Международная обстановка в годы мирового экономического кризиса
На рубеже 20-х – 30-х годов разразился жесточайший мировой экономический кризис. Сигналом его начала стал биржевой крах в США в октябре 1929 г. Из-за океана кризис докатился до Европы и охватил все промышленные страны. Он был полным и всеобщим. Сначала произошло резкое сокращение промышленного производства, затем невиданный спад торговли. Это привело к полному финансовому кризису. За два года уровень производства в капиталистических странах упал почти на 40%, что повлекло за собой невиданное уменьшение занятости населения. Общее число безработных в 1932 г. составляло 30 млн человек.
Экономическое положение не могло не сказаться на состоянии международных отношений на рубеже 20 – 30-х годов. В поисках выхода из критического положения представители крупнейших банков из 48 стран провели в мае 1930 г. в Вашингтоне специальную конференцию.
Международные отношения в этот период приобрели напряженный характер. Усилилась борьба за рынки сбыта. Противоречия между отдельными странами обнажились. Воспользовавшись такой ситуацией, побежденные в первой мировой войне страны – Германия, Австрия, Венгрия и Болгария – практически отказались от дальнейшей выплаты наложенных на них репараций. Версальская система потерпела крах.
Германское правительство добивалось созыва конференции для обсуждения проблем, связанных с экономическими отношениями между странами, и требовало пересмотра решений о репарациях и «плана Дауэса». 11 февраля 1929 г. в Париже собралось совещание экспертов ряда стран для пересмотра «плана Дауэса». Председательствовал на нем президент электротехнического треста Моргана американский банкир О. Юнг. Самая заинтересованная сторона в получении репараций, Франция, согласилась на пересмотр «плана Дауэса», но настаивала на связи сумм германских репараций с межсоюзническими долгами стран-победительниц. Дело в том, что за военную технику, материалы и продовольствие, поставленные из Англии и США во время первой мировой войны, Франция должна была ежегодно выплачивать определенные суммы, которые покрывались за счет немецких репараций. Отсюда и заинтересованность Франции в том, чтобы снижение немецких репараций было компенсировано.
После работы в течение долгих месяцев комитет экспертов разработал документ, который вошел в историю как «план Юнга». Суммы немецких репараций устанавливалась в 113,9 млрд марок с ежегодной выплатой по 2 млрд в течение 37 лет. Таким образом, «план Юнга» снизил ежегодные взносы Германии по сравнению с «планом Дауэса» на 20%.
Участники парижского совещания приняли ряд других постановлений, смягчающих положение Германии. Была ликвидирована репарационная комиссия, снят контроль над железными дорогами и предприятиями, решен вопрос о выводе войск из Рейнской зоны не позднее середины 1930 г.
«План Юнга» вошел в силу в июне 1930 г., а уже через год Германия обратилась к США за помощью, так как не могла уплатить очередной репарационный взнос. По настоянию американских банкиров, которые боялись потерять свои деньги в Германии, президент США Г. Гувер предложил ввести мораторий на выплату репараций и военных долгов. Это предложение ударяло по карману Франции, которая имела бы чистую потерю в 2 млрд франков в год. Еще через год, в июне 1932 г., на Лозаннской конференции репарации с Германии были ликвидированы. Пока банкиры и промышленники решали свои экономические и финансовые дела, в политических и дипломатических кругах созревал проект создания пан-Европы. 17 мая 1930 г. министр иностранных дел Франции А. Бриан обратился к 27 странам Европы с предложением организовать Европейский федеральный союз. Предполагалось, что это межгосударственное образование будет иметь два органа: один – в виде Европейской конференции; другой – Европейского комитета как исполнительного органа. Французская сторона полагала, что с созданием пан-Европы позиции Франции значительно усилятся. Тактически этот проект был направлен против влияния Англии в Европе и, прежде всего, в Лиге Наций.
Второй стороной французского плана пан-Европы была антисоветская направленность. Однако он так и остался планом. Английская дипломатия выступила против него, так же как Германия и Италия.
