Обострение классовой борьбы в xiv в. восстание 1381 г.
Маиориальная система в Англии в XIV в. переживала период, глубокого кризиса. Подневольный труд крепостных крестьян становился все менее производительным, лорды маноров в большинстве районов страны решительно стали на путь коммутации, хотя па юго-востоке бароны и монастыри все еще стремились сохранить барщину. Крупные феодалы, а также рыцари и фригольдеры широко применяли наемный труд. Появление массы батраков особенно ярко отражает кризис манора.
Разбогатевшие вилланы нередко выкупались на волю и превращались в лично свободных земельных держателей — йоменов. Вилланы, лишившиеся земли, бежали в города либо в другие районы страны, где нанимались к купцам или феодалам, т. е. становились городскими чернорабочими или сельскохозяйственными рабочими. Сельская община быстро разлагалась, и пользуясь этим, бароны захватывали общинные земли.
Как разбогатевший виллан, который приобретал личную свободу, так и совсем разорившийся крестьянин, ставший наемным работником, уже не были крепостными. Личная свобода начала рассматриваться как одно из высших благ, и в сознании народа героями были те мужественные люди, которые отстаивали свою свободу даже ценой потери собственности, ухода с насиженного места, бегства в леса, где формировались отряды вольных стрелков. Если в XI—XII вв. вилланская мечта о свободе воплощалась в старинных песнях и сказаниях, прославлявших свободную общину (и героями были родовые вожди типа Беовульфа), то теперь народ создает песни и баллады о легендарном Робине Гуде — предводителе вольных стрелков.
Цикл баллад о Робине Гуде, написанных на понятном всем народном языке, — без латинских либо французских слов и речевых оборотов — создавался самим народом и был широко известен и в крестьянской хижине, и на городских улицах, где ютились беднота, и в среде бродячих монахов и школяров. Эти великолепные творения народной поэзии полны здорового оптимизма, любви к природе и — прежде всего — к справедливости и свободе.
Сопротивление крестьян было настолько мощным, что феодалы все реже могли собственными силами заставить их подчиниться и все чаще вынуждены были прибегать к государственным органам. Развитие государственных органов было необходимо господствующему классу и для осуществления захватнической внешней политики.
В 1282—1283 гг. король Эдуард I, разгромив кельтских феодалов, завершил начатое еще в XII в. покорение Уэльса, окончательно включив его в состав английского государства. Уэльс был объявлен владением наследного принца, который с тех пор получил титул «принца Уэльского».
В 1286 г. умер король Шотландии Александр III, не оставив наследников. Около десятка крупных шотландских феодалов предъявили претензии на престол; воспользовавшись усобицей, Эдуард I вторгся в Шотландию и заставил магнатов признать его «верховным правителем» страны. Однако уже в 1296 г. в Шотландии началось восстание, переросшее затем в войну за независимость. Война проходила с переменным успехом и завершилась лишь в 1314 г. крупной победой шотландской армии во главе с Робертом Брюсом. Англия признала его шотландским королем, и Шотландия, народ которой героически сражался, сохранила свою независимость.
С 1337 г. начинается так называемая Столетняя война с Францией (до 1453 г.). До 1360 г. война развивалась успешно для Англии. В битве при Креси (1346) английские войска нанесли жестокое поражение французам, а спустя 10 лет при Пуатье были взяты в плен король Франции и множество представителей знати и рыцарства. В 1360 г. был заключен мир, по которому Англия получила всю Юго-Западную Францию, а также важный в стратегическом отношении район Кале. Кроме того, за короля Франции и других феодалов был получен огромный выкуп. С 1369 г. французы возобновили военные действия и в течение пяти лет освободили почти всю территорию страны (за исключением Кале, Бордо и некоторых других районов). Теперь уже французская сторона перешла к нападениям не только на английские гарнизоны во Франции, но и на саму английскую территорию.
Для ведения войн, а главное — для подавления нараставшего сопротивления крестьян, феодалам необходимо было совершенствовать парламент как орган, представлявший интересы всех сословий господствующего класса. Уже в 1297 г. парламент приобрел право контролировать налоги: иначе говоря, каждый новый налог вводился с санкции парламента. Постепенно парламент превращался в законодательный орган.
