Речевая направленность урока
Хороший урок иностранного языка идет на языке, но это не урок о языке. Безусловно, могут быть и уроки, ориентированные на формирование чисто языковых знаний, но согласитесь, что если речь идет о формировании коммуникативной компетенции, то такие уроки скорее будут исключением, чем правилом. Ведь даже если это урок формирования лексических и грамматических навыков, нас интересует не уровень знания, а уровень умения применить эти знания в реальном общении. К сожалению, эти два уровня не всегда пересекаются.
Приведу один пример. На уроке английского языка отрабатывались различные типы вопросов. Дети 6 класса бойко ставили вопросы к выделенным словам, переводили их с одного языка на другой, соревновались, кто больше придумает вопросов к одному и тому же предложению, и т. д. На уроке присутствовал методист. Его поразила правильность и быстрота постановки вопросов. Было очевидно, что урок не был ни отрепетирован, ни заучен. Но что-то в данной легкости выглядело неестественным. Все примеры были лишены какой-либо коммуникативной направленности,
Урок иностранного языка сегодня43
были на 100% тренировочными, или, как говорят на профессиональном языке, дрилловыми (от английского слова "drill"). Методист решил провести небольшой эксперимент. За 5 минут до конца урока он занял место учителя и предложил ученикам'сыграть с ним в игру. Он загадал одну из спортивных игр и попросил учеников с помощью вопросов отгадать ее, а также определить его отношение к ней. Такой поворот событий оказался совершенно неожиданным для детей. Даже при определенных подсказках методиста они долго не могли сформулировать ни одного вопроса, отличного от «Это футбол/теннис?», а в других вопросах делали совершенно непростительные ошибки как языкового, так и чисто логического характера. Услышав в.ответ, чтр это не игра в мяч, они продолжали называть командные игры с мячом и .т. д. В чем причина такой метаморфозы? Думается, что. именно в, игнорировании речевой направленности предыдущих заданий..
Нередко на уроке предложения не имеют практически никакой речевой ценности. Часто в них говорится о неизвестном Пете, который почему-то придеч поздно, или Маше, к которой мы не пойдем, если будет дождь. Их,механическое повторение.и даже определенные трансформации по образцу не способствуют подготовке учащихся к общению, остаются чем-то аморфным, громоздким и малоэффективным..
Вернемся к вопросам. В жизни нам надо уметь задавать вопросы. Но что" будет представлять наибольшую сложность: умение расположить слова в нужном порядке или найти слова, которые помогут восполнить информационный пробел, добыть нужную информацию? Нужно ли.формировать лингвистическую компетенцию в отрыве от дискурсивной? Можно ли одновременно отрабатывать и то и другое?
__________________________________________________ ЗАДАНИЕ
· Сравните данные ниже упражнения на отработку навыка поста- новки вопросов.
Определите, какие из них можно использовать на начальном этапе обучения, а какие нет.
· Прокомментируйте их с точки зрения отработки формы и.нали-чия или отсутствия речевой направленности,
Определите, какие из них имеют большую практиче'с кую/мотива-" ционную/образрвательную/воспитательную ценность и почему.
Определите сложности, которые могут возникнуть при выпол-. нении данных заданий.
· Попробуйте сами выполнить упражнения 4, 5, 7. на русском . или иностранном языке. Что было трудно вам? Что вам помогало? Что вы делали? Как ваш опыт может помочь вам облегчить выполнение подобных заданий для учеников?
44 Урок иностранного языка сегодня
Упражнение 1. Учитель показывает картинки с изображением животных и задает вопросы:
— Это обезьяна или крокодил?
— Обезьяна коричневая?
— Обезьяна в зоопарке? И т. д.
Упражнение 2. Один ученик держит картинку с изображением животного так, что весь класс не видит, что на ней нарисовано (если нет картинки, животное можно просто загадать). Дети задают вопросы с целью отгадать это животное, его цвет, местонахождение
и т- Д- . ■
Упражнение 3. В учебнике на картинках изображены различные животные. На пленке записаны их голоса, голоса некоторых животных очень похожи (попугай и обезьяна, кит и слон и т.д.). Дети сначала пытаются соединить изображение с голосом, а затем в парах проверяют свой выбор, при этом задают друг другу вопросы типа: «Какое животное было первым? Первым был слон, не так ли? Кто у тебя под номером один?» В случае расхождений во мнениях они говорят: «А я думаю иначе, по-моему, это ...». (Примерные вопросы и реплики несогласия даны в книге.)
