Кризис жанра на рубеже 1920-30 гг.

Творчество Энтони Беркли

Начало 20 века традиционно относят к золотому веку английского детектива, но к 1920-30-ым гг. меняются социально-экономические условия. Депрессия 1929-30 гг., сильно повлияла на экономику США, при этом сказалась и на развитии других стран. Экономический спад сопровождался заметным упадком в общественных нравах, культуре, жизненных устоях. Возросла поляризация различных слоев общества, частым явлением стали преступность, насилие, убийства, коррупция высшей власти. Реальные преступления в жизни выглядели более ужасными, чем те, о которых читали в детективных книгах. Классический детектив устаревал, казался неубедительным и надуманным (Кошенко А., Капельгорская Н.)

Резкая смена стиля и творческой манеры в эти годы наблюдается в творчестве Энтони Беркли Кокса (1893-1971). Традиционно-классический стиль раннего творчества и «психологически-жесткие» детективные романы после 1930 г. под псевдонимом Френсис Айлс.

Первый детективный роман писателя – «Тайна Лейтон-Корта» (1925), в котором впервые появляется главный герой большинства детективов писатель Роджер Шерингэм, автор бестселлеров, создатель Клуба криминалистов-любителей. Образ Шерингэма – это своеобразная пародия на Холмса, в расследовании криминальных тайн он предпочитал опираться на интеллект и интуицию, но при этом значительно отличается от образов классических сыщиков в детективной литературе: он неприятен, самоуверен, язвителен и груб.

В 1929 г. Э. Беркли издает роман «Дело об отравленных шоколадках» о группе писателей, собирающихся в клубе, названном Клубом криминалистов, который является пародией на Детективный клуб. В романе шесть детективов-любителей предлагают разные решения загадочного преступления.

В 1930-ые г. в творчестве Беркли наступает перелом, с этого времени он публикует свои произведения под псевдонимом Френсис Айлс, меняя каноны и ломая устоявшиеся традиции детектива. Романы «Умышленная злоба» (1931), «Перед фактом» (1932), «Дело Рэттенбери» (1936), «Как для женщины» (1939)– уже психологические детективы.

В 1928 г. по инициативе Э. Беркли создан английский Детективный клуб, сам Бэркли стал его почетным секретарем, а первым пожизненным председателем – Г.К. Честертон. Типичный английский элитарный клуб закрытого типа, 26 первоначальных членов, среди которых Д.Сэйерс, Рональд Нокс, Р. Остин Фримен и др. Игровое начало и коллективное творчество писателей-детективистов, результатом которого стали совместно написанные романы «Дрейфующий адмирал», 1932; «Спросите полицейского», 1933; «Двойная смерть: История убийства», 1939.

Классический детектив в творчестве

Дороти Сэйерс, Найо Марш

Дороти Ли Сэйерс (1893-1957)и ее главный герой – лорд Питер Уимзи, сыщик-аристократ, который появляется в первом детективном романе писательницы «Чей труп?» («Чье тело?») (1923). Развитие детективного сюжета по типу «романа-загадки» с нарушением некоторых его правил. Уважительное отношение к полиции в романах писательницы, ведь старший инспектор Чарльз Паркер – близкий друг Питера Уимзи, так же, как и шеф Скотленд-Ярда сэр Эндрю Маккензи.

В детективном творчестве писательницы появляется любовный сюжет в нарушение условностей классического детектива (например, «Смертельный яд», 1930).

По мнению А. Борисенко, именно роман «Сильный яд» отмечает перелом в творчестве Дороти Сэйерс. В предисловии к антологии детектива она писала, что любовный интерес только вредит детективному повествованию и имеет право на существование лишь тогда, когда на нем держится сюжет. В первых романах Д. Сэйерс лорд Питер Уимзи нечувствителен к женским чарам и радует читателей легкомысленной невозмутимостью. Однако в романе «Сильный яд» его настигает любовь. В этой же книге появляется и новая героиня, у которой много общего с автором. Гарриет Вэйн – дочь сельского врача, автор детективов, выпускница Оксфорда; женщина, решившаяся на внебрачную связь и дорого за это заплатившая. С этого момента детективное творчество Сэйерс начинает двигаться в сторону романа нравов и даже романа идей – это уже не просто увлекательная интеллектуальная игра, но серьезный разговор о любви и дружбе, о браке и свободе, о равных отношениях между мужчиной и женщиной.

Традиции творчества У. Коллинза наблюдаются в романах «Документы в деле» (1939) и «Девять колоколов» (1934).