По образцу парламентов 1265 и 1295 гг. города и графства посылали в парламент по два представителя; к середине XIV в. это стало уже обычаем, и от короля практически не зависели норма и характер представительства. Но баронов, епископов, аббатов король приглашал по собственному выбору; это считалось правом
короля, которое лишь постепенно ограничивалось традицией. Так, традицией стало приглашение архиепископа Кентерберийского, епископов, канцлеров университетов, представителей самых знатных фамилий; но никто не мог помешать королю вызвать в парламент любого угодного ему феодала. В 1343 г. парламент разделился на две палаты. Верхняя палата состояла из лиц, приглашенных королем, т. е. никем не избранных; поскольку это были, как правило, крупные землевладельцы, ее назвали палатой лордов. В нижнюю палату входили избранные представители графств и городов, т. е. рыцари и крупные торговцы. Решающий голос в парламенте принадлежал палате лордов. Но и роль средних и мелких помещиков — сквайров, сельских джентльменов, так называемых джентри, в государственном управлении постепенно возрастала.
Сквайры держали в своих руках управление графствами. Именно они представляли «общину» в парламенте, к ним же постепенно перешли и судебные функции. В 1360 г. была проведена судебно-административная реформа, по которой часть судебных дел была передана мировым судьям, назначаемым из числа местных сквайров и выполнявшим свои обязанности бесплатно.
Феодалы и верхушка купечества использовали государственную машину для усиления эксплуатации трудящихся. Особенное значение внеэкономическое принуждение приобрело после того, как «черная смерть» (эпидемия чумы в 1348—1349 гг.) унесла не менее трети населения страны. Ни цеховым мастерам, ни землевладельцам не хватало рабочих рук. Работники теперь не соглашались на нищенскую оплату. В 1349 г. король Эдуард III издал ордонанс, положивший начало жесточайшему кровавому законодательству, направленному против рабочих. Каждый, кто не имел земли или других источников существования, обязан был наняться на работу за ту плату, которую обычно получал рабочий до эпидемии. С 1351 г. бароны, сквайры и купцы, заседавшие в обеих палатах парламента, стали издавать парламентские статуты, каждый из которых усиливал наказание за отказ работать за старую нищенскую плату, вплоть до клеймения каленым железом и объявления вне закона. Подчеркивая классовый характер этих статутов, Маркс отмечал, что в них «государство устанавливает лишь максимум заработной платы, но отнюдь не ее минимум» 1.
Как это было и в XIII в., обострение борьбы между крестьянами и феодалами осложнялось и борьбой внутри самого господствующего класса. Примерно треть земель королевства находилась в руках церкви, и как лорды, так и сквайры непрочь были завладеть хотя бы частью этих богатств. Однако у светских феодалов, как и у определенной части духовенства, были и другие, не менее серьезные основания выражать недовольство чрезмерным обогащением церкви, роскошью, в которой жили епископы и аббаты,
1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 23, с. 749.
безнравственностью, царившей в монастырях. Ведь религия была основным идеологическим оружием господствующего класса, и падение авторитета церкви и ее служителей представляло опасность для самого феодального строя.
Влияние церкви на разум и чувства как верхов общества, так и трудящегося населения все еще было очень велико. Весь строй мышления средневекового человека был сугубо религиозным, и даже самый решительный социальный протест обычно выражался в форме обращения к принципам раннего христианства либо к библейским легендам. Ненавидя возникшее социальное неравенство, английский крестьянин задумывался над тем, что «бог создал всех людей равными». Недаром в те годы широкую известность приобрело двустишие: «Когда Адам копал землю, а Ева пряла, кто был тогда помещиком?» Сохранить религиозный характер мышления, направить его на путь догматического повторения наиболее соответствующих феодальной системе формул, не допустить использования библейских текстов для обоснования антифеодальной борьбы — такова была задача церкви в эту бурную эпоху, когда впервые зашатались устои феодального строя. Как и прежде, церковь пыталась использовать могучие силы искусства.
Еще в конце XII в. английские архитекторы стали переходить от сооружений романского стиля к готике.
Для готического стиля характерны поиски синтеза архитектуры, скульптуры и живописи, причем ведущее место остается за архитектурой. Особенно широко английские архитекторы использовали скульптуру для украшения западных фасадов соборов. К этой передней стене необходимо было привлечь внимание зрителя. Высокие порталы, небольшие башни со шпилями, и в особенности — скульптура служили этой цели. Например, фасад собора в Личфилде покрыт в четыре яруса статуями в узких стрельчатых обрамлениях.
Украшая скульптурами западные фасады соборов, мастера давали волю своей фантазии и, наряду с сюжетами, заимствованными из библии, нередко использовали фольклорные мотивы. Элементы реализма пробивались сквозь христианскую символику и в скульптурных портретах, которые помещались на надгробных плитах в тех же соборах. Вместо условной фигуры — скорее символа, чем образа, — появляются изображения людей в непринужденной позе, с чертами если не портретного сходства, то все же какой-то индивидуальности.