Упражнение 4. Ученик прочитал в книге или сам написал небольшой рассказ о любимом животном.,Другие ученики задают ему вопросы, чтобы узнать содержание. Побеждает тот, кто сможет воспроизвести рассказ товарища наиболее полно и точно в устной или письменной форме.
Упражнение 5. Ученик загадывает какую-либо страну/героя книги/растение/блюдо/имя выдающегося человека/историческое событие и т. д. Товарищи задают ему вопросы, пытаясь отгадать задуманное. Условия игры могут регламентировать и возможный ответ (на уровне «да — нет» или развернутый ответ-подсказку).
Упражнение 6. Ученики работают парами. У каждого из них своя картинка, которую они не показывают соседу. Задача — найти общее и различное в данных картинках, не видя их, только с помощью вопросов.
Упражнение 7. Учитель или ученик держит картинку, не показывая ее классу. Остальные задают вопросы о том, что на ней нарисовано. Цель—^ нарисовать ту же картинку у себя в тетради. Побеждает тот, чья картинка совпадет с оригиналом.
Примеры хорошо иллюстрируют мысль, но не всегда точно отвечают на вопрос, что же лежит в основе речевой, направленности урока или отдельно взятого упражнения. Попробуем перейти от частного к общему..
Речевая направленность невозможна без ситуативностй и функциональности.
Урок иностранного языка сегодня______ 45
СИТУАТИВНОСТЬ
Речь не бывает вне ситуации, иначе это не речь или речь только по форме, но не по сути. Любая ситуация определяется местом, временем, характерами партнеров по общению, их ролями, а также той речевой задачей, которую они хотят решить в ходе общения.
На уроке бывают различные ситуации общения, но их можно условно подразделить на три основные группы: реальные, проблемные и условные.
^_________________________________________________ ЗАДАНИЕ
Посмотрите на данное упражнение. Выполните его на русском или иностранном языке.
Упражнение. Расскажите своему товарищу,, что бы вы почувствовали в подобной ситуации и что бы вы предприняли в следующий момент:
1) Вы находитесь в: лифте. Он внезапно останавливается между этажами.
2) Вы поздно возвращаетесь домой. Вам кажется, что за вами кто-то идет. Определите, как уточнение ситуации по:
• времени (утром с 7—9 часов, вечером с 5—7, ночью с 11—12 и т. д.),
• наличию партнеров (маленькие дети, друг, странного вида мужчина и т. д.),
• месту (ваш собственный дом, чужой подъезд и т. д.),
• иным обстоятельствам
способно изменить объем и вариативность высказывания.
Реальные ситуациина уроке ограничены ролями учителя и учеников, а значит, и не столь многочисленны. В основном они касаются опозданий, выполнения или невыполнения домашнего задания, самочувствия и просьб, связанных с классным обиходом. Возможно, вы назовете и несколько других, но общее число таких ситуаций будет в Целом достаточно ограничено.
Проблемнаяситуация возникает тогда, когда существует не-. сколько различных точек зрения или но крайней мере две взаимоисключающие друг друга. Это столкновение двух разных точек зрения, двух разных видений подталкивает человека к тому, чтобы в этой ситуации начать самому конструировать, реконструировать и переконструировать имеющееся знание.
Странным образом получается, что проблематизация — это, возможно, и есть тот метод работы, который помогает учащимся приблизиться к «корням» знаний, ведь в своем происхождении опи и взаимопересекаются, и взаимоотрицают друг друга. Участвуя в решении проблемной задачи, ученики формируют свои способ-
46 ________ ___ Урок иностранного языка сегодня _________
ности воспринимать и получать знания в виде готовой информа
ции, соотносить знания из разных дисциплин друг с другом, тво
рить и нести.полученные'знания другим. '
_____________ '• ___________ ■ ЗАДАНИЕ
Проанализируйте следующий проблемный вопрос и скажите, знания из каких учебных дисциплин могут помочь лучше аргументировать свою позицию. Будет ли данное задание способствовать усилению мыслительной и творческой активности, реконструированию знаний из различных дисциплин и областей, формированию единой картины окружающего мира, гражданской позиции учащихся и т. д.? Почему? Как данное задание соотносится с формированием различных составляющих коммуникативной, компетенции?
