Лекция №1.Основные процессы в странах Европы в XVI -XVII вв.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПО ИСТОРИИ СРЕДНИХ ВЕКОВ Ч.2
Лекция №1.Основные процессы в странах Европы в XVI -XVII вв.
1. Альтернативные подходы к изучению истории и проблема периодизации курса.
2.Особенности экономического развития стран Европы.
3. Изменения в социальной стратификации европейского общества.
4.Политическое положение стран Европы. Абсолютная монархия.
5.Реформационное движение в Европе.
6.Контрреформация и католическая реакция.
7. Гуманизм и культура Возрождения.
Лекция №2. Англия в конце XV - XVII вв.
1. Социально-экономическое развитие Англии в XVI веке.
2. Английская Реформация и создание англиканской церкви.
3. Полтика абсолютизма в правление Тюдоров (1485-1603 гг.)
4. Первая Английская революция.
5. Протекторат Кромвеля. Реставрация правления Стюартов.
6. «Славная революция» в Англии. Итоги и значение.
Лекция №3. Франция в конце ХV- начале ХVIII вв.
1. Франция в первой половине XVI века.
2. Гражданские войны во Франции во второй половине XVI века.
3. Франция на рубеже XVI-XVII вв.
4. Франция в первой половине XVII века.
5. Франция в правления Луи XIV.
Тема семинарского занятия №1. Реформация и крестьянская война в Германии
1. Германия накануне Реформации:
а) экономическое развитие Германии на рубеже ХV/ ХVI вв.
б) политическое положение Германии, особенности положения католической церкви и духовенства в Германии;
в) социальная структура немецкого общества, социальные противоречия;
г) идейная основа Реформации – немецкий гуманизм, его своеобразие и роль в подготовке реформационного движения в Германии.
2. Начало Реформации. Формирование учения Мартина Лютера и его деятельность. Два этапа реформации.
3. Раскол реформационного движения. Взгляды и деятельность Томаса Мюнцера.
4. Крестьянская война в Германии:
а) причины войны;
б) ход войны, основные районы действий, программы восставших: «Статейное письмо», «12 статей», «Гейльброннская программа», «Земское устройство»;
в) причины поражения крестьянской войны.
5. Историческое значение и последствия Реформации и крестьянской войны в Германии второй половины ХVII века.
Источники:
v Гуттен У. Диалоги. Публицистика. Письма.- М., 1985.
v Лютер М. Избранные сочинения.- М.,1994.
v Выписки из следующих работ М.Лютера: «95 тезисов», «К христианскому дворянству немецкой власти», «О свободе христианина», «О светской власти» (находятся в кабинете истории в папке по ИСВ).
v Практикум по истории средних веков /Сост. М.Л.Абрамсон и др.- М.,1967.
v Роттердамский Э. Похвала глупости. Письма темных людей.- М.,1971.
v Хрестоматия по истории средних веков /Под ред. И.П.Грацианского, С.Д.Сказкина.- Т.3, М.,1950.
Литература:
v Брендлер Г. Мартин Лютер: Теология и революция.- М.-Спб.: Университетская книга, 2000.
v Всемирная история: Возрождение и Реформация.- Т.10, Минск, 1996.- С.54- 120.
v Голубкин Ю.А. Эволюция представлений Лютера о светской власти и её роли в Реформации / Ежегодник германской истории. 1978.- М., 1979.- С.256 – 274.
v Кудрявцев П.Н. Лекции. Сочинения. Избранное.- М., 1991.- Гл.2: «Гуманизм в Германии» (с. 33-64), «Элемент религиозный» (с.65-96), «О М.Лютере» (с.135-150), «Обозрение истории Реформации» (с.135-150).
v Крестьянские движения в Германии перед Реформацией: Сборник статей.- Саратов, 1961.
v Крестьянская война 1525 года во Франконии: Сборник статей.- Выпуск 1. Саратов, 1968.
v Кантценбах Ф.В., Штедтке И. Мартин Лютер. Жан Кальвин. Серия «Исторические силуэты».- Ростов-на-Дону, 1998.
v Лаубе Т. Мюнцер и раннебуржуазная революция / Средние века.- 1992.
