Об антианглийском восстании в Бенгалии

(16 декабря 1756 г.)

Французский совет в Чандернагоре – местный орган французских колониальных властей. Верховный совет Иль де Франс – орган французских колониальных властей, находившийся с 1763 г. на о. Иль де Франс в Индийском океане и управлявший всеми французскими владениями в Ост-Индии, восточнее мыса Доброй Надежды.

Мы полагаем, господа, что вы будете поражены, узнав главные обстоятельства недавней революции, в результате которой англичане были изгнаны из всех своих сеттльментов в Бенгалии. Мы очень коротко остановимся на этих событиях.

Когда вопреки всем ожиданиям наваб Сираж-уд-даула в апреле наследовал своему деду. Алаверды-хану и стал суба-[даром] Бенгалии, англичане вскоре испытали на себе необузданный характер этого юного правителя, ужасный гнев которого они вызвали сами своей надменностью и тем, что они укрыли одного из его врагов. Доведенный до крайности их бравадой, он сначала предательски захватил их небольшой форт возле столицы, а затем во главе огромной армии осадил их в Калькутте, их главном сеттльменте на Ганге.

Тщеславие англичан было столь велико, они были так уверены, что мусульмане не посмеют зайти так далеко, что они потеряли голову, были поражены и терроризированы и не смогли воспользоваться ни одним из тех преимуществ, которые имеют европейцы над столь презренными войсками.

Хотя англичане насчитывали шестьсот белых [солдат], великолепно снабженных всеми видами снаряжения и прикрытых в настоящем форте, после прибытия наваба они оказали очень слабое сопротивление. Сам губернатор м-р Дрейк вместе с командующим войсками и большинством Совета, офицерами и жителями и всеми женщинами укрылся на борту судов, которые находились в порту. Те немногие солдаты, которые остались в форте, не признавали никакой власти, и беспорядок достиг таких размеров, что 20-го, т. е. через 3 дня после осады, пополудни был вывешен белый флаг. Но еще до капитуляции мусульмане собрались у ворот, и так как никто в них не стрелял, легко их взломали и ворвались в город, убивая всех, кто пытался оказать им сопротивление. Грабеж в сеттльменте и форте достиг огромных размеров, так как англичане не позаботились о том, чтобы вывезти свои богатства. Это было, так сказать, началом их бед. Пленники в числе 200 человек, в спешном порядке запертые в склад-ском помещении, за ночь почти все задохнулись. Выживших в цепях приволокли в столицу Бенгалии Муршидабад. После всех страданий они в самом плачевном состоянии, особенно руководители, были переданы нам навабом, и мы сделали все возможное, чтобы помочь им.

Положение тех, кто спасся на судах, было не лучше. С трудом войдя в устье реки, они испытали все невзгоды сезона дождей, терпя стеснения от [наличия] многих женщин и детей, заполнивших их суда.. Все это наряду с плохим провиантом, – а лучшего они достать не могли, – сразу же вызвало некое эпидемическое заболевание, которое унесло многих.

Захват Калькутты принес с собой разорение всех мелких английских факторий, которые были разбросаны по всей Бенгалии, и теперь в этом королевстве у них нет ни одной.

Со времени начала этого грустного переворота из Европы пришло только одно судно. На его борту прибыло 250 человек из Мадраса, но так как этого подкрепления недостаточно, пока еще англичане не предприняли никаких действий. Они ожидают в любой момент прибытия эскадры из 6 военных кораблей и 5 кораблей, принадлежащих компании, которые отплыли 14 октября. На борту их находится 1 тыс. европейцев и 3 тыс. сипаев. Несомненно, что с помощью этих сил они смогут вернуть Калькутту, которую теперь защищает лишь небольшое число мусульман. Помимо того, что взятие Калькутты не возместит им потерь... так как колония полностью разорена и разграблена, нельзя быть уверенным в том, что им удастся удержаться в ней против всех сил'наваба. В чем можно быть абсолютно уверенным, так это в том, что эта война расстроит торговлю, так как все торговцы бегут.

После описанных событий в Ганг прибыла английская эскадра. За несколько дней до этого директор получил письмо, которым месье Веррье, возглавлявший факторию в Сурате, извещал его, что небольшое судно... прибывшее в Бомбей 5 октября, привезло с собой письма из Лондона о том, что с 17 мая Франция и Англия находятся в состоянии войны.

Это сообщение заставило нас отложить отправку «Рубина». Но тот факт, что фрегат «Даная» только что прибыл безо всяких затруднений, наводит на мысль, что англичане, которые не могут не знать о вышеупомянутом, заняты другими делами и не намерены использовать против нас свои превосходящие силы. Поэтому владельцы «Рубина» решили спешно отправить это судно, чтобы воспользоваться благоприятными обстоятельствами, заставляющими предполагать, что англичане считают необходимым вести себя осторожно по отношению к ним. В дальнейшем мы будем действовать так, чтобы отправить «Ля Фаворит» возможно скорее.



Наши рекомендации