Согласны ли вы с утверждением, что все наиважнейшие открытия человечества, начиная от изобретения колеса.лука и стрел . и кончая чудесами научно-технического прогресса XX века, появились лишь благодаря войнам, в процессе которых человеческая мысль работает наиболее активно и плодотворно?
Проблемные ситуации, как правило, создаются учителем. Это не так сложно сделать. Достаточно задать проблемный вопрос, который заведомо предполагает возможность различных ответов, столкновение мнений, рассмотрение одного и того.же предмета об-, суждения с нескольких сторон, включая рефлексию на имеющиеся знания из других областей и личный опыт.
Высказывая свою точку зрения, мотивируя свое согласие или несогласие с товарищами, учащиеся учатся, воспринимать и понимать чужую позицию,, аргументировать свой выбор, участвовать в реальном речевом общении, а значит,.-их высказывания можно смело назвать ..речью по сути.
Однако далеко не все учителя могут сразу, спонтанно придумать интересные проблемные вопросы: При желании'этому, можно научиться, а для начала достаточно тщательно планировать урок и очень внимательно относиться к формулированию заданий. ц .установок. Не секрет, .что,, чем вдумчивее учитель готовится к уроку, предвосхищая возможную реакцию учеников на каждое задание, планируя уровень опор, необходимых и достаточных для. каждой конкретной группы и отдельных студентов, тем меньше неприятных неожиданностей .случается на уроке.
Условные ситуации могут лучше всего моделировать, реальные ситуации общения, охватывать различные типы речевого поведе- ния, способствовать обогащению социального опыта учащихся за счет расширения спектра коммуникативно проигрываемых ролей. При этом условные'ситуации не так просто создать на уроке, как, например, проблемные.
Урок иностранного языка сегодня_________ 47
. Например, банальный диалог в магазине. Так ли уж он банален? Как его воссоздать на уроке? Очевидно, что если вы просто скажете: «Вы — продавец, а вы — покупатель», то это вряд ли будет способствовать усилению речевой направленности.
В реальной ситуации я точно знаю, в какой магазин я иду, что хочу купить, сколько у меня на это есть времени и денег. По выражению лица продавца и ее/его манере поведения я могу определить, хочу ли я попросить помощи в выборе товара и т. д. Продавец в свою очередь также хорошо понимает, работает ли он в дорогом бутике или на оптовом рынке, а отсюда и его отношение к капризам/запросам покупателя. У продавца может быть хорошее или плохое настроение/характер. Ассортимент его магазина может быть временно ограниченным или полным, одни товары могут быть лучше других, он может быть заинтересован в том, чтобы продать товар любой ценой, прежде всего сохранить постоянных покупателей и т. д.
Чтобы создать условную ситуацию и спровоцировать определенные высказывания, надо:
• представить себе подобную ситуацию в реальном обшении;
• определить место и время данной' ситуации;
• определить партнеров по общению и их характеры;
• определить цель общения;
• довести эту информацию до учащихся;
• с целью повышения мотивации и коммуникативности общения сделать так, чтобы партнеры не знали точно, что включает в себя роль другого, т. е. создать «информационный пробел» ("information gap").
Условную ситуацию можно создать с помощью речевой установки, где обязательно определяются все вышеобозначенные параметры. Если участников общения несколько, то каждый из них может получить различные установки. В этом случае их лучше написать, так чтобы при диалоге/полилоге каждый участник знал лишь свою роль. Тогда мы сохраняем элемент неожиданности, даем возможность участникам решать речевые задачи в соответствии с ролью. Язык такой установки может быть любой: либо родной, либо иностранный.
____________________________________________ ЗАДАНИЕ
Определите достоинства и недостатки использования родного и иностранного языков в письменной речевой установке. Вместо вербальной установки можно использовать картинку/картинки, фрагменты видеофильма и т. д.
