально, мы все их совершаем».)

Однако подчас это легче сказать, чем сделать. Какие реальные шаги может предпринять учитель, чтобы добиться желаемого ре­зультата в данном вопросе?

• Не бояться признавать свои собственные ошибки или созна­ваться в незнании чего-либо. Человек не может знать всего, но он может узнать. Однако если учитель обещал узнать или проверить что-либо, то забывать об этом не рекомендуется. Мы учим на своем примере.

• Не позволять учащимся резко критиковать друг друга, при не­обходимости даже создавать наиболее «критически настроен­ным» ситуации, когда их также можно упрекнуть в незнании

. или недостаточном знании.

• Шире использовать коллективные формы работы (парные, групповые, проектные), где успех каждого материализуется в успехе всей группы и наоборот.

• Использовать различные источники создания мотивации!

Источники создания мотивации

(по классификации П. Б. Гурвича)

1. Целевая мотивация.

Данная мотивация основана на ясном осознании как конечной
цели изучения ИЯ, так и цели выполнения каждого задания. Это
непосредственно связано и с речевой ценностью урока (см. лек­
цию 2). Из психологии известно, что,хорошо усваивается то, что
связано с активной деятельностью человека, что нужно для этой
деятельности, на что она направлена и с помощью чего осуществ­
ляется. '

2. Мотивация успеха.

Любой человек, а особенно подросток, болезненно пережива­ет «неуспех», но если предмет «удается», то его изучают с удво­енным интересом. Учащиеся хотят получить что-то реально осяза­емое за тот труд, который они затратили, почувствовать, что идут к какой-то цели, получают что-то такое, что могут использовать немедленно.

168 Обучение говорению

Мотивация в изучении ИЯ значительно, возрастет, если пер­спективы использования знаний реализуются не только на уроке, но и во внеклассной работе. Именно здесь достигнутые успехи мо­гут быть оценены как одноклассниками, так и родителями, школь­никами других классов, учителями-предметниками и т.д.

3. Страноведческая мотивация.

Сам факт перемещения обыденных действий и событий в стра­ну изучаемого языка усиливает интерес учащихся, дает возмож­ность обратить внимание на различные проявления национальных специфических особенностей иной культуры. Как люди в разных странах ходят в магазин, к врачу, в гости, в школу, в кино и т.д.? Как и что они при этом говорят, как ведут себя, что предполага­ют услышать в ответ и почему?

Сравнительный анализ и сопоставление культурных особенпо-г стей родной страны и стран изучаемого языка позволяют лучше понять особенности чисто языковых явлений, которые предста,в-ляют собой отражение фактических сторон жизни людей. Язык быстро реагирует на все социальные изменения в жизни той или иной страны. В нем находят отражение нравы и обычаи страны, ее взаимодействие с другими странами мира. Все это имеет ог­ромную ценность для понимания социальной природы языка, его связи с мышлением, по при условии, что данный материал уме­ло обсуждается и действительно соотносится с изучаемым мате­риалом.

4. Эстетическая мотивация.

Многие методисты высказывают мысль о том, что ученики должны изучать ИЯ не потому, что им нужно знать язык, а пото­му, что изучение языка — удовольствие. Чтобы это действитель­но было так, следует уделить достаточное внимание оформлению кабинета, качеству используемых наглядных пособий, картин, слайдов, видео, музыке, звучащей на уроке и на перемене, а так­же культуре оформления записей на доске, в тетрадях. Все это должно быть эстетичньш, вызывающим интерес к предмету, а не. раздражение.

5. Инструментальная мотивация.

Исходя из■ особенностей работы мозга, темперамента, видов. памяти и других аспектов индивидуальных различий, каждый уче­ник имеет свои любимые формы и виды работ. Один с легкостью составляет занимательные рассказы с изучаемой лексикой, другой--..; предпочитает драматизацию, третий любит переводить и т. д. Учет . инструментальной мотивации состоит в том, чтобы дать возмож­ность каждому ученику максимально выразить себя в любимом. и наиболее удающемся, виде работ. Грамотно построенные учебные пособия очень часто предполагают возможность выбора различных, заданий, построенных на решении сходных речевых задач на кон-: крет'ном языковом и речевом материале. Обучение в коллективе':

Обучение говорению________________ Ш|

и через коллектив предполагает не только возможность «сольной» самореализации, но и применение таланта в групповых формах работы. Это наглядно прослеживается в разработке совместных проектов. Каждый весомый взнос в общий успех группы помога­ет закрепить отношения «ответственной зависимости» (по Г. А. Китайгородской) между товарищами-одноклассниками.

2. Нечего сказать по обсуждаемой теме/проблеме. Не хвата­
ет языковых или речевых средств.

Для решения данной проблемы необходимо создавать достаточ­ный уровень опор содержательного., языкового и речевого плана. Следующие рекомендации могут оказать практическую помощь учителю.

• Уроки развития навыков говорения должны опираться на уже сформированные лексические и грамматические навыки в рам­ках изучаемой темы.

• Помимо лексических единиц и грамматических структур, уче­никам необходимо знать и уметь использовать различные фор­мы связи речи, ее логического выстраивания с помощью рече­вых клише, союзов, вводных структур, реплик реагирования и т. д.

• Грамотный подбор текстов для чтения и аудирования может обеспечить не только восполнение определенных пробелов ин­формационного плана, но и необходимый набор языковых и ре­чевых средств по обсуждаемой проблеме.

• Большое значение в данном вопросе имеет содержательная и языковая ценность тренировочных упражнений.

• Предлагаемые задания необходимо строить с учетом реального информационного запаса обучаемых. Учет междисциплинар­ных/межпредметных связей способен значительно облегчить решение практических задач общения на ИЯ.

• Большую помощь может оказать использование опор вербаль­ного характера (схем, таблиц,, планов с ключевыми словами, опорных конспектов и т.д.), а также невербальных опор (кар-. тинок, музыки и т.д.).

Наши рекомендации