Просмотреть текст/первый абзац и определить, о чем этот текст.
6. Прочесть вопросы/утверждения по тексту и определить его тематику и проблематику.
7. Попытаться ответить на предложенные вопросы до чтения текста.
ТЕКСТОВЫЙ ЭТАП Цели
• Проконтролировать степень сформированности различных языковых навыков и речевых умений.
• Продолжитьформирование соответствующих навыков и умений.
Упражнения и задания I. Найти/выбрать/прочесть/соединить/вставить:
• ответы на предложенные вопросы;
• подтверждение правильности/ложности утверждений;
ВНИМАНИЕ!!!
При составлении собственных вопросов и утверждений желательно:
• избегать общих вопросов, при необходимости заменять их разделительными, чтобы избежать односложных ответов;
• ориентировать вопросы и утверждения не на содержание, а на смысл, поскольку последние предполагают цитирование и позволяют проверить глубину понимания. Одновременно учащиеся осуществляют творческий анализ текста и готовятся к работе по интерпретации.
подходящий заголовок к каждому из абзацев; подходящее по смыслу предложение, пропущенное в тексте; . предложения со следующими словами/грамматическими явлениями/идиоматическими выражениями и т.д.; глаголы/прилагательные/эпитеты/другие тропы, используемые автором при описании кого-либо или чего:либо; описание внешности/места события/отношения кого-либо к чему-либо и т. д.
2. Догадаться:
• о значении слова или слов по контексту;
• какой из предложенных переводов/какая дефиниция слова наиболее точно отражает его значение в данном контексте;
Обучение чтению■__________ 163
• как будут развиваться события во второй главе/следующей ча
сти текста.
3. ПОСЛЕТЕКСТОВЫЙ ЭТАП Цель
• Использовать ситуацию текста в качестве языковой/рече
вой/содержательной опоры для развития умений в устной
и письменной речи.
Упражнения и задания
Опровергнуть утверждения или согласиться с ними.
2. Доказать, что...
3. Охарактеризовать...
Сказать, какое из следующих высказываний наиболее точно передает основную мысль текста. Обосновать свой ответ.
Сказать, с каким из данных выражений был бы не согласен автор.
6. Составить план текста, выделив его основные мысли.
7. Рассказать текст от лица главного героя (злодея, наблюдателя, сплетника, журналиста и т.д.).
8. Кратко изложить содержание текста/составить аннотацию к тексту/дать рецензию на текст и т. д.
9. Придумать, что могло бы случиться, если бы... Придумать новый конец текста.
Придумать новое название.
П. Подобрать/отобрать пословицы, которые подходят по смыслу к данной ситуации и наиболее точно передают идею текста.
Взяв за основу ситуацию текста, написать собственный текст в другом жанре и т.д.
Большое количество упражнений иидей для создания собственных упражнений на базе прочитанного текста можно найти в книге Алана Мэйли {Alan Maley. Short and Sweet.— CUP, 1995).
ОБУЧЕНИЕ ГОВОРЕНИЮ Г
\и£Щ№9
В данной лекции нам предстоит рассмотреть следующие.вопросы, связанные с обучением говорению на иностранном языке;
^^ Какое место занимает данный вид речевой деятельности ^^ в процессе обучения иностранному языку сегодня?
^^ С какими трудностями может столкнуться учитель при подго-^^ товке и проведении уроков, ориентированных на формирование этих навыков общения?
Как свести к минимуму эти трудности?
Что должен знать и уметь учитель ИЯ, чтобы правильно организовать обучение монологу и диалогу?
Как обучение данным видам речевого общения интегрируется с обучением различным аспектам языка и другим видам речевой деятельности?
Как проверить и грамотно оценить успехи учащихся именно в данном виде речевой деятельности?
РОЛЬ ГОВОРЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
В истории методики роль обучения данному виду речевой деятельности в разные времена и в разных странах была достаточно подвижна. Во многом это связано с социальным заказом общества, потребностями в использовании иностранного языка, связанными с характером международных обменов.
Когда-то в России интеллигенция могла свободно говорить и писать на нескольких иностранных языках, и это считалось правилом, а не исключением. Во многих семьях жили гувернёры и гувернантки, были приходящие учителя, в большинстве своем носители языка. В гимназиях изучали, помимо латыни и греческого, три современных иностранных языка. Затем, в годы советской власти, иностранные языки в школьной программе не играли столь важной роли, приходилось даже вести борьбу за сохранение этого учебного предмета как такового. В период существования «железного занавеса» иностранные языки уже прочно заняли место одного из обязательных школьных предметов, но говорение не было столь важно, и на первое место выходило чтение.
Обучение говорению165
В настоящее время значение обучения устноречевому общению, в котором говорение играет первостепенную роль, трудно переоценить. Не случайно, желая узнать, владеет ли человек тем или иным иностранным языком, его спрашивают: "Do you speak English? Parle vous frangais? Sprechen sie Deutsch?" Устная речь в целом и говорение как ее неотъемлемая часть выходят на первый план. Учащиеся разных возрастов, приступая к изучению иностранного языка, прежде всего хотят научиться говорить на этом языке. Родители, оценивая результаты и эффективность своих затрат, прежде всего обращают внимание на способность своих детей к устноречевому общению на изучаемом языке:
Здесь стоит обратить внимание на еще одну немаловажную деталь. При обучении говорению 10—12 лет назад акцент смещался в ^сторону обучения монологу. Это и понятно, поскольку контакты граждан нашей страны с представителями различных мировых культур были достаточно ограниченны, в работе международных конференций, встреч, симпозиумов и семинаров могли принять участие лишь немногие избранные, но и там личные контакты не поощрялись. Диалог был, скорее, похож на монолог, где участники по очереди делали небольшие выступления. Каждая сторона старалась представить свою позицию в. наиболее выгодном свете.
Сегодня речь идет о подготовке учащихся к диалогу культур, где навыки монологического и диалогического общения очень важны, но перевес в сторону диалога значительно сильнее. Это и понятно, ведь в реальном общении нам редко приходится выступать с продолжительными монологами. Общение в большинстве своем либо диалогично, либо полилогично.
УРОКИ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ГОВОРЕНИЯ. ХАРАКТЕРИСТИКА ИХ УСПЕШНОСТИ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВОЗМОЖНЫХ ТРУДНОСТЕЙ
В лекции, посвященной уроку иностранного, языка, мы говорили о том,, что хороший урок иностранного языка должен вестись на изучаемом языке, но не должен быть уроком о языке. Однако далеко не все уроки, которые идут на ИЯ, обязательно ориентированы на формирование навыков говорения. Говорение может выступать как-средство формирования смежных речевых и языковых навыков и как самостоятельная цель обучения.
На уроке, как правило, учитель старается решить одну главную задачу, остальные являются сопутствующими. Отсюда и определение типов уроков как уроков формирования лексических или грамматических навыков, уроков развития того или иного вида речевой деятельности, уроков ознакомления, тренировки, контроля и т. д. Речь на таких уроках выступает средством общения.
166Обучение говорению
Однако навыки говорения, как и любые другие навыки, не формируются сами собой. Для их становления необходимо использовать специальные упражнения и задания, а значит, должны быть и уроки, направленные главным образом на развитие навыков говорения.. О таких уроках и пойдет речь ниже.