Международные отношения в 80-е годы и перестройка в Советском Союзе
Мир вступал в восьмое десятилетие XX в. в обстановке, значительно отличающейся от той, которая была десять лет назад, в конце 60-х – начале 70-х годов.
Подписав ряд важных договоров и соглашений по ядерной проблеме в 60-е и 70-е годы и приняв важные решения, в том числе о прекращении войны во Вьетнаме, США в 80-е годы изменили внешнеполитическую линию, что вызвало рост напряженности в мире. На развитии международных отношений отрицательно сказался ввод советских вооруженных сил в Афганистан в декабре 1979 г. Представляется, что решение о введении советских войск в Афганистан было не продуманным. Несмотря на происходящие в это время события в Афганистане, вряд ли было целесообразно вродить туда войска.
К сожалению, при выводе советских войск из Афганистана были допущены просчеты, что сказалось на последующих трагических событиях в стране и отразилось на советско-афганских отношениях.
Охлаждение между СССР и США, начавшееся на рубеже 70-х и 80-х годов, отразилось и на общем состоянии международных отношений. Постепенно все, что было достигнуто положительного, отходило на задний план. Наметившееся решение ряда вопросов, связанных с проблемами разоружения и с урегулированием ряда конфликтов, не состоялось.
В 80-е годы гонка вооружений продолжала нарастать, что создавало большую угрозу для человечества. Нельзя было допустить, чтобы этот процесс подошел к черте, за которой стало бы невозможно остановить его с помощью соглашения и поставить под строгий контроль. Ведь тогда он мог стать неуправляемым. Поэтому в 80-е годы главной проблемой международных отношений оставалось прекращение гонки вооружений, особенно и в первую очередь ядерных. Но поскольку американская администрация стремилась любыми путями добиться военного превосходства над СССР, то, идя на то или иное соглашение, она тут же находила новые пути к наращиванию вооружений. В традиционном послании конгрессу в январе 1980 г. президент США Дж. Картер писал, что Соединенные Штаты должны заплатить любую цену, какая только потребуется, чтобы оставаться самой могучей страной в мире.
Историю международных отношений в 80-е годы можно разделить на два периода, примерно равных по времени. Главные внешнеполитические события этого времени развернулись вокруг американской программы «звездных войн».
Новый президент США Р. Рейган в марте 1983 г. провозгласил так называемую стратегическую оборонную инициативу (СОИ). Так стала известна долгосрочная программа США по использованию космического пространства в военных целях. Ее развертывание приняло угрожающий размах. Выходя на этот новый виток гонки вооружений, американские политики рассчитывали намного опередить здесь Советский Союз и игнорировали тот факт, что использование космоса в военных целях несет смертельную опасность не только какой-либо отдельной стране или региону, но и всему человечеству. По некоторым данным, Соединенные Штаты Америки в 70-е и 80-е годы истратили на осуществление космических военных программ до 50 млрд долларов. В Пентагоне понимали, что Советскому Союзу неминуемо придется заниматься этими же проблемами, чтобы прикрыть свою территорию от возможных ударов из космоса. США хотели не только обогнать СССР в военных планах, но и вынудить его тратить огромные, непосильные средства и тем самым обескровить советскую экономику.
Некоторые советские предложения 80-х годов можно критиковать за общие формулировки. Но даже и они, не говоря уже о тех, в которых выдвигались конкретные меры, свидетельствовали о поиске путей к достижению соглашений. СССР предлагал полностью запретить использование космического пространства в военных целях, заключить под строгим контролем соглашение о невыводе на орбиту объектов с ядерным оружием.
Он выступал за использование космоса исключительно в мирных целях. С 1962 г., когда СССР начал космические научные исследования, по октябрь 1985 г. было запущено 1687 спутников, которые принесли народному хозяйству конкретные результаты. После 1985 г. состоялся ряд встреч между представителямиСССРи США, в том числе и на самом высоком уровне.
В целях достижения соглашений о предотвращении использования космоса в военных целях советское правительство осенью 1981 г. внесло на XXXVI сессии Генеральной Ассамблеи ООН предложение заключить международный договор, который запретил бы размещение в космическом пространстве какого бы то ни было оружия.
В 1983 г. было внесено два других очень важных предложения. Первое, сделанное в январе членами Варшавского договора, было о том, чтобы между государствами – членами ОВД и членами НАТО было заключено соглашение о неприменении первыми военной силы против морских, воздушных и космических кораблей обеих сторон. «Это обязательство распространялось бы на территории всех государств – участников Договора, а также на их военный и гражданский персонал, морские, воздушные и космические корабли и другие принадлежащие им объекты, где бы они ни находились». Второе предложение СССР внес в августе на XXXVI сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Это был проект нового Договора о запрещении применения силы в космическом пространстве и из космоса в отношении Земли. Предлагалось, чтобы государства взяли на себя обязательство не «прибегать к применению силы и угрозе ее применения в космическом и воздушном пространствах и на Земле с использованием для этого космических объектов, находящихся на орбитах вокруг Земли, на небесных телах или размещенных в космическом пространстве каким-либо иным образом, в качестве средств поражения».
