Предпосылки возникновения французского детектива
«Записки» Франсуа Эжена Видока (1775 – 1857) можно рассматриватькак прообраз французского полицейского романа. Мошенник и авантюрист, беглец-каторжанин, тайный осведомитель, талантливый полицейский сыщик и первый префект уголовной полиции в одном лице.
В 1811 г. по его проекту при полицейском управлении была создана организация «Сюртэ» («Безопасность») – первый в мире уголовный розыск. Видок стал шефом сыскной бригады, которую сам набрал из проверенных кадров, в основном бывших уголовников. Под его началом работали 12 человек, которые вместе со своим неутомимым шефом достигли в короткий срок неслыханных успехов. Если верить цифрам, то за год он задержал 15 убийц, 120 домушников, 73 карманника, 38 скупщиков краденого, 227 бродяг. За тот же срок им было раскрыто 811 преступлений и предотвращено около сотни. Видок прекрасно знал своих «подопечных», без всякой картотеки храня в памяти тысячи лиц и имен преступников. Хотя бывшие коллеги приговорили его к смерти, он без страха появлялся в самых глухих трущобах благодаря искусству изменения внешности. Много раз создатель сыскного агентства напрашивался на участие в преступлениях и даже сам организовывал их, чтобы потом выдать товарищей полиции. Всего за 18 лет по его наводке было арестовано 17 тысяч человек, из которых больше 400 отправили на гильотину. Завистники из числа полицейских невзлюбили Видока. Они уверяли, что он выдает только мелкую сошку, а преступных «генералов» освобождает за взятки. Говорили, что его подчиненные сами занимаются воровством — тогда он одел свою бригаду в белые перчатки, в которых карманник работать не может, сотрудники французской «Сюртэ» до сих пор носят их в знак чистоты мундира (И. Измайлов).
В 1827 г. он уходит в отставку. В 1828 г. выходит первый том (из 4-х томов: 1828-1829 гг. издания) мемуаров: «Записки Видока, начальника Парижской тайной полиции», ставшие вскоре международным бестселлером. Э. Видок описывает свою полицейскую практику, раскрывает подробности полицейских расследований. Книга написана живым образным языком, с юмором, содержит описание многочисленных приключений, с четко выстроенным увлекательным сюжетом. Кроме «Записок» Видоку принадлежат документальные исследования: «Воры, психология их нравов и языка», «Словарь воровского арго», «Размышления о тюрьмах, каторгах и смертной казни», роман «Настоящие тайны Парижа»(1844), написанные в ответ на «Парижские тайны» Э. Сю; а также трактат «Несколько слов от автора», в котором он предлагал свои методы борьбы с преступностью.
В 1832 г. его призвали в полицию для подавления революционных выступлений, после чего снова отстранили. В 1833 г. Видок организовал первое частное детективное бюро.
Р. Белоусов замечает, что множество литературных сюжетов и сам образ Видока, преступника и авантюриста, мошенника и полицейского сыщика, были заимствованы из «Записок», например: Бальзак создал в нескольких романах цикла «Человеческая комедия» образ беглого каторжника Вотрена («Отец Горио», 1835 и др.). Возможно, именно после встреч с Видоком Бальзак записал слова о том, что все ужасы, которые романистам кажутся вымыслом, бледнеют перед действительностью.
Образ Видока отразится в романе Э. Сю «Парижские тайны» (1843), в романе-эпопее А. Дюма «Парижские могикане» (1854-1855), в цикле П. де Террайля «Похождения Рокамболя, или Парижские тайны» (1859-1884), в романе В. Гюго «Отверженные» (1862). Он стал героем детективных романов Эмиля Габорио под именем сыщика Лекока (1865-1874) и «вора-джентльмена» Арсена Люпена Мориса Леблана (1905-1941); отразился он и в образе Фантомаса из романов Марселя Аллена и Пьера Сувестра (1911-1913).
