Министру иностранных дел Англии Эдуарду Грею
(Санкт-Петербург, 19 декабря 1913 г.)
Министр иностранных дел [России], которого я видел сегодня после полудня, вполне спокойно, впервые заговорил со мной серьезно по этому поводу1. Он подвел итоги всему, что произошло, и не скрывал своего раздражения в связи с формой, в которой было сделано последнее сообщение в Константинополе2. Он заявил, что уже говорил немцам, что его в этом вопросе беспокоит не военная, а политическая сторона. Он не думает, что их офицеры сделают действительно что-либо эффективное из турецких войск, но командование этими войсками превратит немецкого посла в фактического диктатора в Константинополе. Он повторил, что если только Тройственное согласие будет действовать твердо и единодушно, все будет хорошо.
... Я спросил, каким образом его превосх. предлагает оказать воздействие на Турцию, прибавив, что если мы не готовы поддержать наши слова делами, то это грозит оказаться блефом.
Его превосх. ответил, что ничто так вероятно не может вызвать войну, как демонстрация того, что боишься ее, и что сложилось неверное впечатление, будто Россия не будет воевать. Это большая опасность для мира. Он не может принять решения, пока не возвратится император, примерно через неделю. Он говорил, однако, о трех возможных линиях поведения: 1) финансовое давление, 2) назначение русского и французского генеральных инспекторов в Армению, 3) оккупация Россией Баязида и Эрзерума.
1 О миссии Лимана фон Сандерса и позиции держав.
2 13 декабря 1913 г. послы держав Антанты в Константинополе сделали устный запрос по поводу приглашения немецкой военной миссии, в котором отмечалось, что державы были бы весьма признательны Блистательной Порте, если бы она дала им информацию о контракте с немецким генералом и о том, как турецкое правительство представляет себе положение этого генерала и широту предоставленных ему полномочий.
Из журнала Особого совещания
(Санкт-Петербург, 31 декабря 1913 г. / 13 января 1914 г.)
...Председатель Совета министров определяет в нижеследующих положениях заключения совещания1:
1) Необходимо продолжать настояния в Берлине о недопустимости, с точки зрения интересов России, командования немецким генералом воинской частью в Константинополе, а тем более предоставления ему инспекции в смысле командования тем или другим округом, но признавая в то же время допустимым предоставление начальнику германской военной миссии полномочий по общей инспекции над турецкой армией.
2) Переговоры в Берлине следует продолжать до выяснения полной их неуспешности.
3) Вслед за тем надлежит перейти к намеченным мерам воздействия вне Берлина, с согласия с Францией и Англией.
4) В случае необеспеченности активного участия как Франции, так и Англии в совместных с Россией действиях, не представляется возможным прибегнуть к способам давления, могущим повлечь войну с Германией.
1 Обсуждался вопрос о позиции России в связи с миссией Лимана фон Сандерса.
Памятная заметка, сделанная
Заместителем министра иностранных дел Англии А. Никольсоном
На телеграмме английского посла в России Дж. Бьюкенена
Министру иностранных дел Англии Э. Грею от 9 января 1914 г.
...Я боюсь, что Сазонов считает само собой разумеющимся, что Франция и мы примем активное участие в любой мере, которую русское правительство может выдумать или замыслить. Это слишком смелое предположение. Мы готовы использовать наши хорошие отношения с Германией для достижения удовлетворительного соглашения, и мы не будем возражать против любых мер, которые Россия будет считать подходящими для того, чтобы утвердить ее позиции и обезопасить ее интересы, но при настоящих обстоятельствах, по-моему, нет причин для того, чтобы мы пошли дальше в этом направлении.
Иран
Капитуляция, даруемая шахом Султаном Хосейном 1 Франции,
Сентября 1708 г.
Договор 1708 г. был первым договором, официально оформившим торговые отношения Ирана с Францией. До 1708 г. франко-иранская торговля регулировалась фирманом шаха Сулеймана 1671 г. о льготах французским подданным. Инициатива заключения торгового договора с Францией исходила от шаха Султана Хосейна, предложившего в 1703 г. в письме к Людовику XIV прислать в Иран французского представителя.
Условия договора 1708 г. были выработаны и подписаны со стороны Франции марсельским купцом Мишелем, заменившим главу чрезвычайного французского посольства Фабрэ, убитого в Еревани, по пути в Иран. Договор оформлен в виде капитуляции, дарованной шахом Султаном Хосейном Франции, и состоит из 31 статьи, которые предоставляли широкие права и привилегии французским подданным в Иране.