По программе требуется, чтобы ваши студенты умели составлять монологи/диалоги подтеме «Москва/Лондон/Париж» и т.д. Во-первых, представляете ли вы себе, где и когда такие монологи/
48 Урок иностранного языка сегодня
диалоги могут происходить в реальной действительности? Кому и где может русский человек рассказывать на иностранном языке об истории и достопримечательностях Лондона, Рима и т. д.? Представьте себе пятиклассника» который произносит монолог о Великом пожаре Лондона или политическом устройстве Великобритании. Что надо сделать учителю, чтобы подобные, речевые произведения хотя, бы условно напоминали реальное'общение или были личностно значимыми, имели цель (помимо цели получить отметку)?
ЗАДАНИЕ
Придумайте установку, которая бы обеспечивала речевую направленность высказываний учащихся при обсуждении следующих тем: «Лондон», «Москва», «История Англии/США».
Цель, которую мы преследуем при говорении, письме, чтении или аудировании, и определяет речевую функциональность общения.
ФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ
Можно выделить различные речевые функции. Их даже подразделяют на макро- и микрофункции. Об этом речь пойдет в дальнейших лекциях, а сейчас перечислим лишь часть из них, без которых трудно обойтись даже на примитивном уровне общения:
•. передать информацию {сообщить, описать, охарактеризовать
и.т. д.), ' ■■ . .
• запросить, информацию,
• извиниться,
• пригласить кого-либо куда-либо,
• предложить кому-либо что-либо, ' '
• (не) согласиться,
• похвалить,
• поругать,
• сравнить,
• противопоставить и т. д.,
• выразить свою позицию по проблеме.
Говоря о.функциональности урока, мы имеем в виду и функциональность чтения и аудирования, а не только говорения и письма, как может показаться из приведенных выше примеров.
В жизни разные тексты читаются с разной целью:
• узнать новое,
• получить, тему для обсуждения*
• развлечься,
• уточнить детали, ...
Урок иностранного языка сегодня____ 49
• понять общий смысл,.
• ответить на поставленный вопрос,
• высказать суждение о предмете статьи и т. д.,
а следовательно, и на уроке' тексты не надо чрезмерно и неоправданно видоизменять, иначе можно утратить смысл всей деятельности.
Например, для чего мы рассказываем анекдоты? Для того, чтобы развеселить людей, иногда и для того, чтобы проверить ихчув-ство юмора и уровень понимания.
Значит ли это, что я не могу рассказать тот же анекдот еще раз? Могу, но вряд ли я буду делать это в присутствии тех же самых людей, и уж, конечно, мы не будем пересказывать его по цепочке друг другу. Следовательно, .если я использую на уроке анекдот с целью проверки понимания речи на слух и ученики дружно смеются в нужном месте, можно.считать, что цель достигнута.
Если же я хочу использовать анекдот как средство развития чтения и устной речи, то, возможно, я предложу разные анекдоты ученикам, попрошу сначала прочесть их про себя, а затем рассказать друг другу и выбрать'лучший из. них ..и лучшего рассказчика.
Можно ли представить себе ситуацию,'когда после просмотра фильма все двери вдруг закрываются и люди начинают задавать друг другу вопросы с Целью проверки понимания содержания? А на уроке?
Безусловно, учебное общение и реальное общение—.вещи разные, но речь идет о том, чтобы учебные задания не утрачивали смысл, тем более что это вполне возможно обеспечить и на уроке. О том, как этого добиться при обучении лексике, грамма^ тике, фонетике, а также различным видам речевой деятельности, и пойдет речь в следующих лекциях.
Разговор о методическом содержании современного урока был
бы не полным, если бы мы по рассмотрели и такое положение,
как новизна на уроке. . .■
НОВИЗНА
Мне очень повезло в жизни с учителями, возможно, поэтому я и стала учителем сама. Одним из достоинств хорошего учителя, на мой взгляд, является его непредсказуемость и неожиданные повороты в уроке, которые он может обеспечить. Страшно представить себе, что изо дня в день урок начинается с одного и.того же приветствия, дежурного разговора 'О погоде и тех, кто. отсутствует, имеет запрограммированные, всегда одинаковые упражнения и завершается домашним заданием, тоже типичным. Прочитав написанное, я заметила допущенную некорректность. Говоря об учи-^ теле, я везде употребила мужской род, Хотя учителей-мужчин мне встретилось не так уж и много. Если бы я написала подобное на английском языке, мне обязательно указали бы.на мою оплошность,
50 Урок иностранного языка сегодня
по слово «учительница» мне. почему-то не очень нравится, в нем есть некоторое уменьшительно-ласкательное звучание, что создает определенную коннотацию1.
