Управление в современном русском языке
Учебный год
Тема: Синтаксические нормы и типичные ошибки, связанные с нарушением этих норм.
Вопросы для обсуждения:
- Понятие синтаксиса и синтаксических норм.
- Типичные случаи нарушения синтаксических норм.
Информация для справки.
Управление в современном русском языке
Ошибки могут возникнуть при неправильном управлении, когда в словосочетании зависимое слово ставится не в том падеже, которого требует главное слово. Назовем несколько трудных случаев.
1. Предлоги благодаря, согласно, вопреки употребляются только с Д.п. (вопросы: кому? чему?): благодаря (чему?) реформам, согласно (чему?) приказу.
2. Предлоги ввиду, вследствие требуют Р.п. (вопросы: кого? чего?): ввиду (чего?) недостатка денег.
3. Предлог по (в значении «после») употребляется с существительными и местоимениями (мы, вы) в П.п. (вопросы: о ком? о чем?) (по прибытии поезда, соскучились по нас/вас).
4. Одна из распространенных ошибок – употребление словосочетания с предлогом вместо словосочетания без предлога. Например: мы увидели об этом по телевизору (нужно: мы увидели это по телевизору); он разъяснил о допущенных ошибках (нужно: он разъяснил ошибки). Для того чтобы избежать нарушений нормы, необходимо найти в словосочетании главное по смыслу слово и задать от него вопрос к зависимому слову.
Употребление предложений с однородными членами
Однородные члены предложения– это главные или второстепенные члены предложения, выполняющие одинаковую синтаксическую функцию (т. е. являющиеся одними и теми же членами предложения: подлежащими, сказуемыми, определениями, дополнениями, обстоятельствами), отвечающие на один и тот же вопрос и произносящиеся с интонацией перечисления.
1. Не следует соединять в качестве однородных членов далекие по смыслу понятия (например: изучать музыку и болезни).
2. При двух или нескольких однородных членах ставится общее зависимое слово только при условии, если эти однородные члены требуют одинакового падежа и предлога (например: читать (что?) и конспектировать (что?) книгу). Неправильными являются предложения, в которых общее зависимое слово имеется при однородных членах, требующих разного падежа (например, любить и увлекаться спортом – любить (что?), увлекаться (чем?)). Обычно ошибки можно исправить, добавляя ко второму однородному члену местоимение, заменяющее зависимое слово при первом однородном члене (например, любить спорт и увлекаться им).
Употребление предложений с деепричастными и причастными оборотами
1. В предложениях с причастным оборотом необходимо соблюдать следующий порядок слов: главное слово → причастный оборот или причастный оборот → главное слово. Нельзя вставлять главное слово внутрь причастного оборота! Например: лежащая книга на столе; правильно: книга, лежащая на столе / лежащая на столе книга.
2. Деепричастный оборот не может быть употреблен, если действие, выраженное глаголом, и действие, выраженное деепричастием, относятся к разным лицам. Например: Возвращаясь домой, меня застиг дождь. В этом предложении дождь (что сделал?) застиг, возвращаясь домой → дождь застиг, но он домой не возвращался. Правильно: Когда я возвращался домой, меня застиг дождь.
3. Деепричастный оборот не может быть употреблен в безличном предложении. Например: Подходя к лесу, мне стало холодно. В этом предложении сказуемое стало холодно, подлежащего нет, и его нельзя вставить в предложение (я, мы, ты, вы, он, она, оно, они – стало холодно). Правильно: Когда я подходил к лесу, мне стало холодно.
4. Исключения составляют предложения, в которых есть глагол, отвечающий на вопросы: что делать? что сделать? (например: Отвечая на этот вопрос, необходимо (что сделать?) заметить…)
Раскройте скобки и напишите правильную форму слова.
1) Приехать по (окончание совещания);
2) возвратиться по (завершение строительства);
3) приступить к обязанностям по (истечение срока стажировки);
4) расписаться по (ознакомление с решением);
5) принять решение по (прибытие на место);
6) написать отчет по (окончание работ);
7) по (прибытие товара);
8) оборудование должно быть испытано вновь по (устранение дефектов).
Задание 3.
Задание 5.
Учебный год
Тема: Синтаксические нормы и типичные ошибки, связанные с нарушением этих норм.
Вопросы для обсуждения:
- Понятие синтаксиса и синтаксических норм.
- Типичные случаи нарушения синтаксических норм.
Информация для справки.
Управление в современном русском языке
Ошибки могут возникнуть при неправильном управлении, когда в словосочетании зависимое слово ставится не в том падеже, которого требует главное слово. Назовем несколько трудных случаев.
1. Предлоги благодаря, согласно, вопреки употребляются только с Д.п. (вопросы: кому? чему?): благодаря (чему?) реформам, согласно (чему?) приказу.
2. Предлоги ввиду, вследствие требуют Р.п. (вопросы: кого? чего?): ввиду (чего?) недостатка денег.
3. Предлог по (в значении «после») употребляется с существительными и местоимениями (мы, вы) в П.п. (вопросы: о ком? о чем?) (по прибытии поезда, соскучились по нас/вас).
4. Одна из распространенных ошибок – употребление словосочетания с предлогом вместо словосочетания без предлога. Например: мы увидели об этом по телевизору (нужно: мы увидели это по телевизору); он разъяснил о допущенных ошибках (нужно: он разъяснил ошибки). Для того чтобы избежать нарушений нормы, необходимо найти в словосочетании главное по смыслу слово и задать от него вопрос к зависимому слову.