Часть 3. Восстановление текста

В данном случае проверяется понимание структуры текста на­ряду с умениями устанавливать общин смысл и восстанавливать пропущенные детали текста.

Из текста изымаются либо отдельные предложения, либо аб­зацы. С целью усложнить задачу к изъятым частям текста могут быть добавлены лишние предложения или отрывки. Задача экза­менующихся состоит в том, чтобы восстановить текст в нужной по­следовательности.

160_____ _^______Обучение чтению

Часть 4. Поиск конкретной информации

Вопросы даются перед текстом, но при этом не в той после­довательности, в какой эта информация встречается в тексте. Что­бы быстро и правильно выполнить задание, студенты должны ска­нировать (просматривать) текст до тех пор, пока не найдут соответствующую информацию. Только затем: темп чтения замед­ляется и начинается более детальное прочтение.'

Не ставя отдельно цель проконтролировать технику чтения, данный формат контроля обеспечивает решение и этой задачи. Очевидно, что если техника чтения сформирована недостаточно хо­рошо, то выполнить все предложенные задания в отведенное для этого время не представляется возможным. А помимо собственно текстов, в данном случае необходимо прочесть и понять те вопро­сы,, ответы на множественный выбор и т.д., что само по себе со­ставляет немалый дополнительный текст.

ЭТАПЫ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ

И ФОРМИРОВАНИЕ

РАЗЛИЧНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ИЗВЛЕЧЕНИЯ

ИНФОРМАЦИИ ИЗ ТЕКСТА

При работе с любым текстом (печатным, звуковым, видео) можно выделить три основных этапа работы: дотекстовый, тексто­вый, и послетекстовый этапы.

Очевидно, что послетекстовый этап будет присутствовать лишь в том случае, когда текст используется не столько как средство формирования умений читать, сколько для развития продуктивных умений в устной или письменной речи, а проще говоря, умений го­ворить и писать на иностранном языке..

Рассмотрим подробнее цели и задачи каждого из этапов, а так­
же те упражнения и задания, которые могут предлагаться для ре­
шения этих задач.
_________________________________ __________ . ЗАДАНИЕ

£к Ознакомьтесь с целями каждого этапа и определите, насколь­ко тот или иной этап необходим при использовании текста для:

• проверки умений читать;

• формирования умений в чтении;

• развития смежных языковых умений и навыков.

©

Просмотрите упражнения, предложенные для каждого из эта­пов, и выделите те из них, которые:

• обеспечивают комплексное повторение и контроль пройденно­
го ранее материала (лексического, грамматического, фактиче­
ского);




____________________ Обучение чтению_____________ 161

• в наибольшей/наименьшей степени мотивируют учащихся на выполнение последующих заданий;

• способствуют предвосхищению и снятию различного уровня трудностей;

• способствуют развитию различных видов чтения.

£к Составьте аналогичные упражнения к предложенному в конце лекции тексту. Выполните свои упражнения. Оцените эффектив­ность разработанных вами упражнений. Определите, какие из них вызовут наибольший интерес или трудности у учащихся.

ДОТЕКСТОВЫЙ ЭТАП (ЭТАП АНТИЦИПАЦИИ) Цели

• Определить/сформулировать речевую задачу для первого про­чтения.

• Создать необходимый уровень мотивации у учащихся.

• По возможности сократить уровень языковых и речевых труд­ностей. .

Упражнения и задания

Работа с заголовком.

По заголовку можно попросить учащихся определить:

• тематику текста;

• перечень поднимаемых в нем проблем;

• ключевые слова и выражения и т. д.

Использование ассоциаций, связанных с именем автора

(Ж- Берн, Р. Л. Стивенсон, А. Кристи и т. д.).

• К какому жанру можно предположительно отнести этот текст?

• Кто, по-вашему, будет главным героем (его профессия, нацио­нальность и т. д.)?

• Где и в какое время может происходить действие? И т. д.

Сформулировать предположения о тематике текста на основе имеющихся иллюстраций.

4. Ознакомиться с новой лексикой и определить темати­ку/проблематику текста на основе языковой догадки.

Учащимся предъявлены следующие новые слова: слоновая кость — ivory бивни — tusks

быть практически уничтоженными — to be slaughtered nearly to extinction

браконьерство — poaching ограничения — confines выборочный отстрел — cutting

Задача учащихся — определить основную идею текста.

6 Соловова Е. !1.

162_________________ Обучение чтению

Наши рекомендации