Но вернемся к новизне. Вряд ли стоит убеждать в целесообразности данного положения. Рассмотрим несколько способов ее создания на уроке.
Новая ситуация
Представьте себе историю «Необитаемого острова» Жюля Верна, только в наше время. Что могло бы измениться в сюжете романа? А теперь представьте себе ту же историю, но без одного из главных героев — капитана Немо. А теперь... Иными слонами, новая ситуация предполагает изменение места, времени, партнеров, их характеров и ролей, т. е. всего того, из чего она (ситуация) и состоит сама.
Новая речевая задача
Хотя речевая задача является одной из составляющих речевой ситуации, думается, что ее можно выделить отдельно как средство создания новизны на уроке.
Действительно, прочитав или прослушав один и тот же текст, можно пересказывать его содержание много раз, не потеряв интереса и новизны, если каждый раз мы делаем это с разной целью. Например, можно рассказывать о событиях, описанных r тексте, от лица различных участников событий или бесстрастного репортера. Можно выступить в роли критика (при этом рецензии также могут быть диаметрально противоположными — от восторженных до 'вежливо оскорбительных), можно на время стать режиссером и объяснить актерам, как вы видите главных героев, их взаимоотношения. Можно изменить жанр текста, можно сначала похвалить, а затем осудить поведение героев, описать место событий и т. д.
Таким образом, речевая задача может изменить и предмет обсуждения.
__________________________________________________ ; ЗАДАНИЕ
Предложите несколько вариантов изменения одной из возможных ситуаций общения в рамках изучения следующих тем:
• «Образование»,
• «Путешествие»,
• «Еда».
1 Коннотация — дополнительное, сопутствующее значение ■ языковой единицы или категории.
_____________ Урок иностранного языка сегодня________ 51
Новый собеседник
Вам приходилось когда-нибудь рассказывать одно и то же раз
ным, людям? Так ли уж это скучно, или иногда это даже интерес
но и приятно? Вы рассказываете одно и то же одинаково? Зависят
ли изменения от того, кто вас слушает, от ситуации или от чего-
либо еще? :
Думается, что не очень приятно, если тот, с кем вы общаетесь, уже знает то же, что и вы. А если нет; разве не хочется вам поделиться еврей информацией с разными людьми?
Вот один из примеров урока, где данное положение было очень удачно использовано. При изучении темы «Защита окружающей среды» учитель подобрал интересные тексты из журналов, в которых рассказывалось о том, как люди решают проблемы тропических лесов, очищают море от разлившейся нефти, спасая морских животных и птиц, и т. д: Однако учитель не смог сделать достаточного количества копий на всех. В группе было 10 человек, текстов было 7. Вот как учитель вышел из положения.
Учитель составил общий список вопросов и предложил учащимся найти на них ответы самостоятельно. Для этого каждый ученик должен был прочесть один из текстов (несколько текстов ребята читали в парах), найти в нем ответы на поставленные во: просы, записать их с помощью ключевых слов. Затем ученики обменивались информацией, работая в парах, записывая ключевые слова напротив поставленных вопросов, чтобы не забыть' содержание. Иногда полный ответ па вопрос можно было получить лишь из нескольких текстов, что делало задание еще бблее целенаправленным. Характерно, что, меняя пары, один и тот же ученик уже не только отвечал на свой вопрос, но и пересказывал информацию, полученную от товарищей. В конце урока прошло общее.обсуждение всех семи текстов и проблем^ с ними связанных. После выполнения задания учитель спросил у'ребят, не было ли им скучно повторять одно и то же несколько раз. Ученики очень удивились и сказали, что/во-первых, они не повторяли дословно ни одного ответа, а во-вторых, это было интересно, так как каждый раз это было словно заново, поскольку новый собеседник ждал их ответов, и, помимо этого, с каждым новым собеседником ответ дополнялся новой информацией,'полученной от других.
Безусловно, такая групповая работа требует, определенной подготовки учащихся и не во всех группах может пройти с тем же блестящим результатом. Учитель был уверен в своих учениках, поскольку знал', что они владеют приемами поискового чтения, умеют фиксировать основную информацию ключевыми словами, что в группе силен дух коллективизма и т.д. Иначе учитель мог бы выйти из положения по-другому. Но вам ведь тоже известно, что скрывает в себе термин «индивидуализация». Следующим шагом должно прийти умение реализовывать это в конкретных учебных ситуациях.