С 1949 г. Дороти Л. Сэйерс – председатель Детективного клуба, занимала этот пост до конца своей жизни.

Д. Сэйерс не только писатель, но также историк и теоретик детективного жанра. В предисловиях к подготовленных ей трем антологиям «Знаменитых рассказов о расследовании, тайне и ужасе» (1928, 1931 и 1934) она проследила историю возникновения и развития жанра от Эдгара Аллана По до своих современников.

С 1937 г. Д. Сэйерс не пишет детективных романов, переключившись на более серьезную тематику: эссе и пьесы религиозного содержания, много занимается средневековой литературой, переводит. Ей принадлежит неоконченная литературная биография Уилки Коллинза, которая была опубликована только в 1977 г.

Классический детектив в творчестве Эдит Найо Марш (1899-1982), с главным героем ее детективных романов – инспектором полиции Родериком Аллейном. Первый роман – «Мертвое тело» (1934).

Найо Марш играла на театральной сцене, выступала как художник и драматург. Много лет руководила студенческим театром Кентерберийского университета (1942-1969), который позднее был назван в ее честь. Профессиональная работа в театре проявилась и в детективном творчестве, что почти все романы содержат в той или иной степени ассоциации с шекспировскими пьесами, а ее режиссерское и декораторское мастерство сказывается на умении динамично построить сюжет, придать индивидуальность многим действующим лицам, ярко и красочно изобразить пейзаж, интерьер, костюмы героев (С. Бавин).

Принцип театрального действа реализуется в детективных романах писательницы, театрализация повествования, перенос акцента с невероятного убийцы на невероятный способ убийства, например, пистолет, выстреливающий из пианино в романе «Увертюра к убийству»(1939).

Как и Д. Сэйерс, Н. Марш нашла место в детективной интриге и для любовного сюжета. Знаменитая художница Агата Трои, с которой Аллейн знакомится в романе «Преступление в мире художников» (1938) как с одной из подозреваемых, в следующем романе «Смерть в белом галстуке»(1938)становится его женой и нередко оказывается свидетельницей преступления; ее интуиция и глаз художника помогают следствию. Исполняет она и роль читателя, с которым сыщик ведет честную игру – в беседах и письмах к ней Аллейн излагает всю известную ему информацию, предоставляя ей самой делать выводы (А. Саруханян).

В 1949 г. Найо Марш была удостоена ордена Британской империи, а в 1966 г. возведена в степень дамы-командора ордена Британской империи, дающим его обладателям личное дворянство. С 1974 г. член Детективного клуба. В 1978 г. Ассоциация детективных писателей Америки вручила писательнице премию «Гранд-мастер» – высшую награду за детективное произведение.

Последний роман «Сгущающий свет» издан после смерти писательницы в 1982 г.

Творчество Агаты Кристи

Агата Мэри Кларисса Кристи, урожденная Миллер (1891-1976) продолжает в своем творчестве развитие традиций классического детектива. Несомненное влияние А.К. Дойла, которое признавала сама писательница. Игра с читателем: брошенные подсказки и мистификации.

В первом романе «Таинственное происшествие в Стайлзе» (1920) появится и один из главных героев – Эркюль Пуаро (герой 33 романов). На создание образ героя, по словам писательницы, повлиял опыт работы в госпитале во время Первой мировой войны. Традиционная пара героев – детектив и его друг- рассказчик – капитан Гастингс. Комичная внешность, сила анализа и метода логической дедукции Эркюля Пуаро; метод детектива, по его словам – это порядок и серые клеточки.

А.Кристи позднее в одном из своих интервью так скажет об Эркюле Пуаро: «Признаться, между нами иногда наступает охлождение. Временами я даже думаю: «Зачем, ну к чему, с какой стати я вообще измыслила это неприятное, напыщенное, утомительное, приземистое создание, которое постоянно все выравнивает по ниточке, хвастается, подкручивает усы и склоняет свою яйцевидную голову?.. В момент раздражения я ему намекаю, что буквально несколькими движениями пера (или ударами по клавишам машинки) я могу отправить его в небытие. А он мне велеречиво возражает: «Нет, от Пуаро отделаться подобным образом невозможно. Он для этого слишком умен»[28].

