Международная обстановка в годы мирового экономического кризиса

На рубеже 20-х – 30-х годов разразился жесточайший мировой экономический кризис. Сигналом его начала стал биржевой крах в США в октябре 1929 г. Из-за океана кризис докатился до Европы и охватил все промышленные страны. Он был полным и всеобщим. Сначала произошло резкое сокращение промышленного произ­водства, затем невиданный спад торговли. Это привело к полному финансовому кризису. За два года уровень производства в капита­листических странах упал почти на 40%, что повлекло за собой невиданное уменьшение занятости населения. Общее число безра­ботных в 1932 г. составляло 30 млн человек.

Экономическое положение не могло не сказаться на состоя­нии международных отношений на рубеже 20 – 30-х годов. В поис­ках выхода из критического положения представители крупней­ших банков из 48 стран провели в мае 1930 г. в Вашингтоне специ­альную конференцию.

Международные отношения в этот период приобрели напря­женный характер. Усилилась борьба за рынки сбыта. Противоречия между отдельными странами обнажились. Воспользовавшись та­кой ситуацией, побежденные в первой мировой войне страны – Германия, Австрия, Венгрия и Болгария – практически отказа­лись от дальнейшей выплаты наложенных на них репараций. Вер­сальская система потерпела крах.

Германское правительство добивалось созыва конференции для обсуждения проблем, связанных с экономическими отношения­ми между странами, и требовало пересмотра решений о репараци­ях и «плана Дауэса». 11 февраля 1929 г. в Париже собралось совеща­ние экспертов ряда стран для пересмотра «плана Дауэса». Предсе­дательствовал на нем президент электротехнического треста Моргана американский банкир О. Юнг. Самая заинтересованная сторона в получении репараций, Франция, согласилась на пере­смотр «плана Дауэса», но настаивала на связи сумм германских репараций с межсоюзническими долгами стран-победительниц. Дело в том, что за военную технику, материалы и продовольствие, поставленные из Англии и США во время первой мировой вой­ны, Франция должна была ежегодно выплачивать определенные суммы, которые покрывались за счет немецких репараций. Отсюда и заинтересованность Франции в том, чтобы снижение немецких репараций было компенсировано.

После работы в течение долгих месяцев комитет экспертов разработал документ, который вошел в историю как «план Юнга». Суммы немецких репараций устанавливалась в 113,9 млрд марок с ежегодной выплатой по 2 млрд в течение 37 лет. Таким образом, «план Юнга» снизил ежегодные взносы Германии по сравнению с «планом Дауэса» на 20%.

Участники парижского совещания приняли ряд других поста­новлений, смягчающих положение Германии. Была ликвидирова­на репарационная комиссия, снят контроль над железными доро­гами и предприятиями, решен вопрос о выводе войск из Рейнс­кой зоны не позднее середины 1930 г.

«План Юнга» вошел в силу в июне 1930 г., а уже через год Германия обратилась к США за помощью, так как не могла упла­тить очередной репарационный взнос. По настоянию американс­ких банкиров, которые боялись потерять свои деньги в Германии, президент США Г. Гувер предложил ввести мораторий на выплату репараций и военных долгов. Это предложение ударяло по карману Франции, которая имела бы чистую потерю в 2 млрд франков в год. Еще через год, в июне 1932 г., на Лозаннской конференции репарации с Германии были ликвидированы. Пока банкиры и про­мышленники решали свои экономические и финансовые дела, в политических и дипломатических кругах созревал проект создания пан-Европы. 17 мая 1930 г. министр иностранных дел Франции А. Бриан обратился к 27 странам Европы с предложением органи­зовать Европейский федеральный союз. Предполагалось, что это межгосударственное образование будет иметь два органа: один – в виде Европейской конференции; другой – Европейского комите­та как исполнительного органа. Французская сторона полагала, что с созданием пан-Европы позиции Франции значительно усилятся. Тактически этот проект был направлен против влияния Англии в Европе и, прежде всего, в Лиге Наций.

