Первой половине ii тысячелетия
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
Могилев - 2001
Я.Г.Риер. ИСТОРИЯ СРЕДНЕВЕКОВЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ. В пяти частях. Часть 3.Западная, Центральная и Юго-Восточная Европа в первой половине II тысячелетия. Могилев, 2001. - ___с.
Допущено Министерством образования Республики Беларусь в качестве учебного пособия для студентов исторических специальностей высших учебных заведений.
Пособие продолжает серию очерков о средневековых обществах Европы, Азии и Америки. В предлагаемой вниманию книге рассматривается история нашего континента в первой половине II тыс. н.э. - развитие средневековых европейских цивилизаций, происходившие в них изменения, сходные черты и отличительные особенности. Пособие адресовано, прежде всего, студентам исторических факультетов ВУЗов и учителям истории, а также учащимся специализированных классов и тем, кто интересуется нашим прошлым.
Работа выполнена в рамках проекта "История средневековых цивилизаций" по гранту Министерства образования Республики Беларусь.
Рецензенты: кафедра всеобщей истории Гродненского государственного университета.
Заведующий кафедрой истории древнего мира и средних веков Белорусского государственного университета, доктор исторических веков, профессор В.А.Федосик.
© Я.Г.Риер, 2001 г.
К ЧИТАТЕЛЮ
Предлагаемое пособие, основанное на курсе лекций, читаемых на историческом факультете Могилевского госуниверситета, продолжает серию учебных изданий, посвященных истории средневековья как раздела всеобщей истории. Первые две части - "Европа в раннем средневековье" и "Азия в I - середине II тысячелетия" уже опубликованы (Могилев, 2001). В издаваемой серии зарождение и развитие средневековых цивилизаций, их типология, сходные черты и отличительные особенности представляются на основе подробного рассмотрения и анализа исторических фактов во всем их многообразии. Этим содержание серии отличается от ранее изданного нами пособия, основное внимание, в котором было уделено не столько самим событиям, сколько их теоретическому осмыслению[1].
Надеюсь, что избранная форма отдельных книжек-частей общего курса лекций позволит оперативнее обеспечивать спрос на учебную литературу и откликаться на новейшие научные достижения. Отзывы на каждую книжку будут учитываться при подготовке очередной части серии. С просьбой о таких отзывах с пожеланиями и замечаниями обращаюсь к читателям, которым буду за это весьма признателен.
Общее введение в историю средних веков было представлено в первой части курса лекций, что избавляет нас от необходимости вновь возвращаться к периодизации и основному понятийному аппарату эпохи[2].
РАЗДЕЛ I.
ОБЩИЕ ЧЕРТЫ В ИСТОРИИ
ЗАПАДНОЙ, ЦЕНТРАЛЬНОЙ И ЮГО-ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ
Первой половины II тыс.
ТЕМА 1.
ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ
СРЕДНЕВЕКОВЫХ ГОРОДОВ.
ОБЩИЕ ЗАМЕЧАНИЯ.Во Введении уже отмечались сложности, возникающие при необходимости заключать исторические процессы в определенные хронологические рамки. Тем не менее, начало II тыс. (Х и, особенно, ХI века) в европейской историографии традиционно считается временем перелома, временем вхождения в развитое средневековье. Что же произошло?
Основы существования тогдашнего западноевропейского общества не изменились. Оно оставалась аграрным, жило от земли и, следовательно, владение землей было главным фактором существования людей. Земля принадлежала феодалам, положение которых в ХI-ХII вв. продолжало укрепляться. Зависимость крестьян в эти столетия усугублялась. Сохранялись и совершенствовались те политические структуры, которые сложились в предшествующие века. Оставались прежними и идеологические ориентиры - христианство составляло основу культуры, и всё глубже проникало в повседневную жизнь.
И лишь в течение ХIII в. появляются существенные сдвиги и в положении феодалов, и в положении крестьян, и в формах власти, и в культуре. Всё это позволило выделить ХIV-XV вв. в особый этап позднего средневековья. Или во второй этап развитого средневековья[3].
Но эти сдвиги, которые будут рассмотрены далее, были подготовлены массовым развитие нового явления, неизвестного в раннее средневековье - городами. Пик их становления пришелся именно на ХI в., хотя возникать они начали раньше. В городах создавался новый, по сути нефеодальный уклад хозяйства и жизни, иная ментальность. Они, развиваясь, сначала видоизменяли, а затем и разрушали феодальное общество.