52 Урок иностранногоязыка сегодня
■•____________________________________________ ЗАДАНИЕ
Проанализируйте приведенную выше ситуацию и скажите:
• сколько раз каждый из учеников пересказал один и тот же текст;
• смогли бы ученики прочитать семь текстов и обсудить их, если бы работали в обычном режиме;
• как данный режим работы способствовал вовлеченности каждого ученика в процесс обучения;
• какие еще достоинства или недостатки подобной работы в группах/парах в свете рассмотренных вопросов методической организации урока вы видите.
Новый собеседник способен изменить и наше отношение к воспроизведению заученного наизусть диалога. Опыт показывает, что обучение диалогу в целом идет гораздо эффективнее, если пары постоянно меняются и ученики не знают, кто будет их партнером в очередной раз.
Отсюда можно попытаться вывести несколько правил.
• Не фиксируйте жестко пары для работы на уроке, делайте их мобильными.
• Чаще меняйте партнеров по общению, соединяя в воспитательных целях как тех, кто симпатизирует друг другу, так и тех, кто является антиподами: интровертов с экстравертами и тех или иных между собой. В этом случае люди меняют привычные роли и результаты могут подсказать, над чем надо работать в дальнейшем.
И наконец, поговорим о том, как формы общения способны привнести элемент новизны в урок.
Новые формы общения
Подумайте и скажите: какие формы общения используют ваши учителя иностранных языков, на уроке? Достаточно ли они разнообразны? Есть ли среди них используемые чаще других?
Перечислим лишь некоторые из возможных форм- общения на уроке и определим, насколько широко они используются в школе и вузе:
• вопросно-ответные упражнения в режимах учитель — класс; учитель — ученик: ученик — класс и т. д.;
• перевод .(последовательный, синхронный, письменный, художественный);
• беседы;
• лекции;
• диспуты/дискуссии;
• интервью;
• ' круглые столы;
• конференции;
Урок иностранного языка сегодня 53
• .защиты, проектов;
• рецензирование/реферирование различных авторских работ;
• телемосты;
• общение посредством E-mail/lnternet;
• ролевые игры;
• драматизации;
• игры и т. д.
Сам факт использования разнообразных приемов и,заданий ни о чем не говорит. Механическое увеличение количества еще не означает хорошего качества. Однако если учитель.не знает и не использует на уроке ничего, кроме вопросно-ответных упражнений, чтения вслух, перевода и механического пересказа прочитанного, то вряд ли такой стиль будет способствовать повышению мотивации учения и реальному формированию коммуникативной компетенции. Говоря о методическом содержании современного урока, мы постоянно возвращаемся к необходимости моделировать на уроке реальные ситуации общения, которые отражают возможный контекст деятельности учащихся, включают их мысль, готовят к эффективному владению иностранным языком. Индивидуализация, речевая направленность и новизна на уроке — все эти положения взаимосвязаны, и подчас деление выглядит несколько условно.
Начинающий учитель должен помнить и о том, что перечисленные формы общения будут эффективно работать на уроке лишь в том случае, если ученики подготовлены к данной, форме работы. Не следует забывать, что содержание обучения любому аспекту языка и виду речевой деятельности включает и методологический компонент, т. е. памятки-инструкции по овладению определенными видами работы.
В последующих лекциях мы рассмотрим особенности организации, подготовки и проведения некоторых из форм общения более подробно. Поговорим мы и об использовании игр при обучении языку и речи, о проектных формах работы, о преимуществах драматизации и т. д. -
Приведу пример использования диспута на уроке иностранного языка в 5 классе. Тема диспута была сформулирована следующим образом: «Возможна ли жизнь на Земле без Солнца и что значит жить на Земле?» Диспут был завершающим этапом работы в рамках учебного раздела «Природа». Ученики использовали учебники В. Н. Богородицкой и др. для 5 класса школ с углубленным изучением английского языка и "Cambridge English for Schools". Однако для того, чтобы вся ситуация подготовки к диспуту стала понятнее, я покажу ход рассуждений учителя и те опоры, которые помогли учителю и ученикам реализовать задуманное.