Второй стороной французского плана пан-Европы была анти­советская направленность. Однако он так и остался планом. Анг­лийская дипломатия выступила против него, так же как Германия и Италия.

Но тут же появился новый план – план объединения двух стран. 19 марта 1931 г. Австрия и Германия подписали соглашение о таможенном союзе между двумя странами. Сообщение об этом вызвало большую настороженность в Европе. Особенно встрево­жилась Франция, которая видела в этом первый шаг на пути к аншлюсу. Ссылаясь на специальную статью Версальского догово­ра, запрещающего объединение Германии и Австрии, она переда­ла жалобу в Международный суд в Гааге. 5 сентября 1931 г. Посто­янный международный трибунал 8 голосами против 7 принял ре­шение о том, что таможенный союз несовместим с ранее взятыми обязательствами Австрии. Но еще 3 сентября, за 2 дня до решения суда, Австрия и Германия заявили, что они отказываются от со­здания таможенного союза.

С тех пор как на Вашингтонской конференции было принято решение, ограничивающее строительство линкоров и авианосцев, развернулось соперничество в строительстве судов других классов. Англия, начав отставать в этом соревновании, выступила за огра­ничение строительства всех видов кораблей других стран. Она до­билась созыва в Лондоне конференции пяти государств, подпи­савших Вашингтонское соглашение. Работа конференции прохо­дила с 21 января по 22 апреля 1920 г. Несмотря на разногласия, ее участники после долгих дебатов смогли дополнить Договор, под­писанный в Вашингтоне.

Был определен предельный тоннаж военных судов трех стран – США, Англии и Японии. Общий тоннаж крейсеров не должен превышать у Англии – 339 тыс. т, у США – 323, у Японии – 209 тыс. т. Общий тоннаж подводных лодок был установлен для всех трех стран одинаковый – 52,7 тыс. т. После этой конференции Япония, приняв новую программу строительства флота, стала уве­личивать его ускоренными темпами.

Экономику всех стран продолжало лихорадить. Установленный для Германии мораторий на выплату репараций не остановил кредитный кризис Английский банк, не сумев остановить отлив капиталов и сокращение золотых резервов, добился отмены анг­лийским правительством 21 сентября 1951 г. золотого стандарта. Это немедленно отозвалось в США. Золотой стандарт отменили и другие европейские страны. Вместо фунта стерлингов в Европу хлынули американские доллары. Только за один месяц их утечка составила 330 млн.

Мировой экономический кризис привел Европу к политичес­кому кризису, к осложнению отношений между странами. Были возможны военные осложнения. Поэтому после долгих лет подго­товительной работы и переговоров 2 февраля 1932 г. в Женеве от­крылась Международная конференция по разоружению, на кото­рую прибыли делегаты 62 государств. Хотя США и СССР не явля­лись членами Лиги Наций, их представители были приглашены на конференцию и участвовали в ее работе.

Советская делегация внесла свой проект полного и всеобщего разоружения, указывая, что только радикальное решение вопроса может гарантировать мир от военных авантюр.

Были представлены и другие проекты. Франция, продолжая цепляться за Версальский договор, считала, что лишь сохранение этой системы может создать безопасность, которая и позволит начать разоружение. Для борьбы с возникновением каких бы то ни было агрессий она предлагала предоставить Лиге Наций граж­данскую и военную авиацию, а также наземные и военно-морс­кие средства.

Англичане главное место в своем проекте уделяли запрещению подводных лодок, а также предлагали ограничить численность ар­мий. Германия выступала за уравнение ее вооруженных сил с дру­гими великими державами. Ее проект поддерживали США и Анг­лия, которые полагали, что для сохранения равновесия в Европе нужна сильная Германия, могущая противостоять Франции, но главным образом – Советскому Союзу.

