Типология гласных в русском и англ.языках

Подсистема гласных английского язык складывается из двух типов фонем: 1) 12 монофтонгов и 2) 8 дифтонгов.Для подсистемы английских гласных (монофтонгов) фонологиче-ски существенное значение имеет признак ряда с подразделением на гласные обычного и гласные продвинутого вперед или отодвинутого назад ряда и признак подъема с подразделением на две разновидности узкую и широкую. По признаку ряда английские гласные располагаются так: 1)гласные переднего ряда: [i:]. [е], [аз];2) гласные среднего отодвинутого ряда: [i]; 3)гласные среднего ряда: [з:], [э]: 4)гласные заднего ряда: [т>], [э:], [и:]; гласные заднего продвинутого ряда: [а:], [а], [и]. По признаку подъема они классифицируются так 1)гласные верхнего подъема узкие: [i:], [и:]; 2)гласные верхнего подъема широкие: [i], [и]; 3)гласные среднего подъема узкие: [е]. [з:]; 4) гласные среднего подъема широкие: [э]; 5)гласные нижнего подъема узкие: [л],[о:]; 6)гласные нижнего подъема широкие: [ее], [а:],

Подсистема русских гласных состоит из 6 фонем. В отличие от подсистемы английских гласных, в русской подсистеме фонологически существенным является деление по признаку ряда и подъема без каких-либо подразделений. По признаку подъема в английской подсистеме гласных имеются следующие оппозиции:1. В пределах одного и того же подъема: [i:-i] — feel-fill; [3:_э] — foreword-forward; [и:-и\ — pool-pull; [э:-т>] — port-pot. В русской подсистеме гласных такие оппозиции полностью отсутствуют.2. В пределах разных подъемов:[к-аз] — seed-sad; [^~л] — look-luck;[i:-e] — neat-net; [i-е] — bill-bell;[i5-a:] — look-lark; [и:-э:] — fool-fall; [u:-rj] — soup-sop. В русской подсистеме гласных имеются такие оппозиции по признаку подъема (в пределах разных подъемов):[и-э] — пил-пел,; [у~о] — тут-тот;

[э-а] — села-сало; [°~а] — сом-сам; [у-а] — стул-стал; [у-э] — ухо-эхо. Подсистема английских гласных характеризуется наличием девяти дифтонгов: [ei, ai, гл; аи, ои: ю, ЕЭ, ТЮ, иэ]. Эти дифтонги образуют ряд оппозиций с монофтонгами и особенно много (до 36) оппозиций друг с другом. В русской подсистеме гласных дифтонги отсутствуют. Существую-щие в ряде слов фонетические дифтонги фонологически дифтонгами не являются, так как они состоят из двух фонем — гласной и неслогового [и], которое в случае присоединения к соответствующему слову словоизменительной или словообразовательной морфемы, начинающейся с гласной, присоединяется к последующему гласному; ср.: край — края [ кра-йъ], дай — даю [длйу] Дистрибуция гласных фонем в обоих языках имеет типологические различия. В английском языке завершать открытый слог, то есть слог со структурой CV, могут только долгие гласные или дифтонги, а в неударной позиции гласный [э], имеющий различное графическое выражение; ср.: potato [pa'teitoes] — картофель, female [ fi:meil] — женщина, pupil [ pju:pl| — ученик, teacher j ti:tfa] — учитель.

12.Типология согласных в руск и англ языках. Общее число согласных фонем в АЯ составляет 24 фонемы, в РЯ— 35 фонем. Значительное превышение числа согласных фонем в РЯ происходит за счет наличия в его фонолог. системе мягких коррелятов твердых фонем.В подсистеме согласных обоих языков имеются как взрывные, так и щелевые, и сонорные фонемы, а также аффрикаты. В АЯ существует 6 зон артикуляции — лабиальная, интердентальная, альвеолярная, среднеязычная, заднеязычная и гортанная. В РЯ интердентальная и гортанная зоны артикуляции отсутствуют, а вместо альвеолярной имеется дентальная зона . Класс взрывных:в АЯ — [р, t, k; b. d, g];в РЯ— [п, т, к, б, д, г]. Класс щелевых: в АЯ — [f, 0, s, J; w, v, б, z, 3, h]; в РЯ— [ф, с, ш, х, в, з, ж]. Класс аффрикат наиболее ограничен в обоих языках: в АЯ— [tf; 03];в РЯ — [ч, ц].Класс сонорных:в АЯ— [m, n, г, 1, j, rj|; в РЯ— [м, н, р, л, й]. Класс долгих согласных:в АЯ— отсутствуют; в РЯ— [ж':, ш':]. Как в англ., так и в рус. подсистеме согласных существует корреляция по звонкости — глухости.В отличие от англ.в рус. подсистеме существует еще один тип корреляции — корреляция по палатальности — непалатальности. Английской подсистеме согласных явление нейтрализации несвойственно. В русской подсистеме согласных наиболее четко выделяются два типа оппозиций: твердость — мягкость и глухость — звонкость В АЯ существенно важным является один тип оппозиции: глухость — звонкость.

