Внешняя политика в годы мирового экономического кризиса

В конце 20х — начале 30х гг. вся система международных отношений подверглась суровому испытанию. Глубочайший экономический кризис 19291933 гг. потряс весь капиталистический мир. Общий объем производства в крупнейших государствах мира к 1933 г. сократился на 3040%, а в США — почти вдвое. Кризис вызвал небывалую безработицу и как результат — рост социальной напряженности в обществе. Обострились политические и экономические противоречия между государствами, их борьба за рынки. В адрес Советского Союза посыпались обвинения в том, что он применяет у себя принудительный труд, позволяющий выбрасывать на мировой рынок товары по демпинговым ценам, то есть по ценам ниже их себестоимости, что усугубляло положение товаропроизводителей в других странах. Кризис способствовал распространению милитаристской, реваншистской и националистической идеологии в Германии и Японии.
Не было случайностью и то, что именно в годы кризиса возник первый очаг войны. 19 сентября 1931 г. японские войска вторглись в СевероВосточный Китай, Маньчжурию, полностью оккупировав ее в течение трех месяцев. Япония приступила, таким образом, к осуществлению своей агрессивной программы, сформулированной еще в 1927 г. японским премьерминистром генералом Г. Танакой в секретном меморандуме императору.
Захватив северовосточные провинции Китая, Маньчжурию, Япония в марте 1933 г. провозгласила образование там «независимого» государства МаньчжоуГо. Продолжая агрессию, Япония 27 марта 1933 г. вышла из Лиги Наций.
События на Дальнем Востоке непосредственно затрагивали интересы СССР, угрожая его безопасности. Советское правительство предпринимает ряд срочных мер по укреплению обороны этого района (усиление частей Красной Армии, создание Тихоокеанского флота, развитие экономики края). В целях предотвращения нападения Японии советское правительство в декабре 1931 г. возобновило прежнее (выдвигавшееся в 1928 и 1930 гг.) предложение заключить с ней пакт о ненападении. Одновременно СССР заявил, что будет строго придерживаться политики невмешательства в японокитайский конфликт. Однако Япония в очередной раз отклонила советское предложение.
Неблагополучное положение сложилось на КВЖД. Она стала источником постоянных провокаций со стороны японской военщины. Стремясь сгладить остроту напряженности в советскояпонских отношениях, избежать ненужных столкновений, лишить Японию повода начать войну, СССР в июне 1933 г. предложил ей приобрести железную дорогу. После долгих переговоров в марте 1935 г. было подписано соглашение о формальной передаче КВЖД властям МаньчжоуГо за 140 млн иен, то есть значительно ниже ее стоимости.
С другой стороны, Советский Союз не скрывал своих симпатий к жертве агрессии. В складывающейся обстановке немаловажное значение имела нормализация отношений с правительством Чан Кайши. Ситуация, в которой оказался Китай, способствовала этому, ибо только Советский Союз мог оказать ему реальную помощь в отражении японской агрессии.
Западные страны оказались способными лишь на чисто символическое моральное осуждение Японии. Советский Союз терпеливо обсуждал возможности восстановления дипломатических отношений с правительством Чан Кайши. Почувствовав себя в изоляции, Китай поддержал инициативу советского правительства. 12 декабря 1932 г. состоялся обмен нотами о восстановлении дипломатических отношений между СССР и Китайской Республикой.
Приоритеты внешней политики СССР на конец 20х — начало 30х гг. были определены на XV съезде партии в декабре 1927 г. Они были нацелены на укрепление страны «как очага всемирного революционного движения». VI конгресс Коминтерна (июльсентябрь 1928 г.) основной тенденцией в политике мировой буржуазии в отношении СССР назвал подготовку войны «контрреволюционным блоком империалистов». По мнению современных историков, нагнетание сталинским руководством «военной тревоги» преследовало важную практическую цель — обосновать неизбежность чрезвычайных мер внутри страны для расправы с оппозицией. Сталинская теория обострения классовой борьбы по мере успехов строительства социализма подразумевала наличие не только внутренней контрреволюции, но и формирование устойчивого образа внешнего врага в лице мировой буржуазии. Проводить индустриализацию и коллективизацию форсированными методами было проще в обстановке «осажденной крепости». Поэтому И.В. Сталин сознательно преувеличивал угрозу капиталистического вторжения, используя ее как инструмент укрепления своего диктаторского режима внутри страны.