Первая сессия конференции закончила свою работу 23 июля 1932 г. На ней не было принято никаких решений. Тем не менее открытые дискуссии имели положительное значение, выявив раз­личия в подходах к решению проблемы разоружении. Стало ясно, что Германия стремится как можно быстрее занять одно из веду­щих мест в Европе. Об этом, в частности, свидетельствовало заяв­ление германской делегации о том, что представители Германии смогут принимать участие в следующих сессиях конференции только при условии, если она будет признана равноправной державой.

В декабре того же 1932 г. Англии удалось организовать в Женеве совещание пяти стран: Англии, Франции, США, Италии и Гер­мании. На нем была принята резолюция, предоставляющая Герма­нии равноправие в обеспечении безопасности. Впервые после по­ражения в 1918 г. Германия была признана равноправной. Таким образом, западные страны сделали важный шаг в направлении к восстановлению германского военного потенциала.

В условиях, когда Париж под давлением США и Англии шаг за шагом сдавал свои позиции перед Берлином, во Франции все гром­че стали раздаваться голоса за расширение торговых связей с Со­ветским Союзом. Дискриминационная политика, проводившаяся до этого времени французскими властями в отношении СССР, вы­нудила советское правительство принять ряд контрмер. Советские торговые организации аннулировали ряд контрактов с французски­ми фирмами и значительно сократили закупки французских товаров. С усилением экономического кризиса и ростом реваншистских на­строений в Германии все явственней становилась для Франции не­обходимость более гибкой политики по отношению к СССР.

По инициативе французской стороны в конце 1930 г. начались переговоры о развитии экономических и торговых отношений между Францией и Советским Союзом и одновременно – переговоры о заключении советско-французского пакта о ненападении. На этом пути были большие трудности. Реакционные силы Франции выс­тупали против развития связей с Советским Союзом. Более того, была предпринята попытка сорвать начавшиеся переговоры. 6 мая русский белогвардеец убил президента Французской Республики П. Думера. Как считали многие, это провокационное действие орга­низовал министр внутренних дел Тардье. Убийство было соверше­но накануне второго тура парламентских выборов. Провокация, однако, не удалась, и на выборах победил левый блок. Спустя пол­года, 29 ноября 1932 г., советско-французский пакт о ненападе­нии был подписан.

Статьи пакта обязывали обе стороны не участвовать ни в каком международном соглашении, которое имело бы практическим след­ствием запрещение покупки одной стороны у другой. Это было более чем своевременно, так как определенные круги в ряде стран не оставили мысли об экономической блокаде СССР.

СССР и Франция обязались также не вмешиваться во внутрен­ние дела друг друга, воздерживаться от поощрения любой враждеб­ной агитации и пропаганды в отношении друг к другу, не создавать и никоим образом не поддерживать и не допускать на французской и советской территориях никаких военных организаций, которые готовили бы вооруженную борьбу против другой стороны. В мае 1933 г. французская палата депутатов одобрила этот документ.

Советско-французский пакт свидетельствовал о том, что по­пытки изолировать СССР на международной арене провалились. Мировой экономический кризис усилил противоречия в капита­листическом мире. Ухудшение экономического положения приве­ло во всех странах к росту оппозиционных сил, требующих изме­нения внешнеполитического курса.

Наращивание военного потенциала Германии заставляло ряд стран, а не только Францию, пересматривать свое отношение к Советскому Союзу. Наконец, развитие экономики в СССР, его интерес к зарубежным поставкам тоже повлияли на развертыва­ние связей с ним.

Глава 11

Образование двух очагов войны – на Дальнем Востоке и в Европе

К 1932 г. экономический кризис достиг своего апогея. Вновь, как накануне первой мировой войны, стал подниматься вопрос о переделе сфер влияния, о борьбе за источники сырья, за рынки сбыта. Вновь заговорили о войне. Созданная с таким трудом версальско-вашингтонская система практически перестала существо­вать. Побежденные страны и страны, считавшие себя обделенны­ми после первой мировой войны, стали заявлять о своих претен­зиях. Осенью 1931 г. первый шаг к войне сделала Япония.