ОТДЕЛЕНИЕ РЕМЕСЛА ОТ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГОРОДОВ.В раннесредневековой Европе городская жизнь, за исключением Византии и арабской Испании, пришла в упадок. И хозяйственная, и административная деятельность была сосредоточена в поместьях, а духовная - в монастырях. Даже столиц у монархов не было. Лишь с рубежа I/II тыс. монополия деревни начала постепенно изживаться.
В конце ХVIII - первой половине ХIХ в. большое распространение получила теория греко-римского континуитета, исходившая из представления о непрерывности развития городов с античности. В ХIХ в. в Германии сложилась вотчинная теория, в соответствии с которой все основные слои городского населения вышли из феодальных поместий. Тогда же в немецкой историографии распространилась и гильдейная теория, согласно которой основой городской организации становились союзы купцов (гильдии), создававшиеся для защиты своих интересов у стен крепостей и замков. Близка к ней и бурговая теория, которая выводит средневековые города из крепостей (нем. бург). Тогда же возникла и марковая теория, автор которой, немецкий историк Г.Маурер считал, что городские организации произошли от крестьянских общин. Существовала также и рыночная теория, выводившая города из купеческих поселков. Ее сторонником был крупный бельгийский историк конца ХIХ-начала ХХ в. А.Пиренн, доказывавший, что средневековые города создавались купцами на торговых путях.
Многочисленные теории происхождения европейских городов отразили сложность, многогранность их появления. Основная трудность - уловить, с какого момента то или иное конкретное поселение превращалось в город. Ибо в средние века важными были не только неаграрные занятия жителей, но также юридический статус их и самого поселения.
Для того чтобы поселение превратилось в город, было необходимо сочетание нескольких факторов. Прежде всего - наличие стабильного ремесленно-торгового населения. Далее - наличие администрации, управляющей хотя бы ближайшей округой. Как правило, города становились центрами церковных округов. Существование светской и церковной администрации притягивало определенные интеллектуальные силы: переписчиков, юристов и вообще образованных людей.
Но начинался город обычно с какого-либо одного элемента. Таковым мог быть замок феодала, владельца или управляющего некоей территорией. К нему часто съезжались различные гости. Они и обеспечивали устойчивый спрос для ремесленников и купцов, которые начинали селиться под стенами замка. Для их защиты раньше или позже сооружалась новая крепостная стена. Замок превращался в цитадель (акрополь, бург, кремль), окруженный торгово-ремесленным посадом (предградьем, окольным городом).
Нередко города появлялись в местах скопления людей: у переправ, пересечений дорог, старых гаваней. Туда же устремлялись ремесленники и купцы. Далее возникали крепостная стена, церкви и т.д.
Порой торгово-ремесленный люд обживал военные крепости, гарнизоны которых обеспечивали и безопасность, и спрос.
Но в любом случае, как видно, возникновение города зависело от наличия постоянного торгово-ремесленного населения. Причем наиболее устойчивыми были именно ремесленники, уже своей деятельностью привязанные к постоянному месту проживания. Таким образом, массовое появление городов стало следствием отделения ремесленного труда от аграрного, начавшегося в бывшей варварской Европе с VII-VIII вв. прежде всего в металлургии и металлообработке (кузнечном деле).
Первоначально, как известно, свои потребности в ремесленных изделиях - одежде, обуви, простейшей домашней утвари и инвентаре крестьяне удовлетворяли собственным трудом. Ремесленные изделия входили и в состав оброков, отдаваемых сеньорам. Но некоторые группы вещей требовали специальных навыков и приспособлений для их изготовления. Прежде всего, это касается изделий из металлов. В крупных сеньориях потребности в них покрывались как за счет покупок у заезжих купцов, так и работой ремесленников-профессионалов из дворовой челяди (по сути - рабов)[4]. Но потребности крестьян таким способом, естественно, не решались. И постепенно в деревнях возникает частичное разделение труда. Появляются кузнецы, затем гончары, ткачи, кожевенники, бондари и т.п. Оброки с них взимаются ремесленными изделиями. Обслуживали они и односельчан, а также выходили на местные рынки, упоминавшиеся в документах VIII-IХ вв. Фиксация повинностей, рост спроса от растущего населения и постепенное накопление профессиональных навыков позволяли таким ремесленникам скапливать некоторые средства. Сельское хозяйство становилось для них делом второстепенным, подсобным. Но в деревне много однотипных изделий было не нужно, и вскоре возможности квалифицированных сельских ремесленников стали ограничиваться малым спросом[5]. Это обстоятельство, а также сеньориальный гнет побуждал таких ремесленников к уходу в такие места, где легче было сбыть продукцию и можно было избавиться от гнета феодала. В отличие от крестьян, накрепко привязанных к земле, такие ремесленники, естественно, были более свободны в выборе места жительства.