v Майер В.Е. Деревня и город в Германии ХIV-ХVI вв.- Л., 1979.
v Проблемы социально-экономической истории Германии и Австрии: Сборник статей.– Вологда, 1964.
v Петров М.И. Лекции по всемирной истории.- Т.3, СПб., 1904.
v Павленко В.Г. Социально-политические воззрения М.Лютера по «Застольным речам».- М., С.138-147.
v Развитие капиталистической мануфактуры в Англии и Германии (ХVI-ХVII вв.).- М., 1981.-С.25-55, 56-92.
v Смирин М.М. Народная Реформация Т.Мюнцера и Великая крестьянская война в Германии.- М., 1955.
v Смирин М.М. Эразм Роттердамский и реформационное движение в Германии.- М., 1978.
v Смирин М.М. Германия эпохи Реформации и Великой крестьянской войны.- М., 1962.
v Циммерман В. История крестьянской войны в Германии.- Т.1-2, М., 1937.
v Штекли А.Э. Томас Мюнцер.- М., 1961.
v Энгельс Ф. Крестьянская война в Германии / Маркс К., Энгельс Ф.- Соч. 2-е изд.- Т.7.
v Ян Гус. М.Лютер, Ж.Кальвин. Торквемада. Лойола / Из серии «ЖЗЛ»: библ. Ф.Павленкова.- М., 1995.
Раздел «Экономика»
1. Разобрать предпосылки для зарождения раннекапиталистических отношений в странах Европы на рубеже ХV - ХVI вв.
2. Рассмотреть формы раннекапиталистического развития в промышленности и в сельском хозяйстве, а затем найти их в конкретных странах Европы.
3. Что такое издольщина и чем объясняется её переходный характер? Разобраться с понятиями «испольщина», «медзадрия».
4. Почему ХVI в. называют «мануфактурным периодом» в Европе?
5. Выделить главные причины неустойчивости раннекапиталистических отношений в переходный период. Рассмотреть на примере конкретных стран.
6. Какие изменения происходили в сфере обращения. Почему ей отводилась ведущая роль? Почему ХVI-ХVII вв. называют временем господства торгово-банковского капитала?
7. Выделить факторы, которые оказывали влияние на темпы генезиса капитализма.
8. Определить страны, в которых раннекапиталистические отношения развивались наиболее интенсивно. Разобраться в причинах этого.
9. Почему в остальных странах Европы развитие раннекапиталистических отношений было более медленным? Выяснить факторы, мешавшие генезису капитализма в каждой стране отдельно (во Франции, Испании, Италии, Германии).
Требования к экзамену
Экзаменационные вопросы
1. Альтернативные подходы к изучению истории раннего Нового времени. Проблема периодизации. Место и значение данного периода в истории.
2. Причины Великих географических открытий. Открытия португальцев.
3. Географические открытия испанцев. Последствия и значение Великих географических открытий.
4. Народы Америки и завоевание их европейцами.
5. Предпосылки генезиса капитализма в Европе. Возникновение раннекапиталистических отношений.
6. Социально-политическое положение европейских государств в ХVI-XVII вв.
7. Реформация как общеевропейское явление ХVI века. Итоги реформации по странам Европы.
8. Контрреформация в странах Европы.
9. Культура Возрождения (ХІV-ХVI вв.) : общая характеристика.
10. Натурфилософия и развитие научных знаний в Европе в ХVI-ХVII вв.
11. Материальная культура европейцев в ХVI-ХVII вв.
12. Международные отношения в конце ХV – ХVІІ вв.
13. Тридцатилетняя война в Европе XVII века.
14. Итальянский гуманизм в сер. ХІV- нач. ХVІ вв.
15. Раннее и Высокое Возрождение в Италии.
16. Социально-экономическое развитие Италии в ХVI-ХVII вв.
17. Политическое положение Италии в ХV-XVI вв.
18. Социально-экономическое развитие Англии в ХVI-ХVII вв.
19. Англия в правление Тюдоров в конце XV - первой половине XVI вв. Формирование абсолютной монархии.
20. Англия во второй половине ХVI века в правление Елизаветы I Тюдор.
21. Английская Реформация и контреформация.
22. Английское Возрождение.