Здоровая народная тяга к реализму более всего проявилась в живописи, которая достигла известных успехов в XIII—XIV вв. главным образом в области книжной миниатюры.
Блестящим образцом мастерства миниатюристов XIV в. является «псалтырь королевы Марии»; в этой рукописи проявились все характерные черты английской школы миниатюристов той эпохи. Здесь 60 больших миниатюр и свыше 600 рисунков, в том числе свыше 200 — раскрашенных. Это, по существу, целый цикл
миниатюр, в которых встречаются одни и те же персонажи, поставленные в различные ситуации. Именно в этих бытовых сценках (работа вилланов под бичом бейлифа, состязания в стрельбе из лука, прядильщица за работой и т. д.) особенно ярко проявились начавшееся освобождение умов от церковной догматики, известный протест против христианского аскетизма.
Таким образом, хотя и в XIV в. искусство, как и идеология, в целом, по-прежнему контролировалось церковью, в нем значительно усилились светские и реалистические черты. Однако социальная и политическая борьба, как и в другие эпохи, более непосредственно проявлялась в политической и философской литературе.
Во второй половине XIV в. наиболее видным сторонником реформы существующей церкви был профессор Оксфордского университета Джон Виклиф (1320—1384). Основной его тезис в области богословия сводился к тому, что духовенство, вопреки установившимся представлениям, не должно быть посредником между человеком и богом, что оно не обладает «благодатью», дающей ему возможность «отпускать грехи» мирян.
Люди сами должны читать Священное писание, утверждал он, а для этого надо перевести Библию на общепонятный английский язык. Сделанный под его руководством перевод Библии частично лишал клириков монополии на толкование основных положений христианства, так как несколько расширился круг лиц, которым стало доступно чтение этого, по мнению Виклифа, единственного источника вероучения. Вместе с тем Виклиф осуждал роскошную жизнь клириков, монастырский разврат, пышность церковных обрядов. Городским богачам учение Виклифа давало надежду на создание «дешевой церкви», стремление к которой всегда было характерно, как отмечал Энгельс, для ереси городов 1. Перед магнатами и сквайрами оно открывало перспективу расширения земельных владений за счет церкви, тем более что Виклиф прямо высказывался в пользу права короля на секуляризацию церковных земель.
Внутриклассовая идеологическая и политическая борьба, разгоревшаяся вокруг Виклифа и его идей, отнюдь не затрагивала основ феодального строя. Но идеи Виклифа приобрели немалое значение в борьбе крестьянства и городской бедноты, направленной против самих коренных принципов феодальной эксплуатации. Хотя последователи Виклифа — лолларды — вели пропаганду среди всех слоев общества, наибольшее распространение эта «ересь» получила в массах крестьянства и городской бедноты. По всей стране пешком и на лошадях путешествовали «бедные священники» — люди духовного звания, но не имевшие ни должностей в церковной или светской администрации, ни приходов. К их проповедям жадно прислушивались деревенские и городские бедняки, которым давно уже надоело бессмысленное латинское бормотание их приходских
См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 7, с. 362.
2—127
священников. Проповедуя основные идеи Виклифа, лолларды шли гораздо дальше своего учителя. Они не ограничивались критикой папства и пороков служителей церкви, но говорили и о несправедливости господ, о произволе чиновников и гнете барщины, о бесчинствах лордов и бесправии крестьян. Не следует забывать, что лоллардов слушали те же люди, которые распевали песни о Робине Гуде, смотрели веселые представления жонглеров, высмеивающих церковные и рыцарские обряды, знали на память или хотя бы слышали отрывки из популярной поэмы Уильяма Ленгленда «Видение о Петре Пахаре».
Эта поэма принадлежит к числу наиболее значительных явлений английской культуры XIV в. Написанная бывшим крестьянином, который получил образование в монастырской школе, бедняком, прожившим жизнь в среде лондонских низов, поэма Ленгленда сочетает реалистические сцены из жизни всех слоев английского общества с характерными для средневекового мышления религиозно-мистическими представлениями и образами. Наряду с реальными персонажами — простолюдинами и рыцарями, судьями и монахами, ремесленниками и купцами, в поэме фигурируют Церковь, Правда, Совесть, Обман и т. д., причем эти аллегорические фигуры также наделены реальными чертами. Но в центре поэмы — образ простого крестьянина, Пахаря Петра, который олицетворяет все лучшие человеческие черты. Когда огромная толпа, включающая людей всех званий и профессий (английский народ), решает пуститься на поиски Правды, обнаруживается, что только Петр Пахарь может указать к ней дорогу. Прославление простого и честного труженика, который поднимается на такую нравственную высоту, что ведет за собой все слои населения, было подлинным художественным и этическим открытием. И сатирические образы продажных судей, лицемерных клириков, развратных монахов, надменных рыцарей, и, особенно, привлекательный образ Петра Пахаря, были широко известны английскому народу; в сельских церквах даже появились изображения Христа в виде простого пахаря.