В 1984 г. советское правительство выступило с новой инициативой. Правительству США предлагалось «начать на уровне специально назначенных делегаций советско-американские переговоры по предотвращению милитаризации космического пространства. В рамках этих переговоров должен быть решен и вопрос о взаимном полном отказе от противоспутниковых систем». США отнеслись к советскому предложению негативно. В Вашингтоне искали и использовали любые предлоги для недопущения соглашения с СССР. Именно в эти годы США принимали меры к расширению производства и модернизации оружия первого удара в виде МБР, «MX», «Трайдент-2», крылатых ракет, «Першинг-2» и др. СССР и единолично и совместно с другими государствами обращался в Организацию Объединенных Наций и непосредственно к партнерам по переговорам, прежде всего к Соединенным Штатам Америки, с предложениями, как общими, так и конкретными, по обузданию гонки вооружений, по запрещению использования ядерного оружия вообще и в космическом пространстве в особенности. США в ответ первыми расширяли границы действия современных вооружений вплоть до космоса, первыми испытывали новые виды оружия массового уничтожения. Они вели против СССР борьбу повсюду, где в той или иной мере проявлялись интересы нашего государства. Рейган добился отмены конгрессом поправки Кларка, которая не позволяла США оказывать помощь антикоммунистическим силам, прежде всего в Анголе, Центральной Африке и Камбодже. Широко поддерживались моджахеды, воевавшие против советского контингента в Афганистане. Америка не оставила без своего внимания Эфиопию и Никарагуа.
Рейган не принимал советских предложений по проблемам разоружения, уменьшению напряженности и налаживанию советско-американских отношений.
Быстро наращивались американские вооружения. У США появились новые типы самолетов, ракет «MX», новые межконтинентальные ракеты наземного базирования. И наконец, началось развертывание ракет средней дальности в Европе. Официально было объявлено, что эта акция является противодействием новым советским ракетам СС-20. Рейган предложил так называемый «нулевой вариант». Он состоял в том, что Америка не будет размещать в Европе ракеты средней дальности, если ракеты СС-20 будут демонтированы. Соединенные Штаты нарушили договоренность и отошли от установленных Договором ОСВ-2 лимитов, введя в строй 131 стратегический бомбардировщик, оснащенный крылатыми ракетами.
И все же во второй половине 80-х годов начали постепенно проявляться те процессы, которые полностью раскрылись в 90-е годы. И в СССР и в США все больше осознавали опасность взаимного уничтожения в случае военного конфликта и необходимость договариваться.
Последующие события привели к значительным изменениям в мире. Стали ощущаться некоторые просчеты внешней политики СССР и в отношении Запада и в отношении Востока, выражавшиеся в жестких ответных реакциях, а также неоправданность ряда его действий в «третьем мире». В Афганистане Советскому Союзу пришлось испытывать трудности, похожие на трудности США во Вьетнаме.
Летом 1985 г. Советский Союз, чтобы вывести международные процессы из тупика, в одностороннем порядке приостановил все ядерные взрывы и заявил о согласии немедленно возобновить переговоры о полном прекращении ядерных испытаний. В том же году советское правительство подтвердило положение о введении моратория на испытания противоспутникового оружия.
С января 1986 г.СССР продлил срок одностороннего моратория на ядерные взрывы, хотя США продолжали испытания ядерного оружия. Инициативы Советского Союза и шаги, сделанные навстречу партнерам по переговорам как в области ограничения ядерных вооружений, так и по другим международным проблемам, можно было только приветствовать. Однако у советских людей вызывала тревогу возможность того, что те или иные соглашения или действия дадут преимущества США и их партнерам и принесут ущерб нашему государству.
Еще в Рейкьявике на встрече М. С. Горбачева и Р. Рейгана, как отмечал позднее сам Горбачев, главным препятствием к достижению договоренностей по ряду важных вопросов, касающихся разоружения, стала американская позиция в отношении Договора по ПРО. Вывод состоял в том, что «Соединенные Штаты не готовы расстаться с надеждой прорваться к военному превосходству».
С конца 1988 г. в СССР начался период одностороннего сокращения вооруженных сил. Был уменьшен количественный состав армии. Ликвидировалась техника. В армии началась реорганизация. Значительная часть советских войск была выведена из Монголии. Расчеты на то, что США и Запад последуют советскому примеру, не оправдались. Тем не менее события развивались в прежнем направлении. Рухнула берлинская стена, с согласия Москвы два германских государства были объединены. Затем перестал существовать Варшавский пакт.
«Холодная война» закончилась в том плане, как мы ее понимали. Однако США и их партнеры перевели ее в другие сферы. Поэтому говорить о том, что она закончилась полностью, еще рано.
Многие авторы считают, что Советский Союз проиграл «холодную войну» по объективным причинам. Конечно, в этом есть большая доля истины, но представляется, что немаловажными были и причины субъективные. На Западе развернулись дебаты: была ли действительно «холодная война», или ее выдумали и раздули в политических интересах? Обсуждается также вопрос, представлял ли вообще Советский Союз угрозу для Запада, о чем писали и говорили долгие годы в странах НАТО.
Несмотря на огромные арсеналы, гонка вооружений продолжалась, и надо было остановить ее и принять какие-то совместные решения о сокращении накопленного оружия, особенно ядерного. Главная роль в этом принадлежала СССР и США, но нельзя забывать о том, что ядерное оружие и ракеты имеются не только у них, но и у других стран Запада и Востока.
Так же как весной 1955 г., спустя 30 лет, в январе 1986г., Советский Союз внес конкретное предложение о полной и повсеместной ликвидации ядерного оружия, при достижении договоренности и запрете на создание ударных космических вооружений. Советская программа предлагала решить все проблемы в течение 15 лет в три этапа. В 1986 г., как и в 1955-м, советские предложения были отвергнуты Западом.
Начавшаяся «перестройка» не дала положительных результатов в международных делах. К концу 80-х годов положение Советского Союза в Европе и в мире в целом становилось все хуже и хуже. Происходило это как по объективным, так и по субъективным причинам.
Глава 9