Развитие японской промышленности зависело от внешних рын­ков. Япония вывозила более 30% своей продукции, что давало ей возможность создавать рабочие места и ввозить необходимое сырье. В конце же 20-х – начале 30-х годов к постоянно существующей узости внутреннего рынка добавилось резкое сокращение рынка внеш­него. В результате мирового экономического кризиса в Японии обра­зовалась и росла армия безработных. Появилась реальная почва для усиления социального протеста. Правящие классы видели выход из создававшегося положения в войне. Отсюда пропаганда военных ак­ций как единственного выхода из экономического кризиса.

Еще летом 1927 г. на Восточной конференции представителей гражданских и военных чиновников под председательством гене­рала Танака был разработан секретный документ о политике Япо­нии в Китае. Этот документ, известный как «Меморандум Тана­ка», под названием «Меморандум об основах позитивной полити­ки в Маньчжурии и Монголии» был направлен императору. Позднее, в 1929 г., он был опубликован в Китае. Япония тогда опровергла опубликованный текст.

Главное содержание этого документа составляли меры по не­допущению объединения Китая и лишению его независимости. В меморандуме обосновывалась необходимость прежде всего зах­вата северо-восточных провинций Китая и Монголии. Эти про­винции должны были послужить плацдармом для завоевания все­го Китая и других стран Азии. Меморандум не ограничивался по­корением Китая. Он предусматривал продвижение Японии на юг, завоевание Индии и стран Центральной Азии. Меморандум пре­дусматривал войну с Россией в Маньчжурии.

Военные круги Японии понимали, что им придется схлестнуть­ся не только с Россией, но и с США. Во внешнеторговом обороте с Китаем Соединенные Штаты обошли Англию и постепенно подхо­дили к уровню торговли с Японией. США усиливали в Китае и свое политические влияние. Они помогали Чан Кайши укреплять власть, и осенью 1927 г. было заключено секретное соглашение об участии американских советников в его правительстве.

Японская военщина продолжала готовиться к войне, начать которую она решила с Китая. В ночь с 18 на 19 сентября 1931 г. японские войска начали военные действия и утром 19 сентября уже были в Мукдене. Они захватывали в северо-восточной части Китая город за городом.

19 сентября на заседании Совета Лиги Наций о событиях на Дальнем Востоке доложили представители и Китая и Японии. Два дня спустя китайское правительство обратилось к Генеральному секретарю Лиги с просьбой принять меры для того, чтобы остано­вить наступление японских войск. Но ни Англия, ни Франция, ни Италия, ни Германия не приняли реальных мер для того, чтобы пресечь агрессию, так же как и Соединенные Штаты, которые соперничали с Японией за влияние в Китае.

Только в декабре 1931 г. Лигой Наций была образована комис­сия, которую возглавил английский лорд В.Р. Литтон, бывший вице-король Индии. В ее состав вошли представители Великобри­тании, Франции, Италии и Германии и представитель США – страны, не являвшейся членом Лиги. Весной 1932 г. комиссия Литтона прибыла в Китай и начала свою деятельность.

Япония, не обращая внимания на работу комиссии, продол­жала активные военные действия. Ее войска подошли к КВЖД и стали совершать налеты на поезда, арестовывать советских служа­щих и захватывать имущество дороги. Советское правительство еще в декабре 1931 г. предложило Японии подписать пакт о ненападе­нии. Стремясь ликвидировать опасность на Дальнем Востоке и не дать втянуть себя в войну, оно также сделало Японии предложение о покупке КВЖД.