Но тут же появился новый план – план объединения двух стран. 19 марта 1931 г. Австрия и Германия подписали соглашение о таможенном союзе между двумя странами. Сообщение об этом вызвало большую настороженность в Европе. Особенно встревожилась Франция, которая видела в этом первый шаг на пути к аншлюсу. Ссылаясь на специальную статью Версальского договора, запрещающего объединение Германии и Австрии, она передала жалобу в Международный суд в Гааге. 5 сентября 1931 г. Постоянный международный трибунал 8 голосами против 7 принял решение о том, что таможенный союз несовместим с ранее взятыми обязательствами Австрии. Но еще 3 сентября, за 2 дня до решения суда, Австрия и Германия заявили, что они отказываются от создания таможенного союза.
С тех пор как на Вашингтонской конференции было принято решение, ограничивающее строительство линкоров и авианосцев, развернулось соперничество в строительстве судов других классов. Англия, начав отставать в этом соревновании, выступила за ограничение строительства всех видов кораблей других стран. Она добилась созыва в Лондоне конференции пяти государств, подписавших Вашингтонское соглашение. Работа конференции проходила с 21 января по 22 апреля 1920 г. Несмотря на разногласия, ее участники после долгих дебатов смогли дополнить Договор, подписанный в Вашингтоне.
Был определен предельный тоннаж военных судов трех стран – США, Англии и Японии. Общий тоннаж крейсеров не должен превышать у Англии – 339 тыс. т, у США – 323, у Японии – 209 тыс. т. Общий тоннаж подводных лодок был установлен для всех трех стран одинаковый – 52,7 тыс. т. После этой конференции Япония, приняв новую программу строительства флота, стала увеличивать его ускоренными темпами.
Экономику всех стран продолжало лихорадить. Установленный для Германии мораторий на выплату репараций не остановил кредитный кризис Английский банк, не сумев остановить отлив капиталов и сокращение золотых резервов, добился отмены английским правительством 21 сентября 1951 г. золотого стандарта. Это немедленно отозвалось в США. Золотой стандарт отменили и другие европейские страны. Вместо фунта стерлингов в Европу хлынули американские доллары. Только за один месяц их утечка составила 330 млн.
Мировой экономический кризис привел Европу к политическому кризису, к осложнению отношений между странами. Были возможны военные осложнения. Поэтому после долгих лет подготовительной работы и переговоров 2 февраля 1932 г. в Женеве открылась Международная конференция по разоружению, на которую прибыли делегаты 62 государств. Хотя США и СССР не являлись членами Лиги Наций, их представители были приглашены на конференцию и участвовали в ее работе.
Советская делегация внесла свой проект полного и всеобщего разоружения, указывая, что только радикальное решение вопроса может гарантировать мир от военных авантюр.
Были представлены и другие проекты. Франция, продолжая цепляться за Версальский договор, считала, что лишь сохранение этой системы может создать безопасность, которая и позволит начать разоружение. Для борьбы с возникновением каких бы то ни было агрессий она предлагала предоставить Лиге Наций гражданскую и военную авиацию, а также наземные и военно-морские средства.
Англичане главное место в своем проекте уделяли запрещению подводных лодок, а также предлагали ограничить численность армий. Германия выступала за уравнение ее вооруженных сил с другими великими державами. Ее проект поддерживали США и Англия, которые полагали, что для сохранения равновесия в Европе нужна сильная Германия, могущая противостоять Франции, но главным образом – Советскому Союзу.
Первая сессия конференции закончила свою работу 23 июля 1932 г. На ней не было принято никаких решений. Тем не менее открытые дискуссии имели положительное значение, выявив различия в подходах к решению проблемы разоружении. Стало ясно, что Германия стремится как можно быстрее занять одно из ведущих мест в Европе. Об этом, в частности, свидетельствовало заявление германской делегации о том, что представители Германии смогут принимать участие в следующих сессиях конференции только при условии, если она будет признана равноправной державой.
В декабре того же 1932 г. Англии удалось организовать в Женеве совещание пяти стран: Англии, Франции, США, Италии и Германии. На нем была принята резолюция, предоставляющая Германии равноправие в обеспечении безопасности. Впервые после поражения в 1918 г. Германия была признана равноправной. Таким образом, западные страны сделали важный шаг в направлении к восстановлению германского военного потенциала.
В условиях, когда Париж под давлением США и Англии шаг за шагом сдавал свои позиции перед Берлином, во Франции все громче стали раздаваться голоса за расширение торговых связей с Советским Союзом. Дискриминационная политика, проводившаяся до этого времени французскими властями в отношении СССР, вынудила советское правительство принять ряд контрмер. Советские торговые организации аннулировали ряд контрактов с французскими фирмами и значительно сократили закупки французских товаров. С усилением экономического кризиса и ростом реваншистских настроений в Германии все явственней становилась для Франции необходимость более гибкой политики по отношению к СССР.