Разразившийся в конце 20х гг. мировой экономический кризис пробудил в советском руководстве и Коминтерне надежды на приближение революционных бурь. Состоявшийся в июле 1929 г. XI пленум Исполкома Коминтерна (ИККИ) положил в основу анализа обстановки в мире сталинскую формулу о назревании нового тура революций и войн. Отсюда вытекала и стратегия Коминтерна: подготовка и осуществление революций, свергающих власть буржуазии как в форме фашистской диктатуры, так и в форме буржуазнопарламентского режима. Еще на X пленуме ИККИ (апрель 1929 г.) социалдемократия была объявлена «социалфашизмом». Утверждалось, что цели фашистов и социалдемократов идентичны, разница же заключается в тактике, и, главным образом, в методах, и по мере своего развития «социалфашизм» все более будет походить на «чистый фашизм». В борьбе за социалистическую революцию компартии должны сокрушить и фашизм, и социалдемократию. Установка Коминтерна на то, что развитие социалдемократии «есть непрерывный процесс эволюции к фашизму», мешала сплочению антифашистских сил в конце 20х — начале 30х гг. В частности, события в Германии показали полную оторванность Коминтерна и его германской секции от реальной действительности. С 1929 по 1933 гг. компартия Германии, неукоснительно следуя утвержденной Коминтерном линии, вела борьбу в первую очередь с социалдемократией, что в немалой степени способствовало параличу политических учреждений Веймарской республики.
Во внешнеполитической деятельности Советского государства большое место занимали и вопросы разоружения.
В декабре 1925 г. Совет Лиги Наций образовал подготовительную комиссию к созыву всеобщей конференции по разоружению. К участию в ее работе были приглашены также страны, не являвшиеся членами этой организации — США, Германия, Турция и СССР. Комиссия работала в течение пяти лет — по Декабрь 1930 г. Советский Союз в январе 1926 г. согласился участвовать в ее работе. Однако ввиду того, что заседания комиссии проходили в Швейцарии, с которой Советский Союз находился в состоянии конфликта после убийства в Лозанне в 1923 г. В.В. Воровского, первые три сессии подготовительной комиссии прошли без участия СССР. Начиная с 1927 г. по инициативе советского правительства на рассмотрение четвертой, пятой и шестой сессий комиссии были представлены сначала проект конвенции о всеобщем и полном разоружении, а затем проект соглашения о частичном сокращении вооружений. Но эти предложения были отклонены делегациями других стран.

На последнем заседании комиссии 9 декабря 1930 г. советская делегация заявила, что на самой конференции по разоружению СССР будет защищать свои предложения.
Международная конференция по разоружению открылась 2 февраля 1932 г. в Женеве. В ее работе приняли участие 63 страны.
Открытие конференции совпало с расширением японской агрессии на Дальнем Востоке. Как раз в этот день Совет Лиги Наций обсуждал жалобу Китая в связи с вторжением японских войск на его территорию. Сама же конференция по разоружению превратилась в арену острой политической борьбы между ведущими государствами мира. Каждое из них стремилось отстоять и зафиксировать в документах свои приоритеты.
18 февраля 1932 г. Советский Союз внес на рассмотрение конференции проект плана всеобщего и полного разоружения, а в случае его отклонения — предложение о пропорциональнопрогрессивном сокращении вооружений, то есть частичном разоружении.
6 июле 1932 г. первая сессия конференции закончилась безрезультатно. В сентябре конференция возобновила свою работу в многочисленных комиссиях и комитетах.
Важных успехов на этом этапе достигла Германия, добивавшаяся ликвидации военных ограничений, установленных Версальским договором. 11 декабря 1932 г. конференция пяти держав (США, Великобритании, Франции, Германии и Италии) приняла резолюцию, которая признавала за Германией право на равенство в вооружениях.
После прихода в январе 1933 г. к власти националсоциалистов Германия в октябре этого же года прекратила свое участие в конференции по разоружению и вышла из Лиги Наций. Изменения во внешней политике Германии значительно обострили международную обстановку. Учитывая эту новую ситуацию, Советский Союз в мае 1934 г. предложил превратить этот форум по разоружению в постоянную, периодически собирающуюся конференцию мира. Но это предложение не встретило поддержки со стороны большинства делегаций. В июне 1934 г. конференция по разоружению практически прекратила свою деятельность, хотя формально не была закрыта.