Однако оформлявшееся крепостное право заставляло покидать деревни не только квалифицированных ремесленников (их вообще было мало). Бежали и землепашцы, занимавшиеся ремеслом от случая к случаю, но считавшие, что и они сумеют прокормить себя ремеслом, тем более что уже с VII в. в законах варварских королевств гарантировалась юридическая свобода и независимость странствующим ремесленникам.
До массового ухода из таких крестьян из деревень процесс отделения ремесла от сельского хозяйства происходил лишь в рамках поселений, внутри их. До Х-ХI вв. стабильно обособились от крестьянского труда лишь кузнецы (из-за сложности производства и стабильного спроса на металлические изделия). Уход, бегство более широкого круга знакомых с ремеслом крестьян и означал начало массового отделения ремесла от сельского хозяйства. Этот процесс отразил и уровень аграрного развития, позволившего, благодаря прогрессу в сельском хозяйстве, прокормить все большее число тех, кто не добывал себе пропитание.
Перед беглыми крепостными встала проблема рынка. Надо было найти те места, где существовала возможность более или менее регулярно сбывать свою продукцию и добывать сырье. Такие места находились близ различных поселений, появлявшихся в процессе развития феодального общества: укрепленных королевских, княжеских и церковных резиденций, административных центров, монастырей и просто крепостей со значительными гарнизонами Часто в таких местах возникали и ярмарки[6].
Бежавшие из деревень крестьяне оседали и в местах скоплений странствующих купцов[7]. Эти купцы обычно останавливались на пересечениях торговых путей, в устьях рек, при переправах. Рядом с ними обосновывались и ремесленники.
Рынок сбыта ремесленной продукции мог возникнуть и посреди плодородной густонаселенной сельской местности, если там не хватало сельских мастеров. При этом ремесленники из соображений безопасности предпочитали селиться под стенами феодального замка или крепости.
Но первоначально возникавшие поселения - еще не города. Между домами располагались огороды и сады. Многие, особенно малоквалифицированные ремесленники, продолжали заниматься сельским хозяйством[8]. Нередко поселенцы платили чинш феодалу - владельцу земли, на которой они осели, и даже бывали обязаны барщиной. Но население таких поселков росло за счет беглых крестьян, начинавших сталкиваться с малоземельем[9]. По мере роста населения в торгово-ремесленных поселках появляется потребность в привозном продовольствии - возникает товарообмен с деревнями, что позволяет жителям этих поселков отказаться от аграрной деятельности.
Так общественное разделение труда стало свершившимся фактом. Единая в раннем средневековье экономика раскололась на аграрную и промышленно-торговую. Активизировался обмен. Произведенные продукты становились товарами. Эти изменения, кстати, повлекли преобразования и в поместном хозяйстве, привели к замене натуральных повинностей денежными (см. подробнее далее).
Но не экономические процессы были не единственными причинами возникновения городов. Как отмечалось, торгово-ремесленные слои тянулись к административным центрам, в которых скапливались потенциальные потребители - феодалы и которые представляли при необходимости необходимую защиту за своими крепостными стенами. Таким образом, в числе горожан оказывались и представители управленческого аппарата - чиновники-министериалы, выросшие из феодальной челяди[10].