2 октября 1932 г. комиссия Литтона опубликовала свой доклад. В нем отмечались агрессивные действия Японии против северо­восточной провинции Китая. Комиссия не признала образование вместо Маньчжурии нового государства Маньчжоу-Го, осущест­вленное якобы при полной поддержке китайского народа. Лиге Наций предлагалось сохранить северо-восточный Китай под ки­тайским суверенитетом. Правда, рекомендовалось считать эту про­винцию «автономной», обеспечив ей гарантии со стороны вели­ких держав.

24 февраля 1933 г. Ассамблея Лиги Наций приняла специальную резолюцию, в которой предусматривалось урегулирование вопроса о северо-восточном Китае на основе международных документов; Устава Лиги Наций, пакта Бриана–Келлога и Вашингтонского до­говора девяти держав. Лига Наций, потребовав выхода японских войск из северо-восточного Китая, признала в то же время «особые инте­ресы Японии». Япония отреагировала на эту резолюцию по-своему. 27 марта 1933 г. ее правительство заявило о выходе страны из Лиги Наций. Бросив вызов Лиге Наций, Япония стала открыто наращи­вать военные действия, все дальше проникая в Китай.

Так на Дальнем Востоке образовался очаг войны, первый, но не последний. В опасном направлении развивались события и в Европе. Если программой агрессии для Японии стал «Меморандум Танака», то для немецкой военщины эту роль играла книга Адоль­фа Гитлера «Моя борьба», изданная еще в 1924 г. В ней излагалась программа агрессивных действий фашистской национал-социали­стической партии Германии, которая в начале 30-х годов стала активно рваться к власти.

Для привлечения на свою сторону широких кругов немецкого народа национал-социалисты использовали шовинистическую демагогию, требуя немедленно отказаться от Версальского догово­ра, который называли главной причиной свалившихся на немец­кий народ несчастий. Под лозунгами против Версаля, против вей­марских демагогов гитлеровская партия призывала к «националь­ной революции».

Внутри страны не удалось вовремя создать заслон фашизму, чтобы предотвратить приход Гитлера к власти. Достаточно силь­ные партии коммунистов и социал-демократов действовали ра­зобщенно. На международной арене тоже не было единства в борь­бе против агрессии, войны и фашизма. И внутри страны и во внеш­неполитической деятельности фашистская партия ловко использовала демагогию и противоречия между отдельными стра­нами. Еще до прихода фашистов к власти, в конце 1931 г., один из теоретиков фашистской партии А. Розенберг приезжал в Англию, где вел переговоры с рядом политических и общественных деяте­лей. Он убеждал англичан в том, что необходимо отменить Вер­сальский договор, и просил поддержать национал-социалисти­ческую партию.

С лета 1932 г. в Германии начался политический кризис, выз­ванный борьбой Гитлера за власть. На многочисленных совещани­ях, съездах и конференциях лидеры фашистской партии и сам Гитлер убеждали немцев в том, что только они выведут Германию из социально-экономического кризиса, навсегда покончат с Вер­сальским договором. Промышленникам фашисты обещали неви­данные барыши от военных заказов. 4 января 1933 г. Гитлер догово­рился с Ф. фон Папеном о разделении между ними власти, после чего президент страны П. фон Гинденбург согласился на создание правительства «национальной концентрации». 30 января новым рей­хсканцлером стал А. Гитлер, вице-канцлером – фон Папен.

В европейских странах назначение Гитлера рейхсканцлером было принято без восторга. Однако, как замечали газеты, сохранение Папеном поста в правительстве, а К. Нейратом поста министра иностранных дел успокаивало правящие круги, которые надея­лись на сдержанность в политике нового правительства.