13.Изоморфизм и алломорфизм в системе гласных и согласных.

Для типологии очень важно установить сходство или подобие систем различного объема и масштаба.

Такое подобие, или параллелизм, отдельных звеньев структуры языка, отдельных микро- или макроструктур, ее составляющих, получило название изоморфизм. Макаев определяет изоморфизм как «однотипность структуры языковых единиц различных уровней, следствием чего является или может являться однотипность отношений между этими единицами на разных уровнях» Такое понимание изоморфизма, по мнению Макаева, отражает особенности структуры языка и связано с его различными уровнями. Оно будет способствовать выявлению однотипного характера структур единиц различных уровней, таких, как ограниченное количество инвариантов при неограниченном числе вариантов, наличие парадигм, образуемых единицами всех уровней; дает возможность реконструировать различные уровни языка, что имеет отношение к построению типологической грамматики. Одной из целей топологического описания языка следует считать выявление изоморфизма различных языков, то есть установление подобия или сходства не только микросистем, но также и подсистем и целых систем ряда языков. Изоморфизму противостоит алломорфизм,, свидетельствующий о разнотипности структуры языковых единиц, составляющих данный уровень.

ТИПОЛОГИЯ СЛОГОВЫХ СТРУКТУР

В современном языкознании отсутствует единая концепция слога. Представители теории выдыхательного толчка Р. Стетсон и Г.Суит, полагают, что слог как комплексная единица соответствует выдыхательном толчку, возникающему в процессе производства речи и образуется с его помощь. Количество слогов, согласно данной теории, соответствует количеству выдыхательных толчков, что не находит подтверждения в фактах языка(слово де-ре-во, состоящее из трех слогов произносится с одним выдыхательным толчком; английское слово Russian произносится не с двумя, а с одним выдыхательным толчком). Сторонники теории сонорности (О.Есперсен, Д.Джоунз) считают что слог образуется фонемами путем группировки менее сонорных фонем возле более сонорных. Есперсен показал, что наибольшей степенью сонорности обладают широкие гласные, за ними узкие гласные и сонорные согласные. Шумные взрывные и фрикативные, звонкие и глухие, группируясь вокруг гласных или сонантов- образуют слог. Слог- эта комплексная фонологическая единица- представляет собой дугу мускульного, постепенно нарастающего напряжения, и доходящего до своей вершины, а затем постепенно спадающего.

Как в русском так и в английском языке существует четыре типа слога: 1.полностью открытый (только один гласный: монофтонг или дифтонг)рус. Союз и; предлог о; Англ. Eye, ear, are; 2.полностью закрытый слог (есть начальный и конечный согласный) сад, дом,hat, tp,look; 3.прикрытый слог (есть один начальный согласный и гласный) на, до, то,day, know, far; 4.закрытый слог (есть гласный и конечный согласный) ил, от, им,is, ice, arm; Число типов слоговых структур в русском языке не превышает 20, в английском 23. Критерии определения типа слоговых структур: 1)образование вершины слога гласным звуком или неслоговым согласным 2)число согласных в препозиции к вершине слога 3)число согласных в постпозиции к вершине слога.

ТИПОЛОГИЯ УДАРЕНИЯ

Под ударением понимается выделение различными фонетическими средствами одного из слогов в составе слова или словосочетания. Под типом ударения следует понимать некоторую устойчивую совокупность структурно-акустических признаков, характеризующих данное ударение как суперсегментное фонологическое средство. Свойства ударения: 1)Природа ударения: силовое или динамическое(определяется силой выдоха); музыкальное(высота тона); количественное (долгота звука). 2) Место ударения: может быть неподвижным или фиксированным (прикреплено к определенному слогу в слове); подвижным (может перемещаться в слове с одного слога на другой).