Большую роль в развитии детективного жанра сыграли также газетные репортажи уголовной хроники, близкие детективу по форме и по стилю.
На становление детективного жанра во Франции повлияло и развитие романа-фельетона в творчестве Фредерика Сулье (1800-1847) «Мемуары дьявола»; Поля Феваля (1817-1887) «Лондонские тайны»; Эжена Сю (1804-1857) «Парижские тайны»; Понсона де Террайля (1829-1871) «Похождения Рокамболя, или Парижские тайны». Роман-фельетон издавался по частям, отдельными главами, с последующим продолжением на страницах крупных французских газет, обрываясь каждый раз на самом интересном месте, что обеспечило им невероятный читательский успех.
В творчестве Оноре де Бальзака встречаются также романы с детективными элементами, например: «Метр Корнелиус» (1831) и «Темное дело» (1841).
В 1856 – 1857 гг.Шарлем Бодлером был осуществлен перевод и публикация новелл Эдгара По, в т.ч. логических рассказов.
Эмиль Габорио
Свое образование Эмиль Габорио (1832 – 1873)получает в сфере юриспруденции и работает в нотариальной конторе. Но его больше интересует литературная деятельность, началом которой становится работа журналиста. Пробует писать стихи, документальную прозу.
Первый полицейский детектив в творчестве Эмиля Габорио – «Дело вдовы Леруж» (1865). Это первый детективный роман в Европе. Напомним: «Лунный камень» У. Коллинза появится в 1866 г.
В первом романе Габорио главным героем является сыщик-любитель – старый дядюшка Табаре. Действует он в соответствии с дедуктивным методом, позволяющим ему в кратчайший срок определить предполагаемого убийцу, которого он, разумеется, и в глаза не видел. Младший коллега и ученик Табаре, известный под фамилией Лекок, в «Деле вдовы Леруж» появляется лишь эпизодически, да и то с не очень лестной характеристикой: «бывший правонарушитель, великий пройдоха». Из других романов мы узнаем, что Лекок, оставшись сиротой, вел далеко не добродетельный образ жизни, предаваясь азартным играм, но затем исправился и стал полицейским. (В. Балахонов).
И все-таки главный герой цикла романов («Преступление в Орсивале», 1867; «Дело № 113», 1867; «Лекок, агент сыскной полиции»,1869 и др.) станет молодой полицейский сыщик Лекок. Габорио первым вводит в детективное повествование полицейского. Правда, есть некое криминальное прошлое героя, но в настоящем – полицейская служба. Это уже не сыщик-любитель, а полицейский-профессионал, официальное государственное лицо. Расследование преступления является профессиональной повседневной работой. Ловкость, артистизм, острая наблюдательность, умение проникать в психологию преступника и жизненная убедительность характеризуют главного героя Габорио.
Преступление в романах Габорио – это результат сложившихся жизненных обстоятельств, в которые оказались втянуты множество людей, нередко оно связано с прошлым.
Особенность структуры полицейских романов Э. Габорио: развитие двух сюжетных линий: расследования преступления в первой части романа и история жизни и взаимоотношения действующих лиц – во второй; объединение в единое целое в заключение романа.
Гастон Леру
Будущий писатель получил юридическое образование и служил адвокатом. Литературная деятельность Гастона Леру (1868 – 1927)связана с журналистикой, начинает сотрудничать с газетами как судебный хроникер. В 1902 году Леру стал кавалером Ордена Почетного легиона за свою работу в прессе.
В качестве корреспондента несколько раз он побывал в России: в 1896, 1904, 1905, и 1906 гг. Он освещает в своих репортажах Русско-японскую войну и революцию 1905 г. Русская тема отражена в новелле «Баюшки-баю» (1907), романах «Рультабий у царя» (1914) (третий из цикла о молодом сыщике-журналисте) и «Черные женщины» (1924). Итогом становится книга «Агония белой армии» (1928), изданная уже после его смерти вдовой; в ней собраны репортажи писателя о России. В том же году опубликован русский перевод: «Агония царской России» (Харьков, 1928). «Я люблю белый Петербург, снежную зиму, легкий бег саней по широким проспектам, огромную, скованную льдом, реку и мрачные дворцы» (из эссе «Встреча нового года»).
