И разделе сфер влияния в Восточной Африке
(Лондон, 29 октября – 1 ноября 1886 г.)
Соглашение заключено в форме обмена идентичными нотами между германским послом в Лондоне графом Гатцфельдом (от 29 октября 1886 г.) и министром иностранных дел Англии лордом Иддесли (от 1 ноября 1886 г.). Месяц спустя Англия и Германия заставили занзибарского султана присоединиться к соглашению.
Соглашение 1886 г. наметило сферы влияния двух главных соперников в борьбе за раздел Восточной Африки. Дальнейшее и гораздо более полное размежевание английской и германской сфер было произведено в 1890 г. Что касается прибрежных территорий, то по соглашениям с Британской восточноафриканской компанией от 24 мая 1887 г. и 4 марта 1890 г. и с Германским восточно-африканским обществом от 28 апреля 1888 г. султан Занзибара вынужден был уступить им в аренду эти территории, прилегавшие соответственно к английской и германской сферам влияния. В захваченных немцами районах развернулось вооруженное восстание под руко-водством Бушири (1888-1890 гг.), жестоко подавленное германскими войсками.
Ст. 1. Великобритания и Германия признают суверенитет султана Занзибара над островами Занзибар и Пемба и над прилегающими к ним островками в радиусе 12 морских миль, равно как над островами Ламу и Мафия. [Признание суверенитета султана также над береговой полосой шириной в 10 морских миль, простирающейся от р. Минингани на юге до Кипини – на севере, и над пунктами Кисмаю, Брава, Мерка, Могадишо и Варшиек, расположенными севернее Кипини.I
Ст. 2. Великобритания обязуется содействовать переговорам Германии с султаном о предоставлении в аренду Германскому африканскому обществу права взимания таможенных пошлин в портах Дар-эс-Салам и Пангани в обмен на ежегодные платежи султану со стороны Общества.
Ст. 3. Обе державы соглашаются установить границу их сфер влияния в этой части Восточной Африки... [Территория, на которую распространяется соглашение, ограничена на юге р. Рувума, а на севере – линией, идущей по р. Тана, от ее устья до пересечения экватора с 38° в. д., и заканчивающейся в пункте пересечения 1° с. ш. с 37 в. д. Граница между германской и британской сферами начинается от устья р. Ванга и следует в северо-западном направлении к пункту на восточном берегу оз. Виктория, через который проходит 1° ю. ш.] Великобритания обязуется не делать территориальных приобретений, не устанавливать протектората и не препятствовать распространению германского влияния к югу от этой линии, а Германия принимает такое же обязательство по отношению к территориям, расположенным севернее этой линии.
Ст. 5. Обе державы признают, что к Биту относится полоса побережья, начинающаяся севернее Кипини и продолжающаяся до северной оконечности бухты Манда.
Из речи императора Вильгельма II в Танжере (31 марта 1905 г.)
После 1904 г., по существу, единственным соперником Франции в борьбе за господство в Марокко стала Германия. Визит Вильгельма II в Танжер и его речь там положили начало марокканскому кризису 1905-1906 гг. – одному из крупнейших дипломатических конфликтов периода подготовки первой мировой войны.
Поездка Вильгельма II в Марокко и речь, произнесенная им в Танжере, явились завязкой первого марокканского кризиса. Германия заявила о непризнании англо-французского соглашения о Марокко и потребовала подтверждения независимости последнего. Франция, которая не могла в тот момент рассчитывать на поддержку России, занятой войной с Японией, должна была согласиться на созыв конференции для решения этого вопроса.
Мой сегодняшний визит я делаю султану как независимому государю. Я надеюсь, что под суверенной властью султана будет существовать свободное Марокко для мирного соперничества всех наций, без каких-либо монополий и аннексий, на началах полного равенства. Моя поездка в Танжер имеет целью показать, что я исполнен решимости использовать все имеющиеся в моем распоряжении силы для того, чтобы с успехом защищать интересы Германии и Марокко. Рассматривая султана как абсолютно свободного государя, я желаю договориться именно с ним о способах обеспечения этих интересов. Что касается реформ, которые султан: намерен провести, то мне кажется, что здесь нужно действовать с большой осторожностью, считаясь с религиозными чувствами населения для того, чтобы избежать нарушения общественного порядка.