К административным центрам обычно примыкали и церковные (бывало и наоборот) с многочисленными клириками разного уровня - от епископа до монаха. Хотя средневековое духовенство обычно избегало публичности и имело собственную юрисдикцию, но в городах оно вскоре составило значительную прослойку, тем более важную, что поначалу только в его среде можно было найти необходимых для ведения различных дел грамотных людей: писарей, секретарей, нотариусов, счетоводов. Из них же - и первые учителя, ставшие вскоре крайне необходимыми, ибо новые условия жизни быстро привели городское население к пониманию необходимости хотя бы элементарной грамотности, чего рутинная крестьянская работа пока не требовала. Концентрация в рождавшихся городах ученого люда стала привлекать в них и ученых монахов, до того прятавшихся за толстыми стенами уединенных монастырей. Ведь именно здесь они могли использовать свои знания в канцеляриях епископов, графов, королей, здесь же могли обмениваться мыслями и информацией с приезжими. Особое место в непривычно интенсивной для тогдашнего человека городской жизни стали занимать и знатоки права - юристы, а затем - и медики. Так в городской среде появляется новый для средневековой Европы социальный слой - интеллектуалы - люди, существующие не за счет физического труда и не за счет полученного по наследству или подаренного имущества, а благодаря своим знаниям. Так в городе происходит еще одно разделение труда - на материальный и умственный, интеллектуальный.
***
Итак, средневековый город - это многофункциональное поселение, отвечавшее потребностям тогдашнего общества: развитию ремесел и торговли, организации политической власти и административного управления окружающей территории, обороны, культурный и религиозный центр. В реальности было возможно преобладание одного из признаков или отсутствие некоторых. Но необходимым элементом, так сказать, несущим всю конструкцию, была торгово-ремесленная деятельность значительной части жителей. Связь ранних горожан с сельским хозяйством несомненна. Но концентрация населения отделяла горожан от земли и переключала их на другую деятельность. Причем, в отличие от деревни, все работы в городе производились специалистами - профессионалами.
Надо, однако, иметь в виду, что каким бы не было происхождение города, его судьба зависела от прочности местных связей. Если в данном месте не существовало устойчивого местного рынка, город переставал быть таковым и превращался либо в сельское поселение, либо исчезал вовсе. Вслед за королевским, герцогским или графским гарнизоном, или монахами его покидали ремесленники и купцы, которым становилось не на кого работать и не с кем торговать, а оставшиеся переходили к сельскому хозяйству. Быстро ветшали городские постройки. Оставшиеся жители селились вне крепостных стен, ближе к полям и лугам. Лишь старые, заросшие валы напоминали о былом городе. Если же складывавшиеся связи города с округой были прочными, то и после военного разгрома такой город восстанавливался.
Таким образом, толчком к появлению средневековых городов стало отделение ремесла от сельского хозяйства. Оно же, в свою очередь, вызывалось и стимулировалось процессом закрепощения крестьян, который, как известно, начался в Западной Европе в VIII-IХ вв. Там же, где он наступил позже, и выделение ремесленников задерживалось. Лишь в Северной Италии возрождение городов было связано не с закрепощением крестьян, а с ранним, с VIII в., восстановлением средиземноморской торговли и, особенно, активизацией торговли с Востоком - с Византией, Арабским халифатом. Города здесь возникали или восстанавливались на местах старых римских поселений с VIII-IХ вв.[11] К северу от Средиземноморья массовое зарождение городских поселений начинается с IХ-Х вв., а в ХI-ХIII вв. возникло большинство существующих и поныне городов. В Скандинавии и Центральной Европе, где процессы феодализации развивались в замедленном ритме, и большинство крестьян оставались свободными, ремесленники предпочитали не порывать с аграрной средой. Там первые города создавались лишь купечеством в связи с внешней торговлей и королями в фискальных целях.
Одним из наиболее ранних городов является Венеция. Как поселение, прежде всего - рыбацкий поселок, она возникла еще в V в. и, еще находясь в составе Византии, специализируется на продаже соли и рыбы. В Х в. город стал полностью независимым и вскоре становится центром посреднической торговли. На Ближний Восток венецианцы вывозили европейское сырье и рабов, через Альпийские перевалы в германские земли доставляли восточные товары: пряности (перец), цветные ткани (шелк, пурпур), фрукты, ювелирные изделия и т.п. В борьбе с далматинскими пиратами город создает мощный флот и становится гегемоном в Восточном Средиземноморье. С ХI в. начинает возвышаться и основной торговый конкурент Венеции - Генуя. Первоначально она торгует главным образом в западной части Средиземного моря, но вскоре налаживает тесные связи и с Ближним Востоком. Развиваются и сухопутные города Италии - Павия, расположенная в центре пересечения альпийских дорог, Милан и др.