23. Предпосылки и причины первой Английской революции. Расстановка сил.
24. Начало Английской революции. Первая гражданская война.
25. Борьба за углубление революции в Англии. Вторая гражданская война. Установление республики.
26. Режим протектората.
27. Реставрация монархии. «Славная революция» в Англии. «Билль о правах». Итоги и историческое значение английской революции.
28. Предреформационная Германия (социально-экономическое, политическое, духовное развитие). Причины Реформации.
29. Начало Реформации в Германии (до 1524 г.): образование двух направлений в реформационном движении ( анализ учения М. Лютера и Т. Мюнцера).
30. Причины крестьянской войны в Германии. Ход войны, программы (“Статейное письмо”, “12 статей”, Гейльброннская программа), причины поражения.
31. Итоги и последствия реформационного и крестьянского движения в Германии ( до начала 30-летней войны).
32. Немецкое Возрождение.
33. Социально-экономическое развитие Испании в ХVI-ХVII вв.
34. Политика испанского абсолютизма в конце ХV- первой половине ХVIвв. Империя Карла V.
35. Испания во второй половине ХVI - ХVII вв. Особенности испанского абсолютизма.
36. Культура Испании в ХVI-ХVII вв.
37. Франция в первой половине ХVΙ в. (социально-экономическое и политическое развитие).
38. Реформационное движение во Франции.
39. Гражданские войны во Франции.
40. Франция на рубеже ХVI-ХVII вв. в правление Генриха IV.
41. Франция в правление Людовика XIII. Политика Ришелье.
42. Франция в правление Людовика XIV. Расцвет абсолютизма.
43. Культура Франции в эпоху Ренессанса.
44. Социально-экономическое и политическое положение Нидерландов накануне национально-освободительного движения.
45. Причины и начало национально-освободительного движения в Нидерландах (до 1572 г.).
46. Победа национально-освободительного движения на севере Нидерландов и его поражение на юге. Историческое значение и своеобразие Нидерландской революции.
47. Республика Соединенных Провинций в ХVΙΙ в.
48. Социально-экономическое и политическое развитие Швейцарии в ХVI-ХVII вв.
49. Реформация в Швейцарии (У.Цвингли и Ж.Кальвин).
50. Социально-экономическое развитие Польши в ХVI-ХVII вв.
51. Социально-политическое положение Польши в ХVI-ХVII вв.
52. Османская империя в ХVI-ХVII вв.
Критерии оценивания
Освоив полный объем пройденного курса, студенту следует показать свои знания при сдаче экзамена.
Оценка «отлично» ставится при выполнении следующих требований:
- Студент обнаруживает всестороннее, систематическое и глубокое знание учебно-программного материала, аргументировано излагает ответ на поставленный вопрос из любого раздела изучаемого курса, проявляя творческие способности в понимании, изложении и использовании программного материала.
- Дает развернутый, логически выстроенный ответ.
- Использует полные научные определения понятий.
- Студент ориентируется в историческом пространстве и времени, видит явления в историческом развитии, дает полный анализ исторического документа.
- Ориентируется в основной и дополнительной литературе по курсу, при необходимости раскрывает и анализирует сведения по заданному вопросу из рекомендованных дополнительных источников, демонстрируя широкий кругозор, профессиональную эрудицию и заинтересованность данной проблемой.
- Студент умело иллюстрирует фактами узловые вопросы проблемы.
- Студент проявляет самостоятельность в оценке концепций, идей, точек зрения, подходов научных школ.
- В полном объеме выполнены и зачтены темы семинарских занятий другие задания во время семестра.
Оценка «хорошо» ставится при соблюдении следующих требований:
- Студент обнаруживает знания учебно-программного материала.
- Студент аргументировано излагает ответы на вопросы конкретного билета, допуская незначительные неточности в определении основных понятий курса.
- В ответе использует исторические факты, но нарушается логика изложения материала.
- Студентам, показавшим систематический характер занятий по дисциплине и способным к их самостоятельному пополнению и обновлению в ходе учебной работы.
- Умение давать оценки ведущих концепций, идей, школ, точек зрения, подходов научных школ осуществляется неполно, допускаются некоторые неточности.
- Отсутствуют сведения из дополнительных источников.