Прежде чем перейти к осуществлению своих внешнеполити­ческих планов, фашисты начали проведение «мероприятий» по укреплению своего положения внутри страны. Главный удар они обрушили против коммунистов, либералов и демократов. 27 февраля 1933 г., организовав поджог здания рейхстага, фашисты обвинили в этом преступлении коммунистов и 14 марта арестовали руководите­ля коммунистической партии Германии Э. Тельмана. Затем они организовали известный Лейпцигский процесс, к которому было приковано внимание мировой общественности. Но задуманный как антикоммунистический, он фактически превратился в процесс осуждения фашизма. Видный деятель коммунистического и рабо­чего движения Георгий Димитров и его товарищи своим муже­ственным, стойким поведением и пламенными речами снискали себе уважение во всем мире. Суд был вынужден их оправдать.

На международной арене режим Гитлера в это время старался показать стремление к сотрудничеству. Так, 15 июля 1933 г. был подписан «Пакт четырех» Англией, Францией, Германией и Ита­лией. Он был предложен главой итальянского правительства Б. Мус­солини для развития, по его словам, «духа сотрудничества между государствами». Англия и Франция скрепили его в то время, когда проходила работа международной конференции по разоружению, где обсуждался советский проект конвенции об определении аг­рессора. 3–5 июля конвенцию подписали 10 стран.

Позднее на Международной экономической конференции Советский Союз внес предложение о развитии международного экономического сотрудничества, в котором предусматривалась отмена всех законодательных и административных действий, на­правленных на экономическую агрессию и дискриминацию. Из-за больших разногласий на этой конференции принять советский проект не удалось.

В 1933 г. после вступления на пост президента США Ф. Рузвель­та были установлены дипломатические отношения между Соеди­ненными Штатами и Советским Союзом. Это произошло 8 ноября в итоге ряда переговоров, состоявшихся летом и осенью в Вашингто­не и Лондоне, а также обмена письмами между Ф. Рузвельтом и председателем ВЦИК СССР М. И. Калининым. В том же 1933 г. СССР установил дипломатические отношения с Испанией и Уругваем.

3 сентября 1933 г. в Риме был заключен советско-итальянский пакт о дружбе, ненападении и нейтралитете, аналогичный другим таким соглашениям, подписанным СССР с рядом стран. Слово «друж­ба» в название пакта было внесено по личному настоянию Муссолини.

У Германии показное стремление к сотрудничеству сочеталось с пренебрежением к нормальным отношениям. Осенью на конфе­ренции по разоружению немецкий министр иностранных дел фон Нейрат потребовал для Германии полного равноправия со страна­ми, победившими в первой мировой войне. Французы, боясь быс­трого вооружения Германии, предложили утвердить резолюцию, предусматривающую сохранение вооружений на достигнутом уров­не. Несмотря на поддержку Германии Англией и Италией, Фран­ции при поддержке США удалось добиться договоренности между четырьмя странами: Англией, Францией, Италией, США. Согла­сованный ими проект предусматривал разоружение Германии в два этапа. Нейрат отказался принять этот проект, а 6 октября Гер­мания направила в Лондон и Рим ноты, в которых указывалось, что «предложение четырех» ставит ее в дискриминационное поло­жение. Попытки повлиять на Германию не увенчались успехом, и 14 октября 1933 г. она вслед за Японией вышла из Лиги Наций.

Этот шаг фашистского правительства показал, что оно пере­стало считаться с международной организацией и стало на путь осуществления далеко идущих планов. Отказ Германии от Версаль­ского договора и создание ею вооруженных сил представляли боль­шую угрозу европейским странам, и прежде всего Франции. Гер­мания стала вытеснять Францию из стран Центральной и Юго-Восточной Европы, где до этого ее позиции были достаточно прочны. В этих условиях французский министр иностранных дел Л. Барту выступил с предложением о создании системы взаимо­помощи между некоторыми европейскими странами на случай аг­рессии со стороны Германии. Так родилась идея создания Восточ­ного пакта.

