I. Анализ методической структуры и содержания урока.
1. Тема урока: Когда объявлена тема урока? Каким образом это сделано? Было ли подготовлено объявление темы? (связь с предыдущим уроком? актуализация предметно-тематического содержания? повторение лексики/грамматики и др.)
2. Определение целей урока
- практическая ценность урока определяется его итогами, уровнем обученности школьников, достигнутым в результате совместной деятельности учащихся и учителя на данном уроке,
- образовательная ценность урока характеризуется содержательной
стороной учебных материалов (текстов, картинок, фильмов),
- воспитательная ценность урока характеризуется воспитательным
потенциалом всего материала урока; вниманием учителя к содержательной стороне примеров и иллюстраций; выводами по оценке поступков и высказываний героев текстов и самих учащихся; сознательной дисциплиной учащихся; умениями учителя, сочетать индивидуальные и коллективные формы работы; справедливостью выставления и правильным комментированием учителя оценки ученика; умениями учителя держаться в классе,
- развивающая ценность урока определяется с помощью анализа
приемов и методов работы, предложенных учителем, которые способствуют развитию у школьников активности и самостоятельности в процессе учебной деятельности, осуществляют индивидуализацию и дифференцированность обучения, способствуют развитию личности и умственного потенциала школьников.
Пояснение основных целей и задач урока учащимся, связь целей урока с его содержанием.
3. Определение типа и вида урока.
Анализ логики урока: целенаправленности, целостности, динамики и связности.
Анализ структурной четкости урока, соответствие его структуры поставленным целям и задачам. Целесообразность выбора и расположения отдельных этапов урока, а также выбора и выполнения определенных видов работы.
- организация начала урока;
- основные виды работы на уроке и их методическая характеристика;
- методическая характеристика упражнений и техники их выполнения
(соответствие упражнений целям урока, четкость формулировок, охват учащихся, взаимосвязь упражнений и логическая последовательность их выполнения, затраты времени на отдельные виды работы);
- посильность домашнего задания и четкость его объяснения, объем,
своевременность дачи, подготовка учащихся к его выполнению;
- подведение итогов урока: справедливость, мотивированность
выставления оценок, правильность комментирования участия учащихся в ходе урока.
4. Обеспечение обязательной коммуникативной направленности всего
урока (средства, приемы и способы обеспечения индивидуализации, речевой направленности, ситуативности, функциональности и новизны).
II. Общепедагогическая деятельность учителя при реализации плана урока.
- умение устанавливать контакт с группой, использовать адекватные
приемы привлечения внимания, предусмотреть и своевременно устранить неблагоприятные условия, которые могли бы вызвать нарушение порядка или ослабить интерес к уроку, наблюдательность и оперативность реакции на возникающие ситуации и формы поведения учащихся, умение перестроиться в связи с возникающими на уроке обстоятельствами;
- умение использовать различные формы учебного и речевого
взаимодействия учащихся на уроке (индивидуальные, парные, групповые, коллективные), оптимально и методически обоснованно использовать предметно-изобразительную наглядность, целесообразно применять ТСО, включая лингафонное оборудование и компьютер, запись на доске педагогический такт учителя, его способность создать благоприятный психологический климат на уроке и умение учителя общаться: говорить правильно, выразительно, адаптивно, при необходимости переходить народной язык, оптимально использовать доступные учащимся средства иностранного языка для общения на уроке;
- умение адекватно выбрать средства и способы текущего и
итогового учета, контроля и оценки владения учащимися иноязычным материалом, речевыми НВ и УМ (тестирование, само- и взаимоконтроль), использовать правильную технологию исправления ошибок. Правильно дозировать свои собственные речевые действия и речь учеников (Teacher Talking Time).