- В неполном объеме выполнены практические задания на семинарских занятиях в течение семестра.
Оценка «удовлетворительно» ставится при соблюдении следующих требований:
- При наличии у студента лишь общего представления о проблемах данного курса.
- Ответ излагается неполно или тезисами.
- Дается неполное или неточное определение научных понятий.
- Студент с помощью преподавателя находит ошибки в ответе.
- Ограничены знания литературных источников, отсутствуют знания дополнительных источников.
- Не проявляет знаний исторического документа.
Не в полном объеме выполнены практические задания на семинарских занятиях в течение текущего семестра.
Оценка «неудовлетворительно» выставляется:
- Студенту, обнаруживающему слабое владение программным материалом.
- Не может дат обоснование причинно-следственным связям, выстроить исторические факты, ответ излагается частично, без соблюдения логики.
- Не дается научное определение понятий.
- Отсутствуют знания основных и дополнительных документов.
- Студент демонстрирует невозможность ответить на наводящие вопросы даже с помощью преподавателя.
- Не в полном объеме выполнены задания в течение текущего семестра и не зачтены темы семинарских занятий.
У.фон Гуттен «Диалоги».
Л.Бруни, К.Салютати .
8. Формирование идеологии абсолютизма по «Политическому завещанию» кардинала Ришелье.
Источник:
Ришелье «Политическое завещание»
В.Шекспир «Гамлет»
ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА
1485-1603 Династия Тюдоров в Англии.
1492-1498 Открытие Америки Колумбом.
1494-1559 Итальянские войны.
1497-1498 Экспедиция Васко да Гамы в Индию
1509-1547 Генрих VIII Тюдор, король Англии
1515-1547 Франциск I, король Франции
1516-1556 Карл I, испанский король (с 1519 император Карл V)
1517 Начало Реформации в Германии
1519-1521 Завоевание Мексики Кортесом
1519-1522 Кругосветное путешествие Ф.Магеллана
1519-1521 Восстание комунерос в Кастилии
1521 Вормский рейхстаг в Германии
1524-1525 Крестьянская война в Германии
1530 Аугсбургское вероисповедание в Германии
1531-1536 Экспедиция Писарро, завоевание Перу испанцами
1534-1535 Анабаптистская коммуна в Мюнстере
1536-1564 Деятельность Ж.Кальвина в Женеве
1540 Образование ордена иезуитов
1545-1563 Тридентский собор
1547-1559 Генрих II, король Франции
1549 Восстание Р. Кета в Англии
1553-1558 Мария Тюдор «Кровавая», королева Англии
1555 Аугсбургский религиозный мир
1555-1598 Филипп II , испанский король
1558-1603 Елизавета I, королева Англии
1559 Мир в Като-Камбрези между Испанией и Францией
1560-1574 Карл IX, король Франции
1560-1598 Гражданские войны во Франции
1569 Люблинская уния между Польшей и Литвой
1571 Битва при Лепанто
1572 Варфоломеевская ночь в Париже
1579 Аррасская и Утрехтская унии южных и северных провинций Нидерландов
1581 Присоединение Португалии к Испании
1585 Падение Антверпена и поражение движения на юге Нидерландов
1588 Поход и гибель “Непобедимой Армады”
1589-1792 Династия Бурбонов во Франции
1589-1610 Генрих IV Наваррский, король Франции
1592-1598 Восстание «кроканов» во Франции
1598 Нантский эдикт во Франции
1603-1625 Яков I Стюарт, король Англии, Ирландии, Шотландии
1609 Признание Испанией независимости Республики Соединенных Провинций
1610-1643 Людовик XIII, король Франции
1614 Генеральные штаты во Франции
1618-1648 Тридцатилетняя война
1618-1620 Восстание в Чехии против Габсбургов
1620 Битва при Белой Горе, разгром чехов
1621-1665 Филипп IV, король Испании
1624-1642 Правление кардинала Ришелье во Франции
1627-1628 Осада Ла-Рошели на западе Франции
1640 Восстановление независимости Португалии
1640-1653 Первая Английская революция
1640 Составление «Великой ремонстрации»
1643-1715 Людовик ХIV, король Франции
1646 Отмена в Англии «рыцарского держания»
1648 Конференция в Путни
1648- 1653 Фронда во Франции
1648 Вестфальский мир
1649 Казнь Карла I, английского короля
1649 Провозглашение Англии республикой
1653-1658 Протекторат Кромвеля в Англии
1685 Отмена Нантского эдикта во Франции
1660 -1688 Реставрация монархии в Англии
1688- 1689 «Славная революция» в Англии
1689 Билль о правах
ИСТОРИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ
Англиканская церковь – национальная реформированная церковь в Англии, носившая половинчатый, компромиссный характер между католицизмом и протестантизмом и подчинявшаяся королю.
