Декрет Законодательного Собрания от 11 июля 1792 г.
«Об объявлении отечества в опасности»
В связи с ухудшением обстановки на фронте, после того, как французская армия потерпела ряд тяжелых поражений, 11 июля 1792 г. Законодательное Собрание приняло декрет «Об объявлении отечества в опасности». Согласно этому декрету все пригодные к военной службе мужчины подлежали призыву в армию.
Многочисленные войска приближаются к нашим границам. Все те, кому свобода внушает ужас, вооружаются против нашей конституции.
Граждане, отечество в опасности!
Пусть желающие иметь честь выступить первыми на защиту того, что они имеют самого дорогого, неизменно помнят, что они французы и что они свободны, пусть их сограждане поддерживают на местах безопасность личности и имущества, пусть должностные лица внимательно бодрствуют и пусть все со спокойным мужеством, являющимся признаком истинной силы, ждут призыва закона, чтобы начать действовать, и тогда отечество будет спасено.
Воззвание Законодательного Собрания к французской армии
От 11 июля 1792 г.
Воззвание Законодательного Собрания к французской армии от 11 июля 1792 г. было опубликловано одновременно с принятием декрета «Об объявлении отечества в опасности».
Храбрые воины! Национальное Собрание только что провозгласило, что отечество в опасности; это значит, что оно провозгласило силу государства; это значит, что оно возвестило, что вскоре французское юношество соберется под знаменем свободы. Вы научите его побеждать, вы укажете ему путь к славе. При сигнале об опасности отечества, вы почувствуете, что ваша энергия возрастает. Но пусть, воины, пусть дисциплина направляет движения вашей энергии, ибо она одна – ручательство победы. Обладайте тем спокойным и холодным мужеством, которое должно дать вам сознание ваших сил. Настоящая армия – это огромное тело, приводимое в движение одной головой. Оно ни на что не способно, если в нем нет безусловного повиновения от чина к чину, от солдата до генерала...
Не забывайте, что речь идет о нападении на вашу конституцию! Вас хотят исключить из доблестного числа свободных народов. Пусть! Храбрые воины, конституция должна восторжествовать или французский народ покроет себя несмываемым позором! Ваши сограждане со всех сторон стараются вам помочь. Будьте уверены – нет ни одного француза, который бы заколебался. Нет ни одного, который бы в дни опасности или славы рискнул обесчестить всю свою жизнь постыдной и трусливой бездеятельностью. Каким несчастным был бы тот, кто не смог бы сказать своим детям или своим согражданам: «И я также сражался, когда нападали на нашу свободу, и я принимал участие в той битве, в которой французское оружие восторжествовало над врагами, я защищал подступы города, на который они тщетно нападали, и моя кровь текла за отечество, за свободу, за равенство!».
Воззвание Законодательного Собрания к французам
От 11 июля 1792 г.
Воззвание Законодательного Собрания к французам от 11 июля 1792 г. было опубликловано одновременно с принятием декрета «Об объявлении отечества в опасности».
Ваша конституция покоится на принципах вечной справедливости. Для ее уничтожения образован союз королей. Их батальоны приближаются, они многочисленны, подчинены строгой дисциплине и издавна упражняются в военном искусстве. Не чувствуете ли вы, что ваше мужество воспламеняется благородным пылом? Неужели вы потерпите, чтобы иноземные орды устремились, как разрушительный поток, на ваши поля, чтобы они опустошили наше отечество огнем и мечом, одним словом, чтобы они отяготели вас цепями, окрашенными кровью того, что вы имеете самого дорогого?
Наши армии еще не готовы. Неблагоразумная беззаботность слишком рано умерила порывы патриотизма; наборы не имели того успеха, на которые рассчитывали ваши представители. Внутренние волнения увеличили трудность нашего положения, и наши враги предаются безумным надеждам, являющимся для нас оскорблением.
Спешите, граждане! Спасите свободу и отомстите за вашу честь! Национальное Собрание объявило, что отечество в опасности...
Не думайте, что эта декларация есть результат страха, недостойного ни Собрания, ни вас. Вы дали клятву жить свободными или умереть. Национальное Собрание знает, что вы сдержите эту клятву, и оно клянется подать вам к тому пример; но дело идет не о пренебрежении к смерти, а о победе. Она возможна, если вы откажетесь от вашей ненависти, если вы забудете ваши политические разногласия, если вы присоединитесь к общему делу, если вы будете неустанно наблюдать за внутренним врагом, если вы будете предупреждать всякие беспорядки и вытекающие из них отдельные насилия, если в государстве укрепится власть закона и, отвечая на призыв отечества организованным выступлением, вы поспешите к границам и в лагери с великодушным энтузиазмом свободы и с глубоким чувством долга солдата-гражданина.
Французы! Уже четыре года предупреждаем мы вас, сражающихся против деспотизма, об угрожающих вам опасностях и призываем к необходимым усилиям для их преодоления. Мы указываем Вам на угрожающую пропасть. Какая слава ожидает Вас после того, как вы перейдете через нее! На вас взирают народы; поразите же их величественным выявлением ваших сил и вашего характера!
Итак, – единение! Уважение к законам! Непоколебимое мужество – и скоро победа увенчает пальмовой ветвью алтарь свободы, и народы, которые теперь вооружаются против вашей конституции, будут стремиться соединиться с вами узами нежного братства. Скоро, благодаря победному миру, укрепятся основы вашего управления и вы, наконец, соберете все плоды революции и вашим счастьем уготовите счастье и для вашего потомства.