В конце 20х — начале 30х гг., во время мирового экономического кризиса, когда значительно возросла напряженность в мире, советское правительство активизирует свою внешнеполитическую деятельность с целью укрепления безопасности страны. 17 декабря 1929 г. был продлен советскотурецкий договор 1925 г. о дружбе и нейтралитете, а в 1931 г. между Турцией и СССР был заключен торговый договор. 24 июня 1931 г. договор о нейтралитете и взаимном ненападении был подписан с Афганистаном. В его основу легли положения договора 1926 г. Большое значение Советский Союз отводил договорным отношениям с Германией. В годы экономического кризиса между СССР и Германией сохранялись нормальные отношения. 24 июня 1931 г. был подписан протокол о продлении срока действия договора 1926 г. о нейтралитете, а 15 июля 1932 г. заключено новое торговое соглашение. После длительных переговоров 25 июля 1932 г. был подписан договор о ненападении между СССР и Польшей. Оба государства отказывались от войны как орудия национальной политики. Договоры о ненападении и мирном разрешении конфликтов были подписаны в этом же году с Финляндией, Латвией и Эстонией.
Серьезные сдвиги произошли во взаимоотношениях с Францией. В результате продолжительных переговоров, длившихся с мая 1931 г., 29 ноября 1932 г. был подписан договор о ненападении. В договоре содержались обязательства не прибегать к войне друг против друга, уважать неприкосновенность территории обоих государств, не оказывать помощи агрессору в случае нападения на одну из сторон, не вмешиваться во внутренние Дела друг друга, не поддерживать на своей территории враждебных другой стороне организаций. Договор предусматривал также отказ от взаимной дискриминации в торговле, разрешение споров и конфликтов только мирными средствами.
Особенно большое политическое значение имело установление дипломатических отношений между СССР и США. Объясняя изменения американской политики в отношении Советского Союза, государственный секретарь США К. Хэлл писал в своих воспоминаниях: «Мир вступил в опасный период своего развития как в Европе, так и в Азии. Россия с течением времени могла оказать большую помощь в деле стабилизации положения, когда военная опасность становилась все более и более угрожающей».
Став в 1933 г. президентом США, Ф. Рузвельт 10 октября направил послание председателю ЦИК СССР М.И. Калинину, в котором сообщил о своей готовности начать переговоры о нормализации отношений между США и СССР. Переговоры в Вашингтоне вел нарком иностранных дел СССР М.М. Литвинов. Серьезным препятствием для сближения обеих стран была проблема прежних долгов. Во время переговоров этот вопрос так и остался неразрешенным. Сторонам не удалось договориться о выплате долгов Временного правительства, о национализированном большевиками после революции имуществе американских граждан, о возмещении убытков, причиненных интервенцией США на севере России. Несмотря на сохранившиеся разногласия по этим вопросам, на переговорах была достигнута договоренность об установлении дипломатических отношений между США и СССР, которое произошло 16 ноября 1933 г. Нормализация советскоамериканских отношений свидетельствовала о возрастающей роли Советского Союза в решении важнейших международных проблем. «Советский Союз представляет барьер против агрессии милитаристской Японии на одном континенте и гитлеровской Германии на другом», — писала в те дни «НьюЙорк Тайме». Принимались во внимание и торговые интересы США.
Западный деловой мир в поисках выхода из экономического кризиса был заинтересован в расширении сотрудничества с СССР. Чтобы создать благоприятные условия для развития деловых связей, советские представители на заседании Европейской комиссии Лиги Наций 18 мая 1931 г. предложили подписать протокол об экономическом ненападении, что предполагало отказ от экономической агрессии и какихлибо форм дискриминации во взаимных отношениях. С этой же инициативой Советский Союз выступил на международной экономической конференции в Лондоне в июне 1933 г. Одновременно СССР объявил о своей программе расширения торговых связей и готовности разместить в других странах заказы на 1 млрд долларов.
При общем значительном сокращении мирового рынка торговля с СССР приобретала особую важность для капиталистических государств. После восстановления в конце 1929 г. дипломатических отношений СССР и Англии возобновились двусторонние экономические связи. Швеция помогала строить шарикоподшипниковый завод в Москве и шинный в Ярославле. Несмотря на отсутствие до ноября 1933 г. дипломатического признания СССР, правительство США не препятствовало участию бизнесменов в строительстве тракторных заводов в Сталинграде и Харькове, автомобильного в Нижнем Новгороде, возведении Днепрогэса. В 1930 г. 53% общего экспорта тракторов из США, 23% германского экспорта сельскохозяйственных машин, 12% английского экспорта текстильного оборудования, почти весь вывоз продукции польских литейных заводов шли в Советский Союз. Если в 1931 г. германский экспорт сократился в целом почти на 20%, то в отношении СССР он вырос почти на 60%. В 1932 г. страна Советов занимала в германской внешней торговле второе место по стоимости вывоза.
Несмотря на различного рода препятствия, встречавшиеся еще на пути делового сотрудничества, оно уверенно пробивало себе дорогу и способствовало улучшению взаимопонимания между капиталистическими государствами и СССР.

Наши рекомендации