Другой центр торговли Европы сложился на северном побережье Европы, во Фландрии. Здесь сформировался центр текстильной (шерстяной), работавший на вывоз в Англию, Балтику, в Центральную Европу и появляется густая сеть городов: Брюгге, Ипр, Гент, Лилль и др.
Между указанными регионами развиваются города, расположенные на Рейнском торговом пути. В большинстве своем это старые римские города-крепости: Кельн, Майнц, Вормс, Страсбург. В Южной Германии формируются городские центры, находившиеся на торговых путях в Италию и славянские страны: Регенсбург, Аугсбург и др.
Возникали города разными способами. Специфичным было формирование Парижа. Его исходным пунктом была маленькая крепость на острове (совр. Сите) посреди Сены, служившим административным центром одного из кельтских племен и его убежищем. В I в. до н.э. она была известна как Лютеция. Отсюда на север шел торговый путь. В эпоху варварских нашествий крепость имела важное стратегическое значение, так как прикрывала юг Галлии от нападения варваров с севера. В окрестностях крепости сосредотачивались крупные военные силы. Это скопление людей, нуждавшихся в предметах потребления, дало толчок образованию нескольких ремесленно-торговых поселений в виде предместий. Большую роль сыграло и расположение Парижа на торговых путях. При Хлодвиге Париж уже был центром франкского государства, а с конца Х в. - столицей королевской династии Капетингов. Королевский двор, чиновники, военные силы, сосредоточенные в Париже - все это создавало большой и регулярный спрос на ремесленные изделия. Уже тогда в Париже появились древнейшие цехи: мясников, продавцов вина и купцов, торговавших на Сене. Но долгое время только поселение на о.Сите считалось городом. Еще в конце ХII в. город занимал площадь 4 кв. км.
Первоначально города больше росли за счет притока из вне крестьян, чем от своего естественного прироста. Поскольку люди были нужны для несения сторожевой службы, постройки укреплений и т.п., горожане поначалу охотно принимали в свои ряды всех без исключения, в том числе и несвободных. И, естественно, содействовали освобождению крепостных. Ибо если бы они оставались в городе, то феодалы могли потребовать их возврата, что ослабляло бы города. Поэтому городские общины активно поддерживали беглых крестьян в приобретении городских прав, в которые входили: полная личная свобода, подсудность городскому суду, право вступления в брак с любой женщиной по собственному выбору, право свободно распоряжаться приобретенным имуществом и его завещания.
Такие привилегии зачастую приводили к обезлюживанию сельских окрестностей. Так, например. В 1144 г. тулузский граф дал привилегии Монтабану, и тут же опустела ближайшая монастырская слобода. Французский король Филипп II Август широко раздавал коммунальные хартии (городские права) даже мелким селениям вдоль границы с Шампанью и местные феодалы жаловались на бегство их крестьян. Но постепенно многие феодалы тоже начали понимать роль городов в своих землях для повышения доходов и начали раздавать коммунальные хартии.
Но неразвитость товарно-денежных отношений часто приводила к тому, что избыточные средства, накапливаемые купцами, переходились во владение землей нередко городские окрестности представляли собой чересполосицу из земель горожан и феодалов.
ХАРАКТЕР СРЕДНЕВЕКОВЫХ ГОРОДОВ. ИХ СОЦИАЛЬНЫЙ СОСТАВ.Наиболее интенсивно города создавались на торговых путях и в густозаселенных местах. Но размеры большинства из них были невелики. Преобладали города с населением в несколько тысяч жителей[12]. Это было связано с медленным отрывом населения от аграрного мира и трудностями снабжения горожан продовольствием[13]. Поэтому городские жители сохраняли некоторую связь с сельским хозяйством: держали скот, имели огороды у городских стен. Порой даже городские улицы имели специфические названия, например: "Улица коров" в Эдинбурге, "Улица быков" в Страсбурге. Очевидцы писала, что по утрам городские улицы оглашались мычанием выводившихся на пастбища коров.