1. Тема имеет большие возможности в плане реализации междисциплинарных связей:
• природоведение (текст учебника английского языка практичес
ки дублирует текст учебника природоведения); .
54 Урок иностранного языка сегодня
• литература (описание природы в произведениях различных лиг тературных жанров: сказках, стихах, прозе);
• изо (природа как художник;.цветовые гаммы, пейзажи, многообразие форм живой природы; поделки из природного материала);
• музыка (П. И. Чайковский. «Времена года»);
• посещение музеев (планетарий; лекция «Мифы о звездном небе»). ,
2. Разработка, карты-схемы изучения темы помогает определить содержательную сторону работы над темой, развитие коммуникативной компетенции в рамках реализации указанных межпредметных связей.
3. Диспуту предшествовало, выполнение различных творческих и проектных заданий, направленных на формирование как языковых, так и речевых навыков.
4. Перед диспутом ученики получили памятку-инструкцию по подготовке к диспуту.
5. Итоговый диспут.
Примерное содержание диспута:
• Учащиеся доказывают, что жизнь.на Земле без Солнца невозможна: Солнце дает свет и тепло, без которых невозможна жизнь).
• Учитель приводит контраргументы: свет Солнца можно заменить светом Луны и звезд, а тепло Солнца — теплом костра, электробатарей и т. д.
• Учащиеся вспоминают содержание изученных материалов по проблеме и объясняют, что Луна светит отраженным светом Соднца и своего света не имеет; не вечны и запасы топлива для костра, так как новые деревья без солнечного света не вырастут. Нет растений —» нет животных,-» нет пищи для человека—» нет жизни.
• Учитель напоминает о том, что звезды все равно, будут,, светить, так как их свет подчас идет много тысяч лет после гибели самой звезды, а также о том, что в некоторых климатических зонах люди привыкли обходиться без солнечного тепла большую часть года, а для обогрева и выращивания растений и животных широко используют электроэнергию.
• Ученики вспоминают о том, что здоровая пища, которая может обеспечить, плодотворную работу, обязательно должна включать несколько компонентов: жиры, белки, углеводы, витамины и клетчатку. Невозможно обеспечить все это для человечества, выращивая пищу в теплицах. Кроме того, это очень энергоемко. .
• Учитель вспоминает о неограниченных возможностях науки, о.том, что.человек научился делать икру из нефти и т..д., а также приводит и комментирует пословицу «Человек ест, 'чтобы, жить, но не живет, чтобы есть».
Урок иностранногоязыка сегодня _________ 55
• Ученики реагируют на слово «нефть», вспоминают обсуждение проблем, связанных с добычей природного топлива, и приводят решающий контраргумент — без Солнца земная кора превратится в вечную мерзлоту, добыть природное топливо будет невозможно, а без топлива невозможна работа электростанций, что означает конец жизни.
• Учитель вспоминает о ядерной энергии.
• Учащиеся с подачи учителя переходят ко второй части диспута и говорят о том, что «жить» и «существовать» — разные вещи. Жить на Земле — это значит наслаждаться се красотой в различных ее проявлениях, уметь увидеть ее в простых вещах и явлениях. В этом им помогает и оформление диспута — рисунки, красочные, меню, стихи, поделки и т. д.
Перед диспутом каждый ребенок получил и памятку по подготовке к нему.
Памятка по подготовке к диспуту
1.Выберите тему диспута и разбейтесь на команды по принципу «за» и «против».
2. Найдите и запишите аргументы в защиту вашей позиции. Здесь придется поработать с литературой, собрать факты и необходимую информацию. Можно использовать не только, книги, но и опыт и знания старших товарищей, родителей, учителей.
3. Подумайте, какие контраргументы могут привести ваши оппоненты. Как вы отреагируете на них? Помните: диспут — это игра, а в любой интеллектуальной игре важны смекалка, находчивость и умение предвидеть ход соперника.
4. Играйте до конца! Не сдавайтесь! Один за всех и все за одного!
__________________________________________________ ЗАДАНИЕ
Прочитайте тексты, данные в учебниках В. Н. Богородицкой и др. и "Cambridge English for Schools", и скажите:
• значительно ли дети выходили за рамки данных текстов в приведенных ответах;
• можно ли диспут сравнить с пересказом текста и почему;
• помогли ли приведенные опоры учителю и ученикам достичь результата. Каким образом?