В 1907 г. Леру оставляет журналистику и начинает печатать роман с продолжением «Тайна Желтой комнаты». В этом романе появляется журналист Жозеф Жозефен по прозвищу Рультабий (Рультабийль) – его прозвище является производным от: «Roule ta bille!», что в переводе с французского: «Кати свой шарик!». В романе появляется образ полицейского-оборотня, ведущего официальное расследование, но являющегося мошенником и преступником на самом деле.
Писателем создано 24 детективных романа с главным героем репортером и сыщиком Жозефом Рультабием. Это молодой журналист, немного комичный и при этом очень умный молодой человек. В романах происходит сопоставление двух методов ведения расследования: официального инспектором полиции Фредериком Ларсаном и частного сыщиком-любителем Рулетабием, которому и удается разгадать тайну. Дедуктивный метод описан и обоснован именно в расследованиях молодого журналиста.
Писатель разрабатывал разные типы детективов: герметичный, с преступлением в запертой комнате, как в «Тайне Желтой комнаты», авантюрно-психологический – «Духи дамы в черном» (1909), ироничный – «Заколдованное кресло» (1910).
Кроме серии о Рультабийе в творчестве Г. Леру появляется серия романов о бывшем каторжнике по кличке Шери-Биби, начатая в 1914 г. Главный герой несправедливо приговорен к каторге, откуда он совершает побег, скрывается под чужим именем и расследует преступление, за которое был осужден. Он становится защитником несправедливо обиженных и угнетенных, помогает сначала в порядке личной инициативы, затем в официальном полицейском статусе: «Плавучие клетки», «Шери-Биби и Сесили»(1913)и др.
Первые опыты приключенческо-детективных романов: готические и детективные элементы в романе «Призрак оперы» (1910); дилогия «Кровавая кукла» и «Машина убийства» (1923).
В «Призраке Оперы» Леру выстраивает свое повествование в стиле журнального репортажа. В книге смешивается правда и вымысел: упоминаются имена реальных людей, театральные события, само действие романа разворачивается в парижском оперном театре «Гранд-опера», строительство которого осуществлялось с 1860 по 1875 гг. по проекту Ш. Гарнье (1825-1898). Кроме этого в своем предисловии автор убеждает в подлинности происходящего и реальном существовании его героев.
3.4. Морис Леблан
Появление необычного героя Мориса Леблана (1864 – 1941), вора-джентльмена Арсена Люпена, связывают с предложением издателя журнала, с которым сотрудничал будущий знаменитый писатель «Je sais tout» («Я знаю все»), Пьера Лафита написать новеллу, противоположную английскому детективу. В 1905 г. выходит первое произведение из цикла «Арест Арсена Люпена». В новелле представлен свой вариант преступления в замкнутом пространстве: на этот раз на корабле в открытом океане.
Главный герой – авантюрист, ловкий и смелый, остроумный и легкомысленный молодой человек; вор и джентльмен одновременно, любитель опасности и приключений; он дерзок с полицейскими, но при этом жизнерадостен, обаятелен, привлекателен и умен. Кроме этого отличается артистичностью, часто легко перевоплощается по ходу сюжета. Тогда как полицейский инспектор Ганимар, старый друг Люпена, выглядит на его фоне несколько глуповато.
Присутствует в цикле и противостояние двух известных литературных героев: Шерлока Холмса и Арсена Люпена в книге «Арсен Люпен против Шерлока Холмса» (1908).Можно отметить комизм ситуаций, превосходство Люпена над соперником.