Е.Н. Цимбаева замечает, что романы с участием Пуаро отличают большая четкость и лаконичность. Детектив высказывается сугубо в связи с действием, никакие размышления на общие темы ему не дозволяются. В отличие от Шерлока Холмса, он практически не обращает внимания на вещественные улики, сосредоточиваясь на психологических факторах преступления. Убийства, которые ему приходится раскрывать, внешне просты: никаких «тайн закрытых комнат» и прочих изысков жанра. Отказ Агаты Кристи от сложно устроенных преступлений объясняется, возможно, тем, что при начальной эффектности тайны она требует в концовке таких сложных и долгих разъяснений, от которых читатели откровенно устают . Финалы Агаты Кристи доставляют интеллектуальное наслаждение, но вместе с тем вполне динамичны.

Отметим еще такую особенность романов Кристи, как принципиальное отсутствие подробностей в описании убийства, сцен насилия, вида смерти. В каждом из них есть нравственным посыл: торжество добра и справедливости. Писательница отдавала предпочтения ядам (сказывается опыт работы фармацевтом) и не любила огнестрельное оружие.

Писательские эксперименты. Агата Кристи нередко обращается к другим жанровым разновидностям: шпионский детектив, триллер, боевик. Во втором романе «Таинственный противник» (1922)появятся Томми и Таппенс (Томас Бересфорд и Пруденс Коули) – герои 4-х романов и сборника рассказов. Это уже шпионский роман. Так же, как и «Встреча в Багдаде» (1951), «Место назначения неизвестно» (1955), «Часы» (1963) и «Пассажир на Франкфурт» (1970).

Нарушение жанровых канонов происходит в романе «Убийство Роджера Экройда» (1926), что порождает многочисленные споры современников. Интересна неожиданная развязка, игра с именем главного преступника в романе. Писательница отступает от жанровых канонов детектива и в дальнейшем, например, в романе «Убийство в восточном экспрессе» (1934).

Мисс Джейн Марпл появляется в романе «Убийство в доме викария» (1930) и является героиней 13 романов. Впервые – еще в рассказе «Вечерний клуб “Вторник”» (1927). Главная героиня Агаты Кристи – это воплощение стабильности и традиций; проницательность и наблюдательность, здравый смысл и жизненный опыт; пожилая дама из провинциальной английской деревни Сент-Мери-Мид, с жителями и событиями которой она нередко соотносит участников преступной драмы. По словам писательницы, она придала своей героини черты своей покойной бабушки, которая, будучи сама жизнерадостной, постоянно ожидала от всех и вся самого худшего. По мнению Н.Н. Кириленко, мисс Марпл отличает от Пуаро большая жесткость в отношении наказания преступников. Во многих произведениях она высказывается за смертную казнь, в поздних вещах сожалеет об ее отмене.

В творчестве А. Кристи присутствуют и другие главные герои, например: агент Британской разведки полковник Рейс, онпоявляется в четырех романах Агаты Кристи. Впервые – в шпионском детективе «Человек в коричневом костюме» (1924). Владелец детективного агентства Паркер Пайн, который становится героем 3 сборникав рассказов, впервые в сборнике «Расследует Паркер Пайн» (1934). Суперинтендант Джим Баттл появляется в пяти романах, первый – «Тайна замка Чимниз» (1925).

В 1930 г. состоится знакомство со вторым супругом – археологом Максом Мэллоуэном. А. Кристи принимает потом участие почти во всех археологических экспедициях мужа. Любовь к путешествиям и увлечение археологией найдут отражение в детективных романах («Убийство в Месопотамии», 1936; «Смерть на Ниле», 1937; «Они приехали в Багдад», 1951). Убийство в прошлом станет основой поздних произведений («Вечеринка на Хеллоуин», 1969).

Ирония писательницы над собой и сочинением детективов в образе писательницы детективных романов Ариадны Оливер (впервые в романе «Карты на стол», 1936).

Признанный шедевр и один из самых мрачных романов, организованный по принципу замкнутого пространства – «Десять негритят» (1939), в котором царит атмосфера мистики и ужаса.

Последнее дело и смерть Пуаро в романе «Занавес»(1940, публикация в 1975); последний роман с мисс Марпл «Забытое убийство»(1940, публикация в 1976).

Творческий путь Агаты Кристи условно можно разделить на три периода[29]. Для первого, охватывающего1920-е – начало 30-ых годов, характерны романы с чрезвычайно сложным сюжетом, в которых, как правило, соблюдаются традиции «золотого века». Эти романы полностью подчинены интриге и носят отчетливо игровой характер. И персонажи, и их взаимоотношения, и вся атмосфера служат скорее фоном или связующими звеньями для развития интриги. По сути дела, все сводится к поиску и сбору улик, преступником же зачастую оказывается человек, вроде бы не имеющий отношения к делу. В романах этого периода не может не поражать неиссякаемая фантазия писательницы, придумывающей все новые и новые трюки, которые позволяют ей до поры до времени скрывать убийцу. Прелесть этих, казалось бы, сугубо «игровых» романов-головоломок состоит в том, что эмоциональность и психологизм проявляются не во взаимоотношениях персонажей, а в общении автора с читателем. В этой «дуэли» Агата Кристи проявила столько лукавства и изобретательности, что среди ее коллег не найдется ни одного, кто мог бы с ней сравниться. Критики вполне справедливо утверждают, что ей принадлежит подавляющее большинство самых оригинальных детективных ходов.