По инициативе французской стороны в конце 1930 г. начались переговоры о развитии экономических и торговых отношений между Францией и Советским Союзом и одновременно – переговоры о заключении советско-французского пакта о ненападении. На этом пути были большие трудности. Реакционные силы Франции выступали против развития связей с Советским Союзом. Более того, была предпринята попытка сорвать начавшиеся переговоры. 6 мая русский белогвардеец убил президента Французской Республики П. Думера. Как считали многие, это провокационное действие организовал министр внутренних дел Тардье. Убийство было совершено накануне второго тура парламентских выборов. Провокация, однако, не удалась, и на выборах победил левый блок. Спустя полгода, 29 ноября 1932 г., советско-французский пакт о ненападении был подписан.
Статьи пакта обязывали обе стороны не участвовать ни в каком международном соглашении, которое имело бы практическим следствием запрещение покупки одной стороны у другой. Это было более чем своевременно, так как определенные круги в ряде стран не оставили мысли об экономической блокаде СССР.
СССР и Франция обязались также не вмешиваться во внутренние дела друг друга, воздерживаться от поощрения любой враждебной агитации и пропаганды в отношении друг к другу, не создавать и никоим образом не поддерживать и не допускать на французской и советской территориях никаких военных организаций, которые готовили бы вооруженную борьбу против другой стороны. В мае 1933 г. французская палата депутатов одобрила этот документ.
Советско-французский пакт свидетельствовал о том, что попытки изолировать СССР на международной арене провалились. Мировой экономический кризис усилил противоречия в капиталистическом мире. Ухудшение экономического положения привело во всех странах к росту оппозиционных сил, требующих изменения внешнеполитического курса.
Наращивание военного потенциала Германии заставляло ряд стран, а не только Францию, пересматривать свое отношение к Советскому Союзу. Наконец, развитие экономики в СССР, его интерес к зарубежным поставкам тоже повлияли на развертывание связей с ним.
Глава 11
Образование двух очагов войны – на Дальнем Востоке и в Европе
К 1932 г. экономический кризис достиг своего апогея. Вновь, как накануне первой мировой войны, стал подниматься вопрос о переделе сфер влияния, о борьбе за источники сырья, за рынки сбыта. Вновь заговорили о войне. Созданная с таким трудом версальско-вашингтонская система практически перестала существовать. Побежденные страны и страны, считавшие себя обделенными после первой мировой войны, стали заявлять о своих претензиях. Осенью 1931 г. первый шаг к войне сделала Япония.
Развитие японской промышленности зависело от внешних рынков. Япония вывозила более 30% своей продукции, что давало ей возможность создавать рабочие места и ввозить необходимое сырье. В конце же 20-х – начале 30-х годов к постоянно существующей узости внутреннего рынка добавилось резкое сокращение рынка внешнего. В результате мирового экономического кризиса в Японии образовалась и росла армия безработных. Появилась реальная почва для усиления социального протеста. Правящие классы видели выход из создававшегося положения в войне. Отсюда пропаганда военных акций как единственного выхода из экономического кризиса.
Еще летом 1927 г. на Восточной конференции представителей гражданских и военных чиновников под председательством генерала Танака был разработан секретный документ о политике Японии в Китае. Этот документ, известный как «Меморандум Танака», под названием «Меморандум об основах позитивной политики в Маньчжурии и Монголии» был направлен императору. Позднее, в 1929 г., он был опубликован в Китае. Япония тогда опровергла опубликованный текст.
Главное содержание этого документа составляли меры по недопущению объединения Китая и лишению его независимости. В меморандуме обосновывалась необходимость прежде всего захвата северо-восточных провинций Китая и Монголии. Эти провинции должны были послужить плацдармом для завоевания всего Китая и других стран Азии. Меморандум не ограничивался покорением Китая. Он предусматривал продвижение Японии на юг, завоевание Индии и стран Центральной Азии. Меморандум предусматривал войну с Россией в Маньчжурии.