Среди городских жителей преобладали так называемые бюргеры (от нем. Burg - крепость) - городское сословие. Это - полноправное городское население, имевшее самостоятельные источники существования от специфически городской деятельности - профессиональные ремесленники и купцы. К ним примыкали те, кто не имел собственного дела и жил за счет оплаты своего труда (подмастерья, другие наемные работники). Они тоже считались горожанами, хотя и неполноправными. Проживавшие в городах феодалы, духовные лица в число бюргеров обычно не входили. Их права зависели от степени вовлеченности дворянства в городскую жизнь и уровня политической самостоятельности городов.
В Италии, например, в города устремились многие феодалы, прежде всего мелкие - рыцари[14]. Это вызывалось их бедственным положением из-за относительного военного затишья в Италии во второй половине Х в., когда они, как профессиональные воины, остались без работы, а небольшие именья не могли их прокормить. Ранее развитие итальянских городов, в которых торговля расцветала уже с Х в., привлекало вальвассоров. Они приобщались к городской торговле и сближались с купцами, хотя и не сливались с ними из-за сословных рамок. Но и высшая аристократия - крупные североитальянские феодалы тоже предпочитали находиться в городах, где жить было и безопаснее, и удобнее, ибо на городских рынках легче было купить разнообразные товары, в том числе и предметы роскоши, и пряности с Востока. Такое положение ускоряло и без того быстрое развитие итальянских городов и придавало им характерные особенности.
Так, например, Милан до начала ХI в. был небольшим, довольно бедным городом. Преобладали деревянные дома с соломенными крышами. Часты были опустошительные пожары. Приток феодалов привел к тому, город обстроился пышными дворцами, придавшими ему блеск и красоту[15]. К тому же феодалы привозили с собой вооруженные свиты, вассалов, домашних слуг и даже ремесленников из крепостных крестьян. В результате городская казна получала дополнительные доходы в виде налогов, сам город благоустраивался, свита существенно увеличивала спрос на товары и услуги к выгоде городских ремесленников и торговцев, а также и наемных работников. Все это способствовало экономическому подъему города и быстрому росту его населения. А дворяне, сохраняя за собой свои владения, становились полноправными горожанами.
В других землях Европы, где города возникали позднее, уже после сложения устоявшейся сеньориальной системы (а не одновременно, как в Северной Италии), феодалы уже успевали укрепиться в своих замках и не стремились скученные, часто грязные, неблагоустроенные города. Здесь социальный состав горожан был более однородным, включал только представителей третьего сословия, которое стремилось ограничить доступ к правам горожан, основными из которых было право участвовать в городском управлении. Среди других прав были избирательное и юридическая гарантия личной свободы. Внутри бюргеров выделяется их высший слой - лучшие (благородные, знатные) люди, позже названные в литературе патрициатом, к которому относились представители городских властей. Обычно это были богатые купцы, чьи средства позволяли им отвлекаться на бесплатные, но почетные и важные для положения в обществе функции городского управления. Основная масса бюргеров - ремесленники и купцы средней руки вели длительную и далеко не всегда успешную борьбу за участие в управлении.
На другом полюсе городского сословия были нищие. Но и они рассматривались как профессиональная группа: облагались налогами, могли иметь имущество. В период уборки урожая их обязывали работать в деревне. Различались "свои" и "чужие" бедные. "Свои" происходили из полноправных, но обедневших, часто из-за потери кормильцев, бюргеров. Им сочувствовали, часто помогали богатые соседи и городские власти (ссудами, займами, дарениями, освобождением от налогов, завещаниями). Но обездоленным чужакам города старались не помогать и, по возможности, вообще не принимать. Вообще не коренных жителей, пришельцев, даже зажиточных, даже квалифицированных мастеров считали горожанами второго сорта. Им старались не продавать в собственность жилища и вообще недвижимость. Устраивались они, обычно, квартирантами, а хозяева жилищ должны были отвечать за поведение таких квартирантов.
ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ. Поскольку основная масса первых горожан была представлена недавними крестьянами, при формировании управления воспроизводились привычные для них общинные порядки: общие собрания[16], на которых устанавливались правила поведения и разбирались мелкие тяжбы между горожанами, выбирались старшины. Но над всем этим возвышалась сеньориальная власть того, на чьей земле возник город и первоначально горожане несли своему сеньору повинности аграрного характера и продукцией своего ремесла (или деньгами).