3)Качество ударения: главное- выделительная функция; второстепенное- вспомогательная функция.

4)Функция ударения: словоразличительная (замок-замок); форморазличительная- различие словоформ одного и того же слова (года-года; игры-игры). Ударение в сопоставляемых языках по своей природе сходно, разница лишь в том, что в английском языке ударение преобладает высотный компонент, а в русском- квантативный. По месту значительно отличаются друг от друга. Английское ударение может считаться неподвижным, так как чаще всего ударение на первой слоге. Оно сохраняется на том же слоге если к корневой морфеме прибавляются словообразовательные морфемы (power-powerful; free- freedom но economy- economical). Русское ударение является подвижным(заметить-замечать; слово- словарь). В английском языке существует отчетливо выраженное вторичное ударение в словах с кол-вом слогов более четырех, там главное ударение падает на второй или третий слог от конца (celebration, operation). Функции ударения в обоих языках различны. В русском оно служит для разграничения отдельных лексем (мука- мука) и отдельных словоформ (мн.числа именительного падежа и форм ед. числа родительного падежа сущ. Женского и среднего рода) зимы-зимы, ноги-ноги. В английском языке ударение служит средством различения двусложных слов, относящихся к различным частям речи: на первом слоге двусложного слова- существительные import, export, imprint Положение дарения на втором слоге характерно для глаголов import, export, imprint.

ТИПОЛОГИЯ ИНТОНАЦИИ

Интонация служит важнейшим средством различения смысла воспринимаемой на слух ечевой цепочки. Интонация представляет собой: 1)методику, или различные формы движения тона в звучащем предложении; 2)различные виды ударения;3)паузы;4)тембровые варианты. Термин «синтагма» может быть использован для обозначения единицы измерения интонации. Каждая синтагма состоит из трех компонентов: безударной части, с которой начинается движение тона, шкалы, составляющей основную часть синтагмы, содержащей комплекс ударных и безударных слогов, объединённых интонационным рисунком и завершения, замыкающегося обычно паузой. Таким образом, единицей интонационного членения мы будем считать отрезок речевой интонации от начала движения тона до его завершения, чаще всего ограниченный паузой, состоящей из предударной части, шкалы и завершения, накладывающихся на одну смысловую группу. Основным критерием определяющим тип смысловой синтагмы следует считать харатер движния тона, определяющий мелодический рисунок синтагмы. Движение тона может быть либо нисходящим либо восходящим. Завершение может иметь один из трех тонов: нисходящий, восходящий или ровный. Восходящий или ровный. Миша приехал.- с падающим завершение- констатация факта с восходящим- вопрос. Типы интонационных синтагм: 1)С понижающейся шкалой. Движение тона начинается чаще на среднем уровне и опускается в каждом последующем ударном слоге. Завершение может быть различным, что дает основание выделить 3 подтипа:1.с нисходящим завершением используется для повествовательны предложений, побудительных, восклицательных, вопросительных.2.с нисходящим и восходящим с интонацией: незаконченных прдложений(он сказал что…) и общих вопросов, начинающихся со вспомогательных глаголов (Did you have good crossing?)

3.с понижающейся шкалой и ровным завершением- вводные предложения, следующие за прямой речью с падающим завершением. 2)С повышающейся шкалой. Повышение высот тона от низкого или среднего вплоть до завершения синтагмы. В зависимости от характера завершения синтагмы выделяют 2 подтипа:1.с восходящим завершением (вопросительные предложения без вопросительных слов, вопросительные предложения начинающиеся со слов разве) Разве вы знакомы? Вопросительные предложения без сказуемого, начинающиеся союзом А они? А ваш муж?2.с нисходящим завершением (вопросительные предложения с частицами неужели и ли Неужели вы так и не припомнит где мы встретились? Вопросительные предложения начинающиеся со лова разве Разве ты получил письмо от брата? Вопросительные предложения с инверсие сказуемого Говорите ли вы по- английски? Альтернативных вопросов с союзом или Предложения содержащие перечисление). 3)С ровной шкалой. Отсутствие изменения высот тона (ответные вопросительные предложени, повторяющие вопрос Что ты будешь делать завтра?- Что я буду делать?; вводные слова и предложения; предложения при чтении поэтических произведений).

Наши рекомендации