Из Особого акта «О торговле российских и персидских подданных», заключенного в Туркманчае 10 февраля 1828 г.
Ст. I. Высокие договаривающиеся стороны, желая доставить взаимно подданным своим все выгоды, проистекающие от обоюдной свободной торговли, согласились в следующем:
российские подданные, снабженные узаконенными паспортами, могут производить торговлю по всему пространству персидского государства и свободно отправляться оттуда в другие государства, соседственные с Персией. Во взаимство чего персидским подданным предоставляется привозить их товары в Россию как чрез Каспийское море, так и чрез сухопутную границу сего государства с Персией, обменивать оные и покупать товары для вывоза, пользуясь правами и преимуществами наравне с подданными держав, наиболее благоприятствуемых.
Ст. II. Совершаемые обоюдными подданными по торговым их делам контракты, вексели, поручительства и другие письменные акты должны быть записаны у российского консула и гакима (гражданского судьи), а где нет консула, то у одного гакима, дабы в случае спора между обеими сторонами можно было сделать нужным разыскания для справедливого решения. Если одна из двух сторон, не будучи снабжена документами письменными и засвидетельствованными, как выше сказано, и долженствующими иметь силу во всяком судебном месте, начнет иск на другую и не представит других доказательств, кроме свидетелей, таковой иск не должен быть допущен, разве ответчик сам признает оный законным.
Ст. III. Для доставления торговле обоюдных подданных выгод, составляющих предметы прежних договоров, положено: с товаров, привозимых в Персию или вывозимых из сего государства российскими подданными, а равно с произведений Персии, привозимых в Россию через Каспийское море или через сухопутную границу, и с российских товаров, теми же путями вывозимых из империи персидскими подданными, взимать пошлину, как и прежде, по пяти проценцов со ста1 единожды навсегда при ввозе или вывозе тех товаров, не подвергая уже оные после сего никакой таможенной пошлине.
Ст. V. Поелику в Персии по существующим в ней обычаям с трудом можно иностранцу нанимать дом, места или кладовые, удобные для складки товаров, то дозволяется российским подданным в Персии не только нанимать, но и в собственность приобретать там домы для их жительства, также места и кладовые для хранения их товаров. Чиновники персидского правительства не должны силою входить в означенные домы, места или кладовые, но могут в случае необходимости испросить согласия российского министра, поверенного в делах или консула, которые отрядят чиновника или драгомана2 для присутствия при осмотре дома или товаров.
Ст. VI3. ...Персидские подданные, принадлежащие к свите министра, поверенного в делах или консулов, необходимо им нужные для прислуги, будут пользоваться, во время нахождения при них покровительством их наравне с российскими подданными. Но если кто-нибудь из тех персидских подданных учинит преступление и будет подлежать наказанию, в законах установленному, в таком случае министерство персидское или таким, а за его небытностью местное начальство, до коего то касаться будет, непосредственно обращается к российскому министру, поверенному в делах или консулу, у коего обвиненный находится в услужении, с требованием о выдаче его к суду. И если сие требование основано на доказательствах, изобличающих преступление обвиняемого, то министр, поверенный в делах или консул без всякого затруднения удовлетворяют оному.
Ст. VII. Все тяжбы и дела спорные между российскими подданными подлежат исключительно рассмотрению и решению миссии или консулов его императорского величества сообразно с законами и обычаями империи Российской. На рассмотрение их поступают равномерно все споры и тяжбы между российскими и персидскими подданными, то сии споры и тяжбы поступают к гакиму или правителю и должны быть рассматриваемы и решены не иначе как в присутствии драгомана миссии или консульства. Тяжбы сии, единожды судебным порядком оконченные, не могут быть вторично возобновляемы. Однако же когда обстоятельства будут такого рода, что потребуют вторичного рассмотрения, то к оному не будет приступаемо без предварения министра, поверенного в делах плп консула российского, и в таком случае дело может исследовано и решено нигде, кроме дефтер ханета, то есть верховной канцелярии шаха и Тавризе или в Тегеране в присутствии драгомана российской миссии или консульства.
Ст. VIII. В случае смертоубийства или другого уголовного преступления между российскими подданными рассмотрение и решение дела подлежит исключительно российскому министру, поверенному в делах или консулу в силу вверенной им судебной власти по делам их соотечественников. Если российский подданный будет замешан с иноземцами в уголовное дело, он не может никоим образом быть преследуем или тревожим без доказательства соучастия его в преступлении; но и в сем случае, как равно и в том, когда российский подданный будет обвиняем в непосредственном преступлении, не могут местные судилища приступить к рассмотрению и суду иначе как в присутствии чиновника, отражаемого российскою миссиею или консульством. Если же такового не будет в том месте, где учинено преступление, то местные начальства обязаны препроводить виновного туда, где находится российский консул или агент. Показания, оправдывающие или изобличающие обвиняемого, имеют быть со всею точностью собраны гакимом и местным судьею, скреплены их подписью и в таком виде доставлены туда, где надлежит судить преступление; сии показания имеют служить при производстве дела основными доказательствами, разве обвиняемый удостоверит, что оне ложны. Когда обвиняемый будет изобличен надлежащим образом и приговор последует, тогда преступник имеет быть выдан министру, поверенному в делах или консулу его императорского величества и от него отправлен будет в Россию для наказания, законом определенного.
1 В 1901 г. была заключена таможенная конвенция, согласно которой таможенная пошлина была установлена в 3%.
2 Драгоман – официальный переводчик при дипломатических и консульских представительствах, преимущественно в странах Востока.
3 Первая половина ст. VI говорит о праве на беспошлинный ввоз предметов личного потребления для дипломатических и консульских представителей России и Ирана.
Донесение И.С. Мальцева