Папство в IX веке. Николай I
Возвышение папства. Пипин Короткий (стр. 270—271) подарил папе Равеннский экзархат и положил этим основаниесветской власти пап. С этих пор римские епископы сделались настоящими государями; они даже считали себя выше обыкновенных государей, так как держали в своих руках духовную и светскую власть. Папа Лев III короновал Карла Великого императорскою короною. После этого папы стали считать свою власть выше власти императора, которого они короновали и помазывали на царство. Пока франкские государи, заключившие союз с папскою властью, были сильны и могли действительно защищать папу от его врагов, папы не решались открыто выступать со своими притязаниями. Особенно было неприятно папам то, что императоры утверждали папские выборы.
Но к половине IX века обстоятельства изменились. Империя Карла Великого после его смерти распалась; императорская власть ослабела. Этим обстоятельством воспользовались папы и решили добиться исполнения своих честолюбивых замыслов. Главною целью их было доказать свои права на светскую власть вообще и превосходство своей власти над властью государя. Для этого папы воспользовались некоторыми документами, которые считались подлинными в средние века и подложность которых была доказана позднее.
В доказательство своих прав на светскую власть они ссылались на так называемое"Дарение Константина"1. В этом "Дарении" рассказывалось, будто Константин Великий, перенося свою столицу из Рима на берега Босфора в основанный им Константинополь, передавал всю свою власть над городом Римом и над "всеми провинциями Италии и западных стран", во всей ее полноте, римскому папе Сильвестру и говорил, что "несправедливо, чтобы земной монарх имел власть там, где установлены Царем Небесным верховная власть и главенство над христианской религией". Итак, папы, "наследники св. Петра в Риме", основывали в IX веке свою светскую власть не на недавнем пожаловании ее Пипином Коротким, а на полной передаче этой власти, сделанной в IV веке самим Великим Константином. В XV веке итальянец Лавренций Балла2 доказал подложность этой грамоты.
""Затем в том же IX веке в большом ходу были так называемые "Лже-Исидоровы декреталии" (т. е. решения, постановления), приписываемые севильскому епископу VII века Исидору, но составленные, вероятно, в IX веке3. В этих "декреталиях" доказывалась полная власть папы над епископами всех стран; ни один епископ не мог быть смещен без разрешения папы; ни один поместный собор не мог быть созван без разрешения папы. По "Лже-Исидоровым декреталиям" церковные дела всех стран под-
' "Константинов дар" ("Donatio Constantini"). Вопрос о месте и дате его создания до сих пор не ясен (VIII—IX вв.).
'Лоренцо Валла (1407—1457) — итальянский гуманист, оспаривал истинность церковных догматов и подвергался преследованиям.
3 "Лже-Исидоровы декреталии" были составлены около 850 г., а в Рим привезены при папе Николае I.
чинялись папской власти, которая таким образом ограничивала. напр., власть западного императора, так как Карл Великий в своем государстве распоряжался и церковными делами, созывал соборы и назначал и смещал епископов. В этом сборнике "декреталии" впервые полностью был помещен также текст "Дарения Константина".
Папа Николай I. Столкновение между двумя властями, папской и императорской, или королевской, было неизбежно. В половине IX века преимущество было на стороне папства. Разделенная монархия Карла Великого и ее государи были слабы и переживали тяжелые времена внутренних смут и внешних нашествий. На папском же престоле сидел человек твердых убеждений и железной воли, Николай I (858—867), который, опираясь на вышеназванные документы, решил доказать перед всем миром исключительную силу папской власти, превосходство духовной власти над светской и для этого вступил в упорную борьбу как на Западе, так и на Востоке.
Николай I поставил целью своей деятельности достижение господства папы над всею христианскою церковью и господства духовной власти над светской.
Для этого на Западе он открыл борьбу против архиепископов, которые своею волею смещали епископов, и против соборов, которые созваны были без папского согласия. Собор, по представлению Николая I, есть простое орудие папы, которое должно исполнять его волю и его предначертания, так как "привилегии апостольского престола даны ему Богом, а не собором". Подобные стремления Николая I должны были столкнуться с желанием государей иметь влияние на церковные дела в своих владениях. Николай I открыто восстал против утверждения императорами папских выборов и не задумался вмешаться даже в семейное дело короля лотарингского Лотаря. Последний, созвав собор, заставил местное духовенство разрешить ему развод с его супругой, чтобы жениться на другой женщине. Папа заступился за разведенную супругу, отлучил от церкви лотарингских архиепископов, разрешивших развод, и отменил постановление собора. Несмотря на то что ставший на сторону Лотаря император с войском пришел в Рим и творил там всяческие насилия, Николай I не уступил и в конце концов император должен был примириться с папой. Лотарь же по настоянию Николая I принял вновь к себе свою разведенную супругу. Отсюда видно, что на Западе политика Николая I одержала победу, и ослабевшие государи Западной Европы не могли оказать ему сколько-нибудь сильного сопротивления.
Дело Фотия и Игнатия. Свою деятельность Николай I не ограничил только Западом, но принял живое участие и в делах восточной церкви. В Византии около половины IX века, при императоре Михаиле III, был низложен патриарх Игнатий, благочестивый человек, прославившийся еще раньше своим рвением в защиту иконопочитания. На патриарший престол был возведен вместо него Фотий, светский человек, ученейший. муж своего времени. В несколько дней он прошел все церковные степени: после пострижения Фотий в четыре дня последовательно был сделан чтецом, иподиаконом, диаконом, священником и на пятый день был посвящен в епископы. В Византии тогда образовались две партии: одна была за нового патриарха Фотия, другая за низложенного Игнатия, который не соглашался добровольно отказаться от патриаршества и не признавал Фотия законным патриархом. В своем раздражении обе партии дошли до того, что стали предавать друг друга проклятию. В таких трудных обстоятельствах император Михаил III решил созвать собор и пригласить на него Николая I.