Нередко разрастаясь, город оказывался в подчинении нескольких сеньоров. Территория Страсбурга на примерно 1100 г. находилась в руках 4-х землевладельцев (епископа и 3-х церковных учреждений). У Бове в ХI в. было 3 духовных сеньора, Амьен между собой делили король, местный граф и 2 церковных владельца.
Показательна судьба Парижа, представлявшего собой как бы мозаику из многих сеньориальных владений, лишь постепенно сливавшихся в единое целое благодаря общности экономических интересов. В одних поселках делами о грабежах и убийствах ведал королевский судья, в других - епископ, а королевская администрация лишь приводила приговор в исполнение. Торговые ряды в одном из поселков принадлежали королю, но в течение нескольких недель в году право взимания с них торговых пошлин принадлежало епископу. На некоторых парижских улицах за преступления, совершенные вне домов, судил епископ, а преступления в домах рассматривались королевским судьей. А поселок Сен-Жермен де Пре пользовался самоуправлением и во внутренних делах не подчинялся ни королю, ни епископу.
В силу подчиненности сеньору город мог быть завещан феодалом по наследству, продан и т.п. Нередко проживавшие в городах феодалы оттесняли горожан и от внутреннего управления[17]. Специфическая организация города, его самоуправление, его особые учреждения складываются в процессе длительной борьбы с сеньорами за самостоятельность. Эта борьба, наиболее активная в ХI-ХIII вв., обуславливалась противоположностью интересов горожан и феодалов. Последние видели в горожанах лишь людей, проживавших на их земле и потому обязанных выполнять традиционные феодальные повинности. Активный денежный оборот в городах лишь распалял аппетиты сеньоров, которые старались поборами и пошлинами обложить любое перемещение товаров и денег в городе (вплоть до налога за каждую торговую сделку на рынке, за место для торговли и т.д.). Бюргеры же - лично свободные собственники, были заинтересованы в свободном производстве и обмене. В отличие от крестьян, они не были привязаны к земле. Потому горожан тяготило стремление феодалов обременять их сеньориальными повинностями, которые к тому же не учитывали специфики рынка, и разоряли бюргеров. Последние отстаивали право на самостоятельное ведение дел, что и вело к борьбе за самоуправление.
В условиях феодальной раздробленности и недостаточной консолидации феодалов такая борьба нередко бывала успешной для горожан. Наибольшей, полной независимости добились рано укрепившиеся северо-итальянские города, ставшие самостоятельными городами-государствами. Они проводили вполне независимую внешнюю политику, имели все атрибуты независимости.
Во второй половине ХI-ХII в. возникли так называемые "вольные города" или - города-коммуны. Они добились полной внутренней автономии от сеньоров, с которыми заключали соглашение с обоюдными обязательствами. Обычно коммуны издавали внутригородские, муниципальные законы, но контролировались сеньорами и не имели самостоятельности в контактах с внешним миром, а так же в высшей (уголовной) юрисдикции. Каждое право коммуны особо оговаривалось и представляло собой нечто вроде иммунитета, полученного (выкупленного) у землевладельца-феодала. Сеньор, со своей стороны, подтверждал права и привилегии такого города-коммуны и обязывался не только соблюдать их, но и отстаивать от посягательств других[18]. Со своей стороны, представители городов приносили сеньору присягу, напоминавшую формулу вассальной клятвы. Подобно вассалу, город-коммуна платил сеньору вассальную помощь при посвящении в рыцари его старшего сына, при выдаче замуж старшей дочери, при попадании самого феодала в плен. Также город должен был нести военную повинность, которая обычно ограничивалась либо определенным сроком, либо территорией[19]. В договорах оговаривалось право сеньора закладывать коммуны так же, как это делал господин с ленами своих вассалов.