Абсолютная монархия – (от лат. Absolutus – самостоятельный, независимый, неограниченный) форма феодальной монархии, формировавшаяся во многих странах Европы в переходный от Средневекового к Новому времени период, при которой вся полнота законодательной, судебной и исполнительной власти находилась в руках монарха (правитель был единоличным законодателем, главой администрации, возглавлял вооруженные силы, фактически руководил судом, государственной религиозной системой). Представительные органы власти теряли свое значение. Власть монарха, как правило, обожествлялась.
Аноблирование – процесс приобретения дворянского звания представителями третьего сословия путем покупки земель, должностей в государственном аппарате управления или путем королевских пожалований.
Бернеско– пародийно-сатирический жанр, получивший широкую популярность в Италии. Его основатель Ф.Берни.
Возрождение – культура, возникшая во второй половине XIV-XVI вв., идеологической основой которой стал гуманизм. Возникшее новое миропонимание, стиль мышления и система ценностей оказали влияние на все стороны духовной жизни европейцев.
Габель (фр. gabel, от араб. алькабала – налог) – налог на соль во Франции, введенный как временный и ставший постоянным, ужесточившийся с введением государственной монополии на продажу соли. Размер Габель различался по регионам, резко увеличился в период абсолютизма. Для каждой семьи был установлен минимум подлежащей покупки соли; уклонение от принудительной покупки сурово наказывалось, что делало этот налог особенно ненавистным и побуждало народ к восстаниям (соляные бунты). Отменен Габель был только в 1790 г.
Галликанская церковь – национальная католическая церковь во Франции, включенная в структуру абсолютизма.
Гуманизм – система мировоззрения, признающая ценность человека как личности и как критерий оценки всего сущего в мире.
Гуманистическая ересь- интеллектуальное течение, выступившее с идеей веротерпимости и создания единой мировой церкви без каких-либо различий.
Гугеноты– так называли кальвинистов во Франции. Различаются гугеноты политические и религиозные.
Дворянство мантии – новое дворянство во Франции, формировавшееся из богатой буржуазии, приобретавшей земли, государственные посты в аппарате управления и дворянское звание. Это наиболее надежная опора абсолютизма в ХVII в.
Джентри - новое дворянство в Англии, втянутое в раннекапиталистические отношения. Его формирование шло параллельно с процессом обезземеливания английских крестьян По своим экономическим интересам оно сближалось с буржуазией.Джентри выступили на стороне последней в ходе английской буржуазной революции середины XVII в.
Издольщина - хозяйство арендатора, ориентированное на рынок: часть доходов отдавалась в пользу владельца земли. Это промежуточная форма аренды, которая могла эволюционировать как в капиталистическую, так и в феодальную.
Идальго – (исп. hidalgo – сын имеющего нечто) рыцарское сословие в Испании, формировавшееся из мелкого и среднего дворянства и обнищавшее в XVI в. и устремившееся на завоевание американских земель.
Индепенденты - (в пер. «независимые») – радикальное направление в пуританизме, выступавшее за создание независимых от Синода и государства религиозных общин. Становится политической партией в годы революции.
Испольщина – разновидность издольщины, когда доходы делились поровну между арендатором и владельцем земли.
Йомены - (англ. – yeoman) – свободные крестьяне в Англии XIV – XVIII вв., которые часто вели самостоятельное хозяйство и интенсивно разорялись в XVI-XVII вв.
Интенданты - (франц. intendant – управляющий) – так во Франции со второй половины XVI в. называли назначенных королем в провинции постоянных должностных лиц, осуществлявших на местах судебную, административную и финансовую деятельность на местах.