Весной 1934 г. начались переговоры между Францией и Со­ветским Союзом. По мнению французской стороны, в Восточный пакт должны были вступить Германия, СССР, Польша, Чехосло­вакия, Литва, Латвия, Эстония и Финляндия. Основной смысл проекта состоял в том, что в случае нападения на одну из стран другие должны были оказывать ей всяческую поддержку, в том числе и военную. Гарантию выполнения условий пакта брала на себя Франция. Советское правительство заявило, что оно не воз­ражает против расширения пакта и включения в него Германии. Однако последняя отказалась участвовать в переговорах. За Герма­нией последовала Польша. Финляндия же вообще не ответила на обращение к ней.

Большую роль в создании препятствий и в срыве соглашения о Восточном пакте сыграла Англия. На первых порах британское пра­вительство отзывалось о плане Барту одобрительно, а затем стало чинить препятствия. Все усилия французской дипломатии натал­кивались на противодействие Англии. Это вынудило Барту откры­то обвинить Лондон в том, что он поддерживает Германию и по­этому выступает против создания системы коллективной безопас­ности.

Значительно удачнее шли дела у французской дипломатии на Балканах. 9 февраля 1934 г. в Афинах четыре страны – Греция, Румыния, Турция и Югославия – подписали Балканский пакт, который накладывал на участников обязательство совместно за­щищать свои границы на Балканах и согласовывать внешнюю по­литику. Германии и Италии не удалось сорвать подписание этого пакта, но под их влиянием Болгария и Албания отказались от участия в нем.

В это время в Европе разыгралась еще одна драма. Правительство Германии подготавливало захват Австрии. Против аншлюса высту­пал федеральный канцлер и министр иностранных дел Австрии Дольфус, которого вначале поддерживал Муссолини. Но после встре­чи Гитлера и Муссолини в Венеции 14 и 15 июня 1934 г. положение стало критическим. Через две недели, 30 июня 1934 г., Дольфус был убит ворвавшимися в его кабинет нацистами. Одновременно по ра­дио было сообщено об отставке австрийского правительства.

Не встречая сопротивления и чувствуя поддержку Англии, гит­леровская Германия перестала считаться с другими странами. Рейхс­вер увеличивался, промышленность переводилась на выпуск воо­ружений. Одновременно укреплялись связи двух фашистских дер­жав – Германии и Италии.

Лига Наций, созданная, как говорилось в ее Уставе, для ук­репления международных отношений и борьбы с агрессией, теря­ла влияние. С целью поднять авторитет этой международной орга­низации у ряда политических деятелей западных стран появилась идея пригласить в нее Советский Союз. Одним из ее авторов яв­лялся Барту. Именно по инициативе французской дипломатии 30 го­сударств – членов Лиги Наций направили советскому правитель­ству телеграмму с предложением СССР вступить в Лигу. Советс­кий Союз, считая, что, будучи членом Лиги, он сможет с большей пользой способствовать укреплению мира и борьбе с агрессией, дал свое согласие. Одновременно советское правительство заяви­ло, что оно вступит в Лигу только в случае предоставления СССР постоянного места в Совете этой организации.

18 сентября общее собрание Лиги Наций приняло постановле­ние о приеме СССР в Лигу и включении его представителя в ее Совет в качестве постоянного члена. 34 члена Лиги проголосовали «за» и только три – Голландия, Португалия и Швейцария – «про­тив». Глава советской делегации М. М. Литвинов сказал, что Совет­ский Союз не несет никакой ответственности за прежние решения Лиги, принятые без его участия и согласия.

Борьба с агрессией, за мир, за создание коллективной безо­пасности наталкивалась на жесткое и кровавое сопротивление фа­шистских стран. 9 октября 1934 г. было совершено новое преступле­ние. В этот день в Марселе французский министр иностранных дел Барту был убит вместе с королем Югославии Александром, кото­рый являлся сторонником создания системы коллективной безо­пасности. На смену Барту пришел Лаваль, симпатизировавший гитлеровской Германии.

Так из-за попустительства правительств ряда стран агрессив­ная политика фашистской Германии привела к образованию вто­рого очага войны – в Европе.

Глава 12

Наши рекомендации