Необычно в отличие от классического детектива наличие в цикле любовной линии. В поздних романах Люпен становится неофициальным помощником полиции и даже открывает свое сыскное агентство. С 1905 по 1941 г. писателем создано множество произведений о Люпене разных форм: 15 романов, 5 сборников новелл, 4 отдельных новеллы и 3 театральных пьесы. В 1996 г. наследниками писателя была обнаружена рукопись незаконченного романа «Последняя любовь Арсена Люпена», опубликован в 2011 г.
Н.Н. Кирилленко рассматривает детективы с Арсеном Люпеном как авантюрное расследование, самостоятельный криминальный жанр в отличие от классического детектива.
Существует множество произведений, созданных другими авторами, главным героем которых является Арсен Люпен, например: Буало-Нарсежак «Тайна Энервилля»(1973), « Пороховая бочка»(1974)и др.
М. Леблану принадлежат также научно-фантастические романы: «Три глаза» (1919) и «Потрясающее событие» (1921), в которых также прослеживаются детективные элементы.
За вклад во французскую литературу писатель был удостоен Ордена Знатного легиона.
Вопросы и задания:
1. Прочитайте небольшую заметку А.С. Пушкина «О записках Видока» (1830). Как характеризует сочинения Видока А.С. Пушкин? Объясните его точку зрения.
2. Охарактеризуйте жанр романа-фельетона, историю его возникновения и развития во Франции.
3. Как связаны между собой детективный жанр и роман-фельетона? Покажите на примере одного из произведений.
4. Прочитайте роман Г. Леру «Тайна желтой комнаты» и соотнесите его с правилами написания детективных романов.
5. Роман Г. Леру «Заколдованное кресло» как иронический детектив.
6. Прочитайте роман Г. Леру «Призрак оперы», черты каких жанров можно в нем выделить?
7. Какие реальные исторические события, люди отражены в художественных произведениях Леру о России? Например: «Рультабий у царя», «Черные женщины».
8. Сопоставьте двух литературных героев-авантюристов: Рокамболя писателя П. дю Террайля и Арсена Люпена М. Леблана.
9. Сопоставьте двух литературных героев: сыщика Лекока Э. Габорио и Арсена Люпена М. Леблана.
10. Соотнесите произведения М. Леблана об Арсене Люпене с правилами написания детективных романов.
11. Прочитайте и выскажете свое мнение о русском варианте Арсена Люпена в повестях С.А. Колбасьева «Арсен Люпен» (1930) и Б. Акунина «Узница башни, или Краткий, но прекрасный путь трех мудрых» (сборник «Нефритовые четки», 2006).
12. Сравните несколько вариантов решения преступления в закрытой изнутри комнате различных авторов. Какие вам кажутся наиболее правдоподобными, а какие, наоборот, абсурдными?
13. Подводя итог развития детективного жанра в XIX веке, сравните развитие детективного жанра в Америке, Англии и Франции: в чем выражается национальная специфика жанра?
Литература:
1. Белоусов Р.С. Герои до встречи с писателем. – М.: Просвещение, 1984.
2. Измайлов И. Уголовный роман Эжена Видока // Вокруг света. – 2007. – № 6. – С. 172-180.
3. Балахонов В. От Лекока до Люпена // Габорио Э. Дело вдовы Леруж. Леру Г. Духи дамы в черном. Леблан М. Арсен Люпен - джентльмен-грабитель. – М., Минск, 1991. – С. 3 – 22.
4. Кирилленко Н.Н. «Авантюрное расследование» или классический детектив // Новый филологический вестник. – 2012. – № 2 (21). – С. 80-95.
5. Кошенко А., Капельгорская Н. Зарубежный детектив: Энциклопедия. – Киев, 1993.
6. Чекалов К.А. Творческая эволюция Мориса Леблана в контексте издательской практики «Прекрасной эпохи» // Грани познания: Электронный научно-образовательный журнал ВГСПУ. – № 6 (40). – Август. 2015. – С. 107-116.