Кальвинизм – протестантское вероучение, основным положением которого была идея “божественного предопределения”, отражавшая в наибольшей степени интересы буржуазии. Его основатель Жан Кальвин.
Контрреформация – действия римско-католической церкви, направленные на борьбу против протестантизма и идей, подрывавших ее положение, и с другой стороны, действия церкви по восстановлению своего авторитета.
пытавшаяся приостановить развитие новых явлений в религиозной сфере, социально-политической и культурной.
Копигольдеры (держание “по воле лорда и обычаю манора”) -это категория крестьян в Англии (потомков крепостных), которые формально были свободны, но платили фиксированную денежную ренту феодалам и не имели права свободно распоряжаться наделом.
Кортесы – это учреждения сословного представительства в странах Пиренейского полуострова.
Ландтаги – это нерегулярные собрания представителей дворянства, духовенства и княжеских городов в ряде германских княжеств.
Патрициат – наследственная городская аристократия.
Лютеранство– умеренное протестантское вероучение, возникшее в Германии, основной идеей которого был тезис “оправдания верой”. Его основатель Мартин Лютер.
Мануфактура– относительно крупное предприятие, в котором сохраняется ручной труд, существует разделение труда и используется труд наемных рабочих.
Маньеризм - проявление кризиса гуманистической идеологии, отразившего и в искусстве, и в литературе мотивы разочарования в героизации человека и сделавшего основной акцент на внутренних, интимных переживаниях личности.
Медзадрия– так называли испольщину в Италии.
Никодимизм – тайное исповедание антикатолических вероучений при формальном соблюдении обрядов.
Меркантилизм– экономическая политика правителей, направленная на обеспечение покровительства отечественной промышленности и торговли.
Огораживание – процесс насильственного сгона крестьян с земли и монополизации земельной собственности.
Оранжизм – политическое течение, которое возникло во время национально-освободительного движения в Нидерландах и отличалось политикой лавирования (названо по имени Вильгельма Оранского).
Первоначальное накопление капитала – суть этого процесса состояла в концентрации капитала в руках торгово-финансовой буржуазии. Одновременно этот процесс сопровождался потерей производителями города и деревни средств производства и превращением их в свободную рабочую силу.
Петраркизм – литературный жанр, возникший в Италии ХVI в.- любовные стихи на пасторальные темы. Родоначальник - поэт П.Бембо.
Пуритане - (от слова “purus” - чистый) – английские кальвинисты, выступавшие за дальнейшее очищение англиканской церкви от католицизма.
Пресвитериане – (в пер. «круглоголовые») – умеренное религиозное направление в пуританизме, выступавшее за подчинение религиозных общин единому центру. Во время Английской революции оно превращается в политическую силу.
Реформация– широкое религиозное движение в странах Европы в XVI-XVII вв., направленное на преобразование римско-католической церкви и феодальных порядков.
Цензитарии– наследственные держатели земли во Франции, обладавшие широкими правами распоряжения ею.
Цензива – это земельный участок во Франции, за пользование которым крестьянин должен был платить фиксированную денежную ренту.
Цвинглианство - протестантское вероучение, возникшее в Швейцарии и носившее умеренно-бюргерский характер. Его основатель – Ульрих Цвингли.
Фольварочно-барщинная система хозяйства– система хозяйства, сложившаяся в странах Центральной Европы и основанная на барщинно-крепостническом труде. Это было приспособление дворянства к рынку за счет усиления феодальной эксплуатации крестьянства в период генезиса капитализма.
Фригольдеры - лично свободные крестьяне в Англии, платившие феодальную ренту за держание земли и имевшие широкие права распоряжения ею.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПО ИСТОРИИ СРЕДНИХ ВЕКОВ Ч.2
Лекция №1.Основные процессы в странах Европы в XVI -XVII вв.
1. Альтернативные подходы к изучению истории и проблема периодизации курса.
2.Особенности экономического развития стран Европы.
3. Изменения в социальной стратификации европейского общества.
4.Политическое положение стран Европы. Абсолютная монархия.
5.Реформационное движение в Европе.
6.Контрреформация и католическая реакция.
7. Гуманизм и культура Возрождения.