В основе каждой конкретной городской коммуны лежал союз горожан, скрепленный взаимной присягой. Обычно к членам коммуны предъявлялись следующие требования: быть свободным, рожденным в законном браке, не быть неоплатным должником. Но, поскольку, как отмечалось, особенно на ранних стадиях развития средневековых городов их жители были заинтересованы в интенсивном притоке населения, сформулировалось правило "Воздух города делает человека свободным". То есть любой человек, проживший в городе определенное время (обычно год и один день), становился юридически свободным и претендовал на статус горожанина[20]. Некоторые хартии предусматривали, чтобы желающие вступить в коммуну владели недвижимостью в городе. Так же, по одним соглашениям, вассалы феодалом и слуги знати принимались в коммуны, по другим – нет. Во Франции духовенство и рыцари, как правило, не могли быть принятыми в коммуны (хотя бывали и исключения). Таким образом, не все, проживавшие в городе-коммуне, пользовались всеми оговоренными правами. Надо также иметь в виду, что все городские свободы были корпоративными (в рамках цеха, гильдии), со строго регламентированными правами.
Далеко не все коммуны пользовались всей полнотой прав, в частности, правами вести войны и заключать мир, полным судебным правом (высшим, средним и низшим). Обычно коммуны обладали правом средней юрисдикции (гражданское судопроизводство) и полицейской властью. Коммуны обладали своеобразным правом сжигать дома нарушителей коммунальных законом. Это право чаще всего использовалось против феодалов. Коммуны издавали свои внутренние (муниципальные) законы и, в отдельных случаях, имели даже своих вассалов среди рыцарей.
Как отмечалось, коммуны рождались в упорной борьбе с феодалами. Нередко города терпели поражения и теряли коммунальные права. Типичным является пример северофранцузского города Лана. Первоначально он принадлежал епископу. С 1106 г., когда епископом стал Годри, сеньориальный режим в городе стал наиболее тяжелым, ибо епископ, увлекавшийся, прежде всего охотой и войной, постоянно нуждался в деньгах и не останавливался перед вымогательством и даже убийством, на этой почве, граждан. Горожане решили откупиться от епископа, уплатив ему значительную сумму. Нуждаясь в деньгах, епископ согласился предоставить городу коммунальную хартию, а король, получивший от города богатые подарки, утвердил хартию.
Спустя 6 лет епископ растратил полученные за коммуну деньги, а доходы от коммуны были небольшими, ибо договор не допускал злоупотреблений. Тогда епископ, пожалев о выдаче хартии, пригласил в Лан короля и предложил ему отменить коммуну. Решение короля зависело от взятки. Горожане предложили ему 400 ливров, епископ – 700 ливров и участь города была решена. Но попытка епископа взыскать с города обещанную сумму привела к восстанию, и епископ со многими рыцарями был убит. Король отомстил, и произошла расправа с жителями. Новый епископ в 1128 г. опять дал городу коммуну, а спустя 50 лет решил ее отнять. Лан призвал на помощь соседние коммуны, епископ – феодалов. На этот раз король Людовик VII принял сторону коммуны, заплатившей ему дороже.
Следующий король, Филипп II Август за крупную взятку от епископа вновь отнял у города коммуну. Так продолжалось многократно, пока в 1331 г. коммуна не была окончательно отнята, но город стал уже не епископским, а королевским. Это означает, что к ХIV в. королевская власть была уже достаточно сильна.
Впрочем, и города бывали "не лыком шиты". Например, отцы Гамбурга, добиваясь привилегий, и в борьбе со своим торговым конкурентом Бременом ссылались на послание императора Фридриха Барбароссы от 1189 г, в котором городу предоставлялся ряд привилегий. Но, как выяснили историки лишь в 1907 г., это посланием было фальшивкой, состряпанной в самой гамбургской городской ратуше в середине ХIII в.
Рассмотрим основные особенности внутреннего устройства коммун. Во Франции наиболее был распространен руанский тип коммун. Руан - столица Нормандии - был крупным торговым городом, участвовал в шампанских ярмарках, господствовал над торговлей по средней Сене, в силу чего был конкурентом Парижа. Все это, а также участие в борьбе Франции с Англией за Нормандию позволило городу сравнительно легко получить коммунальную хартию и отстоять ее.
Основные черты руанской коммуны сложились в ХII в. Она носила ярко выраженный аристократический характер. Во главе стоял Совет из 100 пэров, выходцев из купечества. Они выбирали из своей среды 24 человека в так называемое жюри, из которого создавалось 2 коллегии (коллегия эшевенов и коллегия советников), осуществлявшие исполнительную власть. Пэры назначали трех кандидатов в главы коммуны, из которых король выбирал одного мэра. Х