Военные круги Японии понимали, что им придется схлестнуться не только с Россией, но и с США. Во внешнеторговом обороте с Китаем Соединенные Штаты обошли Англию и постепенно подходили к уровню торговли с Японией. США усиливали в Китае и свое политические влияние. Они помогали Чан Кайши укреплять власть, и осенью 1927 г. было заключено секретное соглашение об участии американских советников в его правительстве.
Японская военщина продолжала готовиться к войне, начать которую она решила с Китая. В ночь с 18 на 19 сентября 1931 г. японские войска начали военные действия и утром 19 сентября уже были в Мукдене. Они захватывали в северо-восточной части Китая город за городом.
19 сентября на заседании Совета Лиги Наций о событиях на Дальнем Востоке доложили представители и Китая и Японии. Два дня спустя китайское правительство обратилось к Генеральному секретарю Лиги с просьбой принять меры для того, чтобы остановить наступление японских войск. Но ни Англия, ни Франция, ни Италия, ни Германия не приняли реальных мер для того, чтобы пресечь агрессию, так же как и Соединенные Штаты, которые соперничали с Японией за влияние в Китае.
Только в декабре 1931 г. Лигой Наций была образована комиссия, которую возглавил английский лорд В.Р. Литтон, бывший вице-король Индии. В ее состав вошли представители Великобритании, Франции, Италии и Германии и представитель США – страны, не являвшейся членом Лиги. Весной 1932 г. комиссия Литтона прибыла в Китай и начала свою деятельность.
Япония, не обращая внимания на работу комиссии, продолжала активные военные действия. Ее войска подошли к КВЖД и стали совершать налеты на поезда, арестовывать советских служащих и захватывать имущество дороги. Советское правительство еще в декабре 1931 г. предложило Японии подписать пакт о ненападении. Стремясь ликвидировать опасность на Дальнем Востоке и не дать втянуть себя в войну, оно также сделало Японии предложение о покупке КВЖД.
2 октября 1932 г. комиссия Литтона опубликовала свой доклад. В нем отмечались агрессивные действия Японии против северовосточной провинции Китая. Комиссия не признала образование вместо Маньчжурии нового государства Маньчжоу-Го, осуществленное якобы при полной поддержке китайского народа. Лиге Наций предлагалось сохранить северо-восточный Китай под китайским суверенитетом. Правда, рекомендовалось считать эту провинцию «автономной», обеспечив ей гарантии со стороны великих держав.
24 февраля 1933 г. Ассамблея Лиги Наций приняла специальную резолюцию, в которой предусматривалось урегулирование вопроса о северо-восточном Китае на основе международных документов; Устава Лиги Наций, пакта Бриана–Келлога и Вашингтонского договора девяти держав. Лига Наций, потребовав выхода японских войск из северо-восточного Китая, признала в то же время «особые интересы Японии». Япония отреагировала на эту резолюцию по-своему. 27 марта 1933 г. ее правительство заявило о выходе страны из Лиги Наций. Бросив вызов Лиге Наций, Япония стала открыто наращивать военные действия, все дальше проникая в Китай.
Так на Дальнем Востоке образовался очаг войны, первый, но не последний. В опасном направлении развивались события и в Европе. Если программой агрессии для Японии стал «Меморандум Танака», то для немецкой военщины эту роль играла книга Адольфа Гитлера «Моя борьба», изданная еще в 1924 г. В ней излагалась программа агрессивных действий фашистской национал-социалистической партии Германии, которая в начале 30-х годов стала активно рваться к власти.
Для привлечения на свою сторону широких кругов немецкого народа национал-социалисты использовали шовинистическую демагогию, требуя немедленно отказаться от Версальского договора, который называли главной причиной свалившихся на немецкий народ несчастий. Под лозунгами против Версаля, против веймарских демагогов гитлеровская партия призывала к «национальной революции».
Внутри страны не удалось вовремя создать заслон фашизму, чтобы предотвратить приход Гитлера к власти. Достаточно сильные партии коммунистов и социал-демократов действовали разобщенно. На международной арене тоже не было единства в борьбе против агрессии, войны и фашизма. И внутри страны и во внешнеполитической деятельности фашистская партия ловко использовала демагогию и противоречия между отдельными странами. Еще до прихода фашистов к власти, в конце 1931 г., один из теоретиков фашистской партии А. Розенберг приезжал в Англию, где вел переговоры с рядом политических и общественных деятелей. Он убеждал англичан в том, что необходимо отменить Версальский договор, и просил поддержать национал-социалистическую партию.