Папа воспользовался этим в своих целях: он хотел в данном вопросе выступить судьею восточной церкви и показать, что папская власть на Востоке, как и на Западе, имеет преобладающее значение. Николай I в письме к императору обвинял его в том, что он низложил одного патриарха и возвел на его место другого без ведома папы; Фотия же обвинял в честолюбии и в нарушении церковных законов, которые запрещают возводить мирян сразу во все церковные степени. Сам Николай I в Константинополь не поехал, но послал на собор своих легатов, т. е. послов, представителей, которые, конечно, должны были защищать точку зрения папы. Но собор, несмотря на присутствие папских легатов, на которых в Византии повлияли подкупом и угрозами, постановил считать Игнатия низложенным, а Фотия законным константинопольским патриархом.
Фотий отправил Николаю I полное достоинства письмо. Недовольный папа написал резкое письмо Михаилу III, объявляя Фотия лишенным патриаршего сана и требуя немедленного возведения на патриарший престол низложенного Игнатия. В Риме он созвал собор, который проклял Фотия и восстановил Игнатия. В то же время он написал окружное послание трем восточным патриархам, антиохийскому, иерусалимскому и александрийскому, объявляя им о несправедливом низложении Игнатия и о незаконности избрания Фотия и приказывая им прекратить с последним общение. В Константинополе на постановление римского собора не обратили внимания. Михаил III написал Николаю довольно резкое письмо, где заявлял, что константинопольская церковь не признает притязаний папы на его главенство во вселенской церкви. Папа ему отвечал в подобном же резком тоне и не соглашался на уступки.
Крещение Болгарии. Еще более обострились отношения между папою и византийским императором из-за молодой болгарской церкви. Болгарскийцарь Борис около864 года принял христианскую веру с наречением во святом крещении Михаилом; за ним крестились и его подданные. Проповедниками в Болгарии были греки из Византии; поэтому и страна Бориса, успевшая уже совершенно ославяниться, крестилась по обряду константинопольской церкви, что для Византии и для ее влияния на Балканском полуострове имело большое значение. Но Борис, испугавшись, что вместе с религиозною зависимостью он попадет и в политическое подчинение Византии, решил искать церковного союза с Римом и отправил к Николаю I посольство с просьбою прислать латинских священников. Папа с радостью отозвался на эту просьбу и послал в Болгарию латинских священников и епископов. Греческое духовенство было изгнано из Болгарии, которая после того и подчинилась римской церкви.
Услышав об этом, Фотий созвал собор в Константинополе, на котором были выяснены и осуждены заблуждения римской церкви, вскрыты были притязания Николая I на главенство и в восточной церкви и вынесено было решение о низведении папы Николая I с престола. Таким образом началось первое разделение церквей, западной и восточной.
В 867 году умерли папа Николай I и император Михаил III, после чего положение резко изменилось.
Папа Николай I поднял папство на небывалую высоту и укрепил его в стремлении не только к духовному, но и светскому преобладанию.
Византия и славяне в DC—Χ вв.
Македонская династия. В 867 году в Византии произошел переворот: император Михаил III был убит и на престол вступил Василий I Македонянин, открывший собою блестящий период византийской истории. Василий происходил из армян, поселенных на Балканском полуострове, и никому не известным юношей явился в Константинополь искать счастья. .Выдаваясь своим ростом и громадною силою, он обратил на себя внимание среди придворных, которые поручали ему объезжать наиболее диких лошадей. Слухи о такой его способности дошли до императора Михаила. Последний приблизил его к себе. Василий быстро приобрел исключительное влияние на императора, сумел удалить наиболее опасных соперников и добился того, что за год до своей смерти Михаил III сделал его наследником и соправителем. Через год Василий, почувствовав, что император начинает к нему относиться подозрительно, велел
Византийские воины. Из греческой рукописи IX века
своим людям убить его. Императором после этого был провозглашен Василий.
Македонская династия продолжалась с 867 по 1056 год; но самое лучшее ее время падает на годы с 867 по 1025. Среди государей этой эпохи на престоле были императоры — законодатели (Василий I и Лев VI Мудрый, или Философ), писатели (Константин VII Багрянородный) и замечательные полководцы (Никифор Фока, Иоанн Цимиехий и Василий II Болгаробойца).
При македонской династии Византия вела большие войны на востоке и западе с арабами и на севере с болгарами; в это же время у нее начались столкновения с молодым русским государством. В конце IX и в первую половину Χ века Византия в своей борьбе с арабами терпела немало неудач — как на восточной малоазиатской границе, так особенно на западе. Арабы, овладев еще в VII веке северной Африкой, стали производить свои нападения на острова Средиземного моря, в начале IX века завоевали Крит и начали покорение Сицилии. Во время македонской династии к началу Χ века вся богатая и плодородная Сицилия и важный в военном отношении остров Мальта перешли к арабам. В начале же Χ века мусульманский флот разграбил второй по значению город в империи, Солунь '. Военное счастье перешло на сторону Византии со второй половины Χ века, особенно благодаря предводительскому таланту Ни кифора Фоки. Важный в торговом и военном отношении остров Крит был отвоеван от арабов. На востоке византийские легионы Никифора Фоки, Иоанна Цимисхия и Василия II совершили ряд удивительных походов, победоносно вступили в Сирию и Месопотамию и восстановили там на некоторое время славу византийского оружия.
На севере главное внимание византийских императоров было обращено на отношения к Болгарии.