Завершить данную часть лекции я бы хотела цитатой, которую приводит и Е. И. Пассов в своей книге об уроке иностранного языка: «Искалечить орган человеческого мышления гораздо легче, чем любой орган человеческого тела, а излечить его очень трудно, а иногда невозможно. Один из самых верных способов уродования мозга и интеллекта — формальное заучивание знаний» (Г. Н. Волков).
56 Урок иностранного языка сегодня
ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ УРОКА ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Мы уже частично рассмотрели вопрос о том, каким сегодня должен быть урок иностранного языка, однако остановимся подробнее на некоторых чертах урока, которые могут оказать нам практическую помощь в планировании, а также стать примерной схемой анализа урока.
. Мастерство учителя проявляется не только в умении грамотно подготовить и провести урок, но и в умении проанализировать собственные уроки и уроки коллег.
Под анализом имеется в виду определение того, что делает учитель и его класс, обоснование целесообразности или нецелесообразности упражнений, видение альтернативных путей достижения целей. Анализ любого урока представляет собой целый комплекс рассматриваемых аспектов, как чисто методических, так. и.общепедагогических, психологических, предметных. Хороший анализ урока не столько критичен, сколько конструктивен.
Если учитель видит достоинства и недостатки чужого урока, то есть гарантия того, что он сможет использовать первые и избежать вторых при планировании и проведении собственных уроков. Я говорю это на основе своего опыта.
После окончания института мне посчастливилось работать в школе, где завучем по английскому языку была Наталья Георгиевна Судьбина. В практике работы нашего методического объединения было обязательно посещать открытые уроки коллег. Анализ урока проходил следующим образом. Сначала сам учитель формулировал цель урока и давал самоанализ, оценивал и комментировал то, что удалось или не удалось. Затем каждый из присутствующих коллег комментировал урок, а в завершение анализ урока давала завуч Н. Г. Судьбина. Трудно переоценить значимость подобных взаимопосещений. Это была великолепная школа мастерства. Думаю, что не я одна с восхищением смотрела на нашего завуча, училась у нее видеть урок не только на поверхности действий, но и на глубине чувств, эмоций, воспитывающего и развивающего потенциала, который данный урок, имел в деле формирования личности ребенка. С каждым посещением наши анализы Становились глубже, а одновременно с этим росло и наше профессиональное мастерство, что не могло не отразиться на наших собственных уроках.
Я очень благодарна моим учителям, которые поддержали меня и вселили уверенность в начале профессионального пути. Я говорю здесь об этом лишь потому, что никто от рождения не'становится асом без кропотливой работы. Н. Г. Судьбина и сейчас видится мне как одна из лучших продолжателей лингвистической школы В. Д. Аракйна и методической школы И.Н.Верещагиной, у которых она училась и считалась любимой ученицей.
Урок иностранного языка сегодня __________________ 57
Мастерство приходит с опытом,.но оло базируется,на знании. Бывает, что и 20—25 лет учительского стажа мало что меняют в деле профессионального роста учителя. Невежественно считать, что тот, кто учится на своих ошибках, «весит» дороже новичка. Чтобы научиться на своих ошибках, надо, во-первых, их заметить, а во-вторых, иметь смелость признать их и исправить^ И то и другое лучше делать совместно с опытными коллегами в творческом коллективе.
Те черты урока, которые будут Перечислены ниже, не являются некой догмой для анализа. Как уже говорилось, уроки бывают разных типов и видов. В основу анализа конкретного урока можно положить лишь одну из указанных черт. Основываясь на логике и особенностях урока, при анализе можно использовать рассмотренные черты в любой последовательности, опуская те, которые в каждом конкретном случае не представляют большой ценности и уже были, отмечены коллегами.
ХАРАКТЕР ЦЕЛИ УРОКА
Урок иностранного языка в идеале должен решать целый комплекс целей одновременно. О них мы подробно говорили в первой лекции. Однако не надо забывать и о том, что урок длится лишь 35 — 45 минут. Стараясь добиться слишком многого, можно не добиться ничего. Есть одна хорошая английская пословица, которая в данной связи звучит очень кстати: "Jack of all trades is master of none." Как правило, пр