С лета 1932 г. в Германии начался политический кризис, вызванный борьбой Гитлера за власть. На многочисленных совещаниях, съездах и конференциях лидеры фашистской партии и сам Гитлер убеждали немцев в том, что только они выведут Германию из социально-экономического кризиса, навсегда покончат с Версальским договором. Промышленникам фашисты обещали невиданные барыши от военных заказов. 4 января 1933 г. Гитлер договорился с Ф. фон Папеном о разделении между ними власти, после чего президент страны П. фон Гинденбург согласился на создание правительства «национальной концентрации». 30 января новым рейхсканцлером стал А. Гитлер, вице-канцлером – фон Папен.
В европейских странах назначение Гитлера рейхсканцлером было принято без восторга. Однако, как замечали газеты, сохранение Папеном поста в правительстве, а К. Нейратом поста министра иностранных дел успокаивало правящие круги, которые надеялись на сдержанность в политике нового правительства.
Прежде чем перейти к осуществлению своих внешнеполитических планов, фашисты начали проведение «мероприятий» по укреплению своего положения внутри страны. Главный удар они обрушили против коммунистов, либералов и демократов. 27 февраля 1933 г., организовав поджог здания рейхстага, фашисты обвинили в этом преступлении коммунистов и 14 марта арестовали руководителя коммунистической партии Германии Э. Тельмана. Затем они организовали известный Лейпцигский процесс, к которому было приковано внимание мировой общественности. Но задуманный как антикоммунистический, он фактически превратился в процесс осуждения фашизма. Видный деятель коммунистического и рабочего движения Георгий Димитров и его товарищи своим мужественным, стойким поведением и пламенными речами снискали себе уважение во всем мире. Суд был вынужден их оправдать.
На международной арене режим Гитлера в это время старался показать стремление к сотрудничеству. Так, 15 июля 1933 г. был подписан «Пакт четырех» Англией, Францией, Германией и Италией. Он был предложен главой итальянского правительства Б. Муссолини для развития, по его словам, «духа сотрудничества между государствами». Англия и Франция скрепили его в то время, когда проходила работа международной конференции по разоружению, где обсуждался советский проект конвенции об определении агрессора. 3–5 июля конвенцию подписали 10 стран.
Позднее на Международной экономической конференции Советский Союз внес предложение о развитии международного экономического сотрудничества, в котором предусматривалась отмена всех законодательных и административных действий, направленных на экономическую агрессию и дискриминацию. Из-за больших разногласий на этой конференции принять советский проект не удалось.
В 1933 г. после вступления на пост президента США Ф. Рузвельта были установлены дипломатические отношения между Соединенными Штатами и Советским Союзом. Это произошло 8 ноября в итоге ряда переговоров, состоявшихся летом и осенью в Вашингтоне и Лондоне, а также обмена письмами между Ф. Рузвельтом и председателем ВЦИК СССР М. И. Калининым. В том же 1933 г. СССР установил дипломатические отношения с Испанией и Уругваем.
3 сентября 1933 г. в Риме был заключен советско-итальянский пакт о дружбе, ненападении и нейтралитете, аналогичный другим таким соглашениям, подписанным СССР с рядом стран. Слово «дружба» в название пакта было внесено по личному настоянию Муссолини.
У Германии показное стремление к сотрудничеству сочеталось с пренебрежением к нормальным отношениям. Осенью на конференции по разоружению немецкий министр иностранных дел фон Нейрат потребовал для Германии полного равноправия со странами, победившими в первой мировой войне. Французы, боясь быстрого вооружения Германии, предложили утвердить резолюцию, предусматривающую сохранение вооружений на достигнутом уровне. Несмотря на поддержку Германии Англией и Италией, Франции при поддержке США удалось добиться договоренности между четырьмя странами: Англией, Францией, Италией, США. Согласованный ими проект предусматривал разоружение Германии в два этапа. Нейрат отказался принять этот проект, а 6 октября Германия направила в Лондон и Рим ноты, в которых указывалось, что «предложение четырех» ставит ее в дискриминационное положение. Попытки повлиять на Германию не увенчались успехом, и 14 октября 1933 г. она вслед за Японией вышла из Лиги Наций.
