Вопрос 16. сказочные повести а.а.милна о винне-пухе и его друзьях.
Алан Александр Милн родился 18 января 1882 года в Лондоне, в незнатной, но обеспеченной семье. С детства мечтал стать писателем. Он учился в небольшой частной школе, владельцем которой был его отец, Джон Милн. Одним из его учителей в 1889 – 1890 годах был писатель-фантаст Герберт Уэллс, который впоследствии поддержал литературные начинания Алана Милна. Будущий писатель окончил математический факультет Кембриджского университета, однако увлечение литературным творчеством оказалось сильнее.
Сочинять истории о Винни-Пухе Милн начал для своего единственного сына – Кристофера Робина, родившегося в 1920 году. Сказки о Винни-Пухе и его друзьях Милн рассказывал сыну на ночь. Когда мальчику исполнился один год, ему подарили плюшевого медвежонка, которого назвали Винни-Пухом. Потом у Кристофера появился игрушечный ослик Иа-Иа и поросенок Пятачок. Позже эту компанию дополнили Кенга и Тигра, а Сову и Кролика Милн придумал для сказки.
Кристофер подрастал, и в детской разыгрывались настоящие спектакли, в которых принимали участие все члены семьи – отец, мать, маленький сын и его игрушки, которые в сказке вели себя как живые существа. Так в 1926 году вышла первая книжка «Винни-Пух», которая включала в себя десять историй про медвежонка и его друзей. А через два года появилась вторая книга «Дом на Пуховой Опушке», куда вошли еще десять историй про Винни-Пуха. В 1925 году Милн приобрел большой сельский дом со службами и большим лесом в 200 гектаров – Кочфордскую ферму, где в основном и разворачивалось действие сказки.
Милн написал для своего сына и другие произведения. У него вышел сборник «Истории про Кристофера Робина», «Книга для чтения о Кристофере Робине», «Истории ко дню рождения о Кристофере Робине» и даже такая занимательная книжка, как «Алфавит Кристофера Робина». Кроме этих, он написал и другие небольшие детские произведения.
Замечательный плюшевый медвежонок Винни-Пух после своего появления на свет стал очень популярен и начал путешествовать по всем странам мира. Книги о его приключениях были изданы на многих языках мира, в том числе и на русском языке. Героев писателя Алана Милна знают и любят дети во всем мире. По мотивам сказок сняты мультфильмы, а в Лондонском зоопарке даже стоит памятник Винни-Пуху.
Эта сказка – фейерверк радости и оптимизма. Она словно не подчинена законам сказочного жанра. В ней нет драматических ситуаций, борьбы Добра и Зла, она легка и улыбчата, а все приключения, происходящие с игрушками Кристофера – персонажами этой сказки, - очень похожи на детские игры. Писатель поселил мальчика и его медведя вместе с другими героями - игрушками в Сказочном Лесу. Ее герои любят друг друга, потому что умеют видеть и ценить то хорошее, что есть у всех: ученая Сова – порядочная зануда, но действует всегда из лучших побуждений; Кролик – интриган и любитель командовать, вместе с тем хлебосольный хозяин; Винни-Пух, хотя и сетует на опилки в голове, не упускает случая блеснуть своими познаниями. Он немножко обжора, немножко поэт, Винни-Пух жизнерадостен и на каждый случай сочиняет песенку, которую громко распевает.
Неунывающий Пух готов всегда придти на помощь друзьям и одарить их своим оптимизмом. Наверное, за это Кристофер Робин любит «глупенького мишку» больше всех остальных игрушек. А сам Кристофер Робин – деликатный мальчик, который всегда приходит на выручку зверятам и не обижает их.
Лес – психологическое пространство детской игры и фантазии. Все, что совершается там, есть миф, рожденный воображением Милна-старшего: дело в том, что по мере повествования герои выходят из подчинения автора и начинают жить своей жизнью.
Время в этом Лесу также психологично и мифологично: оно движется только в пределах отдельных историй, ничего не меняя в целом. «Давным-давно, кажется, в прошлую пятницу…» - так начинается одна из историй. Герои знают дни недели, часы определяют по солнцу. Это циклическое, замкнутое время раннего детства.
Плюшевый медведь Винни-Пух – воплощение оптимизма. И хотя голова набита опилками, ему приходится много думать, он невероятно изобретателен. То он изображает из себя тучку на синем небе, пытаясь обмануть пчел и полакомиться медом («Я притворюсь, как будто я маленькая черная тучка. Тогда они не догадаются!»), то решает вырыть Очень Глубокую Яму, чтобы поймать Слонопотама («Первое, что пришло Пуху в голову, - вырыть Очень Глубокую Яму, а потом Слонопотам пойдет гулять и упадет в эту яму, и…»).
Юмористические ситуации связаны в большинстве случаев с тем, голова Винни-Пуха набита опилками, и он не сразу может сообразить, что происходит. Так, Пух допытывается кто все же отвечает из норы Кролика, и как это может быть, если совсем никого нет дома «Он подумал так:” Не может быть, чтобы там совсем-совсем никого не было! Кто-то там все-таки есть – ведь кто-нибудь должен же был сказать:” Совсем-совсем никого!”». Или не понимая словесной вязи Совы, он переспрашивает «Что значит Бычья Цедура?»
Но для всех обитателей Леса непресекаемым авторитетом остается Кристофер Робин. Именно ео зовут на помощь в трудных случаях, именно он – самый умный: он умеет писать, он изобретательный и знающий, он придумывает «Экспедицию» на Северный Полюс, о котором звери не имеют ни малейшего понятия.
Тематика произведения – приключения игрушечных героев в сказочных ситуациях; о дружбе и взаимопомощи.
Основная мысль этого произведения – детство – неповторимая пора, и каждый ребенок является первооткрывателем своего мира.
Сказка также щедро дарит радость в игру словами, предлагая шутливые словесные игры, соответствующие детскому восприятию языка. Так, дети, встречая незнакомое слово, часто дают ему ошибочное толкование. Однажды Кролик и Сова, прочитав записку «УШОЛЩАСВИРНУС», решили, что Кристофер Робин отправился куда-то с таинственным ЩАСВИРНУСОМ, Пятнистым и Травоядным. Однако на утро появилась новая записка: «Ушел сейчас вернусь». Или когда кролик угощает Пуха, и спрашивает с чем ему дать хлеб – с медом или сгущенным молоком, Пух отвечает: «И с тем и с другим», - а потом спохватывается, что это невежливо и добавляет, что хлеба можно и совсем не давать. Отказ медвежонка от хлеба в пользу сладкого в сочетании с «вежливостью» создает комический эффект.
Сказка Милна пленяет интонацией, в которой добродушная насмешка соединилась с непринужденностью. Сочетание этих качеств выразило радостное ощущение жизни – прелесть ее шутливых ситуаций. В этом секрет необычной популярности сказки Милна, переведенной на многие языки народов мира.