С конца 70-х годов XIV в. ко всем бедствиям английского народа добавилось еще одно — резкое увеличение налогового гнета. Возобновившаяся война с Францией потребовала новых пополнений королевской казны.
В 1377 г. парламент ввел подушный (поголовный) налог: обложению подвергались все лица, начиная с 14-летнего возраста, независимо от имущественного и социального положения. Этот несправедливый принцип налогообложения вызвал волну возмущения, тем более что в 1379 г. налог был взыскан вторично, а в 1380 г. его размер был утроен.
Новые налоги заставляли крестьян и горожан еще больше задумываться над несправедливостями общественного строя и — коль скоро приходилось отдавать так много государству — искать пути сокращения повинностей и платежей феодалам. Во многих де-
ревнях возникали тайные крестьянские союзы, ставившие своей целью сопротивление феодалам и королевским чиновникам. Нарастал протест и среди городской бедноты, учеников, подмастерьев. Между крестьянскими союзами начали устанавливаться некоторые связи; благодаря близости к движению бедных сельских священников возникла возможность переписки и распространения воззваний.
Особую популярность приобрел в эти годы народный проповедник Джон Болл, один из армии «бедных священников». В течение десятилетий бродил он по деревням, ярмаркам, городам и, вопреки угрозам церковных властей, отлучению от церкви и неоднократному тюремному заключению, проповедовал идеи социального равенства и справедливости. В листовках, которые переписывались его сторонниками и распространялись среди членов крестьянских союзов, он прямо призывал к восстанию.
Вот один из образцов таких посланий: «Джон Пастух, некогда священник церкви св. Марии в Йорке, а ныне в Колчестере, приветствует Джона Безымянного и Джона Мельника, и Джона Возчика и просит их, чтобы они помнили о коварстве, господствующем в городе, и стойко держались во имя божие, и просит Петра Пахаря приняться за дело и наказать разбойника Хоба и взять с собой Джона Правдивого и всех его товарищей и больше никого — и зорко смотреть на одну только голову и ни на какую больше». Как бы странно ни выглядел этот текст сегодня, английский крестьянин XIV в. прекрасно понимал, что все перечисленные Джоны — это трудящиеся, к которым обращается Джон Болл, что Петр Пахарь — собирательный образ земледельца, что разбойник Хоб — казначей королевства Роберт Хелс, ненавистный всем глава сборщиков налогов. Читатель этой листовки знал, что его призывают хорошо подбирать себе товарищей — надежных людей («Джона Правдивого») и подчиняться избранному руководителю, сохраняя единство («смотреть на одну голову»).
Когда в конце мая 1381 г. сборщики налогов попытались арестовать в одной из деревень Эссекса крестьян, отказавшихся платить недоимку, восстание вспыхнуло почти мгновенно. Первое небольшое сражение с отрядом сборщиков произошло 20 мая, а уже к началу июня все графство стало ареной массового восстания. Вслед за Эссексом восстание охватило Кент, а затем в течение первой половины июня — более 20 из 40 графств Англии. Восставшие были вооружены дубинками, кинжалами, самодельными шпагами и, главное, луками, этим традиционным оружием английских крестьян.