Этот шаг фашистского правительства показал, что оно перестало считаться с международной организацией и стало на путь осуществления далеко идущих планов. Отказ Германии от Версальского договора и создание ею вооруженных сил представляли большую угрозу европейским странам, и прежде всего Франции. Германия стала вытеснять Францию из стран Центральной и Юго-Восточной Европы, где до этого ее позиции были достаточно прочны. В этих условиях французский министр иностранных дел Л. Барту выступил с предложением о создании системы взаимопомощи между некоторыми европейскими странами на случай агрессии со стороны Германии. Так родилась идея создания Восточного пакта.
Весной 1934 г. начались переговоры между Францией и Советским Союзом. По мнению французской стороны, в Восточный пакт должны были вступить Германия, СССР, Польша, Чехословакия, Литва, Латвия, Эстония и Финляндия. Основной смысл проекта состоял в том, что в случае нападения на одну из стран другие должны были оказывать ей всяческую поддержку, в том числе и военную. Гарантию выполнения условий пакта брала на себя Франция. Советское правительство заявило, что оно не возражает против расширения пакта и включения в него Германии. Однако последняя отказалась участвовать в переговорах. За Германией последовала Польша. Финляндия же вообще не ответила на обращение к ней.
Большую роль в создании препятствий и в срыве соглашения о Восточном пакте сыграла Англия. На первых порах британское правительство отзывалось о плане Барту одобрительно, а затем стало чинить препятствия. Все усилия французской дипломатии наталкивались на противодействие Англии. Это вынудило Барту открыто обвинить Лондон в том, что он поддерживает Германию и поэтому выступает против создания системы коллективной безопасности.
Значительно удачнее шли дела у французской дипломатии на Балканах. 9 февраля 1934 г. в Афинах четыре страны – Греция, Румыния, Турция и Югославия – подписали Балканский пакт, который накладывал на участников обязательство совместно защищать свои границы на Балканах и согласовывать внешнюю политику. Германии и Италии не удалось сорвать подписание этого пакта, но под их влиянием Болгария и Албания отказались от участия в нем.
В это время в Европе разыгралась еще одна драма. Правительство Германии подготавливало захват Австрии. Против аншлюса выступал федеральный канцлер и министр иностранных дел Австрии Дольфус, которого вначале поддерживал Муссолини. Но после встречи Гитлера и Муссолини в Венеции 14 и 15 июня 1934 г. положение стало критическим. Через две недели, 30 июня 1934 г., Дольфус был убит ворвавшимися в его кабинет нацистами. Одновременно по радио было сообщено об отставке австрийского правительства.
Не встречая сопротивления и чувствуя поддержку Англии, гитлеровская Германия перестала считаться с другими странами. Рейхсвер увеличивался, промышленность переводилась на выпуск вооружений. Одновременно укреплялись связи двух фашистских держав – Германии и Италии.
Лига Наций, созданная, как говорилось в ее Уставе, для укрепления международных отношений и борьбы с агрессией, теряла влияние. С целью поднять авторитет этой международной организации у ряда политических деятелей западных стран появилась идея пригласить в нее Советский Союз. Одним из ее авторов являлся Барту. Именно по инициативе французской дипломатии 30 государств – членов Лиги Наций направили советскому правительству телеграмму с предложением СССР вступить в Лигу. Советский Союз, считая, что, будучи членом Лиги, он сможет с большей пользой способствовать укреплению мира и борьбе с агрессией, дал свое согласие. Одновременно советское правительство заявило, что оно вступит в Лигу только в случае предоставления СССР постоянного места в Совете этой организации.
18 сентября общее собрание Лиги Наций приняло постановление о приеме СССР в Лигу и включении его представителя в ее Совет в качестве постоянного члена. 34 члена Лиги проголосовали «за» и только три – Голландия, Португалия и Швейцария – «против». Глава советской делегации М. М. Литвинов сказал, что Советский Союз не несет никакой ответственности за прежние решения Лиги, принятые без его участия и согласия.
Борьба с агрессией, за мир, за создание коллективной безопасности наталкивалась на жесткое и кровавое сопротивление фашистских стран. 9 октября 1934 г. было совершено новое преступление. В этот день в Марселе французский министр иностранных дел Барту был убит вместе с королем Югославии Александром, который являлся сторонником создания системы коллективной безопасности. На смену Барту пришел Лаваль, симпатизировавший гитлеровской Германии.
Так из-за попустительства правительств ряда стран агрессивная политика фашистской Германии привела к образованию второго очага войны – в Европе.
Глава 12