Ст. 1. Беглербеги [генерал-губернаторы], визири [министры], губернаторы, чиновники и уполномоченные дивана [казначейства] должны приветливо встречать и честно обращаться с купцами и другими представителями французского государства, которые могут морем или сушей пребывать к границам обширной Персидской империи... Мы приказываем (персидским чиновникам) оказывать содействие и помогать (французским подданным) во всех случаях, когда последним это потребуется, с тем, чтобы они чувствовали себя свободными в любое время без страха и тревоги путешествовать в любое место по своему выбору, не подвергаясь насильственным вымогательствам и оскорблениям. Они могут проживать и находиться в портах и других местах нашей монархии так долго, как пожелают... Если случится, что у них что-либо отберут под принуждением или с применением насилия, то после проверки этих фактов и осуждения виновных (отобранное имущество) должно быть им возвращено, а преступники наказаны по заслугам.
Ст. 2. ...Мы обещаем, что в течение пяти лет (французские) купцы будут освобождены от уплаты пошлин. Но по истечении этих пяти лет они выполнят условия, которые изложены ниже и на которые они согласились, касающиеся ввоза и вывоза товаров в наше царство и в другие королевства.
Ст. 7. Достигнуто соглашение о том, что французские купцы могут ввозить в Персию и вывозить из Персии изделия из золота, серебра на сумму 300 000 севильских пиастров... Настоящая статья дает французским купцам право торговать изделиями из золота и серебра.
Ст. 8. Товары, которые французские купцы захотят ввести в Персию из индийских стран и из других стран, должны оцениваться в 100 000 пиастров, что составляет 7000 туманов.
Товары из Турции и Европы такие, как хлопок и шерстяные ткани, а также другие товары, которые не имеют ничего общего с товарами, импортируемыми в Персию из индийских стран, будут оцениваться в 200000 пиастров, что составляет 14000 туманов...
...Было достигнуто соглашение... о том, что купцы будут уплачивать пошлину в размере трех процентов за ввоз и трех процентов за вывоз пиастров, цехинов, золота, серебра, тканей, ароматических веществ, хлопка, шерстяных изделий и других предметов, ценность и количество которых были оговорены выше, а также за любые виды товаров, которые они привезут в Персию.
Ст. 9. Из всех товаров, которые купцы возможно будут ввозить в Персию или вывозить из Персии, ежегодно любыми путями, количество, равное 500 вьюкам, должно быть освобождено от пошлины, уплачиваемой радарам [охранникам дорог]....
Ст. 11. Никакая дань или харадж [подушная подать] не должна взиматься с французских подданных или французских купцов или любых европейцев, которые могут оказаться при них...
Ст. 16. Если возникнут какие-либо разногласия между двумя французами, консул должен принять меры к тому, чтобы эти разногласия были разрешены в соответствии с принципами французского права. Если разногласия возникнут между французами и представителями другой нации, губернаторы и чиновники Персии должны установить истину в присутствии консула и разрешить спор в соответствии с мусульманским правосудием и всеобщей истиной.
Ст. 17. Если возникнут разногласия между консулом, являющимся главой над французскими купцами, и лицом какой-то другой нации, мусульманские судьи не имеют права приглашать (спорящие стороны) в суд или вызывать их в свой диван [трибунал], не испросив ранее совета у Великого Монарха. Указанные судьи не должны также своей властью опечатывать дома французов. Однако после того, как они представят свой доклад (шаху), они должны поступить так, как им будет приказано.
Ст. 18. Если один француз убьет другого, консул должен рассудить дело в соответствии с принципами французского права. Если акт убийства произойдет между французами и мусульманами, либо другими европейцами, чиновники мусульманского суда должны резюмировать данные по делу в соответствии с принципами мусульманского права в присутствии консула. Французы не должны заключаться в тюрьму и подвергаться штрафу, пока их вина не доказана и они не осуждены.
Ст. 20. Если французский купец в ходе коммерческих операций сделает долг и окажется несостоятельным, причем не будет другого (француза), который гарантировал бы уплату долга, уплату долга нельзя потребовать от других французов, так как это противоречило бы принципам правосудия и религии двенадцати Имамов (Шиа Ислам), которые нельзя нарушать.
Ст. 31. [Подтверждается, что статьи капитуляции обязательны для всех подданных, как Франции, так и Персии.]