В то время как более половины страны было охвачено одновременным, но не имеющим общего руководства восстанием, в Кенте и Эссексе движение приобрело более организованные формы. В первые дни восстания из тюрьмы был освобожден Джон Болл; он стал одним из признанных руководителей движения. Но военным вождем был кентский ремесленник Уот Тайлер, способный
2*
«Св. Павел». Фреска в соборе Кентербери
организатор, бывший солдат, сумевший сплотить разрозненные отряды в большую армию. Поскольку он сгоял во главе главных сил, все движение принято называть восстанием Уота Тайлера. Уже 12 июня повстанцы стали лагерем под стенами Лондона и готовились к захвату города, где находился король и почти все государственные деятели. Благодаря помощи столичной бедноты 13 июня повстанческая армия без боя вошла в Лондон. Король и двор с небольшой охраной всего в 600 человек укрылись в крепости Тауэр. Централизованная государственная власть была, по существу, парализована, и хозяевами положения в столице стали восставшие. Они разгромили район судебных учреждений Темпль, разрушили несколько тюрем, казнили некоторых чиновников, смотрителей тюрем, спекулянтов, а также архиепископа Кентерберийского, канцлера Сэдбери и лорда-казначея Хейлса. Но повстанцы не взяли в свои руки дела управления, надеясь получить все требуемое от короля. 14 июня состоялась встреча повстанцев с королем в Майл-Энде, на одной из зеленых окраин Лондона. Здесь Уот Тайлер вручил королю заранее подготовленные петиции, и на глазах у вооруженных крестьян король принял все требования восставших. Впо-
следствии эти требования получили название Майл-Эндской программы. Вилланство и любые иные формы личной зависимости, сказано в программе, должны быть отменены, а вместо всех видов повинностей устанавливается денежная арендная плата в размере не выше 4 пенсов с акра, т. е. крайне низкая рента.
Богатые крестьяне начали расходиться по домам, унося с собой тут же, на поле Майл-Энда, составленные грамоты, даровавшие им все, из-за чего они взялись за оружие. Наивная вера в королевские обещания была так велика, что получение этих грамот рассматривалось крестьянами как абсолютная гарантия победы.
Разошлись, однако, не все. Были среди восставших и более дальновидные люди, которые отнюдь не считали дело законченным. Свои новые требования повстанцы предъявили во время второй встречи с королем и его свитой 15 июня в Смитфилде — в открытом поле за стенами города. Смитфилдская программа в гораздо большей степени посягала на основы феодального строя, чем Майл-Энд-ская, и, главное, выражала интересы не только крестьянской верхушки, но и бедноты. Все церковные земли должны быть отняты у церкви и «разделены в соответствии с нуждами народа в каждом приходе» — так формулировалось требование, истоки которого нетрудно найти в учении Виклифа и лоллардов. Но если Виклиф имел в виду передачу церковных земель королю и светским феодалам, то Смитфилдская программа предполагала раздел части феодальных земельных владений (именно той, кторая находилась в руках церкви) между крестьянами. В Смитфилдской программе фигурировал пункт и о возвращении общинных угодий.
Хотя король и на Смитфилдском поле из тактических соображений заявил, что принимает все требования, именно здесь, во время смитфилдского свидания, мэром Лондона был предательски убит Уот Тайлер. Находившиеся довольно далеко отряды восставших не могли разглядеть, что произошло в группе, окружавшей короля и Ричарду II удалось успокоить крестьян и убедить их разойтись. Вскоре придворная клика уже не находила нужным скрывать убийство. Голову Уота Тайлера, насаженную на пику, показали восставшим, и они, деморализованные, потрясенные вероломством, обманутые вновь повторенными обещаниями, лишенные вождя, покорно разошлись.
Как только отряды восставших отошли на несколько миль от Лондона, в городе началась кровавая расправа над городскими участниками восстания. Королевские войска и присоединившиеся к ним магнаты и рыцари направились в графства и, ломая очаги сопротивления, громили и уничтожали крестьянские отряды, вешали, четвертовали, сжигали повстанцев, мстя за дни унизительного страха. 15 июля в присутствии короля был казнен Джон Болл. Вплоть до осени 1381 г. продолжалась зверская расправа.
Итак, великое крестьянское восстание было подавлено. Хотя крестьянство было настроено революционно, оно лишь на непродолжительное время смогло сплотиться в большую армию для сколь-
ко-нибудь регулярных военных действий. Основные же массы крестьян ограничивались нападениями на своего помещика, на близлежащий монастырь, на шерифа своего графства. Во время восстания не было и речи о создании своего правительства, своих революционных органов управления. Наивная вера в «доброго короля», естественная для психологии средневекового крестьянина, также была серьезным препятствием на пути к успеху.
Однако если крестьянство как класс собственными силами не могло добиться победы, оно своей борьбой подтачивало основы феодализма и подготавливало переход к новому социальному строю. Феодализм в Англии выстоял, не рухнул под ударом крестьянской армии, но один из важнейших элементов феодального строя — крепостное право, и без того расшатывавшееся на протяжении XIV в., после восстания Уота Тайлера пришло к быстрому концу. Лорды и сквайры все реже решались отказывать крестьянам в праве выкупа на волю. Как отмечал Маркс, в Англии крепостная зависимость исчезла фактически в конце XIV столетия, хотя самостоятельное хозяйство свободных крестьян скрывалось еще за различными «феодальными вывесками» 1.