Вовторой период, примерно с середины 1930-х годов, в ее творчестве начинают намечаться противоположные тенденции. В романах «Карты на столе», «Смерть на Ниле» или «Десять негритят» она вместо того, чтобы прятать убийцу, практически сразу очерчивает круг, к которому принадлежит преступник. Соответственно иначе расставлены и акценты: на первый план выступают психологические факторы, а не материальные улики или тщательный – до минуты – отчет времени. Основное же место целиком отводится человеческой драме, и детективная интрига целиком теперь подчинена ей. Читателю предлагают теперь не просто сопоставить факты, но, вникнув в тонкости взаимоотношений и характеров действующих лиц, правильно определить мотив преступления. Корме того, в романах той поры отразился и интерес Кристи к извечным загадкам бытия, к философским и религиозным проблемам, таким, как категория времени или буддистское миросозерцание.

Втретьем периоде ее творчества тенденция отводить «детективному» элементу далеко не первое место стала особенно явственной в конце 1940-х - начале 50-х годов. Теперь убийства происходят уже не в самом начале романа, а ближе к середине и являются скорее кульминацией, а не отправной точкой (классический пример – «К нулю»). Расследование как таковое вообще перестает ее интересовать и зачастую выносится за рамки сюжета, а если оно все же и происходит, то, как правило, касается преступления «из прошлого», преступления, совершенного до описываемого отрезка времени. Произведения этого периода считаются самыми слабыми, но среди них есть и сильные вещи, вызвавшие бурю оваций критиков и шумную реакцию читателей, такие, как «Пять поросят» (1943), «День поминовения» (1945), «Испытание невиновностью» (1958).

Е.Н. Цимбаева предлагает иное хронологическое деление на периоды. Первый – до 1932 г., когда писательница пробовала силы во всех жанрах, это время создания такого шедевра, как «Убийство Роджера Экройда». Второй и самый плодотворный период ее творчества – от 1932 до 1965 г., когда были написаны 41 классический детективный роман, в том числе те, что вышли посмертно как последние о Пуаро и мисс Марпл – «Занавес» и «Спящее убийство». Третий период наступил в 1965 г., когда она поставила точку в «Автобиографии».

Кроме детективых романов писательницей создано 16 пьес. Самая уникальная – пьеса «Мышиловка», которая с 1952 г.каждый вечер шла в лондонском театре «Амбасадорс», а в 1974 г. она перенесена на дургую сцену и в настоящий момент идет в театр Св. Мартина. Впервые пьеса появилась как радиоспектакль «Три слепых мышонка» в 1947 г. к юбилею королевы по ее личной просьбе. Любимая пьеса самой писательницы – «Свидетеь обвинения» (1953).

В 1956 г. писательнице вручили орден Британской империи. Позднее, в 1971 г., А. Кристи была возведена в звание Дамы-Командора орден Британской империи – аналог рыцарского звания для представительниц прекрасного пола.

В 1958 г. ее избрали президентом английского Детективного клуб, им она оставалась до своей смерти. Она согласила на эту должность с условием, что она не будет произносить публичные речи.

В 1965 г. закончена «Автобиография» писательницы.

Кроме детективных произведений А. Кристи принадлежат два сборника стихотворений: «Дорога мечты» (1924) и «Стихи» (1973); шесть лирико-психологических романов, написанные под псевдонимом М. Вестмакотт (Уэстмакотт): «Хлеб гиганта» (1930); «Неоконченный портрет» (1934), «Разлука весной» (1944), «Роза и тис» (1947); «Благие намерения» (1952); «Бремя любви»(1956).Тусина Н.В. счтиате, что пережив личную драму, Кристи приступает к написанию своих недетективных романов, осуществляя таким способом попытку взглянуть со стороны на собственные проблемы и понять свое поведение. Кроме того, ею движет стремление творить не только в детективном жанре.

Часто наследницами и продолжательницами Агаты Кристи называют английских писательниц Филлис Дороти Джеймс и Рут Рэнделл.

Наши рекомендации